Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:44, курсовая работа
Тема курсовой работы «Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики», на мой взгляд, в современных экономических условиях приобретает все большую актуальность в свете недавно вышедшего закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Это связано с тем, что малое предпринимательство является одним из приоритетных направлений программы развития экономики России.
Представленная курсовая работа состоит из 3-х глав и практической части.
Первая глава данной работы раскрывает историю становления и развития малого предпринимательства в России.
Во второй главе представлен вопрос нормативного регулирования и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на основе нового закона.
Третья глава освещает современное состояние и перспективы развития малого бизнеса в РФ.
Аннотация
3
Глава 1. Сущность и история развития малого предпринимательства в России
4
Глава 2. Государственное регулирование малого бизнеса в России
9
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
14
Заключение
20
Список используемой литературы
22
Практическое задание
23
Стратегическая
политика развития производственного
малого бизнеса подразумевает
Методы достижения устойчивого развития производственного малого бизнеса можно подразделить по объектам воздействия:
- на ресурсную
базу с целью расширения
- на формирование
и активизацию потенциального
рынка товаров и услуг,
- на условия
функционирования с целью
- на создание
инфраструктуры с целью
Выбор средств и рычагов воздействия на развитие малого бизнеса определяется его реальным состоянием и структурой, конкретно поставленной задачей, наличием ресурсов в распоряжении соответствующих общегосударственных, региональных и местных органов власти. Эффективное регулирование производственного малого бизнеса должно осуществляться на многоуровневой основе в соответствии с иерархией его подсистем. На уровне государственного регулирования это:
- установление
приоритетных на данный период
целей и задач для развития
производственного малого
- распределение
финансовых ресурсов между
- создание на всех уровнях государственного управления благоприятных условий для развития производственного малого бизнеса.
Регулирование на уровне субъектов Федерации вытекает из концепции государственного регулирования, конкретизация требований которого происходит под влиянием полномочий и компетенции субъекта Федерации, специфики его законодательства и существующих региональных особенностей. Последовательность основных параметров регулирования производственного малого бизнеса на региональном уровне должна быть следующей:
- конкретизация
общегосударственных целей
- установление
приоритетных целей и задач
для развития регионального
- активное
формирование потенциала
- распределение
ресурсов (государственных и
- создание
благоприятных региональных
Регулирование на местном уровне имеет ряд особенностей, обусловленных природой местного самоуправления, составом и структурой муниципального образования, а также степенью урбанизации территории. Это:
- установление
приоритетных целей и задач
развития муниципальной
- распределение
ресурсов между субъектами
- стимулирование
деловой и инвестиционной
- создание
благоприятных условий для
В условиях государственного регулирования многоуровневая система развития производственных структур малого бизнеса ориентирована на создание условий для повышения темпов социально-экономического развития. Модернизация и инновационный процесс в системе структур малого бизнеса являются основой стратегии прогрессивной промышленной политики, формирование которой должно идти с учетом имеющегося исторического опыта индустриального развития и реалий современности. Исследование существующей системы малого бизнеса позволяет реально оценить сложившиеся социально-экономические условия его функционирования, что обеспечивает возможность формирования стратегии развития структур малого бизнеса.
Государственная поддержка малого предпринимательства заключается, по сути, в принятии нормативных документов, которыми регулируется деятельность малых предприятий.
До июля 2007 года
сфера малого бизнеса регулировалась
законом Российской Федерации №88
– ФЗ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
26 апреля 2007 г.
в Послании к Федеральному
Собранию РФ Президент
Первое – это устранение инфраструктурных ограничений роста.
Второе – повышение
эффективности использования
И третье – модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств.
При этом отмечу
принципиальный момент: бюджетные средства
должны здесь стать не главным
источником, а прежде всего –
катализатором для частных
Вкладывая бюджетные средства в экономику, государство должно лишь «подставлять плечо» – «подставить плечо» там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки. А основной ролью государства должно быть содействие бизнесу в создании новых, по-настоящему современных производств и в появлении как можно большего количества национальных публичных компаний.
В связи с этим хотелось бы напомнить о таком важном сегменте экономики, как малое предпринимательство. Мы не раз говорили о необходимости его развития в стране. И прошу уже в ближайшее время принять закон о поддержке и развитии малого бизнеса.
Могу с уверенностью сказать, что там, где развивается малый бизнес, там меньше бедных и ниже показатели смертности. Такова статистика. При дальнейшем развитии этого бизнеса будет меняться и структура общества, расти средний класс. И тогда не будет никаких иждивенческих настроений. Будет развиваться инициатива, а граждане будут брать все больше ответственности за результаты своего труда на себя». Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ был принят Государственной Думой 6 июля 2007 г. и одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г. и подписан Президентом РФ 24 июля 2007 г.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
Принятый закон впервые вводит понятие не только малого, но и микро-, а также среднего предприятия. Закон определяет возможность введения финансовых, налоговых, имущественных преференций для субъектов малого и среднего бизнеса, а также мер поддержки внешнеэкономической деятельности и информационной поддержки. Законом предусматривается создание при органах исполнительной власти разных уровней советов по поддержке малого и среднего предпринимательства, наделенных широкими возможностями.
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
В начале 2007 г. на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, посвященном проблемам развития малого бизнеса и его государственной поддержки тогдашний министр экономического развития и торговли Герман Греф выступил с докладом о современном состоянии и перспективах развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
В настоящее время Российская Федерация все еще отстает по основным показателям развития сектора малых предприятий от ведущих мировых экономик. Малые предприятия составляют около 50% от общего количества субъектов хозяйственной деятельности, а уровень занятости и вклада в валовой внутренний продукт оценивается экспертами в размере 15—17%, что в 3—4 раза ниже, чем в развитых странах.
Вместе с тем с 2002 г. развитие малого предпринимательства является стабильным, ежегодный прирост компаний и занятости составляет в среднем 5%.
Таблица 2.
Число малых предприятий по видам экономической деятельности (на конец года)
2005 |
2006 | |||
Тыс. |
В процентах |
Тыс. |
В процентах | |
Всего |
979,3 |
100 |
1032,8 |
100 |
из них: |
||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
26,8 |
2,7 |
28,9 |
2,8 |
рыболовство, рыбоводство |
2,2 |
0,2 |
2,4 |
0,2 |
добыча полезных ископаемых |
3,6 |
0,4 |
4,1 |
0,4 |
обрабатывающие производства |
120,0 |
12,3 |
123,4 |
12,0 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,9 |
0,3 |
4,1 |
0,4 |
строительство |
109,3 |
11,2 |
117,1 |
11,3 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
448,8 |
45,8 |
464,6 |
45,0 |
гостиницы и рестораны |
19,9 |
2,0 |
20,8 |
2,0 |
транспорт и связь |
44,3 |
4,5 |
50,3 |
4,9 |
в том числе связь |
6,3 |
0,6 |
7,1 |
0,7 |
финансовая деятельность |
12,5 |
1,3 |
14,7 |
1,4 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
151,9 |
15,5 |
163,3 |
15,8 |
образование |
2,7 |
0,3 |
2,7 |
0,3 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
10,5 |
1,1 |
10,8 |
1,0 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
23,6 |
2,4 |
25,3 |
2,4 |
По состоянию на 1 января 2007 г. в Российской Федерации общее число малых предприятий - 1032 тыс. (увеличение за 2006 г составило 53 500 предприятий); количество рабочих мест - 9,5 млн, что на 535 тыс. больше, чем год назад; инвестиции в основной капитал составили 171,3 млрд руб. и на 40% превышают показатели предыдущего года.
Это в 3 раза выше темпов роста инвестиций в основной капитал по Российской Федерации.
Но отраслевая структура российского малого бизнеса не может удовлетворять.
Торговля и сфера услуг являются здесь наиболее распространенными отраслями: на них приходится более 72% оборота всех малых предприятий. Промышленность и строительство - на втором месте. На другие отрасли приходится менее 10% (Таблица 3).
Таблица 3.
Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в 2006 г.
Млн. рублей |
В процентах | |
Всего |
12099232,3 |
100 |
из него: |
||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
78768,6 |
0,7 |
рыболовство, рыбоводство |
20247,8 |
0,2 |
добыча полезных ископаемых |
49359,8 |
0,4 |
обрабатывающие производства |
1146927,7 |
9,5 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
31468,1 |
0,3 |
строительство |
922020,7 |
7,6 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
8721340,5 |
72,1 |
гостиницы и рестораны |
56103,8 |
0,5 |
транспорт и связь |
249193,8 |
2,1 |
в том числе связь |
31630,1 |
0,3 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
725101,3 |
6,0 |
образование |
3912,7 |
0,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
35665,9 |
0,3 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
57574,2 |
0,5 |
Поэтому важнейшей задачей является изменение структуры видов деятельности малых предприятий. Цель - стимулирование развития малых предприятий в сфере услуг, образовательной сфере, здравоохранении, жилищно-коммунальной сфере, науке, транспорте и связи. Это должно найти отражение в отраслевых стратегиях развития. Также необходимо разработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти специальный комплекс мероприятий на 2008-2010 гг., предусматривающий содействие развитию малого предпринимательства в различных отраслях экономики.
Информация о работе Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики.