Материалы, их классификация и виды оценок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Материалы - вид запасов. К материалам относятся сырье, основные и
вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.
В настоящее время определяющее значение приобретают качественные показатели, такие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Понятие, классификация и оценка материалов
1.1.Сущность и понятие материалов……………………………………………6
1.2.Классификация и оценка материалов………………………………………11
Глава II. Учёт материалов на счетах бухгалтерского учёта
2.1.Документальное оформление поступления и расхода
материалов……………………………………………………………………… 18
2.2. Синтетический учёт материально-производственных запасов…………..21
2.3. Аналитический учёт движения материалов……………………………….27
Заключение ……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………………. 33

Файлы: 1 файл

Курсовая Материалы их классификация и виды оценок. Синтетический и аналитический учёт.docx

— 57.08 Кб (Скачать файл)

При списании материалов вследствие непригодности их фактическая себестоимость  списывается со счета 10 "Материалы" (а при использовании учетных  цен для синтетического учета  материалов и со счета 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей") в дебет счета 84 "Недостачи  и потери от порчи ценностей".

В зависимости от конкретных причин списания со счета 84 списанные  материалы относят на счета учета  затрат на производство и издержек обращения, расчетов по возмещению материального  ущерба (счет 76) или финансовых результатов (счет 91).

Стоимость материалов по ценам  между различными счетами издержек производства и другим направлениям выбытия материалов распределяют на основании ведомости распределения  материалов, которую составляют по данным первичных документов о расходе  материалов.

По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. Разницу списывают  на те же счета затрат, на которые  были списаны материалы по учетным ценам (счета 20, 23, 25, 26 и др.). При этом если фактическая себестоимость выше твердой учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу (что возможно при использовании в качестве твердой учетной цены плановой себестоимости материалов) - способом "красное сторно", т.е. отрицательными числами.

Отклонения фактической  себестоимости материалов от стоимости  их по учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися  на складе материалами пропорционально  стоимости материалов по учетным  ценам.

При синтетическом учете  материальных ценностей по учетным  ценам дополнительно используют счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".

Счет 15 "Заготовление и  приобретение материальных ценностей" предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в  обороте (материалы, животные на выращивании  и откорме, товары).

В дебет счета 15 относят  покупную стоимость материальных ценностей, по которым в организацию поступили  расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др. в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, от характера расходов по заготовке  и доставке материальных ценностей  в организацию.

Материально - производственные запасы, фактически поступившие в  организацию, списывают по учетным  ценам с кредита счета 15 в дебет  счетов 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме" и 41 "Товары".

Сумму разницы в стоимости  приобретенных материально - производственных запасов, исчисленной в фактической  себестоимости приобретения и учетных ценах, списывают со счета 15 в дебет счета 16. Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материально - производственных запасов в пути.

Израсходованные или проданные  материально - производственные запасы списывают на счета издержек производства (обращения) и продажи с кредита  материальных счетов по учетным ценам.

Счет 16 "Отклонения в стоимости  материальных ценностей" предназначен для учета разницы в стоимости  приобретенных материально - производственных запасов, исчисленной в фактической  себестоимости приобретения и учетных  ценах. Этот счет используют только в  том случае, если на счетах 10, 11, 41 синтетический  учет ведут по учетным ценам.

Накопленные на счете 16 разницы  между фактической себестоимостью приобретенных материально - производственных запасов и стоимостью их по учетным  ценам списывают с кредита  счета 16 в дебет счетов издержек производства или обращения или  других счетов, как правило, пропорционально  стоимости израсходованных материально - производственных запасов по учетным  ценам. Допускается списание отклонений на затраты производства или на расходы  на передачу в месяце их выявления.

В бухгалтерском балансе  сальдо по счету 16 включается в стоимость  материально - производственных запасов  без отражения этой операции на счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет по счету 16 ведут по группам материально - производственных запасов с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

 

2.3. Аналитический учёт движения материалов

 

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально - ответственным  лицом, которого принимают на работу, как правило, по согласованию с главным бухгалтером предприятия.

Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках  учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном  выражении. Запись в карточках кладовщик  делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований - накладных  и др.) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток  материалов.

Ведение учета материалов допускается также в книге  учета материалов, которая содержит те же реквизиты, что и карточки учета  материалов.

В условиях функционирования автоматизированного учета вместо карточек учета применяют систематически составляемые машинограммы - ведомости  движения и остатков материалов.

Первичные документы после  записи их данных в карточки учета  передают в бухгалтерию, сюда же передают лимитно - заборные карты по мере использования  лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют  реестром, в котором указывают  наименование и номера сдаваемых  документов.

