Методы учета затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является сравнительный анализ методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
Цель данной курсовой работы реализуется в следующих задачах:
1. дать общую характеристику попроцессному и позаказному методу;
2. рассмотреть учетные процедуры методов;
3. выявить преимущества и недостатки каждого метода;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
1 Теоретические основы методов учета затрат…………………………............5
1.1Группировка методов учета затрат…………………………………………..5
1.2 Методы распределения косвенных затрат……………………………….16
2. Направление совершенствования методов учета затрат и калькулирования себестоимости…………………………………………………………………..20
2.1 Понятие системы учета «директ-костинг»……………………………….20
2.2 Система «стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат……………………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

методы учета затрат.docx

— 54.73 Кб (Скачать файл)
  1. Метод распределения производственных косвенных затрат по уровню подразделений

Метод распределения производственных косвенных затрат на уровне подразделений  более трудоемкий, но, по сравнению  с предыдущим методом, позволяет  определить более точную себестоимость  отдельных видов продукции При  использовании этого метода косвенные  затраты учитываются на уровне подразделений  с открытием субсчетов для  каждого из них. По окончанию отчетного  периода производится распределение  косвенных затрат по видам продукции  для каждого подразделения, то есть по каждому открытому субсчету, причем каждому из них соответствует  своя база распределения, выбранная  исходя из особенностей технологического процесса данного подразделения. Независимо от выбранного метода распределения косвенных затрат, выбор базы подразделения обусловлен функциональной спецификой организации - в случае использования упрощенного метода распределения, или же отражает особенности производства продукции конкретного подразделения - при использовании * альтернативного метода распределения. Так, в случае если деятельность подразделения является трудоемкой, то его общепроизводственные расходы целесообразно распределять по видам продукции, на основе показателей, связанных с потреблением трудовых ресурсов. Базой распределения в этом случае могут выступать фактические затраты труда, нормативные прямые затраты труда, количество персонала, задействованного в определенном технологическом процессе. В то же время при автоматизированном производственном процессе за основу для распределения затрат следует брать показатели, связанные с использованием основных средств. Базой распределения в таком случае могут быть фактические или плановые часы работы оборудования, амортизационные отчисления по видам продукции либо остаточная стоимость основных средств, задействованных в технологическом процессе. Соответственно, при высокой материалоемкости производства структурного подразделения в качестве базы распределения предпочтение отдают фактическим либо плановым затратам сырья и материалов.

Если не представляется возможным  однозначно определить технологическую  направленность деятельности подразделения, то, как правило, применяют смешанные  базы распределения. Например, для подразделений  с высоким удельным весом материальных затрат и основных средств можно  использовать полные прямые материальные затраты, а в отсутствие преобладания определенного вида ресурса используют полные прямые затраты. Кроме того, базой распределения косвенных затрат могут служить отдельные финансовые показатели, рассчитываемые в ходе финансово-хозяйственной деятельности организации: объем выпуска или реализации, себестоимость выпуска (реализации), среднесписочная численность персонала, сумма начисленной заработной платы производственных рабочих. В сфере услуг при осуществлении отдельных видов деятельности, не попадающих под общепринятые базы распределения производственной организации, могут использоваться базы, учитывающие количественный аспект оказываемых услуг. Например, при оказании транспортных' услуг базой распределения может выступать количество километров пробега автомобиля, аудиторских услуг - количество часов, отработанных сотрудниками аудиторской фирмы. База распределения косвенных затрат выбирается организацией самостоятельно и фиксируется в ее учетной политике. При дифференцированном подходе к выбору базы распределения косвенных затрат по отдельным производственным подразделениям следует учитывать, что во времени сочетание различных видов ресурсов в отдельной технологической линии может изменяться. Поэтому необходимо своевременно производить соответствующие изменения при обосновании базы распределения. Например, организация приобрела оборудование для автоматизации упаковочного цеха. Это привело к тому, что уровень амортизации оборудования превысил уровень затрат производственных рабочих, следовательно, этот показатель нужно в дальнейшем принимать в качестве базы распределения косвенных затрат по данному подразделению.

Таким образом, получение  достоверной информации о себестоимости  отдельных видов продукции и  ее рентабельности во многом зависит  от правильного подхода к вопросу  распределения косвенных затрат. Если не уделять достаточного внимания выбору оптимальной базы распределения  косвенных затрат, то возможно возникновение  существенных диспропорций в производственной и сбытовой политике, что негативно  отразится и на финансовых результатах  ее деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Направление  совершенствования методов учета  затрат и калькулирования себестоимости

 

2.1 Понятие системы учета «директ-костинг»

 

«Директ-костинг» − западная система управленческого (производственного) учета, возникшая и развивающаяся  в условиях рыночной экономики. В  нашей стране до настоящего времени  была распространена система учета  и калькулирования полной себестоимости, система «директ-костинг» практически  не применялась. Поэтому среди отечественных  авторов, анализирующих западный опыт, в том числе излагающих вопросы  «директ-костинга», нет единого мнения о сущности этой системы.

«Директ-костинг» ― это  система учёта себестоимости, базирующаяся на разделении общих издержек предприятия  на постоянные, т.е. не зависящие от количества продукции, произведённой  за единицу времени, и переменные, т.е. изменяющиеся расходы, прямо связанные  с количеством продукции, произведённой  за единицу времени. Только последняя  группа издержек – прямые затраты  и переменные косвенные расходы  – вовлекается в исчисление себестоимости  изделий. Это касается как оценки запасов полуфабрикатов и готовых  изделий при составлении заключительного  годового баланса, так и оценки затрат, относящихся к реализованным  за отчётный период товарам. Постоянные расходы при «директ-костинге»  учитываются на счёте прибылей и  убытков. Российские нормативные акты по бухгалтерскому учёту разрешают  относить их на себестоимость реализованной  продукции, работ, услуг, минуя счета  затрат на производство.

В настоящее время «директ-костинг» предусматривает учёт себестоимости  не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат.

Главной особенностью «директ-костинга»  является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется  только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном  счёте и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счёта финансовых результатов, например «Прибыли и убытки».

Постоянные расходы не включаются в расчёт себестоимости  изделий, а как расходы данного  периода списываются в уменьшение полученной прибыли в течение  того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются  также остатки готовой продукции  на складах на начало и конец года и незавершённое производство.

При системе «директ-костинга»  схема построения отчётов о доходах  многоступенчатая. В них содержаться  по крайне мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. Прибыль  организации в этом случае определяется как разница между маржинальным доходом и суммой постоянных затрат. Величину маржинального дохода можно  определить и как сумму постоянных расходов и прибыли.

«Директ-костинг» позволяет  руководству организации:

― обратить особое внимание на изменение маржинального дохода как по предприятию в целом, так  и по различным изделиям, работам, услугам, секторам рынка их продажи;

― выявить изделия и  услуги с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, так как разница между  продажной ценой и суммой переменных расходов не затушёвывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость  конкретных изделий и видов работ;

― быстро переориентировать  производство в ответ на меняющиеся условия рынка.

Можно выделить несколько  разновидностей системы «директ- костинг»:

1) классический «директ-костинг»  ―  калькулирование по прямым (основным) затратам, которые в то  же время являются переменными;

2) система учета переменных  затрат  ―  калькулирование  по переменным затратам, в которые  входят прямые расходы и переменные  косвенные расходы;

3) система учета затрат  в зависимости от использования  производственных мощностей   ―  калькуляция всех переменных  расходов и части постоянных, определяемых в соответствии  с коэффициентом использования  производственной мощности.

Существует и разновидность  системы «директ-костинг», когда  себестоимость калькулируется на основе только производственных расходов, связанных  с изготовлением продукции, даже если они носят косвенный характер. Общим для всех разновидностей является то, что калькулируется не полная, а  частичная себестоимость. По частичной  себестоимости оценивают незавершенное  производство и готовую продукцию  в балансе, а постоянные расходы  списывают на счет прибылей и убытков.

«Директ-костинг» является одним из наиболее прогрессивных  методов учета затрат, применение которого в современных условиях позволяет существенно повысить потребительную стоимость информации бухгалтерского учета и осуществлять управление производством более  эффективно. Однако возможности его  адаптации к учетной практике российских предприятий изучены недостаточно полно.

Успешное использование  метода «директ-костинг» на практике осложняется  определенными проблемами.

1. Выделение переменных  и постоянных затрат в составе  затрат на производство продукции.  Первая проблема является центральной  при применении метода «директ-костинг»  и проявляется в сложности  выделения переменных и постоянных  затрат в составе затрат на  производство продукции. Критерием  их выделения может служить  зависимость от изменения объема  производства продукции: переменные  затраты изменяются при изменении  объема производства, постоянные  затраты либо вовсе не изменяются, либо изменяются, но очень слабо.

2. Другой не менее важной  проблемой является порядок учета  переменных и постоянных затрат  на производство продукции на  бухгалтерских счетах.

Традиционно в организациях применяется метод учета затрат и исчисления себестоимости продукции  с полным их распределением, в результате чего себестоимость продукции исчисляется  с включением в нее всех прямых и косвенных расходов. «Директ-костинг» является альтернативным методом учета  затрат традиционному методу, результатом  применения которого является исчисление неполной (сокращенной) себестоимости, ограниченной только переменными затратами. При этом в объеме переменных затрат оцениваются также остатки готовой  продукции и незавершенное производство. Постоянные же затраты списываются  на уменьшение выручки от продаж в  том отчетном периоде, в котором  они возникли.

3. Противники «директ-костинга»  считают, что постоянные расходы  также участвуют в производстве  данного продукта и, следовательно,  должны быть включены в его  себестоимость. «Директ-костинг»  не дает ответа на вопрос, сколько  стоит произведенный продукт,  какова его полная себестоимость.  Поэтому требуется дополнительное  распределение условно-постоянных  расходов, когда необходимо знать  полную себестоимость готовой  продукции или незавершенного  производства.

Таким образом, решение рассмотренных  проблем в итоге позволит определять такие показатели, как маржинальный доход, порог рентабельности, запас  финансовой прочности и операционный рычаг. Этот комплекс показателей является важным методическим инструментарием  в управлении производством, позволяющим  принимать обоснованные управленческие решения и максимизировать операционную прибыль организаций.

 

 

Практическое значение системы  «директ-костинг» состоит в:

      • Позволяет оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами и доходом, а следовательно, прогнозировать поведение себестоимости или расходов при изменениях деловой активности.
      • При использовании метода «директ-костинг» себестоимость рассчитывается учитывая все затраты предприятия которые осуществляются при выпуске продукции.
      • Система «директ-костинг» позволяет проводить эффективную политику ценообразования.
      • Метод позволяет существенно упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко сократившегося числа затрат, в результате себестоимость становится лучше контролируемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Система «стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат

 

Система «стандарт-кост»  для отечественного учета является новым методом, хотя ее зарождение связано  с началом ХХ в.

Смысл системы «стандарт-кост»  заключается в том, что учет вносится то, что должно произойти, а не то, что произошло, учитывается не сущее, а должное, и обособленно отражаются возникшие отклонения. Основная задача, которую ставит перед собой данная система, - учет потерь и отклонений в прибыли предприятия.

Метод «стандарт-кост» заключается  в разработке стандартов (норм), предварительном  составлении стандартных калькуляций, управленческом учете фактических  издержек и отклонений от стандартов, систематизированных как совокупность. Принципиальным моментом применения является также то, что в его рамках не проводится полное распределение всех накладных издержек на себестоимость  произведенной продукции. Стандарт представляет собой твердую норму расхода ресурсов для изготовления калькуляционной единицы. В рамках «стандарт-кост» нормативные затраты на производство единицы продукции состоят из следующих элементов:

  • нормативная цена единицы материалов;
  • нормативное количество (норма расхода) материала;
  • норматив времени (затраты труда) на единицу продукции;
  • нормативная ставка оплаты труда;
  • нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов;
  • нормативная величина (нормативный коэффициент) постоянных общепроизводственных расходов.

Информация о работе Методы учета затрат