Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы «Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики», на мой взгляд, в современных экономических условиях приобретает все большую актуальность в свете недавно вышедшего закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Это связано с тем, что малое предпринимательство является одним из приоритетных направлений программы развития экономики России.
Представленная курсовая работа состоит из 3-х глав и практической части.
Первая глава данной работы раскрывает историю становления и развития малого предпринимательства в России.
Во второй главе представлен вопрос нормативного регулирования и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на основе нового закона.
Третья глава освещает современное состояние и перспективы развития малого бизнеса в РФ.

Содержание работы

Аннотация
3
Глава 1. Сущность и история развития малого предпринимательства в России
4
Глава 2. Государственное регулирование малого бизнеса в России
9
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
14
Заключение
20
Список используемой литературы
22
Практическое задание
23

Файлы: 1 файл

курсовая по микроэкономике.docx

— 63.15 Кб (Скачать файл)

Основными целями деятельности Правительства  Российское Федерации до 2020 г. в рассматриваемое сфере должны стать:

• сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли, — до 25% (в 2 раза по сравнению с 2007 г.);

• рост числа предприятий, занятых в сфере услуг - до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 г.);

•увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, - в 5 раз (с 2% в 2006 г. до 10% к 2020 с);

•увеличение числа малых предприятий, занятых  в здравоохранении и сфере социальных услуг, - в 5 раз (с 1% в 2006 г. до 5% к 2020 г.).

Первое, что для этого требуется, - обеспечить доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам.

В 2006 г. 53% опрошенных малых предпринимателей выделили финансирование как самую важную проблему. Общая потребность малых компаний в банковском финансировании оценивается в 1 трлн. руб. и удовлетворяется только на 20%. При этом темп прироста объемов этих кредитов за 2006 г. составил 148%.

По инициативе Минэкономразвития России Центральный  банк России уже скорректировал требования к коммерческим банкам по резервированию средств в случае предоставления кредитов малым предприятиям, а также повысил уровень надежности кредитов малых предприятий, по которым предоставлено соответствующее обеспечение гарантийными фондами, созданными в целях поддержки малого предпринимательства.

В 31 субъекте Российской Федерации при софинансировании федерального бюджета уже созданы гарантийные фонды. Общая сумма кредитных договоров, договоров лизинга, заключенных субъектами малого предпринимательства (более 360 малых компаний), на 1 апреля 2007 г. составила около 1,2 млрд. руб.

Малому бизнесу нужен доступ к инфраструктуре.

Пятая часть  предпринимателей определяют как критически важный не дискриминационный доступ к недвижимому имуществу и электросетям.

Для его  облегчения Минэкономразвития России разработало поправки в Федеральный  закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающие для субъектов малого бизнеса при участии в приватизационных торгах по продаже арендованного ими имущества оплату приобретаемого имущества в рассрочку на срок до 3 лет и двукратное уменьшение размера задатка.

В Думу внесли законопроект по формированию региональных и муниципальных перечней целевого имущества, предназначенных для предоставления в аренду исключительно субъектам малого предпринимательства.

Для начинающих предпринимателей решающим фактором, влияющим на выживаемость компании, является стоимость арендуемых помещений и комплексная поддержка в первые годы деятельности. Лучшая форма поддержки для таких компаний — услуга бизнес-инкубатора.

В рамках мероприятий по созданию сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов за 2005-2006 гг. начата реализация 83 проектов. До конца текущего года общее количество финансируемых объектов достигнет 120. Уже начали работу 29 бизнес-инкубаторов общей площадью 73 400 кв. м на 4000 рабочих мест. Планируется создание бизнес-инкубаторов в особых экономических зонах, технопарках.

Потенциал в расширении доступа малых компаний к инфраструктурным объектам заложен в активизации и поддержке сотрудничества крупных и малых предприятий. Размещение крупными предприятиями доли заказов на производство комплектующих изделий и оказание услуг среди российских малых предприятий, включение малых предприятий в налаженные снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих крупных предприятий способствуют повышению эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства.

Половина опрошенных предпринимателей (51%) склонны полагать, что развитие малого предприятия в основном зависит от самих предпринимателей, их квалификации и собственных ошибок. В решении данного вопроса деятельность органов власти должна быть сосредоточена на двух основных направлениях:

• помощь действующим предпринимателям в повышении образовательного уровня;

• популяризация  предпринимательской деятельности, особенно среди школьников и студентов.

Представляется  целесообразным использовать возможности Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства и инфраструктуру Комиссии для организации специализированной подготовки руководителей малых предприятий ежегодно (до 3000 человек).

Обучение  предпринимательству на современном  этапе требует создания единой образовательной и информационно-методической системы поддержки малого предпринимательства. В этой связи удачным примером является программа создания и поддержки школьных компаний, реализуемая Межрегиональной общественной организацией «Достижения молодых», президентом которой является академик Евгений Велихов.

Для студентов и аспирантов Минэкономразвития России совместно с Минсельхозом России и Минобрнауки России с 2006 г. реализует программу создания бизнес-инкубаторов при ведущих вузах. 4 бизнес-инкубатора уже готовы к приему малых компаний.

В итоге  в среднесрочной перспективе необходимо достичь следующих основных показателей: доля населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса,  составит не менее 50%, а доля в валовом внутреннем продукте - не менее 40%.

Государственное регулирование малого   предпринимательства  требует серьезных корректив. В 2006 г. было проверено 3,5 млн. проверок, и это без учета налоговых проверок. Это наглядное свидетельство тотального контроля ведения бизнеса.

Новый федеральный  закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» позволит:

•закрепить  полномочия органов власти разных уровней по развитию малого и среднего предпринимательства;

•гармонизировать  с европейскими критерии сектора малых и средних компаний;

• обеспечить равный доступ предпринимателей к поддержке;

• создать  механизм учета мнения представителей предпринимателей при принятии нормативных актов.

 

Заключение

 

Наличие развитого сектора малого бизнеса  является обязательным условием успешного  функционирования национальной экономики. В экономически развитых странах  малые предприятия выполняют  ряд важнейших социально-экономических  функций, таких, как обеспечение  занятости, формирование конкурентной среды, поддержание социальной стабильности и др.

Так, в  государствах - членах Евросоюза в  секторе малого бизнеса работает порядка 60 - 70% населения, а в ряде стран этот показатель доходит до 80% (Ирландия, Греция). Национальные власти высокоразвитых стран придают огромное значение малым предприятиям, так  как их владельцы составляют основу среднего класса общества, который  служит гарантом стабильного развития государства.

Именно  с преимущественного развития малого и среднего бизнеса осуществлялся  экономический рывок в некогда  отсталых странах (Испании, Португалии, Греции, Южной Кореи, Тайване).

Сегодня во многом за счет небольших предприятий  обеспечивается ускоренное развитие экономики  Китая. Расчеты показывают, что в этих странах наблюдалась прямая зависимость между динамикой экономического роста и числом малых предприятии, а доля последних в производстве ВВП составляла от 40 до 70%. И лишь на более поздних стадиях подъема крупные предприятия начинали играть значимую роль в экономическом развитии, принимая эстафету у малого и среднего бизнеса.

Малый бизнес выполняет важную функцию и в  формировании инновационной экономики, инвестируя средства в становление  новых направлений науки и  техники. Венчурная специализация  характерна для значительной части  малых предприятий (около 20%) в экономически развитых странах мира.

Многие  высокотехнологичные концерны мирового масштаба начинали свое существование  в виде небольших венчурных фирм. По имеющимся оценкам, в России только 4-5% малых предприятий занимаются инновационной деятельностью.

В настоящее  время перед Российской Федерацией остро стоит задача диверсификации национальной экономики с акцентом на развитие обрабатывающих и высокотехнологичных  отраслей. Нынешняя сырьевая ориентация страны приводит к сильной зависимости  отечественного хозяйства от мировой  конъюнктуры цен, не позволяя тем  самым рассчитывать на планомерный  рост в будущем. Создание развитого  сектора малого бизнеса приведет к увеличению числа наукоемких предприятии, укрепит инновационный вектор развития российской экономики, будет способствовать структурной перестройке народного хозяйства.

Сегодня достаточно широко распространено мнение о неразвитости малого бизнеса в  России по сравнению со странами Евросоюза.

Однако  подобные оценки не совсем корректны  с точки зрения методики анализа  и расчетов. Согласно российскому  законодательству к субъектам малого бизнеса (предпринимательства) относятся  малые предприятия в форме  юридических лиц, частные предприниматели  и фермерские хозяйства. При этом эксперты в своих расчетах, как  правило, оперируют лишь малыми предприятиями  в форме юридических лиц, сильно занижая тем самым значения показателей  развития малого бизнеса.

По результатам  исследования, выполненного в рамках европейской программы TASIS в 2003 г., уровень  развития малого бизнеса в России уступает среднеевропейскому, однако разрыв этот не столь велик.

Очевидно, что при использовании одинаковых методик выделения малых и  средних предприятий уровень  развития малого бизнеса в России вполне сопоставим со средними значениями по странам Евросоюза. Низкий налоговый вклад малого предпринимательства в консолидированный бюджет России и ВВП во многом объясняется не низкой степенью его развития, а функционированием значительной части малых предприятий в сфере теневой экономики. Около 60% предпринимателей регулярно занижают размеры прибыли и масштабы торгово-производственной деятельности, что приводит к значительному сокращению налогооблагаемой базы малого бизнеса. По приблизительным оценкам, теневой оборот малого предпринимательства в России составляет от 30 до 50 млрд долл. США.

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Налоговый Кодекс часть I, II.
  3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ.
  4. Собрание законодательства РФ №31 (30 июля) 2007, ст. 4006.
  5. Греф Герман. «Глиняные ноги» российской экономики» // Экономика и жизнь, 2007, №24.
  6. Кузнецова Н.М. Стратегическая политика развития малого бизнеса в системе производственного предпринимательства в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания, 2007, №1.
  7. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. – М.: «Дашков и К», 2003.
  8. Курс микроэкономики, Учебник для вузов, Нуреев Р.М., М.: НОРМА, 2005.
  9. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
  10. Микроэкономика, Учебное пособие, Базылов Н.И. и др., М.: ИНФРА-М, 2004.
  11. Микроэкономика, Учебное пособие, Шестакова К.Д., М.: РИОР  2005.
  12. Сборник задач по микроэкономике, Нуреев Р.М., М.: НОРМА, 2005.
  13. Интернет-ресурс www.duma.gov.ru
  14. Интернет-ресурс Федеральной службы государственной статистики  www.gks.ru
  15. Интернет-ресурс www.bibliotekar.ru
  16. Интернет-ресурс  www.businesspress.ru
  17. Интернет-ресурс  www.consultant.ru

 

Практическое задание

 

Задание 1.

Норматив оборотных средств  в производственных запасах – 1100 тыс. руб., норматив расходов будущих  периодов – 100 тыс. руб., план выпуска  изделий – 1000 шт., длительность производственного  цикла – 50 дней, производственная стоимость  одного изделия – 18 тыс. руб., коэффициент  нарастания затрат – 0,7, норма запаса готовой продукции на складе – 7 дней, оптовая цена изделия – 20 тыс. руб.

Определите (тыс. руб.):

а) норматив оборотных средств в  незавершенном производстве;

б) норматив оборотных средств в готовой продукции;

в) общий норматив оборотных средств предприятия.

 

Решение: 

а) норматив оборотных средств в незавершенном  производстве (Ннп) определяется по формуле:

 

Ннп =  Вп / Тп * Тц * Кн.з,

 

где Вп – плановый объем товарной продукции по производственной себестоимости,

Тп – число дней в плановом периоде (360),

Тц – длительность производственного цикла,

Кн. з – коэффициент нарастания затрат.

                                                            

Ннп =    18000 / 360 *  50  * 0,7 =  1750 тыс. руб.

                                                               

б) норматив оборотных средств в готовой продукции, находящейся на складе (Нгот) определяется по формуле:

 

Нгот =   Вп / Тп* Ск ,

 

где Ск –установленный норматив пребывания готовой продукции на складе, дней.

                                                                    

Нгот = 18000 / 360 * 7 = 350 тыс. руб.

                                                                      

в) совокупность всех нормативов оборотных средств  дает общий норматив оборотных средств предприятия (Но):

 

Нпз + Нбп + Ннп + Нгот = Но,

 

где Нпз – норматив оборотных средств в производственных запасах,

Нбп – норматив расходов будущих периодов.

 

Но = 1100 + 100 + 1750 + 350 = 3300 тыс. руб.

 

Задание 2.

Работу предприятия в течение  одного месяца характеризуют следующие  показатели, млн. руб.:

 

 

сумма

Произведено и реализовано готовых  изделий на сторону   

       80

- своему капитальному строительству

7

- своим непромышленным хозяйствам

2

Отпущено на сторону:

 

- полуфабрикатов своей выработки

8

- продукции вспомогательного производства

3

- продукции подсобного хозяйства

4

Силами своих подразделений выполнили  капитальный ремонт

 

- своего оборудования

5

- оборудования по заказу посторонней  фирмы

6

- грузового автомобиля своего  подсобного хозяйства

1

Остатки нереализованной продукции

 

- на начало года

       12

- на конец года

       10

Стоимость незавершенного производства:

 

- на начало года

9

- на конец года

       11

Стоимость полуфабрикатов, оснастки и  инструментов для собственного производства:

 

- на начало года

      3,5

- на конец года

      4,5

Материальные затраты на выпуск товарной продукции

       58

Сумма амортизации основных производственных фондов

      5,5

Информация о работе Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики.