Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:38, курсовая работа
В последнее время и во властных структурах, и в научных кругах вопросам финансового контроля уделяется все больше внимания. Можно констатировать, что произошел парадигмальный сдвиг в общественном сознании, и пагубные последствия недооценки контроля как одного из ключевых звеньев функции управления и системообразующей формы обратной связи в финансовой работе стали очевидны. Активизировались усилия по выработке единой концепции государственного финансового контроля, попытки структурировать контрольную деятельность с целью наладить механизм функционирования всеобъемлющей и высокоэффективной системы финансового контроля на всех уровнях власти и финансово-экономической деятельности.
Введение
Глава 1. Сущность внутрибанковского контроля и аудита
1.1 Понятие внутрибанковского контроля и аудита
1.2 Цели внутрибанковского контроля и аудита
Глава 2. Организация внутрибанковского контроля и аудита
2.1 Документация, документооборот, организация внутрибанковского контроля и аудита. Принципы оценки систем внутреннего контроля
2.2 Информация и система ее передачи. Информационная политика
2.3 Практика организации системы внутреннего контроля в российских банках
Глава 3. Надзорные органы в системе внутрибанковского контроля и аудита
3.1 Взаимоотношения надзорных органов и департамента внутреннего аудита. Оценка систем внутреннего контроля надзорными органами
3.2 Особенности надзора Банка России за соблюдением правил организации внутреннего контроля
Заключение
Список используемых источников
Особое значение в рамках информационной политики имеет своевременное предоставление руководству банка, руководителям подразделений и комитетов полной и достоверной информации о проводимых операциях, уровне эффективности операций, выполнении лимитов и пр. В банках, как правило, существует пакет так называемой управленческой отчетности, которая предназначена для внутреннего пользования руководством банка и необходима при принятии решений и оценке рисков, возникающих в деятельности кредитной организации.
Эффективная система внутреннего
контроля требует наличия адекватной
и всеобъемлющей информации финансового,
операционного характера и
А также система внутреннего контроля требует наличия надежных информационных систем, охватывающих все основные виды деятельности банка. Такие системы, включая электронные, должны находиться под независимым контролем и в отношении них должны быть разработаны соответствующие мероприятия по поддержке при чрезвычайных обстоятельствах.
Эффективная система внутреннего контроля предполагает наличие эффективных информационных систем, позволяющих обеспечить полное понимание и соблюдение сотрудниками в практической деятельности политики и процедур, регулирующих обязанности, а также доведение необходимой информации до соответствующих сотрудников.
Использование внешних источников (аутсорсинг) во внутреннем аудите.
Договоренность об аутсорсинге внутреннего аудита представляет собой контракт между учреждением и продавцом услуг по внутреннему аудиту из внешнего источника.
С одной стороны, аутсорсинг деятельности по внутреннему аудиту, особенно когда он осуществляется на ограниченной и конкретно ориентированной основе, может принести банкам значительную выгоду, такую, как доступ к специализированной экспертизе и опыт при специальной аудиторской проверке объекта, которые отсутствуют в организации. С другой стороны, аутсорсинг может представлять риск для банка, такой, как утрата или ослабление контроля над деятельностью внешнего провайдера внутреннего аудита. Этими рисками следует управлять и вести их мониторинг. Более того, аутсорсинг может негативно повлиять на полномочия надзорного властного органа по сбору информации или повлечь изменения способа осуществления аутсорсинговой деятельности. Аутсорсинг такого ключевого вида банковской деятельности, как внутренний аудит, может привести к размыванию сущности банковской лицензии. Аутсорсинг во внутреннем аудите. Независимо от использования аутсорсинга во внутреннем аудите совет директоров и менеджмент старшего звена несут конечную ответственность за обеспечение адекватного и эффективного функционирования службы системы внутреннего контроля и внутреннего аудита.
В некоторых странах требуется,
чтобы департамент внутреннего
аудита был достаточно компетентным
для анализа ключевых видов деятельности
банка и оценки функционирования,
эффективности внутреннего
В других странах банки могут использовать продавца аутсорсинговых услуг для выполнения практически всей работы по внутреннему аудиту. Тогда главой внутреннего аудита учреждения надо назначать опытного сотрудника старшего звена и иметь небольшой персонал в этом подразделении. Продавец аутсорсинговых услуг содействует персоналу в определении анализируемых рисков, дает рекомендации и осуществляет процедуры аудита в том виде, в котором они были одобрены главой департамента внутреннего аудита, и докладывает о своих выводах совместно с главой департамента по внутреннему аудиту либо всему совету, либо его комитету по аудиту. Однако во многих, если не в большинстве стран для крупного, активного на международной арене банка было бы необычным прибегать к аутсорсингу во всей деятельности внутреннего аудита или в ее значительной части.
В некоторых странах от продавца услуг по аутсорсингу требуется во всех отношениях быть независимым от внешнего аудитора или от фирмы или группы последнего. В других странах разрешаются договоренности об аутсорсинге с той же фирмой или группой по внешнему аудиту, которая осуществляет аудит финансовой отчетности. Однако, поскольку подобная договоренность может на деле скомпрометировать независимость внешнего аудитора или создать видимость этого, банкам в этих странах следует обращаться к руководству по независимости, выпущенному соответствующими профессиональными органами внешних бухгалтеров, или банковскими надзорными органами, или другими властными правительственными органами.
Продавцом аутсорсинговых услуг должна быть компетентная, финансово надежная фирма с соответствующими знаниями и экспертным опытом.
Хорошей практикой является заключение письменного контракта между банком и продавцом услуг по аутсорсингу. Менеджменту старшего звена следует создать условия для того, чтобы банк заключил долгосрочный контракт с продавцом услуг по аутсорсингу, имеющим (с учетом характеристик этого банка) необходимую профессиональную компетенцию.
В контракте должны определяться задачи и обязанности продавца аутсорсинговых услуг. В контракте должно недвусмысленно предусматриваться, что менеджменту старшего звена необходимо выразить свое предварительное одобрение анализа рисков, выполненного продавцом аутсорсинговых услуг, и составленного плана.
В контракте также должно
оговариваться, что менеджмент старшего
звена или его представитель(и)
В контракте должно предусматриваться, что продавец аутсорсинговых услуг обязуется использовать все требуемые ресурсы для эффективного выполнения своих задач по плану аудита. Должен составляться протокол на случай изменения условий контракта, особенно при расширении работы по аудиту (если выявляются серьезные проблемы).
Когда учреждение заключает соглашение об аутсорсинге, увеличиваются его операционные риски. Надзорные органы рассчитывают на то, что банки будут анализировать воздействие аутсорсинга во внутреннем аудите на их общий профиль рисков и на систему внутреннего контроля банка. В случае неожиданного расторжения соглашения учреждению следует иметь план, рассчитанный на непредвиденные обстоятельства. С учетом наличия ряда возможных альтернативных поставщиков в сфере внутреннего аудита в плане, рассчитанном на непредвиденные обстоятельства, чаще всего будет говориться об альтернативном продавце. В связи с тем, что новому продавцу потребуется время, банку придется рассмотреть необходимость временно увеличить свои собственные возможности в области внутреннего аудита.
Аутсорсинг внутренней аудиторской деятельности в мелких банках. Общепринято, что в некоторых мелких банках, в которых размеры и масштабы рисков не оправдывают поручение проводить внутренний аудит по крайней мере одним сотрудником на полной ставке, вся деятельность по внутреннему аудиту может осуществляться внешним провайдером. Все принципы, касающиеся внутреннего аудита, остаются применимыми в случае, когда внутренний аудит осуществляется внешним провайдером.
В таких обстоятельствах менеджмент старшего звена несет ответственность за выполнение рекомендаций аудиторской проверки и за определение ответственного за их осуществление.
2.3 Практика организации системы внутреннего контроля в российских банках
В российской практике основные
требования по содержанию и организации
системы внутреннего контроля изложены
в Положении Банка России N 242-П
"Об организации внутреннего
Система внутреннего контроля,
согласно Положению N 242-П, - это совокупность
системы органов и направлений
внутреннего контроля. В соответствии
с международной практикой
-контроль органов управления за организацией деятельности кредитной организации;
-контроль за функционированием системы управления банковскими рисками и оценку банковских рисков;
-контроль за распределением полномочий при совершении банковских операций и других сделок;
-контроль за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности;
-постоянный мониторинг системы внутреннего контроля.
В соответствии с Базельскими принципами Банк России устанавливает в Положении N 242-П требование наличия у всех кредитных организаций эффективной системы внутреннего контроля, не регламентируя конкретно порядок ее построения. Главное - система внутреннего контроля должна соответствовать характеру и сложности деятельности банка и принимаемым им рискам. Для менеджмента важно распределить ответственность между различными подразделениями, встраивая контроль в их текущую деятельность, и знать, где и какой контроль установлен и насколько эффективно работает.
Выбор наиболее эффективных
методов и технологий внутреннего
контроля определяется целями и видами
деятельности банка, окружающей средой
и соответствующим набором
В Положении N 242-П нашли отражение многие из международных стандартов профессиональной деятельности внутренних аудиторов, применяющихся в международном банковском сообществе, но, поскольку профессиональные стандарты внутреннего аудита находятся в постоянном развитии и имеют большую детализацию, чем дано в Положении, целесообразно было бы указать в этом Положении на наличие таких стандартов, что дало бы банкам более широкий инструментарий для решения поставленных задач. В то же время отдельные концепции профессиональных стандартов деятельности внутренних аудиторов были не полностью учтены в Положении N 242-П, что вызывает некоторое несоответствие, в частности в вопросах отчетности.
Глава 3. Надзорные органы в системе внутрибанковского контроля и аудита
3.1 Взаимоотношения надзорных органов и департамента внутреннего аудита. Оценка систем внутреннего контроля надзорными органами
Банковским надзорным органам следует давать оценку работы департамента внутреннего аудита банка и, если он находит ее удовлетворительной, полагаться на нее при определении областей потенциального риска.
Надзорные властные органы
издали различные регулятивные положения,
касающиеся систем внутреннего контроля
банков. Хотя в различных странах
масштабы этого регулирования
Большинство надзорных органов
разработали также методики, практику
и процедуры в различных
Для оценки качества внутреннего контроля надзорные органы могут придерживаться различных подходов.
Один из подходов состоит в том, что надзорные органы оценивают работу департамента внутреннего аудита банка, в том числе тестируют процедуры менеджмента старшего звена по выявлению, измерению, мониторингу рисков и контролю над ними. Если надзорные органы удовлетворены качеством работы департамента внутреннего аудита, они могут использовать заключения внутренних аудиторов в качестве первичного механизма для выявления проблем с контролем в банке или для определения областей потенциального риска, не проверявшихся аудиторами в недавнем прошлом.
Надзорным властным органам следует периодически проводить консультации с внутренними аудиторами банка для обсуждения выявленных областей риска и принятых мер.
При этом может быть также
обсуждена степень
Хотя департамент внутреннего аудита выполняет большой объем задач, он не устанавливает политику банка и, за исключением политики внутреннего контроля, обычно не может подвергать сомнению ни ее, ни целесообразность отдельных политических решений.
Этот вопрос важен с пруденциальной точки зрения, так как неосмотрительная политика может нанести ущерб защите вкладчиков и других кредиторов, интересам акционеров и функционированию собственно кредитной системы.
Информация о работе Надзорные органы в системе внутрибанковского контроля и аудита