Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:43, реферат
Целью настоящей работы является изучение основных принципов налогового права.
Задачи данной работы:
изучить, что понимается под налогом;
рассмотреть методы налогового права;
выделить основные принципы бухгалтерского и налогового учета;
раскрыть каждый по отдельности принципы налогообложения.
Введение 3
1. Теоретические основы налогового права Российской Федерации 4
1.1. Понятие и роль налогов 4
1.2. Понятие, предмет и методы налогового права 7
2. Анализ основных принципов налогового и бухгалтерского учета 11
2.1. Основные цели и задачи бухгалтерского и налогового учета. 11
3. Основные принципы налогового права. 14
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Содержание
Введение 3
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Введение
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время наблюдается всплеск научного интереса к вопросам налогообложения. Трудно найти другую сферу гуманитарных знаний, которая привлекала бы столь пристальное внимание ученых самых различных направлений (юристов, экономистов, философов, политологов и др.). Большую роль здесь играют активность законодателя при проведении налоговой реформы, а также новизна, сложность и практическая значимость большинства рассматриваемых проблем.
Целью настоящей работы является изучение основных принципов налогового права.
Задачи данной работы:
Предметом исследования данной работы является принципы налогообложения, объектом – налоговое право.
Налоговое право России является наиболее «живой», нестабильной, динамично развивающейся отраслью. Вместе с тем ему до сих пор присущи повышенная сложность, противоречивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формулировок. Процесс реформирования налогового законодательства, связанный прежде всего с кодификацией, продолжается и набирает обороты.
Первая глава посвящена
теоретическим основам
При написании реферата основными источниками послужили такие авторы, Крохина Ю.А., Бабаев Ю.А., Демин А.В., также Налоговый кодекс и Конституция РФ.
Глава 1. Теоретические основы налогового права Российской Федерации.
1.1.Понятие и роль налогов
В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественный интересов.
Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2].
Налоги необходимо отличать от сборов, пошлин или взносов. В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор», что является воспроизведением тех признаков этих категорий, которые сформировались в процессе правоприменительной деятельности, определены и разъяснены в постановлениях Конституционного Суда РФ.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) [2].
Законодательно установленное определение сбора показывает, что в его содержании произошло объединение юридических признаков взносов за оказание государством возмездных услуг или совершение определенных действий, т.е. используемое НК РФ понятие сбора включило в себя и понятие пошлины. Однако отнесение пошлины к разновидности сбора не означает ее исключения из системы налогово-правовых категорий.
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Плательщиками государственной пошлины признаются:
1) организации (если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой);
2) физические лица (если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой).
Сборы от налогов отличаются по способам нормативного правового установления. Налоги могут быть установлены только законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами иных отраслей права.
Следовательно, налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим относятся:
В то же время, несмотря на некоторые общие признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам.
По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.
По цели. Цель налогов – удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.
По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным(муниципальным) учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.
По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.
По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.
Роль налогов проявляется в их функциях. Функции налогов определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно боле узких рамках.
Исторически первой, наиболее последовательно реализуемой и сегодня функцией налогов выступает фискальная. Сущность ее заключается в обеспечении государства или муниципальных образований финансовым средствами, без которых невозможна их деятельность. Формирование основной массы доходов бюджетной системы на постоянной и централизованной основе способствует развитию государства в качестве крупнейшего экономического субъекта.
Своеобразным дополнением фискальной функции налогов служит регулирующая функция, которая затрагивает регулирование производства и регулирование потребления. Данная функция призвана способствовать решению задач налоговой политики государства через налоговый механизм. Посредством регулирующей функции налогов государство способно создавать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для тех отраслей хозяйства, которые приоритетны(либо, наоборот, нежелательны) на определенном этапе развития экономики.
Налогам присуща и контрольная функция, через которую государство осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, контролирует источники их доходов и направления расходов, а также обеспечивает «прозрачность» финансовых потоков [6, с.7-9].
Таким образом, в отличие
от налогов сборы имеют
1.2.Понятие, предмет и методы налогового права.
В Российской Федерации отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью права - финансовым правом. Под предметом финансового права, как правило, понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.
В свою очередь, налоговое право - это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Указанные общественные отношения,
которые иначе могут быть также
названы налоговыми правоотношениями,
и составляют предмет налогового
права. При этом такие общественные
отношения в сфере
Участниками, составляющими
предмет правового
Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.