Межбанковские расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Платежная система страны - неотъемлемый элемент рыночной экономики, своеобразный канал энергетического обмена, реализующий экономические возможности субъектов расчетов. Без оптимизации платежной системы никакие существенные перемены не смогут охватить все народное хозяйство в целом. Для России она имеет особую значимость, ибо стала одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе страны к рынку

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика организации межбанковских расчетов………………...5
1.1 Определение и сущность межбанковских расчетов……………………………….5
1.2 Организация расчетов через расчетно-кассовую сеть Банка России……………10
1.3 Организация расчетов через счета ЛОРО и НОСТРО……………………………13
1.4 Организация клиринговых расчетов………………………………………………17
1.5 Организация межфилиальных расчетов…………………………………………..20
Глава 2. Оформление и учет межбанковских расчетов………………………………….22
2.1 Оформление межбанковских расчетов……………………………………………22
2.2 Учет межбанковских расчетов……………………………………………………..29
2.3 Учет через расчетно-кассовую сеть Банка России……………………………….29
2.4 Учет межбанковских расчетов через корсчета ЛОРО и НОСТРО………………31
2.5 Учет межфилиальных расчетов……………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………………………….…..34
Библиографический список……………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

Курсовая по УБ и БО.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

Внутрибанковские правила оформляются  в виде отдельного документа, утверждаются исполнительным органом КБ и должны содержать:

1) порядок открытия, закрытия и  пополнения (увеличение остатка  пассивного счета) счетов межфилиальных  расчетов;

2) процедуру идентификации каждого  участника расчетов в системе  межфилиальных расчетов КБ (системе технических, телекоммуникационных средств и организационных мероприятий, обеспечивающих возможность проведения расчетных операций между подразделениями) при осуществлении расчетов (обмен карточками с образцами подписей и оттиском печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т.п.);

3) описание документооборота, порядок  передачи и обработки расчетных  документов при проведении операций  по счетам межфилиальных расчетов, а также последовательность прохождения документов между подразделениями КБ;

4) порядок экспедирования расчетных  документов;

5) порядок установления ДПП при  проведении расчетных операций  исходя из документооборота между  подразделениями;

6) порядок проведения расчетных  операций подразделениями при перераспределении денежных средств;

7) порядок ежедневной выверки  расчетов между подразделениями  по счетам межфилиальных расчетов  и по перераспределению денежных  средств;

8) порядок действий  подразделений при поступлении  расчетного документа для осуществления платежа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции по техническим причинам либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств.

Правильность совершения расчетов РКЦ подтверждается совпадением начальных и ответных оборотов в процессе квитовки, т.е. сопоставления каждого ответного провода с начальным. Иными словами, должно быть обеспечено равенство общего итога остатков по счету начальных МФО через РКЦ общему итогу остатков по счету сквитованных ответных МФО. Такое соответствие достигается на балансах главных управлений ЦБ РФ только после завершения квитовки в межфилиальных оборотах за истекший год. Контроль за правильностью совершения расчетов между хозяйственными органами осуществляют коммерческие банки и их учреждения. В необходимых случаях привлекаются РКЦ и РЦИ Банка России. 

Деятельность РКЦ тесно связана и напрямую зависит от качества работы вычислительных центров (ВЦ). В настоящее время коммерческие банки имеют возможность использовать для автоматизации своей деятельности как централизованную систему обработки информации, так и различные варианты локальных сетей либо сочетание обеих этих систем. 

Централизованная система обработки информации (через ВЦ) имеет один недостаток: относительно низкую скорость совершения расчетных операций.

Проблемы проведения расчетов связаны также с уровнем технической оснащенности РКЦ. Кроме того, сама технология этих расчетов основана на использовании большого числа бумажных носителей информации, что приводит к ошибкам и задержкам в почтовом обороте между РКЦ. Замедление платежей крайне негативно отражается на финансовом состоянии предприятия, формировании доходной части бюджета, приводит к осложнению взаимоотношений коммерческих банков с их клиентами. 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОФОРМЛЕНИЕ И УЧЁТ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ.

2.1. Оформление межбанковских расчетов

Расчетные документы для осуществления  межбанковских операций оформляются  в соответствии с формами безналичных  расчетов.

Каждая форма расчетов имеет  определенный документооборот, включающий этапы прохождения документов между  участниками расчетов.

Положением №2-П от 3 октября 2002г. регулируется осуществление безналичных  расчетов по счетам в формах, установленных  законодательством, а также определяет форматы и порядок их заполнения.

Согласно ГК РФ при осуществлении  безналичных расчетов «допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота»

Выбор формы расчетов определяется:

  • характером хозяйственных связей между контрагентами;
  • особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;
  • местонахождением сторон сделки;
  • способом транспортировки грузов;
  • финансовым положением юридических лиц.

