Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:26, курсовая работа
В рыночной экономике бухгалтерская отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп ее пользователей. Содержание и структура бухгалтерской отчетности в последние годы претерпели существенные изменения. Отчетность приблизилась по своим параметрам к международным требованиям, но процесс ее совершенствования, как на отечественном, так и международном уровнях носит перманентный характер.
Введение ………………………………………………….……..……………...3 стр.
Глава 1. Понятие, классификации и функции международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).…………………………………………….4 стр.
1.1 Понятие стандартов учета и отчетности. Типовая структура МСФО….4 стр.
1.2 Классификация стандартов по месту их применения……………………5 стр.
1.3 Организационные структуры по разработке международных и национальных стандартов финансовой отчетности………………………….8 стр.
1.4 Комитет по разработке МСФО (IASCF): его устав и деятельность……13 стр.
Глава 2. Классификация МСФО.……………………………………………..17 стр.
2.1 Классификация МСФО по назначению………………………………….17 стр.
2.2 Классификация МСФО по экономическому содержанию……………...18 стр.
Глава 3. Стандартизация российского учета………………………………...20 стр.
Заключение…………………………………………………………………….24 стр.
2. Практическая часть…………………………………………………………25 стр.
Список используемой литературы………………
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова
Кафедра «Финансы, учёт и анализ»
Курсовая работа
По дисциплине «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»
На тему «Международные стандарты бухгалтерской (финансовой) отчетности»
Выполнил(а): студентка группы ДЭБ-4-1
Специальности 080109.65
Печуркина О. С.
Проверила:д. э. н., проф. Никандрова Л.К.
Москва, 2011
36
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………….……..…………….
Глава 1. Понятие, классификации и функции международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).…………………………………………….4 стр.
1.1 Понятие стандартов учета и отчетности. Типовая структура МСФО….4 стр.
1.2 Классификация стандартов по месту их применения……………………5 стр.
1.3 Организационные структуры по разработке международных и национальных стандартов финансовой отчетности………………………….8 стр.
1.4 Комитет по разработке МСФО (IASCF): его устав и деятельность……13 стр.
Глава 2. Классификация МСФО.……………………………………………..17 стр.
2.1 Классификация МСФО по назначению………………………………….17 стр.
2.2 Классификация МСФО по экономическому содержанию……………...18 стр.
Глава 3. Стандартизация российского учета………………………………...20 стр.
Заключение……………………………………………………
2. Практическая часть…………………………………………………………25 стр.
Список используемой литературы……………………………………….....
36
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночным отношениям, включение российской экономики в мирохозяйственные отношения выдвинули в число актуальных вопрос совершенствования бухгалтерского учета и его приближения к международным стандартам финансовой отчетности.
Постановлением Правительства РФ от 06 марта 1998 г. №283 утверждена Программа реформы бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Применение указанных стандартов руководством современной российской коммерческой организации позволяет большому количеству пользователей рассматривать ее публичную отчетность как составленную на основе общепринятых принципов и требований к раскрытию информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Вместе с тем, главные бухгалтеры организаций – резидентов РФ, осуществляющих свою деятельность на зарубежных товарных рынках, либо имеющих долю участия в уставном капитале иностранных собственников, столкнулись с необходимостью формировать финансовую отчетность в предлагаемых иностранными пользователями форматах. Следовательно, изучение основных положений зарубежных моделей финансового учета и международных стандартов финансовой отчетности являются весьма значимым для будущих бухгалтеров.
В рыночной экономике бухгалтерская отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп ее пользователей. Содержание и структура бухгалтерской отчетности в последние годы претерпели существенные изменения. Отчетность приблизилась по своим параметрам к международным требованиям, но процесс ее совершенствования, как на отечественном, так и международном уровнях носит перманентный характер.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ. Понятие, классификации и функции международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
1.1 Понятие стандартов учета и отчетности. Типовая структура МСФО
Стандарт (Standard) переводится с английского языка как норма, образец. Применительно к нормативной документации по бухгалтерскому учету стандарт - комплекс документально оформленных правил ведения учета. Каждое из таких правил (норм, образцов) определяет терминологию, способы, методы, сущность бухгалтерских операций при отражении того или иного факта хозяйственной жизни. [4]
Стандарт учета и отчетности, как правило, имеет типовую структуру:
Цель. Эта часть предназначена для краткого изложения учетной проблемы и раскрытия задач выпуска стандарта.
Сфера применения. Определяются границы стандарта, оговариваются условия, при которых он не применяется. Кроме того, дается информация об упразднении ранее действующих стандартов в связи с выходом новых.
Определения. Раскрываются понятия основных терминов, применяемых в тексте стандарта.
Описание стандарта. Эта часть стандарта наиболее емкая. Она обычно представлена несколькими разделами, разнообразными по тематике. (Принципы учета, варианты оценок, методы учета, способы отражения в отчетности и т.п.)
Раскрытие информации. В этой части приводится содержание информации, которая должна раскрываться при описании учетной политики предприятия.
Дата вступления в силу. (Дата введения стандарта в действие).
Таким образом, международные стандарты финансовой отчетности – это свод правил, методов, терминов и процедур бухгалтерского учета, разработанных высокопрофессиональными международными организациями и носящих рекомендательный характер.
1.2 Классификация стандартов по месту их применения
Стандарты учета подразделяются на два вида: международные и национальные. Для группы стран могут разрабатываться локальные стандарты.
Международные стандарты бухгалтерского учета – стандарты, разработанные Правлением Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) и рекомендованные к применению странам, входящим в него.
В настоящее время фактически действуют МФСО[7]:
Таблица № 1 Международные стандарты финансовой отчетности.
Обозначение стандарта | Наименование стандарта
|
1 | 2 |
IFRS - это стандарты по подготовке финансовой отчетности. | IFRS 1 Первое применение Международных стандартов финансовой отчётности IFRS 2 Платеж, основанный на акциях (Share-Based Payments) IFRS 3 Объединения бизнеса IFRS 4 Договоры страхования IFRS 5 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность IFRS 6 Разведка и оценка запасов полезных ископаемых IFRS 7 Финансовые инструменты: раскрытие информации IFRS 8 Операционные сегменты |
IAS - это стандарты по ведению бухгалтерского учета.
| IAS 1 Представление финансовой отчётности IAS 2 Запасы IAS 7 Отчёты о движении денежных средств IAS 8 Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки IAS 10 События после окончания отчетного периода IAS 11 Договоры на строительство IAS 12 Налоги на прибыль IAS 16 Основные средства IAS 17 Аренда IAS 18 Выручка IAS 19 Вознаграждения работникам IAS 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи IAS 21 Влияние изменений обменных курсов валют IAS 23 Затраты по займам IAS 24 Раскрытие информации о связанных сторонах IAS 26 Учет и отчётность по пенсионным планам IAS 27 Консолидированная и отдельная финансовая отчётность IAS 28 Инвестиции в ассоциированные предприятия IAS 29 Финансовая отчётность в гиперинфляционной экономике IAS 31 Участие в совместном предпринимательстве IAS 32 Финансовые инструменты — представление информации IAS 33 Прибыль на акцию IAS 34 Промежуточная финансовая отчётность IAS 36 Обесценение активов IAS 37 Резервы, условные обязательства и условные активы IAS 38 Нематериальные активы IAS 39 Финансовые инструменты - признание и измерение IAS 40 Инвестиционное имущество IAS 41 Сельское хозяйство. |
Толкования, раскрывающие тот или иной вопрос применения стандартов: | IFRIC 1 Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению среды и иных аналогичных обязательствах IFRIC 2 Доли участия в кооперативах и подобные финансовые инструменты IFRIC 4 Определение наличия в сделке отношений аренды IFRIC 5 Права на доли, возникающие в связи с фондами вывода из эксплуатации, восстановления и экологической реабилитации IFRIC 6 Обязательства, возникающие в связи с участием в специализированном рынке — отходы электротехнического и электронного оборудования IFRIC 7 Применение подхода, требующего пересчёта финансовой отчётности в соответствии с IAS 29 Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции IFRIC 8 Сфера применения IFRIC 9 Ссылки на пересмотр результатов анализа встроенных производных инструментов IFRIC 10 Промежуточная финансовая отчётность и обесценение IFRIC 11 IFRS 2 — Операции с акциями группы и казначейскими акциями IFRIC 12 Договоры концессии по предоставлению услуг IFRIC 13 Программы лояльности клиентов IFRIC 14 IAS 19 — Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь IFRIC 15 Договоры на строительство недвижимости IFRIC 16 Хеджирование чистой инвестиции в зарубежную деятельность IFRIC 17 Распределения акционерам в неденежной форме IFRIC 18 Получение активов от клиентов SIC 7 Введение евро SIC 10 Государственная помощь: отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью SIC 12 Консолидация: организации специального назначения SIC 13 Совместно контролируемые организации: неденежные вклады со стороны предпринимателей SIC 15 Операционная аренда. Стимулы SIC 21 Налоги на прибыль: возмещение переоценённой стоимости активов, не подлежащих амортизации SIC 25 Налоги на прибыль: изменения в налоговом статусе компании или её акционеров SIC 27 Оценка существа операций, облечённых в юридическую форму аренды SIC 29 Договоры концессии по предоставлению услуг:Раскрытие информации SIC 31 Выручка: бартерные операции, включающие рекламные услуги SIC 32 Нематериальные активы: затраты на Интернет-сайт |
Национальные стандарты учета и отчетности – нормативы (положения) по бухгалтерскому учету, издаваемые для внутреннего использования в отдельной стране. Например, «Общепринятые принципы бухгалтерского учета в США» (система US GААР) или национальные стандарты России – Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Локальные стандарты – это нормативы (директивы), выпускаемые каким-либо общественным органом, для группы стран (например, директивы Европейского Экономического Сообщества в области корпоративного законодательства, в том числе по финансовому и управленческому учету). [4]
В странах, где стандартизация учета началась в более поздние периоды, национальные стандарты вторичны по отношению к международным и в большей степени соответствуют им. Однако противоречий нельзя избежать. В IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» дается разное толкование терминов «правительственная субсидия» (как целевые поступления) и «правительственная помощь» (как льготы при налогообложении, наличие государственного заказа и т.п.). В российском национальном стандарте ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» правительственная помощь рассматривается «в форме субвенций, субсидий (бюджетных средств), бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах».
Международные и национальные стандарты дополняются интерпретациями и методическими рекомендациями (инструкциями по их применению).
В соответствии с МСФО, руководство предприятий самостоятельно формируют учетную политику. При этом, как сказано в IAS 1 «Представление финансовой отчётности», руководители компании должны выбрать и применять учетную политику таким образом, чтобы вся финансовая отчетность соответствовала всем требованиям каждого применяемого международного стандарта финансовой отчетности.
1.3 Организационные структуры по разработке международных и национальных стандартов финансовой отчетности
Концептуальные основы разработки национальных стандартов существуют практически во всех странах. По оценке специалистов, в мировой практике ведущая роль в стандартизации учета принадлежит профессиональным бухгалтерским организациям – 32%, активность законодательных органов оценивается в 6 – 18%, комиссий по ценным бумагам – 14%, центральных банков – 13%, налоговых органов – 9%. Внутренние стандарты учета разрабатываются и утверждаются соответствующими организациями отдельных стран. Например, в США действуют положения о концепциях финансового учета, в Великобритании – положения о принципах. В Международных стандартах финансовой отчетности концептуальные основы сформулированы в главе «Принципы», которая предшествует изложению самих международных стандартов. В России принципы составления бухгалтерской отчетности изложены в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике; кроме этого, ряд принципов провозглашен в некоторых законодательных и нормативных актах. [3]
Так, в Великобритании до 1981 г. практически не существовало законодательного регулирования состава финансовой отчетности, которая должна представляться компаниями. В настоящее время принято опираться на Закон о компаниях 1992 г., предписывающий обязательность использования учетных стандартов, разрабатываемых профессиональными организациями.
Рис. 1. Организации, отвечающие за разработку и применение учетных стандартов в Великобритании
В Российской Федерации процесс стандартизации бухгалтерского учета осуществляется по мере дальнейшего развития рыночных отношений и с учетом мнения Международного центра по реформе системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ).
В России стандартизацией учета занимаются в основном государственные органы. Главным органом стандартизации в нашей стране признается Министерство финансов Российской Федерации, которое разрабатывает и утверждает национальные стандарты учета (ПБУ) после соответствующей проверки и регистрации в Минюсте РФ. [4]
Обсуждение проектов стандартов учета организуется ведущими специалистами на заседаниях Методологического совета Минфина России по бухгалтерскому учету.
Принципы бухгалтерского учёта в РФ сформулированы в Федеральном законе «О бухгалтерском учёте» от 28 сентября 2010 года (в виде требований к ведению бухгалтерского учёта), Положениях по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятия» (ПБУ 1/2008) (Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008 № 106н.) и «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), а также в принятой Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике. Однако существуют сложности с реализацией продекларированных принципов на практике. Эта главная проблема, которая пока остается нерешенной до настоящего времени. В таблице 2 приведён сравнительный анализ концептуальных основ бухучёта в международной и российской практике.
Таблица № 2. Сравнение принципов подготовки финансовой отчетности в международной практике и России
МСФО | Российское законодательство | Источник | Комментарий |
I. Основополагающие допущения | |||
1. Метод начислений | Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности | Концепция, п. 4.1; ПБУ 1/2008, п. 6 | В МСФО используется другой термин, термин «метод начислений» в российской практике используется в налоговом законодательстве |
2. Непрерывность деятельности | Допущение непрерывности деятельности организации | Концепция, п. 4.1; ПБУ 1/2008, п. 6; ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 8, п. 3 | В Концепции не раскрывается необходимость использования и раскрытия другой основы составления отчетности в случае, если предприятие не отвечает требованию непрерывности деятельности |
- | Допущение последовательности применения учетной политики | Концепция, п. 4.1; ПБУ 1/2008, п. 6; ПБУ 4/99, п. 9 | В МСФО данное допущение отсутствует |
- | Допущение имущественной обособленности организации | Концепция, п. 4.1; ПБУ 1/2008, п. 6; ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 8, п. 3 | В МСФО данное допущение отсутствует |
II. Качественные характеристики финансовой отчетности | |||
1. Понятность | - | - | В России данное требование не сформулировано |
2. Уместность | Уместность | Концепция, п. 6.2.1. | В МСФО данная характеристика раскрывается более подробно |
2.1. Характер | Содержание | Концепция, п. 6.2.1. | Существенных различий нет |
2.2. Существенность | Существенность | Концепция, п. 6.2.1. | Существенных различий нет, в Приказе Минфина РФ от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности» существенной может признаваться сумма в 5% от общего итога |
3. Надежность | Надежность | Концепция, п. 6.3. | В МСФО данная характеристика раскрывается более подробно |
3.1. Правдивое представление | Объективное отражение | Концепция, п. 6.3.1. | Существенных различий нет |
3.2. Приоритет содержания над формой | Приоритет содержания над формой | Концепция, п. 6.3.2.; ПБУ 1/2008, п.7. | Существенных различий нет |
3.3. Нейтральность | Нейтральность | Концепция, п. 6.3.3.; ПБУ 4/99, п.7 | В Концепции данное требование не распространяется на отчеты специального назначения |
3.4. Осмотрительность | Осмотрительность | Концепция, п. 6.3.4.; ПБУ 1/2008, п.7 | Существенных различий нет |
3.5. Полнота | Полнота | Концепция, п. 6.3.5.; ПБУ 1/2008, п.7; ПБУ 4/99, п.6 | Существенных различий нет |
4. Сопоставимость | Сравнимость | Концепция, п. 6.4.; ПБУ 4/99, п.33 | Существенных различий нет |
- | Непротиворечивость | ПБУ 1/2008, п.7 | МСФО не предусматривает требования противоречивости, тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца обеспечивается за счет правдивого представления информации |
III. Ограничения уместности и надежности информации | |||
1. Своевременность | Своевременность | Концепция, п. 6.5.1.; ПБУ 1/2008, п.7 | В ПБУ данное ограничение сформулировано как требование, а не ограничение уместности и надежности информации |
2. Баланс между выгодами и затратами | Баланс между выгодами и затратами, рациональность (согласно ПБУ) | Концепция, п. 6.5.2. | Данное ограничение в ПБУ 1/2008 сформулировано как требование рациональности, однако подробно данное требование не раскрыто |
3. Баланс между качественными характеристиками | Баланс между качественными характеристиками, рациональность (согласно ПБУ) | Концепция, п. 6.5.3. | Данное ограничение в ПБУ 1/2008 сформулировано как требование рациональности, однако подробно данное требование не раскрыто |
IV. Достоверное и объективное представление | |||
Обеспечивается благодаря применению основных качественных характеристик и бухгалтерских стандартов | Достоверное и полное представление | ПБУ 4/99, п.6 | В ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 1, п.3) одной из задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении |
Информация о работе Международные стандарты бухгалтерской (финансовой) отчетности