Методика состояния, представления и утверждения бухгалтерского баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 03:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы – раскрыть сущность бухгалтерского баланса и выявить пути совершенствования его составления.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи курсовой работы:
- изучить сущность и значение бухгалтерской отчетности организации в системе управления деятельностью организации;
- изучить классификацию отчетности и требования, предъявляемые к ней;
- изучить содержание и структуру бухгалтерского баланса организации;
- проанализировать подготовительные работы по составлению бухгалтерского баланса;
- изучить методику и порядок представления, рассмотрения и утверждения бухгалтерской отчетности
- изучить проблемы и перспективы составления бухгалтерского баланса по МСФО.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты бухгалтерского баланса в системе управления деятельностью организации………………………………………………………..5
1.1Сущность и значение бухгалтерской отчетности организации в системе управления деятельностью организации…………………………………………..5
1.2 Классификация отчетности и требования, предъявляемые к ней…………..10
1.3Содержание и структура бухгалтерского баланса организации……………16
1.4 Краткая экономическая характеристика исследуемой организации………..20
2. Методика состояния, представления и утверждения бухгалтерского баланса………………………………………………………………………………25
2.1 Подготовительные работы по составлению бухгалтерского баланса………25
2.2 Порядок представления, рассмотрения и утверждения бухгалтерской отчетности…………………………………………………………………………..31
3. Пути совершенствования бухгалтерского баланса и использование его показателей для оценки финансового состояния организации в условиях перехода на международные стандарты …………………………………...….36
Заключение ………………………………………………………………………....45
Список используемых источников ……………………………………………….47
Приложения…………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

бух.отчетность.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 13 Закона  Республики Беларусь «О  бухгалтерском  учете и отчетности» бухгалтерская  отчетность организации (за исключением финансируемых из бюджета) состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета об изменении капитала; отчета о движении денежных средств; приложений, предусмотренных  нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету  и отчетности; пояснительной записки.

Формы  бухгалтерской  отчетности организаций, а также  инструкции по их заполнению утверждаются  Министерством  финансов Республики Беларусь.

Бухгалтерская отчетность подписывается  руководителем и  главным  бухгалтером организации. Она составляется за отчетный год. Отчетным годом для всех организаций является  календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь созданных организаций  - с даты их регистрации, создания, образования по 31  декабря включительно.

Выявленные ошибки в  бухгалтерской отчетности независимо от периода, к которому они относятся (после их утверждения), необходимо исправить в  первом периоде (квартале, с начала года), следующим  за отчетным. Исправления  осуществляются  путем  соответствующих оговорок за подписью руководителя и главного бухгалтера с указанием даты.

Годовая бухгалтерская  отчетность  организации может  быть  опубликована, а в случаях, предусмотренных законодательством  Республики Беларусь, подлежит обязательной  публикации  в определенных  объемах. Если  достоверность  годовой бухгалтерской отчетности организации подлежит обязательному аудиту, то она  публикуется вместе  с итоговой частью  аудиторского заключения.  Если в опубликованную бухгалтерскую  отчетность в результате дополнительной  аудиторской проверки или проверок  соответствующими контрольными органами вносят изменения, то эти изменения должны быть опубликованы.

 

 

  • 1.2 Классификация отчетности  и требования, предъявляемые к ней
  •  

     

    Законом Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-X1I «О бухгалтерском учете и отчетности», с изменениями и дополнениями, предусмотрены основные принципы составления финансовой отчетности:

    •  полнота  отражения  хозяйственных операций  за  отчетный период;

    •  правильность отнесения  расходов к соответствующим отчетным периодам;

    • разграничение текущих  затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений;

    •  соответствие данных аналитического учета данным синтетического учета;

    • соблюдение принятой учетной  политики отражения хозяйственных операций и оценки объектов учета;

    • подтверждение всех статей годового баланса и других форм годовой отчетности данными  инвентаризации.[10, c.42]

    Бухгалтерская отчетность должна отвечать следующим требованиям: достоверность и полнота, нейтральность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления.

    Требование достоверности  и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь.

    Если при составлении  бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

    Требование нейтральности  означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

    Требование целостности  означает необходимость включения  в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

    Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.

    В соответствии с требованием  сопоставимости в бухгалтерской  отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение  с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. Если они  не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.

    Требование соблюдения отчетного периода означает, что  в качестве отчетного года в Республике Беларусь принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. отчетный год совпадает с календарным.

    Для составления бухгалтерской  отчетности отчетной датой считается  последний календарный день отчетного  периода.

    Требование правильного  оформления связано с соблюдением  формальных принципов отчетности: составление ее на русском языке, в валюте Республике Беларусь (в рублях), подписание руководителем организации и специалистом, ведущим бухгалтерский учет (главным бухгалтером и т.п.).

    Бухгалтерская отчетность составляется предприятиями и организациями  периодически (в установленные сроки).

    Период, за который организация  должна составлять бухгалтерскую отчетность, называется отчетным. Именно по этой причине  бухгалтерская (финансовая) отчетность является завершающим этапом учетного процесса.

    В ней отражаются итоговые данные системного бухгалтерского учета, на основе которых можно судить не только о работе самого предприятия, но и о его положении в сегменте рынка, в котором он работает, о его конкурентоспособности.

    Значение отчетности заключается в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур, оформлении и публичности.[1,c.102]

    Достоверная отчетность помогает руководить предприятием, устранять недостатки, выявлять неиспользованные внутренние резервы, своевременно реагировать и принимать правильные решения в связи с изменениями на рынке.

    Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения.

    Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок.

    Простота бухгалтерской  отчетности состоит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.

    Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время.

    Сравнимость предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.

    Цель такого сравнения выявить тенденции развития фирмы.

    Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращении отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных, автоматизации учета, выбора оптимальных форм учета.

    Оформление  означает, что составление отчетности равно как и ведение бухгалтерского учета осуществляется на русском языке и в валюте РФ.

    Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, передачу в органы статистики. Перечень предприятий, которые должны публиковать свою годовую отчетность регламентирован законодательством.[13, c.204]

    Отчетность  служит исходной базой  планирования, прогнозирования и контроля использования активов. Она должна обеспечить сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые отчетные периоды.

    В целях упорядочения и облегчения составления представляемую организациями отчетность  классифицируют по различным признакам. Классификация представлена на рисунке  1.1.

    По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

    Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему  данных об имущественном и финансовом положении организации и о  результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.

    Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

    Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.[14, c.20]

    Налоговая  отчетность отражает показатели, рассчитанные в  организации  по исчислению налогов, сборов и других отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, а также  имеющейся задолженности по ним.

    По объему содержащихся в отчетах сведений бухгалтерскую отчетность подразделяют на внешнюю и внутреннюю.

    Внешняя бухгалтерская  отчетность (кроме бюджетных организаций) является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов, покупателей и др.).

    В отдельных случаях  законодательством Республики Беларусь предусмотрена публикация годовой  бухгалтерской отчетности. В ее состав включается аудиторское заключение, подтверждающие ее достоверность.

    Внутренняя отчетность разрабатывается соответствующими министерствами и ведомствами для собственных целей и утверждается по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. Она не полежит публикации и не представляется внешним пользователям.

    По периодичности составления различают периодическую и годовую отчетность. Периодическая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Ее статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.

     

    Рисунок 1.1 – Классификации бухгалтерской отчетности

    По степени  обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.[3, c.118]

    В настоящее время  организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую  бухгалтерскую отчетность. Состав типовых форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, их показатели и порядок заполнения утверждаются Министерством финансов Республики Беларусь.

    Существуют также специализированные формы отчетности, которые утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами.

    Бухгалтерский учет на предприятиях ведется путем использования  разнообразных учетных регистров  и в разных сочетаниях – книги, карточки, ведомости, записи в которых  производятся в различной последовательности. В зависимости от способов учетной регистрации применяются как ручные записи, так и на вычислительных машинах. Различное сочетание учетных регистров, их структура и взаимосвязь, способы записей определяют применяемую форму бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета понимается сочетание различных учетных регистров (аналитического и синтетического учета), их взаимосвязь, последовательность и способы учетных записей (ручной, автоматизированный).[2, c.39] В современном бухгалтерском учете применяются следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная и упрощенная (для малых предприятий).

     

     

      1. Содержание и структура бухгалтерского баланса организации

     

     

    Основным бухгалтерским  документом организации является бухгалтерский  баланс (форма №1). Бухгалтерский баланс выполняет экономико-правовую функцию. Тем самым обеспечивается один из принципов бухгалтерского учета — имущественная обособленность субъекта хозяйствования. Бухгалтерский баланс — один из элементов метода бухгалтерского учета. Он служит основным источником информации для обширного круга пользователей. По нему устанавливается конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный период.

    Особенность бухгалтерского баланса в том, что в нем  сопоставляются имущество и источники его формирования. Таким образом, бухгалтерский баланс представляет способ экономической группировки и обобщенного отражения хозяйственных средств организации по их функциональной роли в процессе производства и по источникам его формирования, составленных на определенную (отчетную) дату, в денежном выражении.[4,c.4]

    Баланс составляется в виде таблицы, состоящей из актива и пассива.

    В левой части отражаются средства организации по их составу и размещению, она называется активом баланса. Активы - имущество, в том числе имущественные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, учитываемые организацией в результате хозяйственных операций. Правая часть называется пассивом баланса, она показывает обязательства, капитал и резервы организации. Обязательства - задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, совершенных до отчетной даты, и погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению капитала, поэтому итог актива баланса всегда равняется итогу пассива. Каждая строка актива и пассива баланса характеризует в денежном выражении величину отдельных хозяйственных средств или источников их формирования, она называется статьей баланса. Однородные статьи баланса объединяются в группы и разделы.

    Информация о работе Методика состояния, представления и утверждения бухгалтерского баланса