Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 23:57, курсовая работа
Описание работы
Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
- кредиты, получаемые от
владельцев венчурного капитала;
- ассигнования федерального,
регионального и местных бюджетов,
фондов поддержки предпринимательства,
предоставляемых на безвозмездной
или льготной основе; по возвратным
кредитам государством обычно
устанавливается определенная процентная
ставка и срок их возврата;
- целевое финансирование,
представляющее собой стратегическое
участие инвестиционных фондов
или партнеров в собственности
предприятия с целью получения
дохода и прав на участие
в управлении, владения контрольным
пакетом акций. Главной задачей
таких вложений средств является
выход на новые рынки и получения
контроля над сетью сбыта продукции,
ценами, объемом производства, поставками
сырья и оборудования;
- лизинг.
И.А. Бланк приводит следующие
формы реального инвестирования:
Роль инвестиций в экономике
страны состоит в том, что они создают
условия для дальнейшего расширения производства.
Инвестиции - то, что «откладывают» на
завтрашний день, чтобы иметь возможность
больше потреблять в будущем.
Кроме того, часть инвестиций
направляется на прирост непроизводственных
основных фондов в сфере образования,
здравоохранения и т.д. Немалое
значение имеют для общества
инвестиции в форме резервов
страны на случай непредвиденных
обстоятельств.
Необходимым условием
возобновления экономического роста
в России является наращивание
объема инвестиций.
Глава 3. Инвестиции
и налоги.
3.1. Правовое
регулирования налогообложения инвестиционной
деятельности в Российской Федерации.
В целях оптимизации
инвестиционного климата в последние
годы был принят пакет законодательных
актов, среди которых - новые главы
Налогового кодекса РФ, предусматривающие
создание более благоприятного
налогового режима деятельности
инвесторов, а также новую амортизационную
систему, предоставляющую широкие
возможности ускоренного амортизационного
списания машин и оборудования
организациями, отнесения затрат
на капитальный ремонт.
Становление современной налоговой
системы в РФ, снижение ставок налогов
на прибыль, налогов с оборота, введение
специальных налоговых режимов должно
способствовать пополнению оборотных
средств предприятий, увеличению доли
инвестиций. Тому же процессу будет способствовать
и легализация части доходов в связи со
смягчением режимов налогообложения.
Основным условием, которое
необходимо учитывать при совершенствовании
и развитии законодательства об инвестиционной
деятельности, является не столько наличие
каких-либо налоговых льгот, сколько стабильность
и предсказуемость экономической ситуации
осуществления инвестиционных проектов.
Основа современного правового
регулирования инвестиционной деятельности
в Российской Федерации на законодательном
уровне была заложена принятием в 1991 году
Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности
в РСФСР". Этим Законом было дано определение
инвестиций и инвестиционной деятельности,
субъектов и объектов инвестиционной
деятельности, а также заложена основа
государственного регулирования инвестиционной
деятельности, которое заключалось, в
частности, во введении системы налогов
с дифференцированием ставок и льгот;
предоставлении финансовой помощи в виде
дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных
ссуд на развитие отдельных территорий,
отраслей, производств; проведении финансовой
и кредитной политики, амортизационной
политики и ценообразования.
Государственная политика регулирования
инвестиционной деятельности, обозначенная
Федеральным законом "Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации",
осуществляется в форме капитальных вложений.
Налоговый кодекс Российской Федерации
предусматривает ряд норм, направленных
на стимулирование инвестирования.
По налогу на добавленную стоимость
предусмотрены льготы для инвесторов.
В перечне операций, не подлежащих налогообложению
(освобождаемых от налогообложения), названа
реализация (передача) на территории Российской
Федерации долей в уставном (складочном)
капитале организаций, паев в паевых фондах
кооперативов и паевых инвестиционных
фондах, ценных бумаг и инструментов срочных
сделок (включая форвардные, фьючерсные
контракты, опционы) (ст. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Порядок и условия использования данной
льготы регулируются п. п. 4 - 7 ст. 149 НК РФ.
Статьей 150 НК РФ предусматривается,
что не подлежит налогообложению налогом
на добавленную стоимость ввоз на таможенную
территорию Российской Федерации технологического
оборудования, комплектующих и запасных
частей к нему, ввозимых в качестве вклада
в уставные (складочные) капиталы организаций.
Общая сумма налога, исчисленная
в соответствии со ст. 166 НК РФ применительно
к этому налоговому периоду, должна быть
уменьшена на все суммы налога, фактически
уплаченные поставщикам за поступившие
(принятые к учету) материальные ресурсы
(работы, услуги), стоимость которых относится
на издержки производства и обращения,
которые относятся к этому же налоговому
периоду и в отношении которых не применяются
специальные ограничения (в частности,
установленные ст. 170 НК РФ). Технически
это делается с помощью налоговых вычетов,
предусмотренных ст. 171 НК РФ. Право на
налоговые вычеты может возникать в силу
разных обстоятельств. В частности, уплатив
налог подрядным организациям при проведении
ими капитального строительства или сборке
(монтаже) основных средств, налогоплательщик
вправе (на основании п. 6 ст. 171 НК РФ) предъявить
к вычету эти суммы налога. Точно так же
налогоплательщик может предъявить к
вычету суммы налога, уплаченные им при
приобретении объектов незавершенного
капитального строительства и товаров
(работ, услуг), приобретенных им для выполнения
строительно-монтажных работ, а также
суммы налога, исчисленные им при выполнении
строительно-монтажных работ для собственного
потребления.
Все перечисленные суммы налога
подлежат вычету после принятия на учет
указанных объектов завершенного или
незавершенного капитального строительства.
Налоговые вычеты, предусмотренные
статьей 171 НК РФ, производятся на основании
счетов-фактур, выставленных продавцами
при приобретении налогоплательщиком
товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих
фактическую уплату сумм налога, а также
документов, подтверждающих уплату сумм
налога, удержанного налоговыми агентами,
либо на основании иных документов.
Есть проблемы в отношении норм,
касающихся уплаты акцизов. Подпункт 10
п. 1 ст. 182 НК РФ закрепляет, что объектом
налогообложения акцизами признается
передача на территории Российской Федерации
лицами произведенных ими подакцизных
товаров в уставный (складочный) капитал
организаций, в паевые фонды кооперативов,
а также в качестве взноса по договору
простого товарищества (договору о совместной
деятельности). По этому поводу высказывается
точка зрения, что данная норма должна
применяться не только к передаче подакцизных
товаров, но и на аналогичные передачи
подакцизного минерального сырья. Данная
норма не согласуется с пп. 4 п. 3 ст. 39 НК
РФ, согласно которой не признается реализацией
товаров, работ или услуг передача имущества,
если такая передача носит инвестиционный
характер.
Налоговый кодекс России предусматривает,
что при определении налоговой базы по
налогу на прибыль организаций не учитывается
имущество, полученное организациями
в рамках целевого финансирования. При
этом к средствам целевого финансирования
относится имущество, полученное налогоплательщиком
и использованное им по назначению, определенному
организацией (физическим лицом) - источником
целевого финансирования в виде инвестиций,
полученных при проведении инвестиционных
конкурсов (торгов); в виде инвестиций,
полученных от иностранных инвесторов
на финансирование капитальных вложений
производственного назначения при условии
использования их в течение одного календарного
года с момента получения, и другие средства
(подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
Регулирование налогообложения
инвестиционной деятельности осуществляется
не только на федеральном, но и на региональном
уровне. В налоговом законодательстве
субъектов Российской Федерации содержатся
нормы, связанные с созданием максимально
благоприятных условий для привлечения
инвесторов и установлением льгот по налогообложению
инвестиций.
Льготы предоставляются по
налогу на имущество, налогу на прибыль
и транспортному налогу. Имущество, приобретенное
предприятием для целей реализации инвестиционного
проекта, налогом на имущество на облагается
в течение всего срока реализации данного
приоритетного инвестиционного проекта.
Налогообложение прибыли, полученной
от реализации товаров, работ, услуг в
рамках приоритетного инвестиционного
проекта, осуществляется по ставке 13,5%
в отношении прибыли, зачисляемой в областной
бюджет. Транспортный налог на приобретаемые
в рамках приоритетного инвестиционного
проекта транспортные средства не начисляется.
Важнейшим методом государственного
регулирования инвестиционной деятельности
является предоставление инвестиционного
налогового кредита.
Налоговое законодательство
РФ определяет порядок и условия предоставления
инвестиционного налогового кредита.
Согласно п. 1 ст. 66 НК РФ инвестиционный
налоговый кредит представляет собой
такое изменение срока уплаты налога,
при котором организации при наличии оснований
(указанных в ст. 67 Кодекса) предоставляется
возможность в течение определенного
срока и в определенных пределах уменьшать
свои платежи по налогу с последующей
поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных
процентов. Кодексом допускается предоставление
инвестиционного налогового кредита по
налогу на прибыль организации, а также
по региональным и местным налогам. При
этом инвестиционный налоговый кредит
может быть предоставлен на срок от одного
года до пяти лет.
Существует ряд оснований для
получения инвестиционного налогового
кредита. Первое основание - проведение
организацией научно-исследовательских
или опытно-конструкторских работ либо
технического перевооружения собственного
производства, в том числе направленного
на создание рабочих мест для инвалидов
или защиту окружающей среды от загрязнения
промышленными отходами. По данному основанию
инвестиционный налоговый кредит предоставляется
на сумму кредита, составляющую 30 процентов
стоимости приобретенного заинтересованной
организацией оборудования, используемого
исключительно для перечисленных в этом
подпункте целей.
Другое основание - осуществление
организацией внедренческой или инновационной
деятельности, в том числе создание новых
или совершенствование применяемых технологий,
создание новых видов сырья или материалов.
Третье основание - выполнение
организацией особо важного заказа по
социально-экономическому развитию региона
или предоставление ею особо важных услуг
населению.
Во втором и третьем основаниях
инвестиционный налоговый кредит предоставляется
на суммы кредита, определяемые по соглашению
между уполномоченным органом и заинтересованной
организацией.
Инвестиционный налоговый кредит
предоставляется на основании заявления
организации и оформляется договором
установленной формы между соответствующим
уполномоченным органом и этой организацией.
Форма договора об инвестиционном
налоговом кредите устанавливается органом
исполнительной власти, принимающим решение
о предоставлении инвестиционного налогового
кредита.
Предприятие, получившее инвестиционный
налоговый кредит, вправе уменьшать свои
платежи по соответствующему налогу в
течение срока действия договора об инвестиционном
налоговом кредите. Общий порядок уменьшения
определяется НК РФ (ст. ст. 66 - 67). При этом
конкретный порядок уменьшения налоговых
платежей определяется заключенным договором
об инвестиционном налоговом кредите.
3.1. Проблемы
правового регулирования налогообложения
инвестиционной деятельности в
Российской Федерации.
Сложность и трудность в разработке
прогрессивной правовой системы налогообложения
инвестиционной деятельности, разработке
корректных в правовом отношении законодательных
актов в области регулирования инвестиций
(в том числе иностранных) в России, во
многом определяется тем, что фактически
область правового регулирования налогообложения
инвестиционной деятельности находится
на стыке таких отраслей российского законодательства,
как гражданское (инвестиционное), финансовое,
налоговое и административное.
Особую актуальность совершенствованию
правовых норм налогообложения инвестиционной
деятельности в Российской Федерации
придает то, что в настоящее время состояние
налогообложения инвестиционной деятельности
в стране, по общему мнению, не может быть
признано удовлетворительным ни с точки
зрения привлечения инвестиций в экономику
страны, особенно иностранных, ни с точки
зрения защиты интересов государства.
Провозглашенному правительством либеральному
экономическому курсу не соответствует
налоговое законодательство, которое
слабо согласовано с мировой практикой
правового регулирования налогообложения,
стимулирующего инвестиции в национальную
экономику.
Инвестиционные процессы часто
тормозятся из-за неадекватности налоговых
режимов и организационно-правовых форм
налогоплательщиков-инвесторов. В частности:
российское налоговое законодательство
отстает от мировых стандартов налогообложения
иностранных инвесторов и обеспечения
стабильного налогового климата на национальном
рынке;
отсутствие в стране полноценной
системы законодательства в области налогового
регулирования инвестиционной деятельности
банков и инвестиционных фондов не позволяет
им активно участвовать в инвестировании
реального сектора экономики;
законодательные акты налогового
регулирования малого бизнеса в большинстве
случаев не включают механизмы стимулирования,
носят общий характер и не способствуют
его развитию;
сложный и противоречивый характер
правового, в том числе налогового, регулирования
страховой деятельности практически полностью
исключает использование в стране страховых
средств для целей инвестирования;
существующие противоречия
в области законодательного регулирования
лизинговой деятельности не позволяют
использовать ее в России в качестве эффективной
системы льготного налогообложения инвестиционной
деятельности;
регулирующее СРП налоговое
и инвестиционное законодательство в
настоящее время не способствует привлечению
в страну иностранных инвестиций;
действующие в настоящее время правовые нормы налогообложения деятельности естественных монополий, корпораций и ФПГ позволяют выводить из-под налогообложения огромные суммы.