Методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических вопросов бухгалтерского учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками, а также изучение теоретических вопросов проведения аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками.
В первой главе данной курсовой работы на тему «Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками» будут рассмотрены аспекты по организации и ведению бухгалтерского и налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 75.03 Кб (Скачать файл)

Документы, оформляемые при  расчетах векселем.

Хозяйственная операция

Оформляемый документ

1

2

Оприходованы товары на склад

Приходный ордер, накладная  поставщика

Учтен НДС на стоимость  товаров( работ, услуг)

Счет-фактура

Выдан вексель поставщику

Вексель, акт приемки-передачи

Увеличена стоимость товаров (работ, услуг) на сумму дисконта по векселю

Вексель


1.3.     Синтетический и аналитический учет операций с поставщиками и подрядчиками.

Операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные  работы или оказанные услуги отражаются на синтетическом счете 6о «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  в соответствии с условиями договора и расчетными документами. Счет 60 является преимущественно пассивным. По его  дебету отражается возникшая кредиторская задолженность, а по дебету ее погашение. Данный счет может быть активным только в случае, если была произведена  авансовая оплата поставщику (подрядчику), при этом для усиления контроля за движением денежных средств рекомендуется  открыть к данному счету субсчет  «Авансы выданные».

На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют  счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» и дебетуют соответствующие  материальные счета: 10 «Материалы», 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей», 41 «Товары» и другие материальные счета  или счета по учету соответствующих  расходов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 97 «Расходы будущих периодов» и  другие счета расходов. На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных  договором и арифметических ошибок счет 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками» кредитуют на соответствующую  сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям». Синтетический учет ведется в разрезе каждого  поставщика (подрядчика) в отдельности по   каждой претензии (недостаче, несоответствию).

Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счет на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям» и кредиту  счета 60.

Погашение задолженности  перед поставщиками отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками»  и кредиту счетов учета денежных средств 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» или кредитов банка 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов.

Примеры записей на счетах бухгалтерского учета при расчетах с поставщиками и подрядчиками приведем в  таблица №4.

Таблица №4

Записи на счетах бухгалтерского учета при расчетах с поставщиками и подрядчиками

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

1

2

3

Выплачен аванс поставщику с расчетного счета

60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками», субсчет «Авансы  выданные»

51 «Расчетные счета»

Оплачены наличными товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги

60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками»

50 «Касса»

Оплачены с расчетного  (валютного) счета приобретенные товарно-материальные ценности, товары, выполненные работы, оказанные услуги

60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками»

51 «Расчетные счета»

52 «Валютные счета»

На уменьшение суммы задолженности  перед поставщиком списана сумма  претензий, выявленная при приемке  продукции

60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками»

76 «Расчеты с разными  дебиторам  и кредиторами»

Субсчет «Расчеты по претензиям»

Получены материалы

10 «Материалы»

60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками»

Отражена сумма НДС, уплаченная при приобретении материалов

19 «НДС по приобретенным  ценностям»

60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками»

Стоимость работ сторонних  организаций отнесена на себестоимость  основного производства

20 «Основное производство»

60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками»

Отраженна сумма НДС на стоимость работ

19 «НДС по приобретенным  ценностям»

60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками»

Получены товары

41 «Товары»

60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками»

Учтена сумма выданного  аванса в момент получения товара

60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками»

60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками» субсчет «Авансы  выданные»

Отраженна сумма НДС, уплаченная при приобретении товаров

19 «НДС по приобретенным  ценностям»

60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками»


Помимо указанных расчетов на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество, курсовые разницы, а также прекращение  обязательств. 

Выданные авансы учитываются  по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Авансы  выданные» с кредита счетов учета  денежных средств 51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета» и другие счета  учета денежных средств.

Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции  со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.

Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям:

- при зачете взаимных  требований;

- новации;

- прощении долга;

- ликвидации юридического  лица.

Прекращение обязательств при  зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту  счетов 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощенная  долга является прочим доходом и отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства  другим. Эта замена на синтетических  счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете.

При прекращении обязательств в следствие ликвидации юридического лица и при списании кредиторской задолженности, по которой истек  срок исковой давности, учитывают  по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту  счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При автоматизации учета  на основании выписок банка составляются машинограммы синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета расчетов с поставщиками и покупателями ( «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»). Эти машинограммы служат основанием для разработки машинограмм – оборотных ведомостей по счетам, по итоговым данным которых делаются записи в Главную книгу.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечивать получение  данных в разрезе поставщиков:

- о задолженности поставщикам  по расчетным документам, срок  оплаты которых не наступил;

- по неоплаченным в  срок расчетным документам;

- по неотфактурованным  поставкам; 

- авансам выданным;

- по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

- по просроченным векселям;

-по полученному коммерческому  кредиту и др.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками  в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно.

 

Глава 2

Методика проведения аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

2.1. Источники информации  для проверки учета расчетов  с поставщиками и подрядчиками

Главной целью проверки является установление соответствия совершенных  операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности

Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить  наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров  экономическому смыслу совершенных  сделок. Все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить  на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых  договоров.

Первая группа - расчеты  с поставщиками и подрядчиками по договорам приобретения любых товаров  и имущественных прав. Основные формы  договоров заключаемых в этой группе это договора: поставки; договор  купли-продажи; энергосбережения; мены.

Вторая группа – расчеты  с подрядчиками. Предметом договора этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров данной группы это договора: возмездного  оказания услуг, договор подряда.

Такое деление на группы существует за счет специфики разных подходов при проведении аудита договоров  внутри каждой группы. Основная разница  состоит в используемых приемах  сбора аудиторских доказательств  и порядке построения аудиторской  выборки.

В ходе аудита участка расчетов с поставщиками и подрядчиками обязательной проверке подлежат: поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных  услуг); в том числе и неотфактурованные  поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам  и подрядчикам претензии; списанные  безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. Особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности  с истекшим сроком исковой давности. Аудитор обязан выяснить причины  возникновения такой задолженности  и уточнить, какие были приняты  меры к ее взысканию. При дебиторской  задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.

Если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную  валюту, необходимо выяснить, как велся  учет курсовых разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в  условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались курсовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету до и после этой даты.

При применении в организации  журнально-ордерной формы бухгалтерского учета все операции по расчетам с  поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере №6. При ведении  учета с использованием средств  автоматизированной обработки данных все операции группируются в различных  аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.

Данные аналитического и  синтетического учета расчетов с  поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:

- с поставщиками и подрядчиками  по акцептованным и другим  расчетным документам, срок оплаты  которых не наступил;

- с поставщиками и подрядчиками  по не оплаченным в срок  расчетным документам;

- с поставщиками по  неотфактурованным поставкам;

- по выданным авансам;

- с поставщиками и подрядчиками  по выданным векселям, срок оплаты  которых не наступил;

- с поставщиками и подрядчиками  по просроченным оплатой векселям;

- с поставщиками по  полученному коммерческому кредиту  и др.

Основными источниками для  проверки данного раздела учета  являются:

- договоры на поставку  товарно-материальных ценностей  (выполнение работ, оказание услуг);

- счета-фактуры поставщиков  (при импортных операциях –  таможенные декларации);

- накладные на поступившие  товарно-материальные ценности, акты  выполненных работ;

- документы оплаты поставщикам  (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах  и др.);

- журналы регистрации  счетов-фактур;

- книга покупок;

- регистры аналитического  и синтетического учета.

2.2. Проверка организации  внутреннего контроля по учету  расчетов с поставщиками и  подрядчиками.

Перед составлением плана  и программы проверки расчетов с  поставщиками и подрядчиками сначала  оценивают  качество состояния внутреннего контроля по учету операций с поставщиками и подрядчиками. Для этой цели проводят опрос письменный и устный работников организации. Это позволяет выявить наиболее слабые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. В основном проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией или другой внутренней службой предприятия.

Информация о работе Методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками