Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 23:55, лекция
1. Торговая деятельность: основные понятия. Предмет и функции торгового дела
2. Нормативная база торговой деятельности. Правила торгового обслуживания населения.
3.Товарооборот торгового предприятия. Формирование цен на товары и контроль за их соблюдением.
-товаров ассортимента подарка к праздникам и новогодних подарков для детей.
Кроме дохода от продажи товаров, торговые предприятия могут получать доходы и из других источников, в частности, от посреднической деятельности и от других видов деятельности.
Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы
Формирование цен на товары и контроль за их соблюдением.
Понятие и виды цен
В условиях когда предприятия могут свободно покупать и продавать товары на внутреннем и внешнем рынке, предпосылкой обеспечения успешного бизнеса является обеспечение правильности формирования цен
Цена - денежное выражение стоимости товара, услуги.
Виды цен:
1.В зависимости от стадии товарного обращения:
- Оптовая - Цена по которой предприятие-производитель реализует свою продукцию оптовым покупателям. 0птовая цена состоит из цены предприятия-производителя (себестоимость плюс прибыль и скидки (наценки) в интересах сбытовой организации для покрытия сбытовых расходов и получения прибыли.
- Розничная - Цена, по которой товары продаются конечным потребителям. Она включает в себя стоимость затрат производителей товара и торговых организаций
- Покупная - Цена, по которой товар приобретен
- Продажная - Цена по которой товар реализовано оптом, мелким оптом, в розницу.
- Договорная -Цена, которая устанавливается по договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) товаров, услуг.
- Отпускная -Цена, которая состоит из себестоимости, прибыли и налогов
- Свободная - Цена, которая устанавливается продавцом товара с учетом конъюнктуры рынка, спроса и предложения.
Розничные цены на товары народного потребления - это цены на товары непроизводственного потребления, по которым их продают независимо от формы расчетов непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их собственного некоммерческого использования.
Договорные цены могут быть твердыми (фиксированными), переменными или ценами со следующей фиксацией. При условии твердой цены в договоре фиксируется конкретная сумма, которая не изменяется и должна 6ути учтена при оплате. В условиях инфляции фиксированная цена выгодная, в первую очередь, покупателю. Продавец, согласившись на фиксированную цену, может очутиться в невыгодных условиях, ведь за период между моментом заключения соглашения и началом выполнение фактическая цена может существенно увеличиться. Цены со следующей фиксацией в договоре не отмечаются. В таком случае фиксируются способы ее определения и соответствующие источники, на которые будут ориетироваться стороны на момент оплаты.
На данный период законодательством о ценах и ценообразовании установленны свободные цены, а также государственные фиксированные и регулируемы цены.
Государственная регуляция цен и тарифов предусмотрено только на отдельные виды товаров, которые указаны в специальном перечне, разработанном Кабинетом Министров Украины"О ценообразовании в условиях реформации экономики".
В Ураинепредусмотренные следующие виды цен:
- свободная отпускная цена промышленного (производственного) предприятия;
- свободная отпускная цена оптового предприятия;
- свободная розничная цена на товары, которые реализуются населению.
Порядок ценообразования.
Соблюдения порядка ценообразо
Свободные розничные цены в зависимости от источников поступления товара формируются на основании и с учетом:
- цены производителя продукции;
- цены оптового торгового предприятия;
- цены закупки (покупной);
- таможенной стоимости импортированного товара (с учетом таможенного сбора);
- сумм ввозной пошлины;
- сумм косвенных налогов в связи с приобретением товаров, которые не возмещаются предприятию, акцизного сбора, суммы НДС, если покупатель не является плательщиком НДС, или осуществляет одновременно облагаемые налогом и неналогооблагаемые этим налогом операции;
- расходов на заготовку, разгрузочно - погрузочные работы, транспортировку товаров, к месту их использования учитывая расходы по страхованию рисков транспортировки;
- других расходов, которые непосредственно связаны с приобретением товаров (прямых материальных расходов, прямых расходов на оплату труда и др.);
- торговых надбавок (что включают и налог на добавленную стоимость).
При формировании розничной цены на отдельные товары дополнительно включаются законодательно установленные сборы.
Составные цены оптового и розничного предприятия торговли можно отобразить в виде формул:
Уот=[Уотп.+(Во+Пр)]+НДС,
где: Уот -отпускная цена товара предприятия оптоой торговли, грн.;
Уотп- отпускная цена продукции производственного предприятия, грн.;
Во - расходы обращения оптового предприятия в расчете на единицу товара, грн.;
Пр - прибыль от реализации единицы товара, грн.
Уроз=[Уот+(ор+Прр)]+НДС,
где: Уроз- отпускная цена товара предприятия розничной торговли, грн.;
Уот - отпускная цена товара предприятия оптовой торговли, грн.;
Вор - расходы обращения розничного предприятия в расчете на единицу товара, грн.;
Прр - прибыль от реализации единицы товара, которую ожидает получить розничное предприятие, грн.
Пример 1.
Оптовое предприятие "Мечта" установило товарную надбавку в размере 45 %, тогда свободная цена оптового предприятия будет равняться:
(184,62 х 145 : 100) = 267,70 (грн.)
Если товарная надбавка розничной торговли будет составлять 50 %, то свободная розничная цена будет равняться:
(267,70 х 150 : 100) = 401,65 (грн.)
Торговые надбавки - это часть стоимости товара, предназначенная для покрытия расходов предприятия, получения прибыли и уплати налогов. Уровень торговых надбавок (наценок) определяется продавцом самостоятельно, исходя из размеров расходов предприятия и уровня рентабельности.
Розничные цены могут повышаться за счет установления дополнительной наценки, которая действует в ночное время работы предприятия. Основанием для ее установления является расчет наценки, в котором будут учтены дополнительные расходы, а также приказ руководителя торгового предприятия, в котором отмечается наименование групп товаров (или весь ассортимент), к которым применяются дополнительные наценки; размер установленной дополнительной наценки; время суток, в течение которого действует установленная дополнительная наценка; ответственного работника предприятия, на которого возлагаются обязанности выполнения этого приказа; другие указания.
С приказом должны быть ознакомленные работники предприятия, которые будут осуществлять продажу и расчеты за проданный товар в ночное время, и главный бухгалтер, который должен обеспечить отображение операций по продажи товаров с дополнительной наценкой в бухгалтерском и налоговом учете.
Для того, чтобы избежать любых
претензий покупателей или
Обязательным условием применения дополнительной наценки является доведение сведений об этом покупателям посредством объявлений, размещенных в доступных местах в помещении торгового предприятия, а также в витринах или рядом с табличкой о режиме работы торгового предприятия.
Рассмотрим на примере порядок формирования цены.
Торговые предприятия имеют право самостоятельно устанавливать свободные цены. Процесс формирования цен может быть различным в зависимости от избранной методики. Рассмотрим один из вариантов, который базируется на определении оптимальной цены закупки товара (расчет с учетом НДС):
1.Учитывая потребительский
2. Проанализировав величину операционных расходов, устанавливают уровень таких расходов в стоимости товаров (например, 900 грн, или 15 %} (6000 грн, х 15% = 900 грн. и необходимый уровень рентабельности (например, 600 грн, или 10%) (6000 грн, х 10% = 600 грн.)
3. Сумма показателей
4. Если высчитать из
5. Если товар будет закуплен по более высокой цене, то торговое предприятие рискует или не продать его через снижение спроса, или уменьшить размер своего дохода через уценку товара к реальной продажной цене.
Уровень торговой надбавки должен быть рассчитанный также выходя из фактических показателей расходов за предыдущий период с учетом изменений статей расходов в плановом периоде (например, орендная плата, нормы амортизационных отчислений и тому подобное) планового товарооборота. Пример такого расчета приведено в табл. 1.
Таблица 1. Расчет величины плановой торговой надбавки
№ п/п 3/11 |
Наименование показателей |
Величина показателей, грн |
1 |
Операционные расходы за прошедший период |
900 |
2 |
При6ыль |
600 |
3 |
НДС (ряд, 1 + ряд. 2) х 20 % |
300 |
4 |
Торговая надбавка (ряд, 1 + ряд, 2 + ряд.3) |
1800 |
5 |
Плановый товарооборот |
18000 |
6 |
Плановая торговая надбавка % |
10 |
Кроме свободных цен по некоторым товарам государством устанавливаются:
- фиксированы цены, то есть цены неизменные в определенном периоде времени;
- регулируемы цены, то есть цены которые могут изменяться относительно базового уровня в соответствии с порядком, установленным государственными органами. Для розничной торговой сети это может быть установление максимального уровня цен или торговой наценки.
Правильно сформированная цена - это основа для получения прибыли предприятия, однако только правильная политика применения цен даст возможность реализовать товар по таким ценам и действительно эту прибыль получить. А для этого необходимо управлять ценами с учетом спроса и предложения на потребительском рынке товаров. Рычагами управления цен могут быть: переоценка товаров (дооценка и уценка) и применения системы скидок и дополнительных наценок.
Наряду с необходимостью покрытия операционных расходов и получения прибыли в торговле чаще всего необходимо учитывать и сроки реализации товаров. По большинству продовольственных товаров они официально установлены, по другим - определяются экономической целесообразностью продажы.
Методика учета срока реализаци
- удельного веса реализованной части товара (Т, %);
Т = (Тр : Тз) х 100 %,
где: Тр - общая стоимость реализованного товара;
Тз - общая стоимость закупленного товара.
t = (tр: tн) х 100 %, (1.4)
где: tр - срок, за который реализованная часть товара;
tн- предельный срок хранения (эффективной реализации) данной партии товара.
Рассчитав приведенные показатели,
можно сделать следующие
1) если Т > t - товары могут быть реализованные по первоначальной стоимости к окончанию срока пригодности (срока рентабельной реализации); значительное превышение Т над t говорит о возможности повышения цены;
2) если Т = t - реализация товара проводится пропорционально сроку пригодности (рентабельной реализации). В таком случае необходимы постоянный контроль за стабильностью реализации;
3) если Т < t - товар не будет реализован в пределах срока пригодности
(рентабельной реализации). Для попередження финансовых потерь необходимо уменьшить цену.