Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы «Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики», на мой взгляд, в современных экономических условиях приобретает все большую актуальность в свете недавно вышедшего закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Это связано с тем, что малое предпринимательство является одним из приоритетных направлений программы развития экономики России.
Представленная курсовая работа состоит из 3-х глав и практической части.
Первая глава данной работы раскрывает историю становления и развития малого предпринимательства в России.
Во второй главе представлен вопрос нормативного регулирования и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на основе нового закона.
Третья глава освещает современное состояние и перспективы развития малого бизнеса в РФ.

Содержание работы

Аннотация
3
Глава 1. Сущность и история развития малого предпринимательства в России
4
Глава 2. Государственное регулирование малого бизнеса в России
9
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
14
Заключение
20
Список используемой литературы
22
Практическое задание
23

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэкономике.docx

— 63.15 Кб (Скачать файл)

Стратегическая  политика развития производственного  малого бизнеса подразумевает осуществление  мероприятий по его поддержке и развитию на общегосударственном, региональном и местном уровнях, т.е. разработку соответствующего организационно-экономического механизма. Данный механизм должен включать в себя принципы и методы формирования системы регулирующих мер путем выбора приоритетных целей развития; анализа состояния внешней среды; оценки потенциала развития малого бизнеса в сфере производства; обоснования мероприятий целевой комплексной программы регулирования производственного малого бизнеса с учетом его эффективности. Устойчивое развитие производственного малого бизнеса требует создания благоприятных внешних условий для его функционирования в настоящее время и в перспективе, что предполагает достижение наилучших результатов в соответствии с целями и задачами страны, регионов, муниципальных образований, а также малого и крупного бизнеса.

Методы  достижения устойчивого развития производственного малого бизнеса можно подразделить по объектам воздействия:

- на ресурсную  базу с целью расширения возможностей  производственного малого бизнеса;

- на формирование  и активизацию потенциального  рынка товаров и услуг, произведенных  в сфере малого бизнеса;

- на условия  функционирования с целью снижения  влияния негативных факторов;

- на создание  инфраструктуры с целью обеспечения  комплексности и эффективности.

Выбор средств  и рычагов воздействия на развитие малого бизнеса определяется его реальным состоянием и структурой, конкретно поставленной задачей, наличием ресурсов в распоряжении соответствующих общегосударственных, региональных и местных органов власти. Эффективное регулирование производственного малого бизнеса должно осуществляться на многоуровневой основе в соответствии с иерархией его подсистем. На уровне государственного регулирования это:

- установление  приоритетных на данный период  целей и задач для развития  производственного малого бизнеса;

- распределение  финансовых ресурсов между регионами с учетом приоритетов и ограниченности ресурсов;

- создание на всех уровнях государственного управления благоприятных условий для развития производственного малого бизнеса.

Регулирование на уровне субъектов Федерации вытекает из концепции государственного регулирования, конкретизация требований которого происходит под влиянием полномочий и компетенции субъекта Федерации, специфики его законодательства и существующих региональных особенностей. Последовательность основных параметров регулирования производственного малого бизнеса на региональном уровне должна быть следующей:

- конкретизация  общегосударственных целей применительно к региону;

- установление  приоритетных целей и задач  для развития регионального производственного  малого бизнеса;

- активное  формирование потенциала развития  производственного малого бизнеса путем мобилизации всех ресурсов региона;

- распределение  ресурсов (государственных и собственных) между отдельными предпринимательскими подсистемами региона (отраслевыми, территориальными) с учетом приоритетов и ресурсных ограничений;

- создание  благоприятных региональных условий  с учетом использования ресурсов  и факторов, определяющих эффективность функционирования производственных структур малого бизнеса.

Регулирование на местном уровне имеет ряд особенностей, обусловленных природой местного самоуправления, составом и структурой муниципального образования, а также степенью урбанизации территории. Это:

- установление  приоритетных целей и задач  развития муниципальной экономики  в сфере производственного малого бизнеса;

- распределение  ресурсов между субъектами малого  бизнеса через муниципальный заказ и другие механизмы, учитывающие существующие приоритеты и ограничения;

- стимулирование  деловой и инвестиционной активности с целью развития муниципальных предприятий и территориально-производственных комплексов;

- создание  благоприятных условий для развития  структур производственного малого  бизнеса.

В условиях государственного регулирования многоуровневая система развития производственных структур малого бизнеса ориентирована на создание условий для повышения темпов социально-экономического развития. Модернизация и инновационный процесс в системе структур малого бизнеса являются основой стратегии прогрессивной промышленной политики, формирование которой должно идти с учетом имеющегося исторического опыта индустриального развития и реалий современности. Исследование существующей системы малого бизнеса позволяет реально оценить сложившиеся социально-экономические условия его функционирования, что обеспечивает возможность формирования стратегии развития структур малого бизнеса.

Государственная поддержка малого предпринимательства  заключается, по сути, в принятии нормативных  документов, которыми регулируется деятельность малых предприятий.

До июля 2007 года сфера малого бизнеса регулировалась  законом Российской Федерации №88 – ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 года, который был практически недееспособен.

26 апреля 2007 г.  в Послании к Федеральному  Собранию РФ Президент Российской  Федерации В.В. Путин попросил принять закон о поддержке и развитии малого бизнеса. В частности он сказал: «Что касается проектов, финансируемых за счет институтов развития – то они, считаю, должны быть посвящены решению важнейших задач в экономике.

Первое – это  устранение инфраструктурных ограничений  роста.

Второе – повышение  эффективности использования природных  ресурсов.

И третье – модернизация и развитие высокотехнологичных  промышленных производств.

При этом отмечу принципиальный момент: бюджетные средства должны здесь стать не главным  источником, а прежде всего –  катализатором для частных инвестиций.

Вкладывая бюджетные  средства в экономику, государство должно лишь «подставлять плечо» – «подставить плечо» там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки. А основной ролью государства должно быть содействие бизнесу в создании новых, по-настоящему современных производств и в появлении как можно большего количества национальных публичных компаний.

В связи с этим хотелось бы напомнить о таком важном сегменте экономики, как малое предпринимательство. Мы не раз говорили о необходимости его развития в стране. И прошу уже в ближайшее время принять закон о поддержке и развитии малого бизнеса.

Могу с уверенностью сказать, что там, где развивается  малый бизнес, там меньше бедных и ниже показатели смертности. Такова статистика. При дальнейшем развитии этого бизнеса будет меняться и структура общества, расти средний  класс. И тогда не будет никаких  иждивенческих настроений. Будет  развиваться инициатива, а граждане будут брать все больше ответственности  за результаты своего труда на себя». Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ был принят Государственной Думой 6 июля 2007 г. и одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г. и подписан Президентом РФ 24 июля 2007 г.

Настоящий Федеральный  закон регулирует отношения, возникающие  между юридическими лицами, физическими  лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в  сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Основными целями государственной политики в области  развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации являются:

    1. развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике российской Федерации;
    2. обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
    3. обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
    4. оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;
    5. увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
    6. обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
    7. увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме ВВП;
    8. увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Принятый закон  впервые вводит понятие не только малого, но и микро-, а также среднего предприятия. Закон определяет возможность введения финансовых, налоговых, имущественных преференций для субъектов малого и среднего бизнеса, а также мер поддержки внешнеэкономической деятельности и информационной поддержки. Законом предусматривается создание при органах исполнительной власти разных уровней советов по поддержке малого и среднего предпринимательства, наделенных широкими возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

 

В начале 2007 г. на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, посвященном проблемам развития малого бизнеса и его государственной поддержки тогдашний министр экономического развития и торговли Герман Греф выступил с докладом о современном состоянии и перспективах развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

В настоящее  время Российская Федерация все еще отстает по основным показателям развития сектора малых предприятий от ведущих мировых экономик. Малые предприятия составляют около 50% от общего количества субъектов хозяйственной деятельности, а уровень занятости и вклада в валовой внутренний продукт оценивается экспертами в размере 15—17%, что в 3—4 раза ниже, чем в развитых странах.

Вместе  с тем с 2002 г. развитие малого предпринимательства  является стабильным, ежегодный прирост компаний и занятости составляет в среднем 5%.

 

Таблица 2.

Число малых  предприятий по видам экономической  деятельности (на конец года)

      

 

2005

2006

Тыс.

В процентах 
к итогу

Тыс.

В процентах 
к итогу

Всего

979,3

100

1032,8

100

из них:

       

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

26,8

2,7

28,9

2,8

рыболовство, рыбоводство

2,2

0,2

2,4

0,2

добыча полезных ископаемых

3,6

0,4

4,1

0,4

обрабатывающие производства

120,0

12,3

123,4

12,0

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

2,9

0,3

4,1

0,4

строительство

109,3

11,2

117,1

11,3

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования

448,8

45,8

464,6

45,0

гостиницы и рестораны

19,9

2,0

20,8

2,0

транспорт и связь

44,3

4,5

50,3

4,9

в том числе связь

6,3

0,6

7,1

0,7

финансовая деятельность

12,5

1,3

14,7

1,4

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

151,9

15,5

163,3

15,8

образование

2,7

0,3

2,7

0,3

здравоохранение и предоставление социальных услуг

10,5

1,1

10,8

1,0

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

23,6

2,4

25,3

2,4


 

 

По состоянию  на 1 января 2007 г. в Российской Федерации общее число малых предприятий - 1032 тыс. (увеличение за 2006 г составило 53 500 предприятий); количество рабочих мест - 9,5 млн, что на 535 тыс. больше, чем год назад; инвестиции в основной капитал составили 171,3 млрд руб. и на 40% превышают показатели предыдущего года.

Это в 3 раза выше темпов роста инвестиций в основной капитал по Российской Федерации.

Но отраслевая структура российского малого бизнеса не может удовлетворять.

Торговля  и сфера услуг являются здесь наиболее распространенными отраслями: на них приходится более 72% оборота всех малых предприятий. Промышленность и строительство - на втором месте. На другие отрасли приходится менее 10% (Таблица 3).

 

 

Таблица 3.

Оборот  малых предприятий по видам экономической  деятельности в 2006 г.

 

 

Млн. рублей

В процентах 
к итогу

Всего

12099232,3

100

из него:

   

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

78768,6

0,7

рыболовство, рыбоводство

20247,8

0,2

добыча полезных ископаемых

49359,8

0,4

обрабатывающие производства

1146927,7

9,5

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

31468,1

0,3

строительство

922020,7

7,6

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования

8721340,5

72,1

гостиницы и рестораны

56103,8

0,5

транспорт и связь

249193,8

2,1

в том числе связь

31630,1

0,3

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

725101,3

6,0

образование

3912,7

0,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

35665,9

0,3

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

57574,2

0,5


 

Поэтому важнейшей задачей является изменение  структуры видов деятельности малых предприятий. Цель - стимулирование развития малых предприятий в сфере услуг, образовательной сфере, здравоохранении, жилищно-коммунальной  сфере,  науке, транспорте и связи. Это должно найти отражение в отраслевых стратегиях развития. Также необходимо разработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти специальный комплекс мероприятий на 2008-2010 гг., предусматривающий содействие развитию малого предпринимательства в различных отраслях экономики.

Информация о работе Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики.