Лекции по "Торговой деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 23:55, лекция

Описание работы

1. Торговая деятельность: основные понятия. Предмет и функции торгового дела
2. Нормативная база торговой деятельности. Правила торгового обслуживания населения.
3.Товарооборот торгового предприятия. Формирование цен на товары и контроль за их соблюдением.

Файлы: 1 файл

Основыне понятия торговой деятельности.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

-товаров ассортимента подарка к праздникам и новогодних подарков для детей.

Кроме дохода от продажи товаров, торговые предприятия могут получать доходы и из других источников, в частности, от посреднической деятельности и от других видов деятельности.

Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  цен на товары и контроль за их соблюдением.

Понятие и виды цен     

В условиях когда предприятия  могут свободно покупать и продавать товары на внутреннем и внешнем рынке, предпосылкой обеспечения успешного бизнеса является обеспечение правильности формирования цен

Цена - денежное выражение стоимости товара, услуги.

Виды цен:

1.В зависимости от стадии  товарного обращения:

- Оптовая - Цена по которой предприятие-производитель реализует свою продукцию оптовым покупателям. 0птовая цена состоит из цены предприятия-производителя  (себестоимость плюс прибыль и скидки (наценки) в интересах сбытовой организации для покрытия сбытовых расходов и получения прибыли.

- Розничная  -  Цена, по которой товары продаются конечным потребителям. Она включает в себя стоимость затрат производителей товара и торговых организаций

- Покупная - Цена, по которой товар приобретен

- Продажная - Цена по которой товар реализовано оптом, мелким оптом, в розницу.

- Договорная  -Цена, которая устанавливается по договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) товаров, услуг.

- Отпускная -Цена, которая состоит из себестоимости, прибыли и налогов

            - Свободная - Цена, которая устанавливается продавцом товара с учетом конъюнктуры рынка, спроса и предложения.

Розничные цены на товары народного потребления - это цены на товары непроизводственного потребления, по которым их продают независимо от формы расчетов непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их собственного некоммерческого использования.

Договорные цены могут быть твердыми (фиксированными), переменными или  ценами со следующей фиксацией. При  условии твердой цены в договоре фиксируется конкретная сумма, которая не изменяется и должна 6ути учтена при оплате. В условиях инфляции фиксированная цена выгодная, в первую очередь, покупателю. Продавец, согласившись на фиксированную цену, может очутиться в невыгодных условиях, ведь за период между моментом заключения соглашения и началом выполнение фактическая цена может существенно увеличиться. Цены со следующей фиксацией в договоре не отмечаются. В таком случае фиксируются способы ее определения и соответствующие источники, на которые будут ориетироваться стороны на момент оплаты.

На данный период законодательством о ценах и ценообразовании установленны свободные цены, а также государственные фиксированные и регулируемы цены.

Государственная регуляция цен и тарифов предусмотрено только на отдельные виды товаров, которые указаны в специальном перечне, разработанном Кабинетом Министров Украины"О ценообразовании в условиях реформации экономики".

 В Ураинепредусмотренные следующие виды цен:

-  свободная отпускная цена промышленного (производственного) предприятия;

- свободная отпускная цена оптового предприятия;

- свободная розничная цена на товары, которые реализуются населению.

Порядок  ценообразования.    

 Соблюдения порядка ценообразования на товары и ценообразования на  услуги является важным условием правильной организации бухгалтерского и налогового учета товарных, расчетных и других операций.

Свободные розничные цены в зависимости  от источников поступления товара формируются на основании и с учетом:

- цены производителя продукции;

- цены оптового торгового предприятия;

- цены закупки (покупной);

- таможенной  стоимости импортированного товара (с учетом таможенного сбора);

- сумм ввозной пошлины;

- сумм косвенных налогов в связи с приобретением товаров, которые не возмещаются предприятию, акцизного сбора, суммы НДС, если покупатель не является плательщиком НДС, или осуществляет одновременно облагаемые налогом и неналогооблагаемые этим налогом операции;

- расходов  на  заготовку,   разгрузочно - погрузочные  работы, транспортировку товаров, к месту их использования учитывая расходы по страхованию рисков транспортировки;

- других расходов, которые непосредственно связаны с приобретением товаров (прямых материальных расходов, прямых расходов на оплату труда и др.);

- торговых надбавок (что включают и налог на добавленную стоимость).

При формировании розничной цены на отдельные товары дополнительно включаются законодательно установленные сборы.

Составные цены оптового и розничного предприятия торговли можно  отобразить в виде формул:

Уот=[Уотп.+(Во+Пр)]+НДС,                    (1.1)

 где: Уот -отпускная цена товара предприятия оптоой торговли, грн.;

Уотп- отпускная цена продукции  производственного предприятия, грн.;

Во - расходы обращения оптового предприятия в расчете на единицу товара, грн.;

Пр - прибыль от реализации единицы  товара, грн.

Уроз=[Уот+(ор+Прр)]+НДС,                    (1.2)

 где: Уроз- отпускная цена товара предприятия розничной торговли, грн.;

Уот - отпускная цена товара предприятия оптовой торговли, грн.;

Вор - расходы обращения розничного предприятия в расчете на единицу  товара, грн.;

Прр - прибыль от реализации единицы  товара, которую ожидает получить розничное предприятие, грн.

    Пример 1.

   Оптовое предприятие "Мечта"  установило товарную надбавку в размере 45 %, тогда свободная цена оптового предприятия будет равняться:

     (184,62 х 145 : 100) = 267,70 (грн.)

Если товарная надбавка розничной  торговли будет составлять 50 %, то свободная  розничная цена будет равняться:

(267,70 х 150 : 100) = 401,65 (грн.)

Торговые надбавки - это часть стоимости товара, предназначенная для покрытия расходов предприятия, получения прибыли и уплати налогов. Уровень торговых надбавок (наценок) определяется продавцом самостоятельно, исходя из размеров расходов предприятия и уровня рентабельности.

Розничные цены могут повышаться за счет установления дополнительной наценки, которая действует в ночное время  работы предприятия. Основанием для ее установления является расчет наценки, в котором будут учтены дополнительные расходы, а также приказ руководителя торгового предприятия, в котором отмечается наименование групп товаров (или весь ассортимент), к которым применяются дополнительные наценки; размер установленной дополнительной наценки; время суток, в течение которого действует установленная дополнительная наценка; ответственного работника предприятия, на которого возлагаются обязанности выполнения этого приказа; другие указания.

С приказом должны быть ознакомленные работники предприятия, которые будут осуществлять продажу и расчеты за проданный товар в ночное время, и главный бухгалтер, который должен обеспечить отображение операций по продажи товаров с дополнительной наценкой в бухгалтерском и налоговом учете.

Для того, чтобы избежать любых  претензий покупателей или Контролирующих органов, один экземпляр приказа, заверенный подписью руководителя предприятия, должен быть непосредственно на торговой точке (например, у кассира-операциониста  или у старшего продавца).

Обязательным условием применения дополнительной наценки является доведение сведений об этом  покупателям посредством объявлений, размещенных в доступных местах в помещении торгового предприятия, а также в витринах или рядом с табличкой о режиме работы торгового предприятия.

Рассмотрим на примере  порядок формирования цены.

Торговые предприятия имеют  право самостоятельно устанавливать  свободные цены. Процесс формирования цен может быть различным в зависимости от избранной методики. Рассмотрим один из вариантов, который базируется на определении оптимальной цены закупки товара (расчет с учетом НДС):

1.Учитывая потребительский спрос  на товары, а также цены предприятий   конкурентов, определяют оптимальную  цену реализации товара (например, 6000 грн.)

2. Проанализировав величину операционных расходов, устанавливают уровень таких расходов в стоимости товаров (например, 900 грн, или 15 %} (6000 грн, х 15% = 900 грн. и необходимый уровень рентабельности (например, 600 грн, или 10%) (6000 грн, х 10% = 600 грн.)

3. Сумма показателей операционных  расходов и рентабельности составляет  минимальный размер торговой  надбавки ((15% + 10%) х 1,2 = 30%) (6000 грн, х х30%= 1800грн.)

4. Если высчитать из запланированной  продажной стоимости товара сумму товарной  надбавки,  получают  величину  максимально возможной закупочной цены товара (6000 грн, - 1800 грн = 4200 грн.)

5. Если товар будет закуплен  по более высокой цене, то торговое  предприятие рискует или не продать его через снижение спроса, или уменьшить размер своего дохода через уценку товара к реальной продажной цене.

Уровень торговой надбавки должен быть рассчитанный также выходя из фактических  показателей расходов за предыдущий период с учетом изменений статей расходов в плановом периоде (например, орендная плата, нормы амортизационных отчислений и тому подобное) планового товарооборота. Пример такого расчета приведено в табл. 1.

Таблица 1. Расчет величины плановой торговой надбавки

№ п/п 

3/11

Наименование показателей

Величина показателей, грн

1

Операционные расходы за прошедший  период

900

2

При6ыль

600

3

НДС (ряд, 1 + ряд. 2) х 20 %

300

4

Торговая надбавка (ряд, 1 + ряд, 2 + ряд.3)

1800

5

Плановый товарооборот

18000

6

Плановая торговая надбавка %

10


 

 

Кроме свободных цен по некоторым товарам государством устанавливаются:

- фиксированы цены, то есть цены неизменные в определенном периоде времени;

- регулируемы цены, то есть цены которые могут изменяться относительно базового уровня в соответствии с порядком, установленным государственными органами. Для розничной торговой сети это может быть установление максимального уровня цен или торговой наценки.

Правильно сформированная цена - это основа для получения прибыли предприятия, однако только правильная политика применения цен даст возможность реализовать товар по таким ценам и действительно эту прибыль получить. А для этого необходимо управлять ценами с учетом спроса и предложения на потребительском рынке товаров. Рычагами управления цен могут быть: переоценка товаров (дооценка и уценка) и применения системы скидок и дополнительных наценок.

Наряду с необходимостью покрытия операционных расходов и получения  прибыли в торговле чаще всего  необходимо учитывать и сроки  реализации товаров. По большинству продовольственных товаров они официально установлены, по другим - определяются экономической целесообразностью продажы.

Методика учета срока реализации в цене товара основана на использовании двух показателей:

- удельного веса реализованной части товара (Т, %);

  • удельного веса периода, за который реализованная часть товара (t, %}:

Т = (Тр : Тз) х 100 %,                                                                     (1.3)

где: Тр - общая стоимость реализованного товара;

Тз - общая стоимость закупленного товара.

t = (tр: tн) х 100 %,                        (1.4)

 где: tр - срок, за который реализованная часть товара;

tн- предельный срок хранения (эффективной реализации) данной партии товара.

Рассчитав приведенные показатели, можно сделать следующие выводы:

1) если Т > t - товары могут быть реализованные по  первоначальной стоимости к окончанию срока пригодности (срока рентабельной реализации); значительное превышение Т над t говорит о возможности повышения цены;

2) если Т = t - реализация товара проводится пропорционально сроку пригодности (рентабельной реализации). В таком случае необходимы постоянный контроль за стабильностью  реализации;

3) если Т < t - товар не будет реализован в пределах срока пригодности

(рентабельной реализации). Для попередження финансовых потерь необходимо уменьшить цену.

Информация о работе Лекции по "Торговой деятельности"