Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы «Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики», на мой взгляд, в современных экономических условиях приобретает все большую актуальность в свете недавно вышедшего закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Это связано с тем, что малое предпринимательство является одним из приоритетных направлений программы развития экономики России.
Представленная курсовая работа состоит из 3-х глав и практической части.
Первая глава данной работы раскрывает историю становления и развития малого предпринимательства в России.
Во второй главе представлен вопрос нормативного регулирования и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на основе нового закона.
Третья глава освещает современное состояние и перспективы развития малого бизнеса в РФ.

Содержание работы

Аннотация
3
Глава 1. Сущность и история развития малого предпринимательства в России
4
Глава 2. Государственное регулирование малого бизнеса в России
9
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
14
Заключение
20
Список используемой литературы
22
Практическое задание
23

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэкономике.docx

— 63.15 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 



 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Микроэкономика»

Тема: Малые предприятия – важное                  условие развития национальной   экономики

Студент:  

Факультет управления.    Направление «Менеджмент»

 

Русский институт управления имени Чернова 

 

Оглавление

 

Стр.

Аннотация

3

Глава 1. Сущность и история развития малого предпринимательства в России

4

Глава 2. Государственное регулирование  малого бизнеса в России

9

Глава 3. Современное состояние и перспективы  развития малого предпринимательства  в Российской Федерации

14

Заключение

20

Список  используемой литературы

22

Практическое  задание

23


 

Аннотация

 

Курсовая работа по предмету «Микроэкономика», выполнена  в соответствии с установленными требованиями к написанию и оформлению курсовых работ.

Тема курсовой работы «Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики», на мой взгляд,  в современных экономических условиях приобретает все большую актуальность в свете недавно вышедшего закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Это связано с тем, что малое предпринимательство является одним из приоритетных направлений программы развития экономики России.

Представленная  курсовая работа состоит из 3-х глав и практической части.

Первая глава  данной работы раскрывает историю становления и развития малого предпринимательства в России.

Во второй главе  представлен вопрос нормативного регулирования  и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на основе нового закона.

Третья глава  освещает современное состояние  и перспективы развития малого бизнеса  в РФ.

Целью курсовой работы является систематизация и углубление теоретических и практических знаний по данной дисциплине, их применение при  решении конкретных практических задач; приобретение навыков самостоятельной  работы; овладение методикой исследований, обобщения и логического изложения  материала.

 

 

Глава 1. Сущность и история развития малого предпринимательства в России

 

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики  многих стран. 

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает  благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается  конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать мелких торговцев и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семья Демидовых.

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г. Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности в то время способствовал иностранный капитал. В 90-е годы XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением.

В тот период формируется  рынок рабочей силы, развивается  акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки — коммерческий, земельный и др. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны, например, «Продамет», «Продвагон», «Продуголь».

Однако после  окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций - Февральской и Октябрьской - в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

Некоторое оживление  в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика - НЭП (1921-1926гг.). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь сворачивается, и лишь в 90-е годы началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон «О собственности в РСФСР», в декабре 1990 г. - Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.

Рассматривая  законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий  в стране, в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (Таблица 1).

Таблица 1.

Этапы развития малого предпринимательства  в современной России

Нормативный акт

 

Дата принятия

 

Основное содержание

 

Последствия применения

в экономике

1

2

3

4

1. Закон СССР  «О кооперации в СССР»

 

 

 

26 августа 1988 г.

 

 

 

Созданы привилегированные  условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов)

Отток квалифицированной  рабочей силы с государственных  предприятий в кооперативы

 

 

2. «Положение  об организации деятельности малых предприятий» (Протокол № 6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР)

6 июня 1988 г.

 

 

Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода

Началось создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны

 

3. Закон СССР  «О предприятии в СССР»

4 июня 1990г.

Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий любой формы собственности

Рост предприятий  различных форм собственности

4. Постановление  Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»

8 июля 1990 г.

Определены основные документы для государственной  регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы для малого бизнеса по налогообложению, амортизации и др.

Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности и их сочетании

5. Постановление  Совета Министров РСФСР «О  мерах по поддержанию и развитию  малых предприятий»

18 июня 1991 г.

Определены направления  государственной поддержки малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса в стране

6. Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций»

27 декабря 1991 г.

Определены дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса

Усилена государственная  поддержка малого бизнеса

7. Постановление  Совета Министров — Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации»

11 мая 1993 г.

Указано, что государственная  поддержка малого предпринимательства— одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого бизнеса

Повысилась эффективность работы предприятий малого бизнеса

8. Федеральный  закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

12 мая 1995 г.

Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МП

Развитие и  повышение эффективности деятельности МП

9. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»

8 декабря 1995 г.

Предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций

Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране

10. Федеральный  закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

24 июля 2007 г.

Определены федеральные  программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства  и полномочия органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  по вопросам развития малого и среднего предпринимательства

Призван регулировать деятельность малого и среднего бизнеса в России


 

В соответствии с  Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий, до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек.

Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

В начале 1990 г. предприятия  малого бизнеса образовывались чаще всего путем отделения от государственных  предприятий-учредителей. В 1991 г. это  были, как правило, товарищества с  ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

Нередко местные власти совместно с другими  предприятиями выступают учредителями малых предприятий. Их вклад как  учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

В настоящее  время вопрос развития сети предприятий  малого бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу  демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

• выделение  самостоятельных производственно-хозяйственных  блоков;

• выделение  малых и средних коллективов  из состава крупных предприятий;

• создание небольших дочерних предприятий  по инициативе крупных предприятий.

Таким образом, предприятия малого бизнеса можно  создавать, во-первых, путем выделения  структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях является оптимальным.

Развитие  любой формы предпринимательства  зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности  конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. Данный факт подтверждает, что малый бизнес как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

 

 

 

Глава 2. Государственное регулирование малого бизнеса в России

 

В Конституции  Российской Федерации (ст.7) провозглашается, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство на каждом этапе экономического и общественного развития должно находить оптимальный баланс между возможностями рыночного саморегулирования экономики и координирующим государственным воздействием на уровне хозяйственной свободы.

Одним из главных факторов создания полноценных  рыночных отношений является формирование предпринимательской среды, в условиях которой обеспечивается эффективное функционирование многоуровневой системы предпринимательства. В результате взаимодействия со средой предпринимательская система выполняет свою основную функцию, а именно производит и реализует товары и услуги, увеличивая ВВП и укрепляя экономику страны.

Функционируя  в структуре предпринимательской  системы, каждый предприниматель стремится к максимизации своей прибыли, так как его материальное богатство зависит от доходов, которые приносит его дело или фирма. Но, получая прибыль для себя, предприниматель производит необходимые для общества товары и услуги, создает новые рынки, предоставляет новые или сохраняет уже имеющиеся рабочие места, сам является покупателем товаров и услуг, созданных другими, и платит соответствующие налоги. Таким образом, чем больше в стране предпринимателей, стремящихся извлечь выгоду и успешно извлекающих ее путем внедрения инноваций, сопряженных с коммерческим риском, тем богаче общество.

Государственные органы, учитывая значимость развития малого бизнеса в системе предпринимательства, должны проводить последовательную стратегическую политику в сфере  производственного малого бизнеса, опираясь на мировой опыт и российские традиции промышленного предпринимательства. Основами функционирования производственного малого бизнеса являются как рыночные отношения, так и стабильный источник инвестирования; непротиворечивое законодательство; подготовка квалифицированных предпринимательских кадров; финансово-инвестиционная политика, стимулирующая повышение эффективности предпринимательской деятельности.

Информация о работе Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики.