Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Институт независимого аудита в условиях рыночной экономики является одной из необходимых составляющих финансового контроля за деятельностью экономических субъектов, осуществляемого в любом государстве. Его роль невелика в обществе, в котором преобладает государственная собственность, управляемая административно-командными методами, и осуществляется тотальный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. В условиях происходящего переосмысления роли государства в экономике происходит и осознание изменившихся функций и форм осуществления финансового контроля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………4 стр.
История возникновения аудита…………………………………6 стр.
Понятие, сущность и цели аудиторской деятельности……….11 стр.
Виды аудита………………………………………………20 стр.
Принципы аудита………………………………………...27 стр.
Место аудита в системе контроля……………………………..34 стр.
Аудит и ревизия………………………………………….45 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..47 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………49 стр.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Тольяттинский государственный  университет

Институт финансов, экономики  и управления

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Основы аудита»

на тему «Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

Якимова Е.В.

Группы БУз – 0731Д

Проверил:

Филатова Е.В.

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………4 стр.

    1. История возникновения аудита…………………………………6 стр.
    2. Понятие, сущность и цели аудиторской деятельности……….11 стр.
      1. Виды аудита………………………………………………20 стр.
      2. Принципы аудита………………………………………...27 стр.
    3. Место аудита в системе контроля……………………………..34 стр.
      1. Аудит и ревизия………………………………………….45 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..47 стр.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………49 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Институт независимого аудита в  условиях рыночной экономики является одной из необходимых составляющих финансового контроля за деятельностью  экономических субъектов, осуществляемого  в любом государстве. Его роль невелика в обществе, в котором преобладает государственная собственность, управляемая административно-командными методами, и осуществляется тотальный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. В условиях происходящего переосмысления роли государства в экономике происходит и осознание изменившихся функций и форм осуществления финансового контроля. Поэтому в демократическом обществе с рыночными формами хозяйствования, когда в нормальном развитии рыночных отношений, обеспечении надежной защиты от финансовых рисков заинтересован не только каждый субъект экономической деятельности в отдельности, но и общество, государство в целом, роль аудита значительно возрастает.

С помощью аудита формируются выводы о результатах финансово-хозяйственной  деятельности, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет подтвердить достоверность информации, содержащейся в финансовых отчетах экономических субъектов. Наличие же достоверной финансовой информации, подтвержденной независимым лицом, позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений. Это как никогда актуально в условиях глобализации экономики, появления транснациональных корпораций. Сегодня крупный бизнес интернационален, а процесс изменений и его влияние распространяются с большой скоростью. Операции крупного бизнеса по своим масштабам глобальны, так же как спрос на финансовые ресурсы и их предложение. Поэтому именно независимый аудит способен удовлетворить интересы широкого круга заинтересованных лиц в обеспечении достоверности финансовой информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций в условиях современной экономики.

Обязательный аудит, являясь одним  из основных средств, понуждающих экономические субъекты предоставить достоверную информацию об их реальном финансовом положении заинтересованным пользователям финансовой информации, на современном этапе приобретает особую значимость.

Объектом  исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе финансово-правовой и гражданско-правовой регламентации обязательного аудита в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают нормы финансового, административного  и гражданского права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления обязательного аудита.

Целью исследования является комплексное изучение правового  института обязательного аудита в Российской Федерации, определение  содержания понятий «аудиторская деятельность», «обязательный аудит», выявление и теоретическое осмысление проблем финансово-правового и гражданско-правового регулирования обязательного аудита, а также формулирование предложений, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. История возникновения аудита

Аудит (в разных переводах  это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю.

В своей книге «Практический  аудит» Петр Иванович Камышанов, один из известных в нашей стране теоретиков и практиков аудита, пишет: «профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до нашей эры квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами) Римской империи осуществляли контроль, за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами. Такая практика и дала термин «аудитор» от латинского «слушать»».

Кроме того, в Римской империи  была создана специальная налоговая  полиция, сотрудники которой прибегали  к пыткам женщин и детей для  получения сведений об укрываемых от обложения доходах и имуществе.