Преобладающей формой в безналичных  расчетах являются расчеты платежными поручениями.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.При расчетах платежными поручениями банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом.

Такие расчеты являются самой распространённой формой безналичных расчетов, как в России, так и в целом мире. 

  Они могут быть как в бумажном, так и в электронном виде. 

  Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств  за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств  в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств  в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов  по ним;

г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежное поручение должно содержать следующие реквизиты: наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки; наименование плательщика, его ИНН, номер его счета в банке, наименование и реквизиты банка плательщика; наименование получателя средств, его ИНН, номер его счета в банке, наименование и реквизиты банка получателя средств; назначение платежа; сумма платежа (цифрами и прописью).

Значение расчетов платежными поручениями состоит в том, что не требуется больших затрат на их проведение, высокую скорость совершения платежей и возможность для плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров. Поэтому на них приходится основная доля расчетов в хозяйственных процессах.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика, но исполняются только при наличии достаточных средств на нем.  Платежное поручение регистрируется в журнале регистрации платежных поручений Вашей организации. Ему присваивается порядковый номер, который и указывается в соответствующем поле бланка платежного поручения.  

Преимущества такого расчета:

- простота заполнения расчетного документа;

- простота операций с  документами в обоих банках;

- относительная дешевизна  и скорость расчетов;

- единственная безналичная  форма, которая допускает авансовые  платежи. 

Недостатки:

- отсутствие гарантии  исполнения договора обеими сторонами;

- возможность отзыва платежа  без уведомления другой стороны;1

 

Аккредитив – это самая безопасная форма расчетов между клиентами. При установлении новых партнерских отношений между предприятиями и организациями, часто встает вопрос: Как избежать потери денег или товара, при заключении сделки и расчетов с еще незнакомой фирмой? Как подстраховать свой бизнес от необязательных и нечестных партнеров, особенно, если контракт заключен на значительную сумму? Ответ простой – аккредитивы. Конечно, достаточно сложно изучить все тонкости работы с аккредитивами и применять их в расчетах, но зато появляется чувство защищенности. А изучив аккредитивную форму расчетов однажды, клиенты от нее отказываются редко. Расчет аккредитивами идет как - бы под контролем банков и исключает невыполнения условий по заключенным контрактам, как поставщика продукции, так и покупателя.

Так, Аккредитив, это поручение банка плательщика, банку получателя средств, производить по распоряжению и за счет средств клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы и на условиях, указанных в поручении. Расчет по одному аккредитиву осуществляется только с одним получателем средств.

При расчетах аккредитивами, очень важно правильно выбрать вид аккредитива. Открытие аккредитива осуществляется банками по поручению плательщика, следовательно, и вид аккредитива, как правило, предлагает в проекте договора плательщик.  
Банками могут открываться следующие виды аккредитива:

  • покрытый (депонированный) аккредитив и непокрытый (гарантированный) аккредитив;
  • отзывный аккредитив и безотзывный аккредитив. Безотзывной аккредитив может быть подтвержденным аккредитивом.

Покрытый аккредитив (депонированный) – это когда при открытии аккредитива банк – эмитент перечисляет за счет средств плательщика сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.  
Непокрытый аккредитив (гарантированный) – это когда при открытии аккредитива банк – эмитент средства не перечисляет, а предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка – эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывный аккредитив - это аккредитив, который может быть изменен или отменен банком – эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких либо обязательств банка – эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

Безотзывный аккредитив – это аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. Безотзывный подтвержденный аккредитив, это когда по просьбе банка – эмитента, исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив, и такой аккредитив не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Получатель средств по аккредитиву, может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива. Кроме того, условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица. 2

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк)

Расчеты по инкассо  осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем  средств (взыскателем) к счету плательщика  через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

При отсутствии или недостаточности  денежных средств на счете плательщика  акцептованные плательщиком, платежные  требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения  помещаются в картотеку по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» с указанием даты помещения в картотеку.

Исполняющий банк обязан известить  банк-эмитент о помещении расчетных  документов в картотеку.  Банк-эмитент доводит извещение о постановке в картотеку до клиента.

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств  на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.

Допускается частичная оплата платежных  требований, инкассовых поручений, находящихся  в картотеке.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

1) установленных законодательством;

2) предусмотренных сторонами по  основному договору при условии  предоставления обслуживающему  банку права на списание денежных  средств со счета плательщика без его распоряжения.

В платежном требовании, оплачиваемом с акцептом плательщика, в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «с акцептом». Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору (срок для акцепта должен быть не менее 5 рабочих дней).

Информация о работе Межбанковские расчеты