В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных подразделениях (пунктах, отделениях,) материально - ответственные  лица (заведующие пунктами и отделениями) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете  и представляют их в бухгалтерию.

При использовании материальных отчетов отпадает необходимость  в составлении других документов на расход материалов и упрощается учет материалов в подотчете, поскольку  в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально - ответственных лиц.

Учет материалов в бухгалтерии. В соответствии с Методическими  указаниями по учету МПЗ аналитический  учет материалов в бухгалтерии осуществляется на основе использования оборотных ведомостей или сальдовым методом.

При использовании оборотных  ведомостей применяют два варианта учета материалов.

При первом варианте в бухгалтерии  открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании  первичных документов операции по поступлению  и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета  лишь тем, что учет материалов в них  ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании  месяца по итоговым данным всех карточек составляют количественно - суммовые оборотные  ведомости материалов по каждому  складу и подразделению.

В каждой оборотной ведомости  выводят итоги сумм по каждой странице, по группам материалов, по субсчетам, синтетическим счетам и общий  итог по складу или подразделению.

На основе указанных оборотных  ведомостей составляют сводную оборотную  ведомость, в которую переносят  итоги указанных выше оборотных  ведомостей по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам, по складам и подразделениям в целом. Сводные оборотные ведомости  сверяют с данными синтетического учета.

При втором варианте все  приходные и расходные документы  группируют по номенклатурным номерам, и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении  и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и  денежном выражении по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих  синтетических счетов и субсчетов. На основании указанных оборотных  ведомостей составляют сводные оборотные  ведомости.

При втором варианте трудоемкость учета значительно уменьшается, поскольку отпадает необходимость  ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, так как в оборотную  ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

Более прогрессивен сальдовый  метод учета материалов, при котором  бухгалтерия не дублирует складской  сортовой учет ни в отдельных карточках  аналитического учета, ни в оборотных  ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета  карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах.

Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей  в карточках складского учета  и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных  случаях работник бухгалтерии, переносит  количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному  номеру материалов из карточек складского учета в ведомость (без оборотов прихода и расхода). После проверки и визирования работником бухгалтерии  ведомость передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют  по учетным ценам и выводят  их итоги по отдельным учетным  группам материалов и в целом  по складу.

На основании указанных  сальдовых ведомостей составляют: сводную  сальдовую ведомость, в которую  переносят итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений по группам  материалов, по субсчетам, синтетическим  счетам, складам, подразделениям.

Сальдовые ведомости и  сводные сальдовые ведомости  ежемесячно сверяются с данными  синтетического учета материалов.

Для обобщения и группировки  информации о движении материалов используют ведомости движения материалов (накопительные  ведомости). Они составляются по каждому  складу (подразделению) отдельно по приходу  и расходу материалов, и учет в  них может осуществляться по фактической  себестоимости материалов или их учетным ценам. По окончании месяца в ведомостях подсчитывают итоги  оборотов за месяц в разрезе групп  материалов по субсчетам и синтетическим счетам по каждому складу или подразделению.

Итоговые данные ведомостей движения материалов ежемесячно переносят  в сводную ведомость движения материалов, в которой приводятся также сведения об остатках материалов на начало и конец месяца в разрезе  групп материалов по соответствующим  синтетическим счетам и субсчетам. Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с показателями аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями.

Организации также могут  составлять ведомость распределения  материалов, в которой указывают  корреспондирующие счета и субсчета по каждому направлению расхода  материалов (в стоимостной оценке). В ведомости указывают транспортно - заготовительные расходы или  отклонения между покупной стоимостью материалов и их учетной ценой.

При автоматизированном учете  все учетные регистры составляются при помощи вычислительной техники. Применение организацией программ автоматизации  учетных работ должно обеспечить формирование основных учетных регистров, таких как:

- оборотная ведомость  движения материалов по номенклатурным  номерам в разрезе складов,  подразделений, мест хранения;

- ведомость расхода материалов  по заказам, сериям, переделам,  другим калькуляционным единицам;

- оборотная ведомость  по материалам, находящимся в  пути;

- оборотная ведомость  движения материалов по неотфактурованным  поставкам.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В работе была описана методика ведения бухгалтерского учета материалов в соответствии с утвержденными положениями и нормативными актами.

Были приведены счета, с помощью которых ведется  учет этих операций.

Приведенная методика ведения  бухгалтерского учета материалов

является полной и конкретизированной, что позволяет организовать четкое управление и контроль за их учетом.

По своему экономическому содержанию этот раздел для предприятий  косвенно характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка. Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.

Информация о работе Материалы, их классификация и виды оценок