Материалы, их классификация и виды оценок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Материалы - вид запасов. К материалам относятся сырье, основные и
вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.
В настоящее время определяющее значение приобретают качественные показатели, такие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие, классификация и оценка материалов
1.1.Сущность и понятие материалов……………………………………………6
1.2.Классификация и оценка материалов………………………………………11
Глава II. Учёт материалов на счетах бухгалтерского учёта
2.1.Документальное оформление поступления и расхода
материалов……………………………………………………………………… 18
2.2. Синтетический учёт материально-производственных запасов…………..21
2.3. Аналитический учёт движения материалов……………………………….27
Заключение ……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………………. 33

Файлы: 1 файл

Курсовая Материалы их классификация и виды оценок. Синтетический и аналитический учёт.docx

— 57.08 Кб (Скачать файл)

Экспедитор организации  принимает на станции прибывшие  материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или  массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который  служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации  или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков  экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При  приемке материалов экспедитор производит не только количественную, но и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад предприятия  и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала  данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют  приходными ордерами. Приходный ордер  подписывают заведующий складом  и экспедитор.

При отсутствии расхождений  между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки  приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют  штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при  этом сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад  материалов не соответствуют данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет  акт о приемке материалов, который  служит основанием для предъявления претензии поставщику.

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в  качестве первичного документа применяют  товарно - транспортную накладную.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов  производства и др. оформляют одно - или многострочными требованиями - накладными, которые выписывают цехи - сдатчики в двух экземплярах. Материалы, полученные от разборки и демонтажа  зданий и сооружений, приходуются  на основании акта об оприходовании  материальных ценностей, полученных при  разборке и демонтаже зданий и  сооружений.

Подотчетные лица приобретают  материалы в организациях торговли, у других организаций и кооперативов, на колхозном рынке или у населения  за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом.

Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для  переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов. Порядок документального оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности  их отпуска.

Расход материалов, отпускаемых  в производство и на другие нужды  ежедневно, оформляют лимитно - заборными  картами. Один экземпляр лимитно - заборной карты вручают цеху - получателю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала  и остаток лимита в обоих экземплярах  карты и расписывается в карте  цеха - получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе. Лимитно - заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карте складского учета, а в лимитно - заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материалов со склада.

Отпуск материалов со складов  производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования - накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). Если материалы  со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно - или многострочными требованиями - накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом - получателем  в двух экземплярах: первый, с распиской  кладовщика, остается в цехе; второй, с распиской получателя, - у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют одно - или многострочные требования - накладные, которые составляют материально  ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с  распиской получателя, а второй с  распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

Отпуск материалов сторонним  организациям или хозяйствам своей  организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел  снабжения в двух экземплярах  на основании нарядов, договоров  и других документов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной  применяют товарно - транспортную накладную.

Списание материалов вследствие их непригодности оформляют актом  на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией  с участием материально ответственного лица.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью представители цехов - получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами.

На фактически израсходованные  материалы подразделение - получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма  по каждому наименованию, шифр заказа, на выполнение которого израсходованы  материалы, нормативный и фактический  расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин. В необходимых  случаях в акте указывают количество изготовленной продукции либо объем  выполненных работ. Кроме того, подразделения  организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей и передают их в бухгалтерию.

В установленные дни документы  по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации  по реестру приемки - сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию  под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

 

 

2.2. Синтетический учёт материально-производственных запасов

 

На синтетических счетах отражаются наличие и движение хозяйственных средств в итоговой денежной оценке.

На аналитических счетах учет ведется более детально, с разбивкой по конкретным видам средств, их открывают в развитие соответствующих синтетических счетов. Учет на аналитических счетах ведется в денежном и натуральном выражении (метрах, килограммах, тоннах, штуках и т.п.).

Субсчета являются промежуточной группировкой средств между синтетическим и аналитическим учетом.

Синтетические счета являются счетами 1-го порядка, субсчета — счетами 2-го порядка, аналитические счета — счетами 3-го, 4-го и других порядков.

Ведение синтетического и  аналитического учета на счете 10 «Материалы»

Рассмотрим пример ведения  синтетического и аналитического учета  на счете 10 «Материалы» на фабрике  трикотажных изделий (табл. 1).

