Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:14, курсовая работа
Аудиторская проверка материально-производственных запасов (МПЗ) позволяет минимизировать риск наличия существенных ошибок в учете.
В процессе проверки аудитор должен установить:
реальность наличия и существования МПЗ;
все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;
является ли организация собственником всех МПЗ, т.е. на них имеются имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность, являются обязательствами;
правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;
правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.
1.3 Нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей
При учете и аудите материально-производственных запасов необходимо руководствоваться законодательно-нормативными документами.
Система нормативного
регулирования аудиторской
Первый уровень – Федеральные законы, Кодексы РФ, Указы Президента РФ. Конкретно к данному уровню относятся:
· Гражданский кодекс РФ. [1] В нем закреплены важнейшие нормы ведения учета в организации (в том числе и учета материалов) – наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязанность утверждения годового отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации организации и т.д.;
· Налоговый кодекс РФ (часть 1и 2) [2]. Он определяет основы налоговой системы, что влияет на организацию бухгалтерского учета (в том числе и учета материалов) при определении базы для расчета налогов;
· Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском учете"(принят ГД ФС РФ 23.02.1996), с изменениями и дополнениями. В законе определены понятия бухгалтерского учета материалов, его объекты, основные правила и требования, порядок регулирования и организации бухгалтерского учета материалов, правила организации аналитического и синтетического учета материалов, его регистров, порядок оценки материалов, их инвентаризации [5].
· Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307- ФЗ принят ГД ФС РФ 24.12.2008, согласно которому аудиторские организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, при проведении аудиторской проверки организации выражают мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности компании и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета материалов законодательству РФ [3,4].
Второй уровень – Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов. К данному уровню относятся следующие нормативные документы:
· Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 09.06.01г. №44-н. (в ред. Приказов Минфина от 26.03.2007 № 26н). [6] Этот документ содержит основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета материалов, а так же раскрывает другие вопросы бухгалтерского учета материалов;
· Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 26.03.2007 № 26н.) [7]
· Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) (утверждено приказом Минфина России от 27.11.2006 г. № 154н) (в ред. От 25.12.2007 №147н) [8];
Третий уровень
– правила (стандарты) аудиторской
деятельности, разрабатываемые с
целью установления норм аудита, однозначно
интерпретируемыми всеми
· Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 г. №119-н (в ред. Приказов Минфина РФ от 23.04.2002 N 33н, от 26.03.2007 N 26н); [11]
· Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49; [12]
· Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации (протокол №25 от 23.04.2004 г.); [13]
· Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н); [14]
· Порядок отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе (письмо Минфина России от 30 октября 1992 г. № 16-05/4).
· Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н; (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н) [9]
Четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно с конкретными отраслями, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. Такие как:
– внутрифирменные правила (стандарты);
– рабочий план счетов бухгалтерского учета;
– должностные инструкции;
– инструкции по проведению инвентаризации и т.д.
Приведенный выше перечень документов, регламентирующих учет материалов и его аудиторскую проверку в Российской Федерации, основан на их юридической значимости для формирования системы бухгалтерского учета и его аудита.
Глава 2. Аудит производственных запасов
2.1 План и программа аудита МПЗ
При аудите МПЗ руководитель предприятия ООО «СЮЗЕРЕН» подает запрос в аудиторскую фирму с просьбой провести аудиторскую проверку на участке с целью установления во всех существенных аспектах достоверности применяемой на предприятии методики учёта и налогообложения операций по оплате труда и расчётам с персоналом нормативным документам за 2012г., чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения в учётных регистрах, а также степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчётности.
После официального предложения от ООО «СЮЗЕРЕН» с просьбой об оказании аудиторских услуг аудиторская организация знакомится с организацией клиента и проводит предварительное планирование в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита» и Федеральным правилом (стандартом) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчётности которое позволит аудитору определить объём предстоящих работ, примерно оценить их стоимость и подготовить более деловое и конкретное письмо – обязательство.
В ходе предварительного планирования аудитор должен получить предварительные сведения об отрасли и структуре собственности, руководстве и собственниках аудируемого лица и определить, может ли он получить объём информации о деятельности аудируемого лица, необходимый для проведения аудита.
Так же в процессе
принятия решения о начале работы
с новым экономическим
Основными источниками информации об ООО «СЮЗЕРЕН» служат Основными источниками информации об ООО «СЮЗЕРЕН» служат: устав, документы о регистрации, протокол заседания учредителей, бухгалтерская отчётность, планы производства, внутрифирменные инструкции, материалы налоговых проверок, сведения, полученные из бесед с руководством, информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов, график документооборота.
Считая проведение аудита возможным, ООО «АудитПРО» направляет директору ООО «СЮЗЕРЕН» письмо – обязательство о согласии на проведение аудита. Подготовка письма – обязательства проводится в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) №12 «Согласование условий проведения аудита». Его целью является регламентация обязательств экономического субъекта и аудиторской организации на этапе заключения договора о проведении аудиторской проверки.
Обязательство о согласии на проведения аудита материально-производственных запасов.
Уважаемый Иванов А.И.!
Настоящим официально подтверждаем принятие Вашего предложения о проведении аудиторской проверки материально-производственных запасов ООО «СЮЗЕРЕН» (наименование предприятия).
Целью аудита является выражение мнения аудиторской организации о правильном приходовании, списании и достоверности отражения в бухгалтерской отчетности материально-производственных запасов ООО «СЮЗЕРЕН» (наименование предприятия) за 6 месяцев 2012 года во всех существенных аспектах. Для обоснования своих выводов мы используем ряд тестов и процедур проверки достоверности и достаточности учетной информации, состояния внутреннего контроля, в реализации которых надеемся на помощь работников Вашей организации.
Ввиду большого объема подлежащих аудиту документов, выборочного характера тестов и других свойственных аудиту ограничений, имеется определенный риск необнаружения отдельных ошибок и неточностей. Мы сделаем все, чтобы свести данный риск к разумному минимуму, но (как это общепринято в аудите) гарантировать абсолютную точность выводов не можем. О выявленных отклонениях в бухгалтерском учете и отчетности от установленного порядка, равно как об обнаруженных нами фактах преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности. Вы будете проинформированы нашим письменным отчетом.
Мы будем нести
Надеемся на всестороннее сотрудничество с Вашим персоналом и на то, что в наше распоряжение будут предоставлены бухгалтерская документация, компьютерные базы данных и любая другая информация, необходимая нам для проведения полноценной аудиторской проверки. Рассчитываем, что на наших сотрудников не будет оказываться давление в любой форме с целью изменения нашего мнения о достоверности Вашей бухгалтерской отчетности. Нарушение данного условия является согласно принятым в аудите нормам основанием для досрочного прекращения нами договора на проведение аудита. Стоимость оказываемых услуг определяется в зависимости от времени, требуемого для проведения аудита, исходя из почасовых ставок, применяемых аудиторской фирмой. Оплата отдельных видов работ может изменяться в соответствии со степенью ответственности, опытом и требуемым уровнем квалификации аудиторов. Порядок и сроки осуществления расчетов будут определены в договоре на проведение аудита.
Просим Вас подписать и вернуть приложенную копию данного письма с указанием ее соответствия Вашему пониманию соглашений по аудиту достоверности ответственности или направить нам замечания по его содержанию.
Исполнительный директор_______
(наименование аудиторской фирмы) ООО «АудитПРО»
С условиями проведения аудиторской проверки материально-производственных запасов согласен:
Генеральный директор Тимохович Н.Н.»
С точки зрения
интересов аудиторов и
На основании данного письма заключается договор о проведении аудиторской проверки материально-производственных запасов аудируемого предприятия за период с 01.06.2012 г. по 31.12.2012 г. аудиторской фирмой, а также составляется и утверждается общий план и программа аудита.
Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем проведения аудиторских процедур в три этапа.
I. Процедуры подготовки и планирования аудита.
1) Проверка начальных остатков.
2) Проверка соответствия
остатков аналитического и
3) Оценка применимости
выбранной учетной политики
4) Тестирование системы внутреннего контроля.
5) Выявление
приоритетных направлений
Завершаются процедуры подготовки и планирования аудита построением аудиторской выборки.
II. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу.
Процедуры, перечисленные далее, выполняются раздельно для каждой группы МПЗ:
1) Проверка правильности
проведения организацией
2) Проверка документального подтверждения прав собственности на МПЗ.
3) Анализ документов,
подтверждающих обременение
4) Анализ движения МПЗ.
5) Проверка документального
подтверждения операций по
а) проверка правильности оформления документов;
б) проверка полноты документального подтверждения хозопераций.