В книге по аудиту «Аудит Монтгомери» авторами высказано  мнение, что «Ряд форм внутреннего  контроля… описан в Библии, содержание которой, по общему мнению, охватывает период между 1800 г. до н. э., и 95 г. н. э., а логическое обоснование учреждения контроля, заключающееся в том, что если работникам представится случай украсть, то они могут воспользоваться, отражает тот же профессиональный скептицизм, который ожидают от аудиторов и сегодня. Конкретно Библия касается вопросов двойной охраны имущества, необходимости нанимать компетентных и честных работников, ограничения доступа и разделения обязанностей».

Кроме того, основываясь  на публикациях в области истории  бухгалтерского учета, авторы «Аудита Монтгомери» указывают на наличие в Афинах в V веке до н. э. контроля доходов и расходов со стороны Народного Собрания, а также, что финансовая система «включала правительственных аудиторов, которые проверяли документы всех должностных лиц по истечении их полномочий». Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди – аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Исторической родиной аудита считается  Великобритания. Самое древнее упоминание об аудите в англоязычных странах  датируется 1130 годом (документ архива казначейства Англии и Шотландии). Лондонское Сити подвергалось аудиту по крайней мере уже в 1200-е годы, а в начале XIV столетия в числе выборных должностных лиц значились и аудиторы и начиная с тех пор в архивах множество документов, свидетельствующих о широком признании значения аудита и о регулярном осуществлении аудита отчетов муниципалитетов, частных землевладений и ремесленных гильдий. 24 марта 1324 г. король Эдуард II подписал указ «о назначении трех государственных аудиторов, которые должны испрашивать, проверять и «брать все счета, которые были введены и которые будут введены в провинциях: Оксфорде, Беркенхенде, Саутхемптоне, Уэльсе, Соммерсетшире и Дорсете, делать и обозначать все, что аудиторы со счетами делать должны».

С 1844 г. в Великобритании выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора.

В России предпринимались попытки  создания в 1891 г. – Института присяжных бухгалтеров, 1909 г. – Института бухгалтеров, 1928 г. – Института государственных бухгалтеров-экспертов. Однако, все три попытки организации института аудита в России оказались неудачными.

Правовые основы аудиторской деятельности как независимого вневедомственного  финансового контроля в России были установлены Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ».

Как в названном Указе, так и во Временных правилах, утвержденных этим Указом, предусматривалось, что Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации действуют только до принятия Федеральным Собранием закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность, каковым и явился Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличилась рыночная потребность в услугах такого рода. После окончания кризиса практически все страны начали вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах компаний, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов в средствах массовой информации. Аудит стал мощным оружием против мошенничества.

До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке бухгалтерской документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит.

После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

Третий этап развития аудита –  его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. Такой аудит получил название риско-ориентированного.

В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.

Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Представители Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу, и исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятельности. Таким образом, аудиторская деятельность сопряжена с большой финансовой ответственностью, что обуславливает достаточную жесткость при получении статуса аудитора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие, сущность и цели аудиторской деятельности

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об  аудиторской деятельности» аудиторская  деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Законодатель, прежде всего, указывает  на коммерческий характер аудиторской  деятельности. Все признаки предпринимательской  деятельности, определенные ст. 2 ГК РФ, а именно: самостоятельность, рисковый характер, систематичность действий с целью получения прибыли от оказания услуг соответствующими лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном Законом порядке, присущи аудиту (аудиторской деятельности). Так, самостоятельный характер аудиторской деятельности указывает на ее волевой источник: граждане и юридические лица самостоятельно, т.е. своей волей и в своем интересе, осуществляют данную деятельность. Аудиторы и аудируемые лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, они по своему усмотрению определяют приемы, методы и конкретные процедуры проведения аудита, за исключением планирования и документирования аудита, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Самостоятельность аудиторской деятельности не исключает ее общего регулирования со стороны государства.

Свобода и самостоятельность деятельности аудиторской организации, индивидуального  аудитора предполагают и несение  риска последствий соответствующих  действий. Предпринимательский риск - нормальное рыночное явление, связанное с возможностью наступления неблагоприятных имущественных последствий предпринимательской деятельности. Аудиторский риск - это субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что финансовая (бухгалтерская) отчетность может содержать невыявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.1

Информация о работе Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия