Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 03:48, доклад
Цель аудиторской проверки учета производственных запасов состоит в выражении мнения о достоверности данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей, в установлении правильности оформления ФХЖ с производственными запасами в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.
При аудите наличия материальных ценностей, которые по документам не поступили на предприятие, или выдачи таких товаров разным предприятиям целесообразно составлять таблицу их движения по дням.
Например, на 1 июня остаток масла сливочного составлял 100 кг. С 1 по 17 июня 20__ г. по документам его поступило 2337 кг. Следовательно, за этот период было в наличии 2437 кг. До 17 июня по документам его расходовано 2250 кг. На 18 июня остаток масла равнялся (2437 – 2250) = 187 кг. 18 и 19 июня масло в цех не поступало, однако по документам из цеха 18 июня было выдано 585 кг, 19 июня - 720 кг. За два дня выдано 1118 кг масла, которое в соответствии с документами в цех не поступало, но было перекрыто за счет получения цехом 20 июня по документам 2648 кг масла. Изучив операции, отраженные в документах о получении и выдаче масла в июне, аудитор пришел к заключению, что они зафиксированы верно. Следовательно, в цехе выявлено более 1 т неучтенного масла.
Важный способ аудиторской проверки - сравнение данных приходно-расходных документов, непосредственно отражающих движение материальных ценностей и денежных средств, с данными других документов, которые фиксируют эти же операции, но в других аспектах. Его используют тогда, когда есть подозрение, что при совершении некоторых хозяйственных операций были допущены нарушения, а документально эти операции зафиксированы правильно. Практика показывает, что наиболее часто кражи денежных средств и материальных ценностей вуалируются соответствующими документами, непосредственно связанными с выплатой денег, расходованием материальных ценностей.
Используются аудиторами также такие приемы и способы, как:
Непосредственный осмотр бухгалтерских документов производится для проверки правильности арифметических подсчетов в них, их правильного оформления и пр.
Сопоставление данных бухгалтерского учета с данными оперативного учета используют для изучения хозяйственных операций. Сведения оперативного учета не могут быть основанием для учетных записей, поэтому бухгалтерские работники и аудиторы их не применяют. Именно здесь и возможны нарушения. По документам оперативной отчетности можно определить действительный характер и объем операций, связанных с материальными ценностями или денежными средствами. Однако это не может быть основанием для заключения аудитора. Они лишь помогают избрать правильное направление исследования.
Правильно проведенная инвентаризация тех или иных операций с материальными ценностями способствует качественному проведению аудита.
Исследуются аудиторами также вопросы определения норм запасов ТМЦ.
При фактической проверке устанавливают наличие сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, тары, запасных частей, товаров, готовой продукции и пр.
Особое внимание аудиторы уделяют тем ценностям, которые поступили во время инвентаризации, и правильности их приемки материально ответственными лицами (в присутствии членов инвентаризационной комиссии или нет, записаны ли они в отдельную опись с пометкой "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации" с указанием даты поступления, поставщика, наименования товара, количества, цены, суммы).
Задача аудиторов состоит в изучении качества проведения инвентаризаций аудируемым лицом.
Проверка счетов складских операций является одной из основных составных аудита, потому что значительная доля ошибок допускается при оценке товаров и во время инвентаризации. Объем изучения аудиторами этих счетов во многом зависит от эффективности внутреннего контроля на предприятии и опыта аудитора.
В процессе аудита важное значение имеет анализ продукции на складе.
В соответствии с общими принципами проведения аудиторских мероприятий аудитор должен присутствовать при инвентаризации, осуществляемой предприятием. Он наблюдает за проведением всех необходимых операций.
Аудитор должен изучить законность операций, связанных с расходованием этих ценностей. Исследуют возможные случаи перерасходования сырья и материалов. Для этого применяют различные методы в зависимости от отрасли хозяйствования, особенностей организации производства, метода учета затрат.
Контрольный запуск материалов и сырья на выпуск продукции показывает фактические затраты. Такие запуски осуществляют специалисты. Аудиторы проверяют переработку их в готовую продукцию. Контрольный запуск сырья и материалов в производство оформляется актом, в котором указываются количество израсходованных материалов и сырья, их качество, оборудование, режим его работы в процессе запуска, конкретные данные о производителе продукции, количестве и качестве готовой продукции, отходы. Результаты контрольного запуска распространяют на количество выпущенной готовой продукции за соответствующий период и определяют достоверность списания материалов и сырья на ее изготовление.
Кроме того, изучая приходные документы, аудитор выясняет соответствие названия груза и транспортной маркировки на них данным, указанным в транспортном документе, подтверждение коммерческим актом случаев повреждения или порчи товарно-материальных ценностей, несоответствие массы груза количеству, соблюдение сроков приемки ценностей. Если выявлены случаи недостач, к акту приемки прилагают все необходимые документы, которые тщательно изучаются.
Например, движение замков стоимостью 1084 тыс. руб. за единицу в межинвентаризационном периоде характеризуют данные таблицы.
Показатели движения товаров в межинвентаризационном периоде
Операция |
Вариант, шт. | ||
I |
II |
III | |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 Фактический остаток на начало исследуемого периода 2 Движение в а) по приходным документам б) документальный расход 3 Остаток по бухгалтерским данным на конец исследуемого периода без реализации за наличные деньги (строки 1 + 2а - 26) 4 Числится по 5 Результат а) реализовано за наличные деньги (строки 3-4) б) превышение фактического остатка по инвентаризационной описи на конец исследуемого периода над возможным остатком по бухгалтерским данным без реализации (строки 4-3) |
10
35 15
30
28
2
-2 |
10
35 30
15
16
-1
-1 |
10
35 80
-35
37
2
-2 |
Аудитор ______________________________ В. В. Ткач
(подпись)
В варианте I окончательный результат не вызывал бы никаких сомнений, если бы не было сигналов о том, что за наличные деньги продано 2 замка. Однако по результатам контрольного сравнения в вариантах II и III возникают некоторые вопросы, которые необходимо выяснить встречными проверками всех накладных. В варианте III в расходную часть включено на 35 замков больше, чем их можно было выдать. Если в инвентаризационном акте на конец исследуемого периода не было дописок, и остаток записан верно (10 замков, которые были на складе на начало проверки, и 35 шт. поступивших), то выписанная накладная о выдаче 80 замков может означать, что на склад попали неоприходованные замки, которые были выписаны в расход по бестоварной накладной.
Движение товарно-материальных ценностей оформляют таблицей.
Результаты движения товарно-материальных ценностей
№ п\п |
Показатель |
По бухгалтерским данным |
По данным аудита |
Расхождения по аудиту | |
Больше |
Меньше | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1
2
3
4
5
6
7
8 |
Остаток товарно-материальных ценностей на 1 декабря 20___г. товаров тары Поступило товаров тары Выбыло товаров тары Остаток по бухгалтерским данным на 15 июня 199 г. (отроки 1 4-2-3) товаров тары Наличие по инвентаризационным материалам на 15 июня 199 г. товаров тары порчи ценностей Предварительный результат (строки 45} товар недостача излишки тара недостача излишки Естественная убыль товар Окончательный результат (строки 6 - 7) недостача товара излишек товара Всего тары |
800 100
900 200
700 300
1000 400
800 400 300
200 -
- -
200
- - - |
800 100
950 200
800 250
800 400
800 400 300
- -
- -
-
- - - |
- -
50 -
100 -
- -
- - -
- -
- -
-
- - - |
- -
- -
- 50
200 -
- - -
200 -
- -
200
- - - |
Аудитор ______________________________ В. В. Ткач
(подпись)
Кроме того, аудитору необходимо рассмотреть, как учитывают на предприятии нормы убыли и определить сумму недостачи.
Например, продукция, изготовленная из материалов, полученных по лимитно-заборной карте, бракуется, а часть материалов вместо использования по прямому назначению направляется на исправление брака.
Для того чтобы обеспечить выполнение производственной программы, выписывают дополнительное количество материалов. Исходя из данных актов о браке, устанавливают, правильно ли составлены требования на получение этих материалов. В нем указывают шифр бракованных изделий или деталей. При замене одних материалов другими должно быть соответствующее разрешение и внесены изменения в лимитно-заборные карты.
Необходимо аудитору изучить порядок отпуска материальных ценностей, в частности выяснить, не оформляется ли требованиями отпуск материальных ценностей многоразового использования вместо оформления их выдачи по лимитно-заборным картам, кто разрешил такой отпуск. При исследовании операций отпуска материальных ценностей в переработку и другим организациям устанавливают необходимость и целесообразность такой передачи, изучают условия договора на переработку, определяют правильность отпуска и полноту оприходования полученных от переработки материальных ценностей.
При выявлении фактов применения заниженных норм выхода продукции из переданных в переработку материалов аудитору необходимо выяснить, с какой целью это сделано, когда эти нормы были составлены и утверждены, количество и стоимость недополученной предприятием продукции от переработки, как были использованы остатки материалов.
Аудитор проверяет своевременность и правильность составления коммерческих актов и актов приемки материалов, соблюдение действующего порядка их составления.
Если при аудите предприятия по просьбе клиента материальные ценности инвентаризуются не единовременно, а в разные сроки, аудитор должен изучить все операции оприходования и расходования на момент проведения последней инвентаризации. Для этого необходимо получить отчеты от всех материально ответственных лиц.
Например, предприятие имеет 45 структурных единиц. В 15 из них инвентаризация проведена по состоянию на 20 марта, в 14 - на 22 марта, в 6 - на 23 марта, а в 10 она вообще не проводилась. В этом случае аудитор должен получить от всех материально ответственных лиц отчет по состоянию на 23 марта и на эту же дату отчет кассира. Показатели отчета изучают и записывают в журнал-ордер. На 23 марта по журналу-ордеру следует пересчитать итоги и сравнить с их товарными отчетами. По первичным документам сплошной сверкой выясняют своевременность приходования и списания ценностей с учетом проведенных инвентаризаций. При этом будут выявлены случаи сокрытия недостач, оформленных бестоварными документами, и другие злоупотребления.
Информация о работе Методика аудиторской проверки учета материально-производственных запасов