Международные стандарты бухгалтерской (финансовой) отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике бухгалтерская отчетность играет весьма важную роль, поскольку выступает в качестве одного из основных источников информации для многих групп ее пользователей. Содержание и структура бухгалтерской отчетности в последние годы претерпели существенные изменения. Отчетность приблизилась по своим параметрам к международным требованиям, но процесс ее совершенствования, как на отечественном, так и международном уровнях носит перманентный характер.

Содержание работы

Введение ………………………………………………….……..……………...3 стр.
Глава 1. Понятие, классификации и функции международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).…………………………………………….4 стр.
1.1 Понятие стандартов учета и отчетности. Типовая структура МСФО….4 стр.
1.2 Классификация стандартов по месту их применения……………………5 стр.
1.3 Организационные структуры по разработке международных и национальных стандартов финансовой отчетности………………………….8 стр.
1.4 Комитет по разработке МСФО (IASCF): его устав и деятельность……13 стр.
Глава 2. Классификация МСФО.……………………………………………..17 стр.
2.1 Классификация МСФО по назначению………………………………….17 стр.
2.2 Классификация МСФО по экономическому содержанию……………...18 стр.
Глава 3. Стандартизация российского учета………………………………...20 стр.
Заключение…………………………………………………………………….24 стр.
2. Практическая часть…………………………………………………………25 стр.
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая бфо.doc

— 585.00 Кб (Скачать файл)

 

Итак, основными задачами бухгалтерского учета, помимо формирования полной и достоверной информации, являются обеспечение информацией, необходимой для контроля над соблюдением законодательства, соответствием нормам и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности. В российской практике присутствуют 2 допущения, непредусмотренные МСФО. В российской практике большинство принципов раскрыто менее подробно, чем в МСФО. Структура принципов в российском законодательстве не соответствует МСФО и не представлена в логическом и последовательном порядке ни в одном отдельно взятом российском нормативном акте. Присутствуют различия в терминологии. [1]

1.4 Комитет по разработке МСФО (IASCF): его устав и деятельность

Комитет международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО) - независимый орган частного сектора, цель которого состоит в унификации принципов бухгалтерского учета. Он основан в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. С 1983 г. его членами стали все бухгалтерские организации - члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ). [5]

В соответствии с Уставом, деятельность КМСФО направлена на достижение следующих целей:

1. развивать единый комплект высококачественных, понятных и применимых глобальных стандартов бухгалтерского учета, способных помочь участникам международных рынков капитала и другим пользователям принимать экономические решения;

2. способствовать распространению использования и строгому выполнению указанных стандартов;

3. осуществлять максимальное сближение национальных, и международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности для качественных решений.

Доходная часть бюджета КМСФО: взносы международных профессиональных организаций, крупнейших аудиторских компаний и транснациональных корпораций;  выручка от продажи публикаций комитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Организационная структура Комитета по международным стандартам финансовой отчетности

Основной организацией КМСФО является Правление по разработке МСФО (International Accounting Standards Board – IASB). Задачи Правления – разработка и публикация международных стандартов высокого качества, обеспечивающих прозрачность и сравнимость финансовой отчетности компаний. Правление включает 14 членов, представляющих 9 стран, 12 из которых работают на постоянной основе.

Члены Правления назначаются попечителями (иногда на русский язык они переводятся как «доверенные лица»), которые отслеживают эффективность его работы, занимаются поиском финансирования, санкционируют бюджет Правления и несут ответственность за конституциональные изменения. Попечители представляют различные регионы (6 членов – из Северной Америки, 6 – из Европы, 4 – из стран Тихоокеанского региона (Юго-Восточная Азия), 3 – из других регионов) и включают специалистов бухгалтерской профессии, международных организаций, пользователей и составителей финансовой отчетности. [4]

Комитет по интерпретациям (в английском варианте International Financial Reporting Interpretations Committee) отвечает за разработку интерпретаций по применению международных стандартов и регламентации других вопросов на основе концептуальных основ. Комитет публикует проекты интерпретаций, рассматривает комментарии заинтересованных сторон, а затем получает от Правления одобрение финального варианта интерпретаций.

Консультационный комитет. В настоящее время членами Консультационного комитета являются: Международная федерация фондовых бирж, Европейская комиссия, Комитет по стандартам финансового учета, Международная федерация развития бухгалтерского образования и исследований, Международная банковская ассоциация, Международная ассоциация адвокатов, Международная торговая палата, Международная конфедерация свободных профсоюзов и Всемирная конфедерация труда, Международный форум ассоциаций актуариев, Международный комитет по стандартам оценки, Международная финансовая корпорация, Мировой банк. Наблюдатели: Организация экономического сотрудничества и развития, Отделение ООН по транснациональным корпорациям и инвестициям.

Консультационный комитет собирается два раза в год для обсуждения с Правлением технических вопросов в проектах КМСФО, его программ и стратегии. Этот комитет играет важную роль в деятельности КМСФО по разработке Международных стандартов финансовой отчетности и по обеспечению их принятия в качестве окончательных стандартов. [6]

Консультационный совет. В 1995 г. КМСФО учредил Международный консультационный совет, в который вошли выдающиеся деятели, занимающие высокое положение в бухгалтерском деле, бизнесе, и другие пользователи финансовых отчетов. Роль Консультационного совета заключается в обеспечении принятия МСФО и повышении доверия к работе КМСФО путем:

1) оценки и комментирования стратегии и планов КМСФО;

2) подготовки годового отчета об эффективности работы КМСФО по достижению поставленных целей и выполнению своих обязательств;

3) пропаганды участия в работе КМСФО и ее признания бухгалтерами, деловыми кругами, пользователями финансовых отчетов и другими заинтересованными сторонами;

4) поиска и получения финансирования для работы КМСФО таким образом, чтобы это не подрывало независимость КМСФО;

5) проверки бюджета и финансовых отчетов КМСФО.

Консультационный совет обеспечивает независимость и объективность КМСФО при принятии технических решений по предложенным Международным стандартам финансовой отчетности. Консультационный совет не участвует в принятии этих решений и не стремится влиять на них. Служебный персонал КМСФО. Работа Комитета обеспечивается небольшим штатом сотрудников, базирующимся в Лондоне и возглавляемым исполнительным руководителем. Технический персонал и другие управляющие проектами в настоящее время представлены специалистами из Канады, Франции, Германии, Новой Зеландии, Великобритании и США. [4]


ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ МФСО

2.1 Классификация МСФО по назначению.

Стандарты учета разрабатывались в разные годы и с различными функциональными целями. Вместе с тем, проанализировав международную и национальные системы стандартизации, можно сделать вывод об однотипности их структур и возможности классифицировать стандарты по одинаковым признакам. [4]

Всю совокупность стандартов можно классифицировать по их назначению и экономическому содержанию.

Классификация стандартов по их назначению предполагает, что классификационным признаком выступает цель или назначение стандарта. По этому признаку можно выделить следующие блоки.

Блок 1 – стандарты, формирующие международные принципы бухгалтерского учета. Блок содержит следующие международные стандарты финансовой отчетности – IAS 1 «Представление финансовой отчётности». Информация, заложенная в этот стандарт, имеет базовое, основополагающее значение для бухгалтерского учета.

Блок 2 – стандарты, регламентирующие состав и содержание финансовой отчетности. В блок входят стандарты: IAS «27 Консолидированная и отдельная финансовая отчётность»; IAS 29 «Финансовая отчётность в гиперинфляционной экономике»; IAS «31 Участие в совместном предпринимательстве». Эта группа стандартов имеет базовое, основополагающее значение, ибо именно она считается ключом к пониманию финансовой отчетности любого государства, применяющего при организации бухгалтерского учета международные стандарты.

Блок 3 – стандарты, определяющие правила учета отдельных объектов. Самая многочисленная группа, которая в свою очередь может подразделяться на подгруппы. В эту группу входят стандарты, упорядочивающие учет инвестиций и текущих активов, доходов и расходов, налоговых и пенсионных обязательств, правительственных субсидий и т.д. Например, IAS 2 «Запасы»; IAS 7 «Отчёты о движении денежных средств»; IAS 21 «Влияние изменений обменных курсов валют» и др.

2.2 Классификация МСФО по экономическому содержанию

Классификация стандартов по экономическому содержанию предполагает группировку стандартов по экономическому признаку. Стандарты разрабатываются для разрешения определенных учетных проблем, которые возникают в ходе экономических отношений. Прежде всего к ним относятся:

1. отношения между государством и предприятием. В их основе – взаимодействие интересов государства, моделирующего развитие экономики и формирующего общенациональный бюджет, и интересов предприятия, стремящегося к развитию и приросту собственного капитала;

2. отношения между товаропроизводителями и потребителями. Они строятся на сочетании и противодействии интересов «продавца» и «покупателя», регулируемых спросом и предложением товаров;

3. отношения между предприятиями по горизонтали, т.е. между предприятиями-партнерами. Основываются на экономическом интересе обеих сторон осуществить выгодную сделку;

4. отношения между структурными звеньями фирм (сегментами компаний). Опираются на сочетание экономического интереса каждого подразделения в собственном развитии и в развитии всей компании;

5. отношения между участниками-вкладчиками в объединенный капитал акционерного общества. Основываются на интересе в получении выгод пропорционально вложенному капиталу;

6. отношения между работодателем и работником. Базируются на анализе отношений, складывающихся между покупателем и продавцом, и основаны, как уже отмечалось, на сочетании и противодействии их интересов;

7. отношения между странами. Современная мировая экономика имеет высокий уровень интеграции. Взаимодействие крупных компаний различных стран затрагивает интересы не только отдельных фирм, но и в целом стран, континентов.

Группировка экономических отношений предопределяет и классификацию стандартов по экономическому содержанию. Возможно выделение следующих групп. [4]

1. базовые стандарты учета, раскрывающие основополагающие принципы учета, учетной политики и финансовой отчетности.

2. стандарты, регламентирующие учет операций, затрагивающих интересы государства и предприятия. К этой группе можно отнести стандарты по учету доходов, налогов, государственных инвестиций и т.д.

3. стандарты, устанавливающие правила учета по вопросам, затрагивающим интересы партнеров по бизнесу. В эту группу целесообразно включить стандарты по учету результатов от совместной деятельности, инвестиций в другие компании и т.д.

4. стандарты, направленные на учет операций внутри компаний: по учету деятельности сегментов, по учету операций при слиянии компаний и др.

5. стандарты, предусматривающие регламентацию при учете затрат на оплату труда и пенсионное обеспечение.

6. стандарты, отражающие отраслевую специфику. Например, специфику учета в банковском деле, в страховании, в строительстве и т.д.

7. стандарты, рассматривающие правила ведения учетных операций, выражающих интересы государства и предпринимателей на международном уровне: определяющие учет валютных операций, учет деятельности совместных предприятий и т.д.

Деление стандартов на указанные группы условное. Такая классификация позволяет более четко представить весь спектр взаимосвязанных экономических интересов, который обусловливает построение стандартов учета. Классификация стандартов по их назначению и экономическому содержанию распространяется на международные и на внутренние стандарты.


ГЛАВА 3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО УЧЕТА.

Российский бухгалтерский учет во времена плановой экономики отвечал требованиям собственника и основного пользователя финансовой отчетности – государства. В основе его построения традиционно лежала европейская (континентальная) концепция, по которой государство, а не общественные организации регламентирует основные нормы бухгалтерского учета. На основе инструкций и рекомендаций действовала единая методология учета формы финансовой отчетности. Вместе с тем существовавшую в тот период методологическую базу считать системой стандартизации было бы неверно. [4]

В последние годы среди специалистов в области учета и аудита бытуют различные мнения по поводу использования международных стандартов в бухгалтерском учете России. Их можно условно разделить на три направления:

         первое – рекомендовать целиком и полностью использование международных стандартов в бухгалтерском учете;

         второе – отказаться вообще от использования международных стандартов и разработать только свои национальные, российские;

         третье - разработать российские стандарты путем приспособления международных стандартов к национальным бухгалтерским требованиям. [5]

На мой взгляд, последнее мнение более верно. Следует принять во внимание национальные традиции, накопленный положительный опыт бывшего СССР и России в организации и ведении бухгалтерского учета, а также нормативные документы, не противоречащие международным стандартам учета.

Первые российские стандарты – Положения по бухгалтерскому учету – появились в 1994 г. Это ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия» (пересмотрено приказом МФ РФ от 06.10.2008 № 106н.) и ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (пересмотрено приказом МФ РФ от 24.10.2008 г. № 116н.). Оба национальных стандарта разработаны в рамках Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, отвечающую требованиям развития рыночной экономики, и введены в действие с 1 января 1995 г.

Информация о работе Международные стандарты бухгалтерской (финансовой) отчетности