Методика проведения аудита учета производственных запасов с использованием информационных технологий.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание работы

Аудиторская проверка материально-производственных запасов (МПЗ) позволяет минимизировать риск наличия существенных ошибок в учете.
В процессе проверки аудитор должен установить:
реальность наличия и существования МПЗ;
все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;
является ли организация собственником всех МПЗ, т.е. на них имеются имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность, являются обязательствами;
правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;
правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

6) Проверка полноты  отражения операций с МПЗ в  бухучете.

7) Проверка правильности  оценки МПЗ.

8) Проверка правильности  формирования стоимости МПЗ при  их приобретении (изготовлении).

9) Проверка правильности  оценки МПЗ при их выбытии.

10) Проверка  правильности отражения операций  с МПЗ в бух. учете.

11) Проверка  полноты раскрытия информации  о МПЗ в бух. отчетности.

III. Заключительные процедуры.

1) Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки, и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

2) Формирование  мнения аудитора о достоверности  показателей МПЗ в бухгалтерской  отчетности.

Аудиторская проверка МПЗ позволяет минимизировать риск наличия существенных ошибок в бухгалтерской отчетности. Поэтому, приступая к проверке МПЗ, аудитору нужно выявить наиболее часто встречающиеся нарушения и с учетом этого выбрать необходимые процедуры проверки.

2.2. Источники  информации для аудита МПЗ.

Информационной  базой для проверки материально-производственных запасов являются:

1) нормативные  документы, касающиеся приема, учета,  хранения и отпуска материальных  ценностей;

2) приказ об  учетной политике;

3) первичные  документы по оформлению операций  с МПЗ;

4) организационно-правовые  документы и материалы;

5) бухгалтерская  отчетность предприятия и бухгалтерские  регистры по учету МПЗ.

К организационно-правовым документам и другим материалам относятся:

- протоколы  заседаний совета директоров, решения  учредителей и других комиссий. Изучение этих документов для аудитора особенно важно, если при формировании или изменении величины уставного капитала организации в качестве вкладов были внесены сырье, материалы, МБП или товары, а так же, если дивиденды или доходы выплачивались материальными ценностями;

- отчеты аудиторов  за прошлые годы;

- договоры на  поставку сырья, материалов, товаров  и т.д.;

- договоры о  материальной ответственности.

В качестве приложений к учетной политике предприятия  в составе информации организационно-технического направления должны содержаться:

1) документооборот  по материально-производственным  запасам;

2) рабочий план  счетов (применяемые счета для  учета материальных ценностей);

3) количество  и сроки планируемых инвентаризаций  МПЗ.

Первичные документы, которыми оформляют операции с МПЗ, зависят от видов и групп материальных ценностей, которыми владеет организация. Формы применяемых первичных документов должны содержать все необходимые реквизиты. К таким документам относятся: доверенности на получение материальных ценностей, приходные ордера, акты о приемке и списании материалов, лимитно-заборные карты, требования-накладные, товарно-транспортные накладные, товарные и материальные отчеты, карточки складского учета.

Информация  для проверки операций с МПЗ содержится в бухгалтерской отчетности предприятия и бухгалтерских регистрах, в частности, в форме «Бухгалтерский баланс» - показатели о МПЗ сгруппированы во втором разделе актива баланса с детализацией по видам (сырье, материалы и другие аналогичные ценности, товары отгруженные, затраты в незавершенном производстве); в приложении к балансу, пояснительной записке – раскрывается информация о способах оценки МПЗ, последствиях изменений способов оценки, стоимости МПЗ, переданных в залог, величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

Бухгалтерские регистры по учету МПЗ могут быть различными. Это зависит от применяемых  формы и способа ведения бухгалтерского учета на предприятии, а также  от видов и групп имеющихся  МПЗ. Но в любом случае аудитор  должен проанализировать регистры синтетического и аналитического учета по счетам 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», сальдовые ведомости, книги, карточки складского учета, материалы инвентаризаций.

Использование источников информации в аудиторской  проверке

Таблица 1

Перечень процедур

Источники информации

1

Проверка данных регистров учета МПЗ и сверка их со счетами Главной книга

Карточки учета  МПЗ, ведомости, журна-лы-ордера, машинограммы, Главная книга

2

Проверка полноты  оприходования и правильности определения  фактической себестоимости МПЗ

Договоры, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты, машинограммы, Главная книга

3

•Проверка данных инвентаризации МПЗ и сравнение ее результатов с данными аналитического учета

Инвентаризационные  описи и карточки учета материалов, МБП, Главная книга

4

Выбор контрольных  групп МПЗ по данным регистров  учета и проведение выборочной инвентаризации МПЗ

Инвентаризационные описи, результаты текущей инвентаризации, карточки учета материалов, накладные, машино-граммы

5

Проверка правильности выделения и возмещения НДС по поступившим МПЗ, начисления НДС  и других налогов по реализации и  прочему выбытию МПЗ

Расчетно-платежные документы, рас-четы по налогам, счета-фактуры, нак-ладные. Книга покупок. Книга продаж

6

Анализ правильности оценки МП3 при отпуске их на производство и ином выбытии выбранным на предприятии  методом

Учетная политика, карточки учета мате-риалов, счета-фактуры, накладные, договоры, машинограммы

7

Проверка правильности списания МБП, начисления по ним износа и отнесения его на соответствующие  счета по учету затрат

Учетная политика, описи (ведомости) учета МБП, акты списания МБП, машинограммы


 

2.3. Планирование аудиторской проверки

Подготовка  общего плана аудита основывается на предварительных данных об экономическом  субъекте, оценке системы внутреннего  контроля.

Общий план аудита включает наименование проверяемой  организации, период проведения аудита, отражает состав аудиторской группы и их руководителя, конкретно планируемые виды работ (таблица 2).

Общий план аудиторской проверки учета МПЗ

Программа проведения аудита производственных запасов                                Таблица 2

Проверяемая организация

ООО «СЮЗЕРЕН»

Период аудита

с 01.06.2012 г. по 31.12.2012 г.

Количество  человеко-часов

240

Руководитель  аудиторской группы

Иванов А.И.

Состав аудиторской  группы

Белова Н.А., Кузнецова А.Н., Романова О.В..

Планируемый аудиторский  риск

Планируемый уровень существенности

4%

Качественно – соответствие нормативным актам Количественно – 2%

№ п/п

Планируемые виды работ

Период  проведения

Исполнитель

Примечания

Предварительное планирование

1.

Встреча с руководством клиента

11.06.2012

8 чел.час

Белова Н.А

 

2.

Выяснение целей  клиента

12.06.2012

12 чел.час

Белова Н.А

 

3.

Составление и  подписание договора

12.06.2012

8чел.час

Белова Н.А

 

4.

Получение необходимой  информации о компьютерной обработке  данных

13.06.2012

9 чел.час

Кузнецова А.Н.

Романова О.В.

 

Планирование аудита

5.

Анализ деятельности клиента

14.06.2012

8 чел.час

Кузнецова А.Н.

Романова О.В.

 

6.

Определение аудиторского риска

14.06.2012

10 чел.час

Кузнецова А.Н.

Романова О.В.

 

7.

Расчет существенности

14.06.2012

8 чел.час

Кузнецова А.Н.

Романова О.В.

 

8.

Составление программы  аудита

14.06.2012

21 чел.час

Кузнецова А.Н.

Романова О.В.

 

9.

Назначение  руководителем группы проверки и  определение ее состава

14.06.2012

7 чел.час

Белова Н.А

 

10.

Назначение  контролера качества

14.06.2012

5 чел.час

Белова Н.А

 

11.

Проверка форм бухгалтерской отчетности

15.06.2012

9 чел.час

Белова Н.А

 

Сбор и документирование доказательств аудита

12.

Проведение  аудиторский процедур

16.06.2012-18.06.2012

45 чел.час

Кузнецова А.Н.

Романова О.В.

 

13.

Проведение  аналитических процедур

19.06.2012-21.06.2012

51 чел.час

Кузнецова А.Н.

Романова О.В.

 

Завершение  аудита

14.

Проведение  общих и специальных процедур

21.06.2012-22.06.2012

37чел.час

Кузнецова А.Н.

Романова О.В.

 

15.

Проведение  заключительных процедур

23.06.2012

15 чел.час

Белова Н.А

 

16.

Подготовка  аудиторского заключение

23.06.2012

10 чел.час

Белова Н.А

 

17.

Внутренний  контроль качества аудита

23.06.2012

13 чел.час

Белова Н.А

 

18.

Переговоры  с руководством клиента о результатах  проведенного аудита

24.06.2012-25.06.2012

20 чел.час

Белова Н.А

Кузнецова А.Н.

Романова О.В.

 

 

Таблица 2

№ п/п

Планируемые виды работ (комплексы задач)

Период проведения

Исполнители

1

Аудит операций по поступлению материальных ценностей

Один раз  в квартал

Белова Н.А

2

Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складе предприятия

Один раз  в квартал

Белова Н.А

3

Аудит учета  использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений

Один раз  в квартал

Кузнецова А.Н

4

Аудит сводного учета материальных ценностей

Один раз  в квартал

Романова О.В.

5

Проведения  анализа использования материальных ценностей

Декабрь 2011г.

Романова О.В.


 

Программа аудита является углублением общего плана  аудита и представляет детальный  перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Как предусмотрено  стандартом, аудитору следует документально оформить свою программу, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

Таблица 3

Проверяемая организация

ООО «СЮЗЕРЕН»

Период аудита

с 01.06.2012 г. по 31.12.2012 г.

Количество  человеко-часов

240

Руководитель  аудиторской группы

Иванов А.И.

Состав аудиторской  группы

Белова Н.А., Кузнецова А.Н., Романова О.В..

Планируемый аудиторский  риск

Планируемый уровень существенности

4%

Качественно –  соответствие нормативным актам  Количественно – 2%

п/п

Наименование  аудиторских процедур

Период проведения

Исполнители

Рабочие документы  аудитора

1. Аудит операций  по поступлению материальных  ценностей

1.1

Аудит учета  операций по приобретению материальных ценностей

6 месяцев

Белова Н.А.

Ведомости по учету  поступления

1.2

Аудит учета  операций по поступлению-передаче материалов в порядке обмена (бартер)

6 месяцев

Кузнецова А.Н.

Ведомости по учету  поступления

1.3

Аудит учета  прочих операций по поступлению материалов (безвозмездно при взносе в уставный капитал и др.)

6 месяцев

Белова Н.А.

Ведомости по учету  поступления

2.Аудит аналитического  учета движения материальных  ценностей на складах предприятия

2.1.

Изучение организации хранения материальных ценностей (наличие весоизмерительных приборов, стеллажей и тары, состояние картотеки складски карточек)

IV квартал

Романова О.В..

Инструкция  о приемке материалов, техпаспорта  по весоизмерительным приборам, книги  санитарного состояния склада.

2.2.

Изучение организации  пропускной системы при ввозе  и вывозе материальных ценностей  с предприятия.

IV квартал

Белова Н.А.

Книга регистрации  пропусков, сообщения работников охраны и кладовщиков.

2.3.

Проверка полноты  оприходования ценностей и правильность их оценки

В течении 6 месяцев

Романова О.В..

Таблицы сверки внутренних документов с документами  поставщиков

2.4.

Установления  соответствия данных складского учета  данным бухгалтерского учета по складу, субсчетам и номенклатурным номерам материалов

В течении 6 месяцев

Кузнецова А.Н.

Оборотные ведомости, карточки складского учета

2.5.

Проверка полноты  и качества инвентаризации производственных запасов и МБП

Июнь 2011г.

Ноябрь 2012г.,

Белова Н.А.

Приказ о  проведении инвентаризации, приказ об учетной политике, таблицы по данным инвентаризационных ведомостей

3. Аудит учета  использования материальных ценностей,  списания недостач, потерь и хищений

3.1.

Проверка операций по отпуску материальных ценностей  в производство и на сторону на основе расходных документов

В течении 6 месяцев

Кузнецова А.Н.

Расходные документы  по учету материалов, счета-фактуры

3.2.

Проверка обоснованности списания отклонений в стоимости  материалов на выпуск готовой продукции

Один раз  в квартал

Белова Н.А.

Акты и другие документы на списание расхода материалов

3.3.

Проверка обоснованности списания хищений, недостач, потерь материальных ценностей

Декабрь

2011г.

Романова О.В..

Акты на списание хищений, недостач

4. Аудит сводного  учета материальных ценностей

4.1.

Проверка данных аналитического и синтетического учета  по синтетическим счетам, субсчета, направлениям затрат

Один раз  в квартал

Романова О.В..

Сводные ведомости  по расходу материалов, ведомости  незавершенного производства, ж/ор № 10

4.2.

Сверка данных бухгалтерских регистров и отчетности

Один раз  в квартал

Белова Н.А.

Баланс (ф. № 1), приложение № 5, разработочные таблицы, ж/орд № 10

4.3.

Сверка оформления результатов инвентаризации

Ноябрь 2011г.

Кузнецова А.Н.

Инвентаризационные  ведомости по счетам и группам материалов

5. Проведения  анализа использования материальных  ценностей

5.1.

Выявление неиспользуемых материалов в течение проверяемого периода

6 месяцев

Романова О.В..

Карточки складского учета, оборотные ведомости

5.2.

Выявление неиспользуемых материалов свыше одного и более лет

Декабрь 2011г.

Белова Н.А.

