Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:14, курсовая работа
Аудиторская проверка материально-производственных запасов (МПЗ) позволяет минимизировать риск наличия существенных ошибок в учете.
В процессе проверки аудитор должен установить:
реальность наличия и существования МПЗ;
все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;
является ли организация собственником всех МПЗ, т.е. на них имеются имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность, являются обязательствами;
правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;
правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.
6) Проверка полноты отражения операций с МПЗ в бухучете.
7) Проверка правильности оценки МПЗ.
8) Проверка правильности
формирования стоимости МПЗ
9) Проверка правильности оценки МПЗ при их выбытии.
10) Проверка
правильности отражения
11) Проверка полноты раскрытия информации о МПЗ в бух. отчетности.
III. Заключительные процедуры.
1) Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки, и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
2) Формирование
мнения аудитора о
Аудиторская проверка МПЗ позволяет минимизировать риск наличия существенных ошибок в бухгалтерской отчетности. Поэтому, приступая к проверке МПЗ, аудитору нужно выявить наиболее часто встречающиеся нарушения и с учетом этого выбрать необходимые процедуры проверки.
Информационной базой для проверки материально-производственных запасов являются:
1) нормативные
документы, касающиеся приема, учета,
хранения и отпуска
2) приказ об учетной политике;
3) первичные
документы по оформлению
4) организационно-правовые документы и материалы;
5) бухгалтерская
отчетность предприятия и
К организационно-правовым документам и другим материалам относятся:
- протоколы заседаний совета директоров, решения учредителей и других комиссий. Изучение этих документов для аудитора особенно важно, если при формировании или изменении величины уставного капитала организации в качестве вкладов были внесены сырье, материалы, МБП или товары, а так же, если дивиденды или доходы выплачивались материальными ценностями;
- отчеты аудиторов за прошлые годы;
- договоры на поставку сырья, материалов, товаров и т.д.;
- договоры о материальной ответственности.
В качестве приложений к учетной политике предприятия в составе информации организационно-технического направления должны содержаться:
1) документооборот
по материально-
2) рабочий план счетов (применяемые счета для учета материальных ценностей);
3) количество
и сроки планируемых
Первичные документы, которыми оформляют операции с МПЗ, зависят от видов и групп материальных ценностей, которыми владеет организация. Формы применяемых первичных документов должны содержать все необходимые реквизиты. К таким документам относятся: доверенности на получение материальных ценностей, приходные ордера, акты о приемке и списании материалов, лимитно-заборные карты, требования-накладные, товарно-транспортные накладные, товарные и материальные отчеты, карточки складского учета.
Информация для проверки операций с МПЗ содержится в бухгалтерской отчетности предприятия и бухгалтерских регистрах, в частности, в форме «Бухгалтерский баланс» - показатели о МПЗ сгруппированы во втором разделе актива баланса с детализацией по видам (сырье, материалы и другие аналогичные ценности, товары отгруженные, затраты в незавершенном производстве); в приложении к балансу, пояснительной записке – раскрывается информация о способах оценки МПЗ, последствиях изменений способов оценки, стоимости МПЗ, переданных в залог, величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.
Бухгалтерские
регистры по учету МПЗ могут быть
различными. Это зависит от применяемых
формы и способа ведения
Использование источников информации в аудиторской проверке
Таблица 1
№ |
Перечень процедур |
Источники информации |
1 |
Проверка данных регистров учета МПЗ и сверка их со счетами Главной книга |
Карточки учета МПЗ, ведомости, журна-лы-ордера, машинограммы, Главная книга |
2 |
Проверка полноты оприходования и правильности определения фактической себестоимости МПЗ |
Договоры, счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты, машинограммы, Главная книга |
3 |
•Проверка данных инвентаризации МПЗ и сравнение ее результатов с данными аналитического учета |
Инвентаризационные описи и карточки учета материалов, МБП, Главная книга |
4 |
Выбор контрольных групп МПЗ по данным регистров учета и проведение выборочной инвентаризации МПЗ |
Инвентаризационные описи, результаты текущей инвентаризации, карточки учета материалов, накладные, машино-граммы |
5 |
Проверка правильности выделения и возмещения НДС по поступившим МПЗ, начисления НДС и других налогов по реализации и прочему выбытию МПЗ |
Расчетно-платежные документы, рас-четы по налогам, счета-фактуры, нак-ладные. Книга покупок. Книга продаж |
6 |
Анализ правильности оценки МП3 при отпуске их на производство и ином выбытии выбранным на предприятии методом |
Учетная политика, карточки учета мате-риалов, счета-фактуры, накладные, договоры, машинограммы |
7 |
Проверка правильности списания МБП, начисления по ним износа и отнесения его на соответствующие счета по учету затрат |
Учетная политика, описи (ведомости) учета МБП, акты списания МБП, машинограммы |
Подготовка общего плана аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, оценке системы внутреннего контроля.
Общий план аудита включает наименование проверяемой организации, период проведения аудита, отражает состав аудиторской группы и их руководителя, конкретно планируемые виды работ (таблица 2).
Проверяемая организация |
ООО «СЮЗЕРЕН» | |||||
Период аудита |
с 01.06.2012 г. по 31.12.2012 г. | |||||
Количество человеко-часов |
240 | |||||
Руководитель аудиторской группы |
Иванов А.И. | |||||
Состав аудиторской группы |
Белова Н.А., Кузнецова А.Н., Романова О.В.. | |||||
Планируемый аудиторский риск Планируемый уровень существенности |
4% Качественно – соответствие нормативным актам Количественно – 2% | |||||
№ п/п |
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнитель |
Примечания | ||
Предварительное планирование | ||||||
1. |
Встреча с руководством клиента |
11.06.2012 8 чел.час |
Белова Н.А |
|||
2. |
Выяснение целей клиента |
12.06.2012 12 чел.час |
Белова Н.А |
|||
3. |
Составление и подписание договора |
12.06.2012 8чел.час |
Белова Н.А |
|||
4. |
Получение необходимой информации о компьютерной обработке данных |
13.06.2012 9 чел.час |
Кузнецова А.Н. Романова О.В. |
|||
Планирование аудита | ||||||
5. |
Анализ деятельности клиента |
14.06.2012 8 чел.час |
Кузнецова А.Н. Романова О.В. |
|||
6. |
Определение аудиторского риска |
14.06.2012 10 чел.час |
Кузнецова А.Н. Романова О.В. |
|||
7. |
Расчет существенности |
14.06.2012 8 чел.час |
Кузнецова А.Н. Романова О.В. |
|||
8. |
Составление программы аудита |
14.06.2012 21 чел.час |
Кузнецова А.Н. Романова О.В. |
|||
9. |
Назначение руководителем группы проверки и определение ее состава |
14.06.2012 7 чел.час |
Белова Н.А |
|||
10. |
Назначение контролера качества |
14.06.2012 5 чел.час |
Белова Н.А |
|||
11. |
Проверка форм бухгалтерской отчетности |
15.06.2012 9 чел.час |
Белова Н.А |
|||
Сбор и документирование доказательств аудита | ||||||
12. |
Проведение аудиторский процедур |
16.06.2012-18.06.2012 45 чел.час |
Кузнецова А.Н. Романова О.В. |
|||
13. |
Проведение аналитических процедур |
19.06.2012-21.06.2012 51 чел.час |
Кузнецова А.Н. Романова О.В. |
|||
Завершение аудита | ||||||
14. |
Проведение общих и специальных процедур |
21.06.2012-22.06.2012 37чел.час |
Кузнецова А.Н. Романова О.В. |
|||
15. |
Проведение заключительных процедур |
23.06.2012 15 чел.час |
Белова Н.А |
|||
16. |
Подготовка аудиторского заключение |
23.06.2012 10 чел.час |
Белова Н.А |
|||
17. |
Внутренний контроль качества аудита |
23.06.2012 13 чел.час |
Белова Н.А |
|||
18. |
Переговоры с руководством клиента о результатах проведенного аудита |
24.06.2012-25.06.2012 20 чел.час |
Белова Н.А Кузнецова А.Н. Романова О.В. |
Таблица 2
№ п/п |
Планируемые виды работ (комплексы задач) |
Период проведения |
Исполнители |
1 |
Аудит операций по поступлению материальных ценностей |
Один раз в квартал |
Белова Н.А |
2 |
Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складе предприятия |
Один раз в квартал |
Белова Н.А |
3 |
Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений |
Один раз в квартал |
Кузнецова А.Н |
4 |
Аудит сводного учета материальных ценностей |
Один раз в квартал |
Романова О.В. |
5 |
Проведения
анализа использования |
Декабрь 2011г. |
Романова О.В. |
Программа аудита является углублением общего плана аудита и представляет детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.
Как предусмотрено стандартом, аудитору следует документально оформить свою программу, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.
Таблица 3
Проверяемая организация |
ООО «СЮЗЕРЕН» | ||||||
Период аудита |
с 01.06.2012 г. по 31.12.2012 г. | ||||||
Количество человеко-часов |
240 | ||||||
Руководитель аудиторской группы |
Иванов А.И. | ||||||
Состав аудиторской группы |
Белова Н.А., Кузнецова А.Н., Романова О.В.. | ||||||
Планируемый аудиторский риск Планируемый уровень существенности |
4% Качественно – соответствие нормативным актам Количественно – 2% | ||||||
№ п/п |
Наименование аудиторских процедур |
Период проведения |
Исполнители |
Рабочие документы аудитора | |||
1. Аудит операций по поступлению материальных ценностей | |||||||
1.1 |
Аудит учета операций по приобретению материальных ценностей |
6 месяцев |
Белова Н.А. |
Ведомости по учету поступления | |||
1.2 |
Аудит учета операций по поступлению-передаче материалов в порядке обмена (бартер) |
6 месяцев |
Кузнецова А.Н. |
Ведомости по учету поступления | |||
1.3 |
Аудит учета прочих операций по поступлению материалов (безвозмездно при взносе в уставный капитал и др.) |
6 месяцев |
Белова Н.А. |
Ведомости по учету поступления | |||
2.Аудит аналитического
учета движения материальных
ценностей на складах | |||||||
2.1. |
Изучение организации хранения материальных ценностей (наличие весоизмерительных приборов, стеллажей и тары, состояние картотеки складски карточек) |
IV квартал |
Романова О.В.. |
Инструкция о приемке материалов, техпаспорта по весоизмерительным приборам, книги санитарного состояния склада. | |||
2.2. |
Изучение организации пропускной системы при ввозе и вывозе материальных ценностей с предприятия. |
IV квартал |
Белова Н.А. |
Книга регистрации пропусков, сообщения работников охраны и кладовщиков. | |||
2.3. |
Проверка полноты оприходования ценностей и правильность их оценки |
В течении 6 месяцев |
Романова О.В.. |
Таблицы сверки внутренних документов с документами поставщиков | |||
2.4. |
Установления соответствия данных складского учета данным бухгалтерского учета по складу, субсчетам и номенклатурным номерам материалов |
В течении 6 месяцев |
Кузнецова А.Н. |
Оборотные ведомости, карточки складского учета | |||
2.5. |
Проверка полноты и качества инвентаризации производственных запасов и МБП |
Июнь 2011г. Ноябрь 2012г., |
Белова Н.А. |
Приказ о проведении инвентаризации, приказ об учетной политике, таблицы по данным инвентаризационных ведомостей | |||
3. Аудит учета
использования материальных | |||||||
3.1. |
Проверка операций по отпуску материальных ценностей в производство и на сторону на основе расходных документов |
В течении 6 месяцев |
Кузнецова А.Н. |
Расходные документы по учету материалов, счета-фактуры | |||
3.2. |
Проверка обоснованности списания отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции |
Один раз в квартал |
Белова Н.А. |
Акты и другие документы на списание расхода материалов | |||
3.3. |
Проверка обоснованности списания хищений, недостач, потерь материальных ценностей |
Декабрь 2011г. |
Романова О.В.. |
Акты на списание хищений, недостач | |||
4. Аудит сводного учета материальных ценностей | |||||||
4.1. |
Проверка данных аналитического и синтетического учета по синтетическим счетам, субсчета, направлениям затрат |
Один раз в квартал |
Романова О.В.. |
Сводные ведомости по расходу материалов, ведомости незавершенного производства, ж/ор № 10 | |||
4.2. |
Сверка данных бухгалтерских регистров и отчетности |
Один раз в квартал |
Белова Н.А. |
Баланс (ф. № 1), приложение № 5, разработочные таблицы, ж/орд № 10 | |||
4.3. |
Сверка оформления результатов инвентаризации |
Ноябрь 2011г. |
Кузнецова А.Н. |
Инвентаризационные ведомости по счетам и группам материалов | |||
5. Проведения
анализа использования | |||||||
5.1. |
Выявление неиспользуемых материалов в течение проверяемого периода |
6 месяцев |
Романова О.В.. |
Карточки складского учета, оборотные ведомости | |||
5.2. |
Выявление неиспользуемых материалов свыше одного и более лет |
Декабрь 2011г. |
Белова Н.А. |
Карточки складского учета, оборотные ведомости |
Каждый этап аудиторской проверки имеет документальное оформление. В ходе аудиторской проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления аудиторского заключения.
Путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерский баланс, Главная книга, ведомость остатков по синтетическим счетам) на 01.01.2007г., 31.12.2006г. убеждаются в том, что сальдо по счетам 10, 11 корректно перенесены из предыдущего периода.
Производят проверку соответствия учетной политики действующему законодательству:
1. Материальные ценности
учитываются по фактической
2. С основного склада
материалы по цене
3. При отпуске в
производство материалы
4. Инвентаризация материальных
запасов проводится: полная –
один раз в ноябре или при
смене материально-
В рамках процедуры тестирования системы внутреннего контроля охватываются все виды запасов (сырье и материалы, готовая продукция) и все виды операций с ними (приобретение, продажа, отпуск МПЗ в производство, оприходование готовой продукции, отгрузка готовой продукции покупателям).
Для составления программы
проверки и выбора процедур сбора
аудиторских доказательств
Для исследования системы внутреннего контроля применяется вопросный лист закрытой формы и заполнен аудитором на основании полученной информации:
Таблица 4
№ п\п |
Направления и вопросы контроля |
Да(+)/ Нет(-) |
1.1 |
Защищены ли помещения складов от доступа посторонних лиц? Контролируется ли выдача и вывоз ценностей? |
- + |
1.2 |
Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей ? |
+ |
1.3 |
Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)? |
+ |
1.4 |
Составляются ли на дату инвентаризации отчеты материально-ответственных лиц? |
+ |
1.5 |
Имеется ли постоянно действующая инвентаризационная комиссия? |
+ |
1.6 |
Привлекаются ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях? |
Х |
1.7 |
Заключаются ли договоры о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.? |
+ |
1.8 |
Бухгалтерский учет ведут лица, не имеющие доступа к материальным ценностям? |
+ |
1.9 |
Разработаны ли: - должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с материалами; - инструкции по хранению, приемке, отпуску материалов? Контролируется ли соблюдение этих инструкций? |
+ + + |
2.1 |
Применяются ли
унифицированные формы |
+ |
2.2 |
Составляются ли приходные и расходные документы на каждую операцию? |
+ |
2.3 |
Заполняются ли все обязательные реквизиты? |
+ |
2.4 |
Документы составляются в день совершения операции? |
- |
2.5 |
Все ли машинные документы распечатываются? |
+ |
2.6 |
Имеются ли образцы заполнения документов, образцы подписей материально-ответственных лиц? |
- |
2.7 |
Производится
ли нумерация первичных |
+ |
2.8 |
Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации? |
- |
2.9 |
Производится ли проверка полноты оприходования материалов? |
+ |
2.10 |
Применяется ли система нормирования расхода материалов? |
+ |
2.11 |
Произведено ли деление материалов на классификационные группы? |
+ |
2.12 |
Применяется ли
система кодирования |
- |
2.13 |
Применяются ли при отпуске и приемке материалов измерительные приборы и инструменты? |
+ |
3.1 |
Прикладываются ли первичные документы к отчетам материально-ответственных лиц? |
+ |
3.2 |
Сверяются ли данные этих отчетов с данными первичных документов? |
+ |
3.3 |
Применяются ли
программы автоматизации |
+ |
3.4 |
Оговорены ли в учетной политике принципы учета материалов (используемые счета, методы оценки и др.)? |
+ |
4.1 |
Организовано ли в организации структурное подразделение для осуществления внутреннего контроля (отдел внутреннего контроля, ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита и т.д.)? |
- |
4.2 |
Имеется ли утвержденная программа, график проведения проверок? |
- |
4.3 |
Имеются ли акты и другие внутренние документы, отражающие результаты проведенных проверок? |
+ |
4.4 |
Регулярно ли проводятся проверки и соответствует ли их периодичность утвержденным нормативным положениям по организации? |
+ |
4.5 |
Оперативно ли вносятся в бухгалтерский учет изменения по результатам деятельности органов внутреннего контроля? |
- |