Таблица 1

Синтетический счет 10 «Материалы» (счет 1-го порядка)

 

Субсчета (счета 2-го порядка)

Аналитические счета (счета 3-го, 4-го порядков и т.д.)

10.1. Сырье и материалы 

Ткани — льняные, шерстяные и т.д. 
Пряжа — синтетическая, мохеровая и т.д. 
Нитки — шелковые хлопчатобумажные и т.д.

10.2. Покупные изделия 

Пуговицы  
Молнии  
Кнопки

По видам и ассортименту

10.3. Топливо 

Бензин  
Мазут  
Солярка

 

 

10.4. Тара 

Пластмассовая  
Картонная  
Деревянная

По видам и ассортименту


 

Ведение аналитического и  синтетического учета имеет следующие особенности:

  • аналитический учет — это, как правило, количественно-суммовой учет, поэтому в основном он ведется на складах. Синтетический учет ведется в бухгалтерии предприятия. Но и в бухгалтерии на некоторых счетах может вестись аналитический учет, например, на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется учет заработной платы по каждому работнику;
  • синтетический учет ведется только в денежном выражении, а аналитический учет может вестись как в денежном выражении, так и в натуральных единицах;
  • система ведения синтетического учета, как правило, не зависит от специфики работы предприятия, так как это обобщающий учет. Аналитический учет привязан к конкретному предприятию и зависит от сферы его деятельности;
  • синтетические и аналитические счета взаимосвязаны, так как на аналитических счетах отражаются те же хозяйственные операции, что и на синтетических. Но на аналитических счетах учет ведется более подробно для конкретных видов средств. Это означает, что итоговые данные по аналитическим счетам должны быть равны итогу на соответствующем синтетическом счете.

Синтетический учет производственных запасов ведут, как уже отмечалось, на синтетических счетах 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 14 "Резервы под снижение стоимости  материальных ценностей", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материалов".

Перечень субсчетов, которые  могут быть открыты к счету 10 "Материалы", приведен в п.7.1. Сельскохозяйственные организации могут открывать  к счету 10 "Материалы" отдельные  субсчета для учета семян, посадочного  материала и кормов (покупных и  собственного производства); минеральных  удобрений; ядохимикатов, используемых в борьбе с вредителями и болезнями  сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов и др.

На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут  по фактической себестоимости или  по учетным ценам.

При учете материалов по фактической себестоимости в  дебет материальных счетов относят  все расходы по их приобретению.

При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 "Материалы" и кредитуют следующие счета:

- 60 "Расчеты с поставщиками  и подрядчиками" - на стоимость  поступивших материалов по ценам  поставщиков со всеми наценками  сбытовых и снабженческих организаций и транспортно - заготовительными расходами;

- 76 "Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами" - на  стоимость услуг, оплачиваемых  чеками транспортным (железнодорожным  и водным) организациям;

- 71 "Расчеты с подотчетными  лицами" - на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

- 23 "Вспомогательные производства" - на расходы по доставке материалов  собственным транспортом и на  фактическую себестоимость материалов  собственного производства;

- 20 "Основное производство" - на стоимость возвратных отходов,  и другие счета.

Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыночной стоимости и приходуют  по дебету счета 10 с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Материалы, полученные по договору дарения и безвозмездно, принимаются  на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98 "Доходы будущих периодов". По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия (на счета 20, 23, 25, 26, 97 и др. с кредита счета 10) их стоимость  списывается со счета 98 в кредит счета 91.

Сельскохозяйственные организации  продукцию собственного производства текущего года отражают на счете 10 "Материалы" в течение года по плановой себестоимости (дебет счета 10, кредит счета 20 "Основное производство"). После составления  годовой отчетной калькуляции плановую себестоимость материалов корректируют до фактической себестоимости способом "красное сторно" (если фактическая  себестоимость оказалась ниже плановой) или способом дополнительных проводок (если фактическая себестоимость  выше плановой).

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают  с кредита материальных счетов в  дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в  течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую  проводку:

Дебет счета 20 "Основное производство" (материалы отпущены основному производству)

Дебет счета 23 "Вспомогательные  производства" (материалы отпущены вспомогательным производствам)

Дебет других счетов в зависимости  от направления расходов материалов (25, 26 и др.)

Кредит счета 10 "Материалы" или других счетов по учету материалов.

Проданные материалы списывают  с кредита счета 10 в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.

Информация о работе Материалы, их классификация и виды оценок