Лекции по "Торговой деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 23:55, лекция

Описание работы

1. Торговая деятельность: основные понятия. Предмет и функции торгового дела
2. Нормативная база торговой деятельности. Правила торгового обслуживания населения.
3.Товарооборот торгового предприятия. Формирование цен на товары и контроль за их соблюдением.

Файлы: 1 файл

Основыне понятия торговой деятельности.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

1. Торговая  деятельность: основные понятия. Предмет и функции торгового дела

Торговая деятельность: основные понятия.

Торговля является одной из ведущих  отраслей экономической деятельности современной страны, более развитой формой предпринимательства. Сегодня тяжело найти предприятие, одним из видов уставной деятельности которого не была бы торговля товарами.

Под товаром в широком значении понимают материальную или нематериальныу собственность, которая реализуется на рынке. Товаром могут быть продукты как физического, так и умственного  труда, результаты услуг, сама способность к труду, земля и ее недры - все, что имеет потребительскую стоимость и может обмениваться на другой товар (деньги) собственником. В узком значении под товаром понимают продукт труда, изготовленный и предназначенный для обмена.

В общественном питании товар - это приобретеные для дальнейщей продажи или переработки и продажи продукты, сырье. Например, товары, приобретенные для последующей продажи, которые не, подлежат последующей кулинарной обработке: хлеб и хлебобулочные изделия, стоимость которых не включается в стоимость обеда; кондитерские изделия; сигареты, табак, спички и тому подобное.

Торговая деятельность осуществляется субъектами предпринимательской  деятельности всех форм собственности при наличии у них сертифкатов на право осуществления такой деятельности.

Основные понятия, которые характеризуют торговую деятельность:

Торговля - особенная деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи, которая представляет собой совокупность специфических, технологических и хозяйственных операций, которые направлены на обслуживание процесса обмена. Это форма товарного обращения, которое осуществляется при посредничестве денег.

Торговая деятельность – инициативная, самостоятельная деятельность юридических лиц и граждан относительно осуществления купли и продажи потребительских товаров с целью получения прибыли.

Внутреняя торговля - сфера предпринимательской деятельности по реализации товарной продукции на вышеуказанном рынке страны субъектами хозйствования всех форм собственности, которая охватывает обращение средств производства и потребительских товаров и включает оптовую торговлю и посредничество в торговле, розничную торговлю.

Оптовая торговля - сфера предпринимательской деятельности по приобретению и соответствующего превращения товаров для следующей их реализации предприятием розничной торговли, другим субъектам предпринимательской деятельности.

Розничная торговля - сфера предпринимательской деятельности по продажи товаров или услуг на основании устного или письменного договора купли-продажи  непосредственно конечным потребителям для их собственного некоммерческого использования.

Рыночный сбор - плата за торговые места на рынках и в павильйонах, площадках для торговли из автомашин, ручных тележек, которая взымается с юридических лиц и граждан, которые реализуют сельскохозяйственную  и промышленную продукцию и другие товары на рынках.

Торговое предприятие  - основное звено сферы обращения, каторое имеет хозяйственную и юридическую самостоятельность, осуществляет продвижение товара от производителей к потребителям путем купли-продажи и реализует собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, которые представлены на рынке.

Договор купли-продажи  - устное или письменное соглашение между потребителем и продавцом (исполнителем)  о качестве, сроках, цене и других условиях, по которым осуществляется купля-продажа, работы и услуги. Письменное соглашение может быть оформленна квитанцией, товарным или кассовым чеком или другими документами.

Расходы обращения - расходы в стоимостном выражении, связанные с продвижением товаров от производителя к потребителю.

Торговая надбавка - часть розничной цены товара, предназначенная для покрытия расходов обращения и обеспечения прибыли розничных торговых предприятий.

Оптовая надбавка - составная часть оптовой цены товара предназначенная для покрытия расходов обращения и создания прибыли оптово-сбытовых организаций.

Прибыль торговая - выраженная в денежной форме разниця между валовыми доходами и валовыми расходами обращения.

Валовой доход - сумма всех доходов от продажи товаров и других видов деятельности торговых предприятий.

Цена – выраженная в денежной форме стоимость единицы товара.

Розничная цена - цена, по которой реализуются товары конечным потребителям.

Отпускная цена - цена, по которой предприятие или сбытовая организация реализуют продукцию производственным или торговым предприятиям для следующей ее переработки или реализации.

Цена оптовая - цена товара при условии его продажи большими партиями (оптом).

 

 

Предмет и  функции торгового дела.

Важным аспектом в организации  торгового дела является определение ее предмета и выяснения функций, которые  выполняет торговое предприятие.

Предметом торгового дела являются:

- совокупность отношений, которые возникают в процессе продвижения товаров от производителей  к потребителям;

- механизм и формы проявления экономических законов развития общества в сфере обращения в условиях ограниченности ресурсов и конкуренции за их использование;

- сущность, закономерность и принципы функционирования хозяйственного механизма субъектов товаропроизводственной сети, которые проводят деятельность исходя от потребностей и уровня развития общества.

Важнейшими функциями торговли являются:

- реализация производственной потребительской стоимости товаров. Выполнение этой функции создает экономическую предпосылку воссоздания совокупного общественного продукта, соединяя производство с потреблением;

- доведение предметов потребления  до потребителей. Для обеспечение  данной функции торговля организовывает пространственное передвижение товаров от производителей к потребителям (транспортировка, хранение);

- поддержка баланса между предложением и спросом с одновременным активным влиянием на производство в части объема и ассортимента продукции, которая изготовляется;

- сокращение расходов торгового  предприятия путем усовершенствования технологии продажа, информационных услуг и др.;

- разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение  цены, создание служб сервиса и другое.

Использование концепции маркетинга как мощного инструмента, посредством которого могут успешно выполняться функции торговли, требует формирования рыночной среды и новых подходов к деятельности торговых предприятий.

Основная функция торговли - продажа (реализация) товаров потребителям - сопровождается превращением товарной формы стоимости на денежную, это можно представить в виде формулы Д-Т-Д.

Для реализации своей основной функции торговое предприятие выполняет и ряд вспомогательных функций: изучение спроса потребителей, заключение договоров на поставку товаров, организация доставки товаров из мест их производства, обеспечение хранения товаров, формирование товарного ассортимента и тому подобное.

 

2. Нормативная  база торговой  деятельности. Правила торгового обслуживания населения.

 

Нормативная база торговой  деятельности.

Торговая деятельность в Украине  регулируется Законами Украины "О  предпринимательстве", "О защите прав потребителей", "О предприятиях в Украине", "О потребительской кооперации", "О внешнеэкономической деятельности", "Об обеспечении санитарного и эпидемического благосостояния населения", "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности", "О применении электронных контрольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг при расчетах с потребителями в сфере торговли, общественного питания и услуг", декретом Кабинета Министров Украины "О налоге на промысел" и др.

В соответствии с этими  законодательными актами субъекты предпринимательской  деятельности  юридические лица для осуществления торговой  деятельности должны иметь:

- свидетельство о государственной  регистрации;

-разрешение на размещение объекта торговли (решения сесии местного совета народных депутатов) или договор аренды помещения;

- лицензии или их копии, утвержденные соответствующим органом, который выдал лицензию;

- торговый патент на каждую  торговую точку - обычный или льготный в зависимости от ассортимента или вида товара;

- квитанцию об уплате рыночного  сбора за торговлю на территории рынка в случае, если субъект предпринимательской деятельности проводит торговлю не в стационарном помещении. Размер рыночного сбора устанавливается решением местного совета народных депутатов;

- соответствующие документы на  товар: накладные, сертификат качества и другие документы, которые подтверждают происхождение товара;

- регстратор расчетных операций (РРО), который используется при  торговле в стационарных помещениях, а в отдельных предусмотренных  законодательством случаях - товарно-кассовую  книгу (ТКК). К РРО нужно вести журнал, иметь регистрационное свидетельство, акт пломбирования, ключи "2-отчет"

Субъекты предпринимательского деятельности - физические  лица при  осуществлении розничной торговли должны иметь:

- свидетельство о государственной  регистрации предпринимателя, которое выдается органом местного самоуправления по месту прописки гражданина;

- разрешение на размещение объекта  торговли или договор аренды  помещения;

- квитанцию об уплате рыночного  сбора (за торговлю на рынке);

- торговый патент на каждую  торговую точку - обычный или льготный в зависимости от ассортимента или вида товара. Предприниматели, которые осуществляют торговую деятельность с лотков, при этом платят рыночный сбор на терптории рынка, могут платить фиксированный налог путем приобретения патента;

- электронный контрольно-кассовый  аппарат - в стационарных помещениях  или товарно-кассовую книгу в  отдельных случаях, предусмотренных  действующим законодательством;

- книги учета доходов и расходов;

  • накладные и документы о прохождении товара.

Граждане, оформленные на работу согласно с договорами, заключенными с субъектами

предпринимательской деятельности - юридическими  или физическими  лицами, для реализации их товара во время осуществления торговли должны иметь:

- паспорт;

- трудовое соглашение, соглашение кряду или поручения, поручение или другие документы, которые подтверждают взаимоотношения с владельцем товара;

- разрешение на размещение объекта  торговли или соглашение об  аренде помещения;

- в стационарных помещениях - электронный  контрольно-кассовый аппарат;

- на лотках - товарно-кассовую книгу;

- лицензии на розничную торговлю  алкогольными напитками и табачными  изделиями в специально оборудованных  помещениях согласно с законодательством;

- торговый патент на торговую  точку, документ, каторый подтверждает  уплату фиксированного налога, если оплачено рыночный сбор и торговля ведется с лотка;

- квитанцию об уплате рыночного  сбора при торговле на рынке;

- накладные и документы о  происхождении товара.

Граждане Украины, иностранные  граждане и лица без гражданства, которые не зарегистрированы как субъекты предпринимательской деятельности (СПД), осуществляя розничную торговлю, должны иметь при себе такие документы:

- паспорт;

- одноразовый патент на торговлю, который выдается государственными  налоговыми органами на 3 или 7 дней, но не больше 4-х раз в год (продажа транспортных средств при наличии такого патента разрешена один раз на год);

- квитанцию об уплате рыночного  сбора, если торговля проводится на рынке;

- справка местных советов народных  депутатов о выращенной продукции (если реализуется такая продукция) из собственного подсобного хозяйства, приусадебных, дачных участков, при реализации продукции животноводства, пчеловодства, продажи нутрий, птицы как в живом виде, так и продукции их забоя в сыром виде и в виде первичной обработки, при наличии соответствующей справки одноразовый патент на торговлю не покупается.

Все предприятия   розничной  торговли независимо от форм собственности  должны вести Книгу отзывов и  предложений.

Книга отзывов и предложений покупателей должна находиться в торговом зале магазина на видном и доступном месте.

Покупатель, который пожелал сделать  запись в Книге отзывов и предложений,  не обязан: предъявлять любые документы, которые удостоверяют лицо и объяснять  причины, которые побуждали его сделать записи в книге.

Информация о работе Лекции по "Торговой деятельности"