Карточки складского учета, оборотные ведомости


 

Каждый этап аудиторской  проверки имеет документальное оформление. В ходе аудиторской проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие  доказательства для составления  аудиторского заключения.

2.4. Вопросник аудитора для аудита МПЗ

Путем сопоставления  данных регистров бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерский баланс, Главная книга, ведомость остатков по синтетическим счетам) на 01.01.2007г., 31.12.2006г. убеждаются в том, что сальдо по счетам 10, 11 корректно перенесены из предыдущего периода.

Производят проверку соответствия учетной политики действующему законодательству:

1. Материальные ценности  учитываются по фактической себестоимости  их приобретения, с использованием  только счета 10.

2. С основного склада  материалы по цене приобретения  отписываются на участки работы небольшими партиями.

3. При отпуске в  производство материалы списываются  по средней себестоимости.

4. Инвентаризация материальных  запасов проводится: полная –  один раз в ноябре или при  смене материально-ответственного  лица; выборочная – ежемесячно, в конце месяца; инвентаризируются участки в конце каждого месяца.

В рамках процедуры тестирования системы внутреннего контроля охватываются все виды запасов (сырье и материалы, готовая продукция) и все виды операций с ними (приобретение, продажа, отпуск МПЗ в производство, оприходование готовой продукции, отгрузка готовой продукции покупателям).

Для составления программы  проверки и выбора процедур сбора  аудиторских доказательств целесообразно  составить вопросник аудитора по всем выделенным комплексам задач.

Для исследования системы  внутреннего контроля применяется  вопросный лист закрытой формы и  заполнен аудитором на основании полученной информации:

Таблица 4

№ п\п

Направления и  вопросы контроля

Да(+)/ Нет(-)

1.1

Защищены ли помещения складов от доступа посторонних лиц? Контролируется ли выдача и вывоз ценностей?

-

+

1.2

Проводятся  ли инвентаризации материальных ценностей ?

+

1.3

Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)?

 

+

1.4

Составляются  ли на дату инвентаризации отчеты материально-ответственных  лиц?

+

1.5

Имеется ли постоянно  действующая инвентаризационная комиссия?

+

1.6

Привлекаются  ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях?

Х

1.7

Заключаются ли договоры о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.?

 

+

1.8

Бухгалтерский учет ведут лица, не имеющие доступа  к материальным ценностям?

+

1.9

Разработаны ли:

- должностные  инструкции, разграничивающие обязанности  и ответственность работников при осуществлении операций с материалами;

- инструкции  по хранению, приемке, отпуску  материалов?

Контролируется  ли соблюдение этих инструкций?

 

 

+

+

+

2.1

Применяются ли унифицированные формы первичной  документации?

+

2.2

Составляются ли приходные и расходные документы на каждую операцию?

+

2.3

Заполняются ли все обязательные реквизиты?

+

2.4

Документы составляются в день совершения операции?

-

2.5

Все ли машинные документы распечатываются?

+

2.6

Имеются ли образцы  заполнения документов, образцы подписей материально-ответственных лиц?

-

2.7

Производится  ли нумерация первичных документов?

+

2.8

Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации?

-

2.9

Производится  ли проверка полноты оприходования  материалов?

+

2.10

Применяется ли система нормирования расхода материалов?

+

2.11

Произведено ли деление материалов на классификационные 

группы?

+

2.12

Применяется ли система кодирования номенклатуры материалов?

-

2.13

Применяются ли при отпуске и приемке материалов

измерительные приборы и инструменты?

+

3.1

Прикладываются  ли первичные документы к отчетам 

материально-ответственных  лиц?

+

3.2

Сверяются ли данные этих отчетов с данными первичных 

документов?

+

3.3

Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учета материалов?

+

3.4

Оговорены ли в  учетной политике принципы учета  материалов

(используемые  счета, методы оценки и др.)?

 

+

4.1

Организовано  ли в организации структурное  подразделение для

осуществления внутреннего контроля (отдел внутреннего 

контроля, ревизионная  комиссия, служба внутреннего аудита

и т.д.)?

 

 

-

4.2

Имеется ли утвержденная программа, график проведения

проверок?

 

-

4.3

Имеются ли акты и другие внутренние документы, отражающие

результаты  проведенных проверок?

 

+

4.4

Регулярно ли проводятся проверки и соответствует ли их

периодичность утвержденным нормативным положениям по

организации?

 

 

+

4.5

Оперативно ли вносятся в бухгалтерский учет изменения по

результатам деятельности органов внутреннего контроля?

 

-

Информация о работе Методика проведения аудита учета производственных запасов с использованием информационных технологий.