Ликвидация предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Дать общее понятие о ликвидации.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу ликвидации предприятия.
3. Охарактеризовать добровольную и принудительную ликвидаци.
4. Определить порядок возмещения вреда при ликвидации.
5. Раскрыть правовые основы ликвидации путем реорганизации предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика понятия "ликвидация предприятия"………………..………5
Глава 2. Правовые основы ликвидации предприятия…………………………………8
Глава 3. Принудительная и добровольная ликвидация предприятия…………….10
Глава 4. Возмещение вреда при ликвидации предприятия………………………….17
Глава 5. Основные аспекты реорганизации предприятия……………………………22
Заключение………………………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………………………….31
Тезаурус…………………………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

к2.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

Переход прав и обязанностей фиксируется особым документом - передаточным актом, что закреплено в ст. 58. Статья 59 ГК РФ рассматривает передаточный акт как важнейший правоустанавливающий документ, определяющий характер и состав передаваемых прав и обязанностей. Однако нельзя утверждать, что в процессе слияния переходят только те права и обязанности, которые были отражены в передаточном акте. Принцип универсальности правопреемства проявляется в том, что объем переходящих прав и обязанностей зависит не от документа, в котором они фиксируются, а от их фактического наличия у правопредшественника. Поэтому в соответствии с положениями ст. 58 ГК РФ к правопреемнику переходят и не отраженные в этом документе и даже не выявленные на момент слияния права и обязанности реорганизованных правопредшественников.

Передаточный  акт установлен законом как документ, необходимый для государственной  регистрации созданного в процессе слияния предприятия.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного предприятия в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами. Другими словами, в этом документе должны содержаться сведения обо всех обязательствах долгового характера, а также всех правах требования, передаваемых реорганизуемым предприятием своему правопреемнику, с обязательным указанием (подробной балансовой расшифровкой) числящихся по каждому кредитору и должнику денежных сумм. Поэтому составлению передаточного акта должна предшествовать обязательная инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемого предприятия, предусмотренная законом.

Необходимо  выделить следующие блоки информации, которые должны содержаться в передаточном акте:

- общая  информация о РП предприятий;

- ПБ, содержащий сведения об имуществе,  обязательствах и собственном  капитале реорганизуемого предприятия;

- пояснения  к ПБ, затрагивающие отдельные  статьи имущества, обязательств  и собственного капитала.

В передаточном акте должны быть, в частности, указаны:

- наименование  документа;

- дата  составления;

- наименование  организации, от имени которой  составлен документ;

- содержание  хозяйственной операции (передача  конкретных прав и обязанностей в ходе РП);

- измерители  хозяйственных операций в натуральном  и денежном выражении (следует  указать количество передаваемого  в ходе РП имущества и обязательств, дать их подробное описание  и денежную оценку);

- наименование  должностей лиц, ответственных за реорганизацию и за ее документальное оформление;

- личные  подписи указанных лиц.

Передаточный  акт, составленный на дату принятия решения  о РП, утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение  о РП предприятия. Затем он представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации.

На  подготовку и согласование учредительных  документов может потребоваться  значительное время, не ограничиваемое законодательством. Следовательно, с  момента составления передаточного акта в первоначальном варианте до даты государственной регистрации проходит время, в течение которого реорганизуемая организация ведет производственную и финансовую деятельность. Естественно, что на дату государственной регистрации вновь создаваемого предприятия изменится и баланс реорганизуемой организации, что должно найти отражение в окончательном варианте передаточного акта. Практика показывает, что в дополнение к этим документам будут составлены специальный акт или справка, разъясняющие причины изменений тех или иных показателей. Однако статус такого документа в настоящее время законодательно не определен.

Пояснения к ПБ призваны упростить процедуру  объединения показателей отчетности реорганизуемых организаций при  одновременном выполнении требований ГК РФ и других нормативных актов Российской Федерации.

Непредставление вместе с учредительными документами  передаточного акта, а также отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного  предприятия могут повлечь отказ  в государственной регистрации вновь создаваемого предприятия. Передаточный акт утверждается органом, принявшим решение о слиянии, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации.

В соответствии со  ст. 60 ГК РФ сотрудники предприятия или орган, принявший решение о РП предприятия, обязан письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого предприятия. ГК РФ не устанавливает временные рамки уведомления о РП, а также не определяет срок, в течение которого кредитор вправе осуществить принадлежащие ему права. Конкретные сроки уведомления кредиторов содержатся в нормативных актах, регулирующих деятельность отдельных видов предприятий. Кредитор не может воспрепятствовать переводу долга, который возникает в результате РП. В этом состоит отличие перехода прав и обязанностей в процессе РП от перемены лиц в обязательстве, так как РП не является переменой лиц – правопредшественник трансформируется в новое предприятие, передавая ему все свои обязательства и ответственность по ним без разрешения кредиторов. Отсутствие у кредитора права на запрет перевода долга в полной мере компенсируется предоставлением кредитору права требовать от реорганизуемого лица досрочного исполнения обязательства или его прекращения, а также возмещения убытков, причиненных досрочным прекращением обязательства. Таким образом, РП по своей правовой природе в корне отличается от перемены лиц в обязательстве и носит уведомительный характер для третьих лиц, в том числе и для кредиторов.

Передача  имущества в уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов, и передача имущества правопреемнику в результате РП имеют общую правовую основу с точки зрения гражданского законодательства. Она состоит в том, что объекты гражданских прав отчуждаются от прежних собственников вследствие их решения и передаются новым собственникам. В соответствии со ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, РП) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Таким образом, гражданское законодательство в одной норме объединило два аспекта передачи имущества, схожих по своей природе. Первый - РП - упомянут в данной статье, а второй - передача имущества в уставный капитал - является одной из возможностей отчуждения объектов гражданских прав «иным способом». И в том, и в другом случае закон не содержит никаких ограничений для осуществления такой передачи.

Налоговое законодательство также не содержит никаких ограничений для осуществления  таких операций с имуществом. Что  касается ранее возмещенного НДС  по этому имуществу, то и при РП, и при передаче в уставный капитал  факторы, определяющие обязанности налогоплательщика, весьма сходны. Имущество, о котором идет речь, приобреталось для налогооблагаемых целей, имело конкретное назначение в хозяйственной деятельности собственника, участвовало в налогооблагаемой деятельности, оплачено, о чем свидетельствуют необходимые документы и счета-фактуры. По прошествии времени собственником было принято решение о передаче данного имущества другому собственнику - либо правопреемнику, либо во вновь создаваемую организацию. Возникает юридический факт - смена собственника, который сам по себе не меняет характера использования имущества, его целевого назначения, участия в налогооблагаемых операциях и тем более не влияет на произведенную ранее оплату этого имущества. Право налогоплательщика на возмещение НДС законодательно связано с исполнением вышеизложенных условий и может быть реализовано налогоплательщиком по окончании налогового периода, что и сделано прежним собственником на законных основаниях. В то же время законом не предусмотрено лишение налогоплательщика права на возмещения НДС либо обязанности восстановить ранее возмещенные суммы НДС в случае передачи имущества в уставный капитал либо правопреемнику.

Другая форма реорганизации -          присоединение одного предприятия к другому - есть ни что иное, как форма реорганизации предприятия, осуществляемую в соответствии со ст. 57 ГК РФ. При реорганизации предприятий во всех случаях осуществляется переход прав и обязанностей реорганизуемого лица к вновь возникающим в порядке универсального правопреемства.

Существуют  несколько способов реорганизации предприятий. Один из них - укрупнение, когда на основе двух или нескольких предприятий создается одно, более крупное, поглощающее ранее существовавшие. Сюда относятся слияние и присоединение предприятий.

В случае присоединения происходит объединение двух или нескольких предприятий, но одно из них, к которому присоединяются другие, сохраняет статус предприятия, а присоединяемые вливаются в него и прекращают самостоятельную деятельность. При реорганизации в форме присоединения возникает не новое предприятие, а изменяется юридический статус предприятия, к которому присоединились другие. При этом государственной регистрации подлежит не предприятие, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Само же предприятие, к которому проведено присоединение, считается реорганизованным с момента исключения присоединяемых предприятий из реестра предприятий.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                         Заключение

 

Реорганизация и ликвидация предприятия представляют собой самостоятельные правовые институт в российском гражданском праве. Это сделки, предметом которых является имущественный комплекс, и в связи с этим (по признаку предмета) они стоят в одном ряду с другими договорами, имеющими идентичный предмет, в частности, с договорами купли-продажи и аренды имущественных комплексов.

В то же время, указанные сделки направлены на возникновение и прекращение  существования предприятий вне  процедуры удовлетворения требований кредиторов, но с привлечением института универсального правопреемства и представляют собой совершенно самостоятельный способ возникновения и прекращения существования предприятий, отличный от иных процедур создания и ликвидации предприятий.

Дуалистический  характер таких сделок является особенностью российского гражданского права и проявляется, с одной стороны, в том, что заключает в себе принцип правопреемства между субъектами - реорганизуемыми предприятиями, а с другой - принцип «правопреемства» относительно особого предмета - имущественного комплекса. Первый характеризуется универсальным правопреемством, второй - сингулярным. Это и порождает внутреннюю противоречивость указанного института в отечественном праве.

В настоящее  время вряд ли можно говорить о  едином подходе к ряду ключевых вопросов, возникающих при реорганизации в любой форме. Нужно констатировать наличие существенных пробелов в законодательстве о реорганизации. Нечеткость формулировок, несогласованность мнений различных государственных органов лишь увеличивают список спорных вопросов. Более поздний закон «Об предприятиях с ограниченной ответственностью» дает некоторые ответы на вопросы, обойденные молчанием в принятом ранее него законе «Об акционерных предприятиях». Сложившаяся ситуация должна быть изменена не половинчатыми мерами, а глобально путем принятия соответствующего акта. Очевидно, что процесс окончательного формирования соответствующей нормативной базы займет немало времени.

Юридические цели, которые преследует реорганизация, вполне могут быть достигнуты и без  специального правового регулирования, но с привлечением иных правовых институтов (таких, как возникновение и ЛП предприятий, универсальное и сингулярное правопреемства, перемена лиц в обязательстве, имущественные комплексы). И это лишь подтверждает актуальность указанных правовых целей для имущественного оборота в целом.

Многие  причины: комплексная сущность вопроса, требующего одновременного применения большого количества правовых норм, регулирующих разные правовые институты; возникновение  на заре индустриального предприятия нового сложного объекта имущественных прав - имущественных комплексов, сочетающих в себе объекты вещных, обязательственных и исключительных прав; насущная потребность делового оборота вовлечь такие объекты в активный имущественный товарообмен - все это потребовало специального урегулирования данных вопросов и привело к возникновению нового правового института - реорганизации.

В соответствии с действующим законодательством  РФ и гражданским кодексом - понятие  ликвидации предприятия есть полное прекращение юридических прав предприятия и его обязательств.

Прекращение обязательств может быть вызвано  только двумя законными способами: ликвидация фирмы (ст. 61 ГК РФ) или в  результате реорганизации предприятия (ст. 57 ГК РФ). Основные отличия первого  варианта ликвидации от второго состоят в том, что ликвидация фирмы влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей предприятия в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация  фирмы состоит из следующих этапов:

1. Решение  о ликвидации фирмы сообщается государственному регистрирующему органу. Далее решение вносится в специальный Единый государственный реестр сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации.

2. Назначение  ликвидационной комиссии.

3. Решение  о ликвидации фирмы публикуется  в органах печати, где публикуются данные о регистрации юридических лиц.

4. Переоформление  банковской карточки на руководителя  и членов ликвидационной комиссии.

5. Налоговому  органу и внебюджетным фондам  в трехдневный срок со дня  принятия решения, сообщается  о ликвидации фирмы.

6. На  этом этапе формируется пассивы  и активы предприятия. Ликвидационной  комиссией выявляются кредиторы  – они обязательно письменно  уведомляются о ликвидации должника.

7. Выход  из состава участников других  юридических лиц.

8. Вывод  работников предприятия путем их увольнения, в соответствии с трудовым законодательством РФ.

9. Составление  ЛБ для кредиторов.

Информация о работе Ликвидация предприятия