Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 23:55, лекция
1. Торговая деятельность: основные понятия. Предмет и функции торгового дела
2. Нормативная база торговой деятельности. Правила торгового обслуживания населения.
3.Товарооборот торгового предприятия. Формирование цен на товары и контроль за их соблюдением.
Правила торгового обслуживания населения.
Хозяйствующие субъекты, которые осуществляют торговую деятельность, обязанны обеспечивать реализацию прав потребителей, определенных Законом УКРАИНЫ "О защите прав потребителей", выполнять эти правила и требования других нормативных документов, которые регулируют осуществление торговли.
При осуществлении
продажи товаров работники
Расчеты за проданные товары могут осуществляться за наличные, в безналичном порядке, по чеку банков, в кредит и в другом порядке в соответствии с действующим законодательством.
Кассир или другой работник, который получает деньги за товар, во время расчета должен четко назвать сумму, полученную от покупателя, положить полученные от него деньги отдельно на видном месте, отпечатать чек на кассовом аппарате, назвать покупателю надлежащую ему сумму сдачи и выдать ее вместе с чеком и товаром.
Осведомление покупателей о розничных ценах на товары осуществляется посредством ценников. Если товары подлежали переоценки, в ценниках необходимо зачеркнуть старую цену и отобразить новую. Если такое зачеркивание невозможно, новая цена фиксируется путем наклеивания на предыдущую. Ценник не принадлежит к документам, которые подтверждают передачу товара, получение платежа ли, а поэтому он не должен содержать информацию о сумме НДС.
Запрещается продажа товаров, которые не имеют надлежащего товарного вида и с законченным сроком реализации, а также товаров, которые поступили без документов, которые подтверждают их качество и безопасность.
Покупатель имеет право на свободный выбор товара, проверку его качества, комплекта, меры, веса, цены, демонстрацию безопасного и правильного использования.
Выбраные покупателями непродовольственные товары могут хранится на торговом предприятии в течение двух часов с отметкой времени следующей оплаты на выписанном продавцом чеке, по завершении установленного времени некупленный товар поступает в продажу.
Если в течение гарантийного срока выявленные недостатки или признаки фальсификации товара, покупатель имеет право требовать от субъекта торговли:
- безоплатного
устранения недостатков или
- замены на аналогичный товар надлежащего качества;
- соответствующего уменьшения его покупательной цены;
- замены на такой самый товар
другой модели (с проведением
расчетов в случае
- расторжение договора и
Если товары для продажи поступают от гражданина-предпринимателя, в ярлыке не обходимо отмечать фамилию, адрес, номер документа, который свидетельствует право такой личности заниматься предпринимательской деятельностью, и название органа, который его выдал, гарантий-ного срока и срока пригодности.
Продажа продовольственных товаров, готовых к употреблению, а также таких, что быстро портились, других продовольственных товаров за приделами торгового помещения может осуществляться в специально отведенных для этого местах с разрешения органов санитарно-эпэде-мического наблюдения и при условии соблюдения установленных для этих товаров температурного режима хранения, а также требований санитарных норм и правил.
На каждую партию таких товаров должен быть документ, который подтверждает их качество и безопасность, с указанием производителя, его адреса, даты изготовления, срока пригодности для потребления, массы нетто фасуемого товара.
Особенности продажи отдельных продовольственных и непродовольственных товаров, алкогольных напитков, комиссионной торговли непродовольственными товарами, а также продажи товаров в кредит регулируются отдельными правилами, которые утверждаются МЗЕЗ по согласованиею с заинтересованными миністсрствами и ведомствами. Продажа лекарственных средств определяется отдельными правилами, что утверждаются Министерством охраны здоровья Украины.
Торговля по индивидуальному обслуживанию.
При продаже товаров с
Процесс продажи товаров по индивидуальному обслуживанию составляется из таких стадий:
- ознакомление покупателей с ассортиментом товаров;
- показ товаров;
- отбор, проверка качества, взвешивание, отмеривание и упаковка товаров;
- расчет за покупку;
- передача товару покупателю.
В случае продажи технически сложных товаров с гарантийным сроком использования продавец должен сделать необходимую отметку в паспорте изделия, которое дает право покупателю на обмен или бесплатный ремонт таких товаров.
С целью максимального
При правильной организации торгового процесса в магазине с применением метода самообслуживания практически исключается появление очередей покупателей, а торговый персонал в основном занят преподнесением товаров и контролем за их хранением.
Фирменная торговля
Фирменная торговля - форма торговли в фирменных магазинах, при которой продажа товаров осуществляется непосредственно производителями и ее структурными подразделами, которые не имеют статуса юридического лица. Фирменные магазины по товарной специализации могут быть как продовольственными, так и непродовольственными.
Торговое обслуживание покупателей в таких магазинах может осуществляться такими методами:
- методом индивидуального
- методом самообслуживания;
- по образцам и предыдущим заказам;
- на заказ;
- почтой
Гарантийное обслуживание.
Большинство форм торговли предусматривают продажу сложной бытовой техники. в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" покупатель имеет право на гарантийное обслуживание или гарантийную замену техническо сложных бытовых товаров.
Технически сложные бытовые товары - это готовая промышленная продукция, которая отвечает требованиям нормативных документов Украины, сопровождается эксплуатационными документами, использование которой не запрещено законодательством.
Гарантийное обслуживание заключается в обязательстве производителя (продавца, исполнителя) в течение гарантийного срока проделать работы по введению товара в эксплуатацию; технического обслуживание проданного товара; устранение выявленных недостатков проданного товара. Для потребителя такое обслуживание выполняется бесплатно. Исполнителем работ по гарантийному обслуживанию может быть как производитель товара, так и его продавец, Эта работа (по договаренности) может буть порученна и другому субъекту предпринимательской деятельности.
При продаже товаров, которые подлежат гарантийному обслуживанию, продавец обязан выполнить такие действия:
- провести в присутствии
- обеспечить проведение
- проинформировать покупателя
о правилах использования
- заполнить гарантийный талон и отрывные талоны на техническое обслуживание и гарантийный ремонт;
- выдать покупателю квитанцию, товарное и кассовое чека или другой документ, который подтверждает факт покупки.
3.Товарооборот торгового предприятия. Формирование цен на товары и контроль за их соблюдением.
Товарооборот торгового предприятия.
Одним из основных
К показателям, которые характеризуют товарооборот торгового предприятия, относятся:
-объем товарооборота в стоимостном выражении по текущим ценам;
-объем товарооборота в стоимостном выражении по сравнительным ценам;
-ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров;
-однодневный объем товарооборота (грн.);
-объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
-объем товарооборота на общей площади, в том числе торговой площади;
-время обращения товаров (дни обороту);
-быстрота товарооборота (количество оборотов).
Товарооборот торгового
предприятия можно
1) как результат деятельности предприятия торговли, его экономический эффект;
2) как показатель товарного потребления населения (в социально-экономическом аспекте), один с показателей уровня жизни (по классификации ООН).
Показатели товарооборота
На предприятиях товарооборот выражается в сумме денежной выручки за проданные товары, на основании чего можно говорить о значимости данного предприятия на потребительском рынке. Виды товарооборота:
-розничный;
-оптовый.
Как экономический показатель, розничный товарооборот отображает объем товарной массы (в денежном выражении), что переходит к сфере личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку от продажи, с другой, - сумму расходов населения на приобретение товаров. Динамика розничного товарооборота отображает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.
Розничный товарооборот как статистический показатель отображает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально зарегистрированных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.
В розничный товарооборот не включается стоимость стеклянной посуды, которая имеет залоговую цену, проданного с товаром (из-под алкогольных и безалкогольных напитков, молочных продуктов и других товаров).
Розничный товарооборот определяется по ценам фактической реализации в момент отпуска товаров покупателю, независимо от времени уплаты денег.
В состав розничного товарооборота включается также отпуск по безналичным расчетами из розничной сети и сети общественного питания:
-продуктов питание заведениям здравоохранения; социального обеспечения и образование (больничным, профилактическим, домам отдыха, для лиц преклонных лет, общего образования, дошкольного воспитания, воспитание детей, которые остались без опеки родите лей) для организации питания соответствующих слоев населения;
-продовольственных товаров судам морского и речного флота, рыболовецким промышленным судам, для питания экипажей судов, туристов, пассажиров в судовых вагонах-ресторанах ; партиям геологоразведчиков для питания работников экспедиций, в также отдельных непродовольственных товаров на текущие потребности для реализации членам экипажей;