Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 09:44, курсовая работа
Тема курсовой работы «Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики», на мой взгляд, в современных экономических условиях приобретает все большую актуальность в свете недавно вышедшего закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Это связано с тем, что малое предпринимательство является одним из приоритетных направлений программы развития экономики России.
Представленная курсовая работа состоит из 3-х глав и практической части.
Первая глава данной работы раскрывает историю становления и развития малого предпринимательства в России.
Во второй главе представлен вопрос нормативного регулирования и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на основе нового закона.
Третья глава освещает современное состояние и перспективы развития малого бизнеса в РФ.
Аннотация
3
Глава 1. Сущность и история развития малого предпринимательства в России
4
Глава 2. Государственное регулирование малого бизнеса в России
9
Глава 3. Современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации
14
Заключение
20
Список используемой литературы
22
Практическое задание
23
Основными целями деятельности Правительства Российское Федерации до 2020 г. в рассматриваемое сфере должны стать:
• сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли, — до 25% (в 2 раза по сравнению с 2007 г.);
• рост числа предприятий, занятых в сфере услуг - до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 г.);
•увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, - в 5 раз (с 2% в 2006 г. до 10% к 2020 с);
•увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, - в 5 раз (с 1% в 2006 г. до 5% к 2020 г.).
Первое, что для этого требуется, - обеспечить доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам.
В 2006 г. 53% опрошенных малых предпринимателей выделили финансирование как самую важную проблему. Общая потребность малых компаний в банковском финансировании оценивается в 1 трлн. руб. и удовлетворяется только на 20%. При этом темп прироста объемов этих кредитов за 2006 г. составил 148%.
По инициативе Минэкономразвития России Центральный банк России уже скорректировал требования к коммерческим банкам по резервированию средств в случае предоставления кредитов малым предприятиям, а также повысил уровень надежности кредитов малых предприятий, по которым предоставлено соответствующее обеспечение гарантийными фондами, созданными в целях поддержки малого предпринимательства.
В 31 субъекте Российской Федерации при софинансировании федерального бюджета уже созданы гарантийные фонды. Общая сумма кредитных договоров, договоров лизинга, заключенных субъектами малого предпринимательства (более 360 малых компаний), на 1 апреля 2007 г. составила около 1,2 млрд. руб.
Малому бизнесу нужен доступ к инфраструктуре.
Пятая часть предпринимателей определяют как критически важный не дискриминационный доступ к недвижимому имуществу и электросетям.
Для его облегчения Минэкономразвития России разработало поправки в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающие для субъектов малого бизнеса при участии в приватизационных торгах по продаже арендованного ими имущества оплату приобретаемого имущества в рассрочку на срок до 3 лет и двукратное уменьшение размера задатка.
В Думу внесли законопроект по формированию региональных и муниципальных перечней целевого имущества, предназначенных для предоставления в аренду исключительно субъектам малого предпринимательства.
Для начинающих предпринимателей решающим фактором, влияющим на выживаемость компании, является стоимость арендуемых помещений и комплексная поддержка в первые годы деятельности. Лучшая форма поддержки для таких компаний — услуга бизнес-инкубатора.
В рамках мероприятий по созданию сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов за 2005-2006 гг. начата реализация 83 проектов. До конца текущего года общее количество финансируемых объектов достигнет 120. Уже начали работу 29 бизнес-инкубаторов общей площадью 73 400 кв. м на 4000 рабочих мест. Планируется создание бизнес-инкубаторов в особых экономических зонах, технопарках.
Потенциал в расширении доступа малых компаний к инфраструктурным объектам заложен в активизации и поддержке сотрудничества крупных и малых предприятий. Размещение крупными предприятиями доли заказов на производство комплектующих изделий и оказание услуг среди российских малых предприятий, включение малых предприятий в налаженные снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих крупных предприятий способствуют повышению эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства.
Половина опрошенных предпринимателей (51%) склонны полагать, что развитие малого предприятия в основном зависит от самих предпринимателей, их квалификации и собственных ошибок. В решении данного вопроса деятельность органов власти должна быть сосредоточена на двух основных направлениях:
• помощь действующим предпринимателям в повышении образовательного уровня;
• популяризация предпринимательской деятельности, особенно среди школьников и студентов.
Представляется целесообразным использовать возможности Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства и инфраструктуру Комиссии для организации специализированной подготовки руководителей малых предприятий ежегодно (до 3000 человек).
Обучение предпринимательству на современном этапе требует создания единой образовательной и информационно-методической системы поддержки малого предпринимательства. В этой связи удачным примером является программа создания и поддержки школьных компаний, реализуемая Межрегиональной общественной организацией «Достижения молодых», президентом которой является академик Евгений Велихов.
Для студентов и аспирантов Минэкономразвития России совместно с Минсельхозом России и Минобрнауки России с 2006 г. реализует программу создания бизнес-инкубаторов при ведущих вузах. 4 бизнес-инкубатора уже готовы к приему малых компаний.
В итоге в среднесрочной перспективе необходимо достичь следующих основных показателей: доля населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса, составит не менее 50%, а доля в валовом внутреннем продукте - не менее 40%.
Государственное регулирование малого предпринимательства требует серьезных корректив. В 2006 г. было проверено 3,5 млн. проверок, и это без учета налоговых проверок. Это наглядное свидетельство тотального контроля ведения бизнеса.
Новый федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» позволит:
•закрепить полномочия органов власти разных уровней по развитию малого и среднего предпринимательства;
•гармонизировать с европейскими критерии сектора малых и средних компаний;
• обеспечить равный доступ предпринимателей к поддержке;
• создать механизм учета мнения представителей предпринимателей при принятии нормативных актов.
Заключение
Наличие
развитого сектора малого бизнеса
является обязательным условием успешного
функционирования национальной экономики.
В экономически развитых странах
малые предприятия выполняют
ряд важнейших социально-
Так, в государствах - членах Евросоюза в секторе малого бизнеса работает порядка 60 - 70% населения, а в ряде стран этот показатель доходит до 80% (Ирландия, Греция). Национальные власти высокоразвитых стран придают огромное значение малым предприятиям, так как их владельцы составляют основу среднего класса общества, который служит гарантом стабильного развития государства.
Именно с преимущественного развития малого и среднего бизнеса осуществлялся экономический рывок в некогда отсталых странах (Испании, Португалии, Греции, Южной Кореи, Тайване).
Сегодня во многом за счет небольших предприятий обеспечивается ускоренное развитие экономики Китая. Расчеты показывают, что в этих странах наблюдалась прямая зависимость между динамикой экономического роста и числом малых предприятии, а доля последних в производстве ВВП составляла от 40 до 70%. И лишь на более поздних стадиях подъема крупные предприятия начинали играть значимую роль в экономическом развитии, принимая эстафету у малого и среднего бизнеса.
Малый бизнес выполняет важную функцию и в формировании инновационной экономики, инвестируя средства в становление новых направлений науки и техники. Венчурная специализация характерна для значительной части малых предприятий (около 20%) в экономически развитых странах мира.
Многие высокотехнологичные концерны мирового масштаба начинали свое существование в виде небольших венчурных фирм. По имеющимся оценкам, в России только 4-5% малых предприятий занимаются инновационной деятельностью.
В настоящее время перед Российской Федерацией остро стоит задача диверсификации национальной экономики с акцентом на развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей. Нынешняя сырьевая ориентация страны приводит к сильной зависимости отечественного хозяйства от мировой конъюнктуры цен, не позволяя тем самым рассчитывать на планомерный рост в будущем. Создание развитого сектора малого бизнеса приведет к увеличению числа наукоемких предприятии, укрепит инновационный вектор развития российской экономики, будет способствовать структурной перестройке народного хозяйства.
Сегодня достаточно широко распространено мнение о неразвитости малого бизнеса в России по сравнению со странами Евросоюза.
Однако подобные оценки не совсем корректны с точки зрения методики анализа и расчетов. Согласно российскому законодательству к субъектам малого бизнеса (предпринимательства) относятся малые предприятия в форме юридических лиц, частные предприниматели и фермерские хозяйства. При этом эксперты в своих расчетах, как правило, оперируют лишь малыми предприятиями в форме юридических лиц, сильно занижая тем самым значения показателей развития малого бизнеса.
По результатам исследования, выполненного в рамках европейской программы TASIS в 2003 г., уровень развития малого бизнеса в России уступает среднеевропейскому, однако разрыв этот не столь велик.
Очевидно,
что при использовании
Список используемой литературы
Практическое задание
Задание 1.
Норматив оборотных средств в производственных запасах – 1100 тыс. руб., норматив расходов будущих периодов – 100 тыс. руб., план выпуска изделий – 1000 шт., длительность производственного цикла – 50 дней, производственная стоимость одного изделия – 18 тыс. руб., коэффициент нарастания затрат – 0,7, норма запаса готовой продукции на складе – 7 дней, оптовая цена изделия – 20 тыс. руб.
Определите (тыс. руб.):
а) норматив оборотных средств в незавершенном производстве;
б) норматив оборотных средств в готовой продукции;
в) общий норматив оборотных средств предприятия.
Решение:
а) норматив
оборотных средств в
Ннп = Вп / Тп * Тц * Кн.з,
где Вп – плановый объем товарной продукции по производственной себестоимости,
Тп – число дней в плановом периоде (360),
Тц – длительность производственного цикла,
Кн. з – коэффициент нарастания затрат.
Ннп = 18000 / 360 * 50 * 0,7 = 1750 тыс. руб.
б) норматив оборотных средств в готовой продукции, находящейся на складе (Нгот) определяется по формуле:
Нгот = Вп / Тп* Ск ,
где Ск –установленный норматив пребывания готовой продукции на складе, дней.
Нгот = 18000 / 360 * 7 = 350 тыс. руб.
в) совокупность всех нормативов оборотных средств дает общий норматив оборотных средств предприятия (Но):
Нпз + Нбп + Ннп + Нгот = Но,
где Нпз – норматив оборотных средств в производственных запасах,
Нбп – норматив расходов будущих периодов.
Но = 1100 + 100 + 1750 + 350 = 3300 тыс. руб.
Задание 2.
Работу предприятия в течение одного месяца характеризуют следующие показатели, млн. руб.:
сумма | |
Произведено и реализовано готовых изделий на сторону |
80 |
- своему капитальному |
7 |
- своим непромышленным |
2 |
Отпущено на сторону: |
|
- полуфабрикатов своей выработки |
8 |
- продукции вспомогательного |
3 |
- продукции подсобного хозяйства |
4 |
Силами своих подразделений |
|
- своего оборудования |
5 |
- оборудования по заказу |
6 |
- грузового автомобиля своего подсобного хозяйства |
1 |
Остатки нереализованной продукции |
|
- на начало года |
12 |
- на конец года |
10 |
Стоимость незавершенного производства: |
|
- на начало года |
9 |
- на конец года |
11 |
Стоимость полуфабрикатов, оснастки и инструментов для собственного производства: |
|
- на начало года |
3,5 |
- на конец года |
4,5 |
Материальные затраты на выпуск товарной продукции |
58 |
Сумма амортизации основных производственных фондов |
5,5 |
Информация о работе Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики.