Налоги РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:43, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение основных принципов налогового права.
Задачи данной работы:
изучить, что понимается под налогом;
рассмотреть методы налогового права;
выделить основные принципы бухгалтерского и налогового учета;
раскрыть каждый по отдельности принципы налогообложения.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы налогового права Российской Федерации 4
1.1. Понятие и роль налогов 4
1.2. Понятие, предмет и методы налогового права 7
2. Анализ основных принципов налогового и бухгалтерского учета 11
2.1. Основные цели и задачи бухгалтерского и налогового учета. 11
3. Основные принципы налогового права. 14
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 51.27 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение            3

  1. Теоретические основы налогового права Российской Федерации 4
    1. Понятие и роль налогов        4
    2. Понятие, предмет и методы налогового права     7
  2. Анализ основных принципов налогового и бухгалтерского учета 11
    1. Основные цели и задачи бухгалтерского и налогового учета.  11
  3. Основные принципы налогового права.      14

Заключение           23

Список использованной литературы      25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время наблюдается всплеск научного интереса к вопросам налогообложения. Трудно найти другую сферу гуманитарных знаний, которая привлекала бы столь пристальное внимание ученых самых различных направлений (юристов, экономистов, философов, политологов и др.). Большую роль здесь играют активность законодателя при проведении налоговой реформы, а также новизна, сложность и практическая значимость большинства рассматриваемых проблем.

Целью настоящей работы является изучение основных принципов налогового права.

Задачи данной работы:

    1. изучить, что понимается под налогом;
    2. рассмотреть методы налогового права;
    3. выделить основные принципы бухгалтерского и налогового учета;
    4. раскрыть каждый по отдельности принципы налогообложения.

Предметом исследования данной работы является принципы налогообложения, объектом – налоговое право.

Налоговое право России является наиболее «живой», нестабильной, динамично  развивающейся отраслью. Вместе с  тем ему до сих пор присущи  повышенная сложность, противоречивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формулировок. Процесс реформирования налогового законодательства, связанный прежде всего с кодификацией, продолжается и набирает обороты.

Первая глава посвящена  теоретическим основам налогового права Российской Федерации. Во второй главе мы выявим основные принципы бухгалтерского и налогового учета. В третьей главе раскроем основные принципы налогообложения.

При написании реферата основными  источниками послужили такие  авторы, Крохина Ю.А., Бабаев Ю.А., Демин  А.В., также Налоговый кодекс и Конституция РФ.

Глава 1. Теоретические  основы налогового права Российской Федерации.

1.1.Понятие и  роль налогов

В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественный интересов.

Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2].

Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взносов. В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые сформировались в процессе правоприменительной деятельности, определены и разъяснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [2].

Законодательно установленное  определение сбора показывает, что  в его содержании произошло объединение  юридических признаков взносов  за оказание государством возмездных услуг или совершение определенных действий, т.е. используемое НК РФ понятие  сбора включило в себя и понятие  пошлины. Однако отнесение пошлины  к разновидности сбора не означает ее исключения из системы налогово-правовых категорий.

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Плательщиками государственной  пошлины признаются:

1) организации (если они  обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой);

2) физические лица (если  они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой).

Сборы от налогов отличаются по способам нормативного правового  установления. Налоги могут быть установлены  только законодательством о налогах  и сборах. Установление сборов допускается  актами иных отраслей права.

Следовательно, налог и  сбор имеют как общие, так и  отличительные признаки. К общим  относятся:

    • обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;
    • адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;
    • изъятие на основе законодательно закрепленных формы и порядка поступления;
    • возможность принудительного способа изъятия;
    • осуществление контроля единой системой налоговых органов.

В то же время, несмотря на некоторые  общие признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам.

По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

По цели. Цель налогов  – удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных  образований; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или  затрат государственных (муниципальных) учреждений.

По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным(муниципальным) учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

Роль налогов проявляется  в их функциях. Функции налогов  определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют  те же задачи, но в сравнительно боле узких рамках.

Исторически первой, наиболее последовательно реализуемой и  сегодня функцией налогов выступает фискальная. Сущность ее заключается в обеспечении государства или муниципальных образований финансовым средствами, без которых невозможна их деятельность. Формирование основной массы доходов бюджетной системы на постоянной и централизованной основе  способствует развитию государства в качестве крупнейшего экономического субъекта.

Своеобразным дополнением  фискальной функции налогов служит регулирующая функция, которая затрагивает регулирование производства и регулирование потребления. Данная функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства через налоговый механизм. Посредством регулирующей функции налогов государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны(либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики.

Налогам присуща и контрольная функция, через которую государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает «прозрачность» финансовых потоков [6, с.7-9].

Таким образом, в отличие  от налогов сборы имеют индивидуальный характер и им присущи строго определенная цель и специальные интересы. Каждая функция показывает, каким образом  реализуется публичное назначение налогов. Следует отметить, что любая  функция налогов является экономико-правовой категорией, т.е. опосредуется и экономическими, и правовыми механизмами.

 

1.2.Понятие, предмет  и методы налогового права.

В Российской Федерации отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных  образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью права - финансовым правом. Под предметом финансового  права, как правило, понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных  образований по планомерному образованию (формированию), распределению и  использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих  задач.

В свою очередь, налоговое  право - это отрасль системы права  Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения  в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения, которые иначе могут быть также  названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. При этом такие общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые правоотношения), охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и имеют сложносоставной  характер. Поэтому система таких  отношений, являющихся предметом налогового права, представляет собой совокупность следующих общественных отношений:

  • властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
  • правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;
  • правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;
  • правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
  • правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Участниками, составляющими  предмет правового регулирования  налогового права общественных отношений  в сфере налогообложения, выступают  физические и юридические лица, в  том числе: налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (ФНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ГТК РФ), сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу - органы местного самоуправления в сельской местности), органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений), а также органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки).

Объектом налогового права  является аналитическое исследование общественных отношений в сфере  налогообложения.

Информация о работе Налоги РФ