Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:38, курсовая работа
В последнее время и во властных структурах, и в научных кругах вопросам финансового контроля уделяется все больше внимания. Можно констатировать, что произошел парадигмальный сдвиг в общественном сознании, и пагубные последствия недооценки контроля как одного из ключевых звеньев функции управления и системообразующей формы обратной связи в финансовой работе стали очевидны. Активизировались усилия по выработке единой концепции государственного финансового контроля, попытки структурировать контрольную деятельность с целью наладить механизм функционирования всеобъемлющей и высокоэффективной системы финансового контроля на всех уровнях власти и финансово-экономической деятельности.
Введение
Глава 1. Сущность внутрибанковского контроля и аудита
1.1 Понятие внутрибанковского контроля и аудита
1.2 Цели внутрибанковского контроля и аудита
Глава 2. Организация внутрибанковского контроля и аудита
2.1 Документация, документооборот, организация внутрибанковского контроля и аудита. Принципы оценки систем внутреннего контроля
2.2 Информация и система ее передачи. Информационная политика
2.3 Практика организации системы внутреннего контроля в российских банках
Глава 3. Надзорные органы в системе внутрибанковского контроля и аудита
3.1 Взаимоотношения надзорных органов и департамента внутреннего аудита. Оценка систем внутреннего контроля надзорными органами
3.2 Особенности надзора Банка России за соблюдением правил организации внутреннего контроля
Заключение
Список используемых источников
1.2 Цели внутрибанковского контроля и аудита
Внутренний контроль - деятельность, осуществляемая кредитной организацией (ее органами управления, подразделениями и служащими) и направленная на достижение целей. Внутренний контроль осуществляется в целях обеспечения:
- Эффективности и
- Достоверности, полноты,
объективности и
- Соблюдения нормативных
правовых актов, стандартов
- Исключения вовлечения
кредитной организации и
Основной целью внутреннего аудита является защита интересов инвесторов, банков и их клиентов, путём контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательных и нормативных актов, обеспечения надлежащего уровня банковской деятельности, которая должна соответствовать проводимых банком операций и минимизации рисков.
Для достижения поставленной
цели служба внутреннего контроля должна
обеспечить координацию действий всех
подразделений банка и, прежде всего,
обеспечивать соблюдение всеми службами
и сотрудниками банка федерального
законодательства и соответствующих
нормативных актов, а также внутренних
документов, определяющих экономическую
политику банка. Для этого необходима
разработка всех необходимых нормативных
материалов о подразделениях банка
и служебных обязанностях сотрудников.
Осуществление контроля с помощью
регулярных проверок деятельности подразделений
банка и отдельных сотрудников
даёт возможность выяснить степень
соответствия их действий и результатов
работы требованиям законодательства,
нормативных актов, внутренних документов,
должностных инструкций, внесённых
изменений в документы, регламентирующие
права и обязанности
Должна проверяться также правильность ведения работников первичной документации, осуществления в полном объёме установленных в банке процедур сверки, согласования и визирования документов, а также формирования на базе первичных документов балансовых и отчётных данных.
Меняется характер и цели управления банком. От решения во многом случайных, спонтанных ситуаций на рынке ценных бумаг, кредитов, валюты и различного рода банковских услуг банки переходят к выработки долгосрочной политики. Роль внутреннего аудита в разработке перспективной программы развития банка высока. Он должен обеспечивать оценку состояния системы принятия решений в банке и соответствие выбранной тактики развития коммерческой деятельности банка целям, определённым его акционерами (участниками) и закреплёнными соответствующими документами.
Решение данной задачи предполагает принятие акционерами (участниками) банка концепции развития кредитной организации в текущем финансовом году с количественными и качественными критериями деятельности банка.
Служба внутреннего контроля
должна предоставлять руководству
банка заключение о реалистичности
достижения банком поставленных целей,
а также предложения о системе
внутренних организационных мер, которые
необходимо предпринять для их достижения.
Это заключение должно базироваться
на предварительном анализе
Особое внимание должно быть
уделено рассмотрению всех аспектов
осуществления кредитной
Внутренний контроль при осуществлении финансовых операций должен быть направлен на:
- соблюдение индивидуальных
лимитов открытых позиций
- установление объёма
операций и сделок, свыше которого
решения о проведении сделки
или операции принимаются
Одним из важных элементов деятельности службы внутреннего аудита является ознакомление руководства банка со всеми нарушениями в деятельности подразделений и отдельных сотрудников, разработка и принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка.
На этом этапе сотрудники
службы внутреннего контроля должны
иметь право выдавать временные
(до решения руководства банка) предписания
в целях недопущения действий,
результатом которых может
Важное место в деятельности службы внутреннего аудита занимает контроль за адекватным отражением операций банка в учёте и отчётности, соответствием данных синтетического и аналитического бухгалтерского учёта, что отвечает и поставленной Центральным банком задаче обеспечения достоверности предоставляемой кредитными организациями информации. Эта работа должна сочетаться с хорошо организованным во многих банках последующем контролем.
Особое внимание необходимо
уделить системам осуществления
платежей и электронной обработки
данных с целью обеспечения
Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка с целью обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка.
Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения чёткого выполнения указаний руководства банка.
Внутренний аудит
Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными:
- проверка правильности ведения бухгалтерского учёта;
- проверка правильности
ведения счетов по расходам
и доходам банка (
- проверка законности выполнения отдельных операций и др.
Глава 2. Организация внутрибанковского контроля и аудита
2.. Документация,
документооборот, организация
Аналитический учёт в банках ведётся на основании денежно-расчётных документов. Они поступают в коммерческие банки от хозяйствующих субъектов, от других банков, а также составляются в самих банках и содержат необходимую информацию о характере операций, позволяющую проверить её законность, осуществить перечисление средств или их зачисление по поручению владельца. Совокупность документов, используемых банком для ведения бухгалтерского учёта и контроля, образует банковскую документацию. Банковская документация является предметом серьёзного и глубокого изучения аудиторами. Они позволяют проверить банковские операции с точки зрения законности, достоверности, реальности банковских технологий.
Знание банковской документации и умение её «читать» является необходимой предпосылкой успешного аудита.
Применение стандартных документов облегчает контроль аудиторов за содержанием операций и правильностью их отражения в бухгалтерском учёте.
Данные документов, раскрывающие их содержание, называются реквизитами. Основные реквизиты документов призваны обеспечить необходимую полноту отражения банковской операции в лицевых счетах и безопасность информации, заключённой в документе. Стандартные документы содержат следующие обязательные реквизиты: название документа, номер документа и дата его выписки, наименование предприятий-плательщиков и получающих средств в обслуживающих их банках, номера лицевых счетов в банке, номера корреспондентских счетов банка. Кроме того, в документах содержится информация о назначении платежа, сумме операции, подписи должностных лиц клиента и оттиск его печати, подписи работников банка, проверивших документы.
Аудиторы должны обращать особое внимание на наличие подписей клиентов и работников банка, подтверждающих факт проверки банковской операции. После подписания документа бухгалтером банка документ приобретает силу приказа и подлежит обязательному отражению на счетах клиентов и в балансе банка. При этом всю ответственность за законность информации и её безопасность для банка и клиента персонал банка берёт на себя. Отсутствие такой подписи означает, что операция по счетам проведена необоснованно, а может быть и незаконно. В этом случае аудитор должен проверить все детали проведённой операции, как с точки зрения экономического содержания, так и её юридического и документального оформления.
Реквизиты в документах отражены таким образом, чтобы облегчить контроль за содержанием операции.
Все счета в балансе должны использоваться в соответствии с их назначением, и экономическое содержание самих банковских операций должно соответствовать характеру и назначению счетов.
С особой тщательностью аудиторами проверяются кассовые документы: объявления на взнос наличными денег в кассы банков; приходные кассовые ордера; квитанции в приёме денег. Все эти документы относятся к приходным кассовым документам.
К расходным кассовым документам относятся денежные чеки на получение наличных, расходные кассовые ордера.
Проверка банковским персоналом
при выдаче наличных денег, денежных
чеков, а именно подписей, оттиска
печати, номеров чеков, позволяет
обеспечить банковскую безопасность по
расходным кассовым операциям. Аудиторы
должны проверить наличие на чеке
подписей сотрудников банка (ответственных
исполнителей, кассиров), подтверждающих
факт проверки чека банковским персоналом.
При совершении кассовых операций должны
соблюдаться правила
В ходе аудиторской проверки
необходимо также установить действующую
в банке систему доступа к
секретным сведениям и мерам
безопасности. Доступ к конфиденциальным
документам осуществляется на основании
списка исполнителей на документе, который
подписан руководителем банка или
руководителем подразделения, отвечающего
за охрану конфиденциальности. При
этом необходимо проверить, соблюдаются
ли необходимые условия охраны конфиденциальности.
Из всей банковской документации должны
быть выделены строго конфиденциальные
и особо конфиденциальные документы.
В нормативном документе банка
о порядке доступа к
2.2 Информация и система ее передачи. Информационная политика
Система внутреннего контроля базируется на должной информационной политике, которая предполагает своевременность, надежность и доступность информации по направлениям деятельности кредитно-финансовой организации. Эта информация включает в себя сведения о результатах деятельности кредитной организации, о соблюдении установленных требований нормативно-правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации. Форма представления информации определяется с учетом потребностей конкретного получателя (органы управления, подразделения, служащие кредитной организации). Банки самостоятельно должны разрабатывать режим управления информационной деятельностью, включая порядок защиты от несанкционированного доступа и распространения конфиденциальной информации, а также от ее использования в личных целях.
Информация о работе Надзорные органы в системе внутрибанковского контроля и аудита