Методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических вопросов бухгалтерского учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками, а также изучение теоретических вопросов проведения аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками.
В первой главе данной курсовой работы на тему «Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками» будут рассмотрены аспекты по организации и ведению бухгалтерского и налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 75.03 Кб (Скачать файл)

Списание долга вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта  задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течении  пяти лет с момента списания для  наблюдения за возможностью ее взыскания  в случае изменения имущественного положения должника.

Проверка расчетов по неотфактурованным  поставкам.

Целью данной процедуры является проверка отражения на счетах учета  операций по получению товарно-материальных ценностей, работ, услуг от сторонних  организаций, не подтвержденных в течении  определенного срока первичными документами. Отсутствие таких докумен6тов  выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учета по данному  разделу. При проверке необходимо учитывать:

- аналитический учет по  счету 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками» должен обеспечивать  получение данных по неотфактурованным  поставкам;

- материальные ценности, работы, услуги по неотфактурованным  поставкам должны быть учтены  по ценам и на условиях, предусмотренным  договором.

Аудитору надлежит убедиться  в том, что затребуются документы  по неотфактурованным поставкам  на предприятии в разумные сроки. По неотфактурованным поставкам  с отсутствие подтверждающих документов длительное время, аудитор должен убедиться, что входящий НДС по таким поставкам  не был принят к возмещению. Если подтверждающие документы поступили  и имеются расхождения в ценах  и номенклатуре, аудитор должен проверить  правильность корректировки сумм по соответствующим им позициям на счетах бухгалтерского учета. Особое внимание в таких случаях уделяется  товарно-материальным ценностям, работам, услугам, которые к моменту поступления  документов уже были списаны на затраты  проверяемого периода.  Если подтверждающие документы поступают в следующем отчетном периоде, суммы корректировки относятся на счета внереализационных  доходов или расходов.

Проверка расчетов по выданным векселям.

При проведении расчетов на предприятии за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные  услуги собственными векселями, аудитор  обязан обратить внимание при проверке на:

- аналитический учет по  счету 60 должен обеспечить возможность  получения данных в разрезе  поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченным оплатой  векселям;

- по векселям, просроченным  оплатой, с и стекшим сроком  исковой давности необходимо  проверить своевременность списания  кредиторской задолженности на  внереализационные доходы организации;

- если по выданному  векселю предусмотрено начисление  процентов или дисконт, то эти  проценты или дисконт должны  своевременно увеличивать кредиторскую  задолженность предприятия и  отражаться на счетах учета  прочих доходов и расходов, т.е.  по дебету счета 91 «Прочие доходы  и расходы».

Проверка расчетов по коммерческим кредитам.

Если с передачей в  собственность другой стороне товаров, работ, услуг предусматривается  предоставление кредита, в том числе  в виде аванса, и предварительной  оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ, услуг, то эти операции должны быть оформлены договорами коммерческого  кредита.

Если материальные ценности поступили на условиях коммерческого  кредита, аудитор должен помнить:

- аналитический учет по  счету 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками» должен обеспечить  возможность получения данных  в разрезе поставщиков по полученным  коммерческим кредитам;

- проценты, причитающиеся  к уплате по договору коммерческого  кредита, включаются в стоимость  товарно-материальных ценностей, (работ,  услуг), приобретенных на условиях  коммерческого кредита (отражаются  по дебету счетов 10, 15, 20, 25, 26 и  др.), если эти проценты начислены  до принятия ценностей к учету.  После этой даты проценты учитываются  в составе операционных доходов или расходов.

Проверка расчетов по претензиям.

Если счет поставщика оплачен  и акцептован до поступления товарно-материальных ценностей (оказания работ, выполненных  услуг), а при приемке на склад  обнаружилась недостача товарно-материальных ценностей относительно отфактурованного количества или несоответствие принятых товарно-материальных ценностей (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин, поставщикам предъявляется претензия. На неудовлетворенные претензии  поставщику должен быть предъявлен иск. При проверке таких операций аудитор  обращает внимание на следующие моменты:

- все претензии учитываются  на счете 76 «Расчеты с разными  дебиторами и  кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»;

- отправлялся ли запрос  поставщику и, что отраженные  на счете 76 субсчет «Расчеты  по претензиям» суммы соответствуют  значениям, указанным в коммерческом  акте;

- претензия была предъявлена  своевременно (в противном случае  суд может отказать в удовлетворении  иска);

- пакет документов, приложенных  к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным. В  частности, здесь должны присутствовать, как минимум, претензионный расчет, коммерческий акт об установленном  расхождении в количестве и  качестве при приеме ТМЦ (в  качестве при приемке выполненных  работ, оказанных услуг), претензионное  удостоверение о полномочии участников  количественной и качественной  выбраковки, документы, подтверждающие  произведенные расходы, стоимость  которых возмещается за счет  поставщика.

Проверка учета курсовых  разниц.

Если у проверяемого предприятия  есть поставщики-нерезиденты, а также  если расчеты между контрагентами-резидентами  проводятся в рублях, а в договоре сумма указана в иностранной  валюте или в условных единицах, в учете возникают курсовые разницы. При проверке аудитор должен убедиться  в правильности расчетов курсовых разниц, отнесенных на прочие доходы и расходы  организации. Пересчет проводится по курсу  ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте (при  импорте ТМЦ- на дату перехода права  собственности на импортированное  имущество, при импорте услуг- на дату фактического потребления услуги), а также на отчетную дату составления  бухгалтерской отчетности. Курсовые разницы подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в  корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (по дебету счета 91-если курсовая разница  положительная, по кредиту- если отрицательная).

Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и  остаткам по счетам синтетического учета.

В ходе проведения данной процедуры  проверяется полнота и достоверность  отражения на счетах синтетического учета расчетов с поставщиками и  подрядчиками. Аудитор сверяет методом  пересчета итоговые данные по регистрам  аналитического учета с суммами, отраженными на счете 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» и  на субсчетах к данному счету. При ведении учета с использованием журнала-ордера №6 итоговые данные должны совпадать с оборотами и остатками  по счету 60, при этом ведомость учета  неотфактурованных поставок  (форма №6-с), ведомость учета материалов в пути (ф. №6а-с) должны в сумме соответствовать одноименным субсчетам к счету 690 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При автоматизированном способе ведения учета, с учетом комплексной автоматизации необходимость в данной процедуре отпадает, в связи с тем, что все сводные синтетические регистры формируются автоматически на основании однократно введенной первичной информации.

Проверка правильности отражения  в отчетности итоговых данных по  расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Целью такой проверки является определение достоверности сумм кредиторской и дебиторской задолженности  в части расчетов с поставщиками и подрядчиками, отраженных в отчетности аудируемого предприятия. Проверяются  статьи актива бухгалтерского  баланса «Авансы выданные» и статьи пассива «Поставщики и подрядчики», «Векселя к уплате», а также приложение к4 бухгалтерскому балансу в части наличия на начало и конец года отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженностей. Основными нарушениями при отражении сумм дебиторской и кредиторской задолженностей в отчетности является зачет различных статей задолженности между собой. В ходе проверки аудитор убеждается, что суммы, отраженные в активе, пассиве баланса и в приложении к бухгалтерскому балансу соответствуют остаткам дебиторской и кредиторской задолженностей на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Налоговый учет процентов  по векселям и коммерческим кредитам. Если кредиторская задолженность обеспечена векселем и предусматривает уплату поставщику определенного процента, необходимо обратить внимание на учет процентов по этим обязательствам в  целях налогообложения.  Аудитор должен учитывать, что проценты по долговым обязательствам признаются расходами организации в целях налогообложения при соблюдении условий:

-расходы признаются процентом,  начисленные за фактическое время  пользования заемными средствами (фактическое время нахождения  ценных бумаг у третьих лиц);

- размер начисленных по  долговому обязательству процентов  существенно (более, чем на 20% в  ту или иную сторону) не отклоняется  от среднего уровня процентов,  взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном  периоде на сопоставимых условиях. Если долговые обязательства,  выданные в том же отчетном  периоде на сопоставимых условиях, отсутствуют, то предельная величина  процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования  ЦБ РФ, увеличенной на 10% (когда  долговое обязательство выражено  в рублях) и равной 15% (по долговым  обязательствам в иностранной  валюте).

Помимо этого аудитор  должен помнить, что в налоговом  учете проценты по заемным средствам, связанным с приобретением ценностей, отражаются в составе внереализационных  расходов, тогда как в бухгалтерском  учете проценты по заемным средствам  включаются в состав операционных расходов только после принятия ценностей  к учету. До этого момента проценты по заемным средствам включаются в стоимость приобретенных ценностей.

Налоговый учет сомнительной задолженности.

Если учетной политикой  предприятия предусмотрено создание резервов по сомнительным долгам, аудитору необходимо учитывать:

- сумма резерва определяется  по результатам проведенной на  последний день отчетного периода  инвентаризации дебиторской задолженности  следующим образом.  По сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней задолженность включается в резерв в полной сумме; по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 902 дней -50% суммы долга; со сроком возникновения меньше 45 дней в резерв не включается. Общая сумма резерва не должна превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода и может быть использована только на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в соответствии с законодательством (истечение срока исковой давности; невозможность взыскания, подтвержденная соответствующим актом государственного органа, либо ликвидация предприятия). Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного (налогового) периода.

- расходы по списанию  долгов, признанных безнадежными  ко взысканию, осуществляются  только за счет суммы созданного  резерва. Если сумма списываемой  задолженности превышает сумму  созданного резерва, разница подлежит  включению в состав внереализационных  расходов.

Учет налога на добавленную  стоимость.

Суммы налога, предъявленные  налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету из общей суммы  исчисленного к уплате налога на добавленную  стоимость и отражаются на счете 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям».

Предприятие вправе произвести налоговые вычеты если:

- товар, работа или  услуга приняты к учету;

- товар, работа или  услуга фактически оплачен, что  подтверждается первичными  документами;

- на приобретенный товар,  работу либо услугу имеется  выписанный в установленном порядке  счет-фактура.

При проверке учета НДС  по приобретенным ценностям, работам  либо услугам аудитор должен учесть:

1. счет-фактуры, составленные  и выставленные с нарушениями  не могут служить основанием  для принятия НДС к возмещению;

2. составление счетов-фактур  и ведение книги покупок обязательно  для всех налог7оплательщиков  как в случае осуществления операций, подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения (исключение составляют освобожденные от налогообложения операции, осуществляемые банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами, а также операции по реализации ценных бумаг);

3. если обязательство  по условиям сделки выражено  в иностранной валюте, то суммы,  указываемые в счетах-фактурах, также  могут быть выражены в иностранной  валюте.

Проверяя суммы предъявленного к возмещению НДС, аудитор сверяет  соответствие оборотов за отчетный период по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом»  в корреспонденции со счетом 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям» с итоговыми суммами  за этот период в книге покупок.

 

Заключение.

Цель данной курсовой работы на тему « Методика аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и  подрядчиками» достигнута.

В данной работе было охарактеризована организация и ведение бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и  подрядчиками;

Изучено нормативное регулирование  организации учета расчетов с  поставщиками и подрядчиками;

Рассмотрено документальное оформление операций по ведению и  учету расчетов с поставщиками и  подрядчиками;

Приведены примеры синтетического и аналитического учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;

Информация о работе Методика проведения аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками