Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:00, курсовая работа
Цель работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1)изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2)охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3)анализ текущего состояния налоговой системы РФ;
4)выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
5)оценить перспективы развития налоговой системы РФ.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1.Налоговая система России и её историческое развитие. . ……………… …..6
1.1.Понятие и принципы организации налоговой системы. . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2.Становление налогообложения в дореволюционной России. . . . . . . . . . .10
1.3.Налогооблажение в СССР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.4.Современное состояние российской налоговой системы. . . . . . . . . . . . . .20
2.Анализ поступления налогов в бюджет Тверской области. . . . . . . . . . . . . .24
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1.Налоговая система России и её историческое развитие. . ……………… …..6
1.1.Понятие и принципы организации налоговой системы. . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2.Становление
1.3.Налогооблажение в СССР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.4.Современное состояние российской налоговой системы. . . . . . . . . . . . . .20
2.Анализ поступления налогов в бюджет Тверской области. . . . . . . . . . . . . .24
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Введение
Ни одно государство не
может существовать без налогов.
За счет налоговых взносов, сборов,
пошлин и других платежей, формируются
финансовые ресурсы государства. Налоги
обеспечивают реализацию социальной,
экономической, оборонной и других
функций государства. Они идут на
содержание государственного аппарата,
армии, правоохранительных органов, финансирование
образования, здравоохранения, науки.
Из собранных в виде налогов средств
государство строит школы, высшие учебные
заведения, больницы, детские дома,
государственные предприятия; платит
зарплату преподавателям, врачам, государственным
служащим, стипендии и пенсии. Часть
средств идет на социальные пособия
пожилым и больным людям, защиту
здоровья матери и ребенка, окружающей
среды и т.д..
Налоговые органы являются единственными
законными сборщиками налогов и сборов,
которые и формируют бюджеты всех уровней
государства. От того, насколько правильно
построена система налогообложения, и
система налоговых органов зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства
страны.
Задачи любой налоговой системы меняются
с учетом предъявляемых к ней политических,
экономических и социальных требований.
Из простого инструмента мобилизации
доходов государственного бюджета налоги
давно превратились в основной регулятор
всего воспроизводственного процесса,
влияя на темпы и условия функционирования
экономики. Налогообложение всегда являлось
и является важнейшей социально-экономической
проблемой любого общества, так как ни
одно государство не может обойтись без
налогов. При этом налоговая система затрагивает
интересы всех налогоплательщиков.
Актуальность выбранной
темы характеризуется тем, что в условиях
рыночных отношений и особенно в переходный
к рынку период налоговая система является
одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма
государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена
система налогообложения, зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний
день оказалась, пожалуй, главным предметом
дискуссий о путях и методах реформирования,
равно как и острой критики.
Объектом исследования
в работе выступает налоговая система
дореволюционной России , СССР, Российской
Федерации и Тверской области
Цель работы -
проанализировать налоговую систему РФ,
выявить проблемы и определить перспективы
её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих
задач:
1)изучить исторический аспект становления
налоговой системы в России;
2)охарактеризовать основные принципы
построения налоговой системы;
3)анализ текущего состояния налоговой
системы РФ;
4)выявить основные проблемы, которые характерны
для налоговой системы Российской Федерации;
5)оценить перспективы развития налоговой
системы РФ.
Основным источником получения информации
послужили учебные пособия отечественных
ученых, энциклопедии, журнальные и газетные
статьи, материалы, полученные из Интернета.
Нормативную основу составили: Конституция
РФ, федеральное законодательство, Налоговый
кодекс и другие материалы, затрагивающие
вопросы налоговой системы.
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
РОССИИ И ЕЁ ИСТОРИЧЕСКОЕ
1.1.Понятие и
принципы организации
Налоговая система - это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов. 2
Налоговая система — совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.
Основой налоговой системы
являются налоги. С помощью налоговой
системы государство реализует
свои функции по управлению (регулированию,
распределению и
Современная российская налоговая система сложилась на рубеже 1991г. - 1992г., в период политического противостояния, кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране — вес эти факторы непосредственно повлияли на ее становление. Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.1
Налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Состав и структура: Федеральные налоги и сборы (НДС, Акцизы, НДФЛ, Налог на прибыль организаций, Налог на добычу полезных ископаемых, Водный налог, Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, Государственная пошлина).
Региональные налоги (Налог на имущество организаций, Налог на игорный бизнес, Транспортный налог).
Местные налоги (Земельный налог, Налог на имущество физических лиц).
Специальные налоговые режимы (Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН). Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции).
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов и иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
В настоящее время налоговая система России основана на следующих принципах: единства налоговой системы; подвижности; стабильности; множественности налогов; исчерпывающего перечня региональных и местных налогов; однократности налогообложения; равенства и справедливости налогообложения1.
1.Принцип единства налоговой системы. Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции Российской Федерации и прежде всего в подпункте «б» ст. 114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивало одну из основ конституционного строя России - принцип единства экономического пространства.
В Налоговом кодексе в
ст.3 указывается на то, что «не
допускается устанавливать
Принцип единства налоговой
системы обеспечивается также единой
системой федеральных налоговых
органов. Налоговые органы в субъектах
федерации являются территориальными
органами федеральных органов
2.Принцип подвижности (эластичности). Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые политические и экономические условия.
3.Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения налоговых законов могут вступать в силу только с начала нового финансового года.
4.Принцип множественности налогов. Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и объектов обложения должна образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени между налогоплательщиками. Другим аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться.
5.Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Данное положение - проявление государственно-правовой идеи фискального федерализма между федеральными и региональными властями, а также органами самоуправления.
6.Принцип однократности налогообложения. Данный принцип означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.
7.Принцип равенства и справедливости налогообложения. В Налоговом кодексе отмечается, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала за исключением ввозных таможенных пошлин. 5
1.2. Становление налогообложения в дореволюционной России
Основы налоговой системы России конца XIX – начала XX века были заложены при проведении ряда преобразований налоговой системы в 1863 – 1865 и 1885 – 1887 гг.
К наиболее существенным из них следует отнести дальнейшее совершенствование промыслового обложения, которое именно в этот период оформилось в самостоятельную модель и приобрело относительно завершенную форму. В эти годы были отменены соляной налог (1880 г.) и подушная подать (1882 – 1886 гг.). Активно совершенствовалась система акцизного обложения и государственного земельного налога. В начале ХХ в. роль налогов в формировании доходов бюджетной системы России была относительно невелика.
Данные об исполнении государственного бюджета России за 1906 г. (руб., % к итогу).
Основы налоговой системы России конца XIX – начала XX века были заложены при проведении ряда преобразований налоговой системы в 1863 – 1865 и 1885 – 1887 гг.
К наиболее существенным из них следует отнести дальнейшее совершенствование промыслового обложения, которое именно в этот период оформилось в самостоятельную модель и приобрело относительно завершенную форму. В эти годы были отменены соляной налог (1880 г.) и подушная подать (1882 – 1886 гг.). Активно совершенствовалась система акцизного обложения и государственного земельного налога. В начале ХХ в. роль налогов в формировании доходов бюджетной системы России была относительно невелика.
Таблица 1- Данные об исполнении государственного бюджета России за 1906 г. (руб., % к итогу).
Прямые налоги В том числе: Налоги поземельные, с недвижимых имуществ и подати Государственный промысловый налог Сбор с доходов от денежных капиталов |
163 182 406 (7,18)
60 527 366 (2,66)
82 452 448 (3,63) 20 202 592 (0,89) |
Косвенные налоги В том числе: Сбор с питей Табачный доход Сахарный доход Нефтяной доход Спичечный доход Таможенный доход |
466 246 670 (20,52)
39 393 695 (1,73) 59 902 709 (2,64) 108 825 543 (4,79) 29 863 260 (1,31) 14 990 999 (0,66) 213 270 464 (4,99) |
Пошлины В том числе: Гербовые, судебные, канцелярские С переходящих имуществ Прочие |
113 268 466 (4,99)
53 949 126 (2,37) 21 968 397 (0,97) 37 350 943 (1,64) |
Правительственные регалии В том числе Монетный доход Горный доход Почтовый доход Доход от казенной продажи питей Прочие |
777 048 028 (34,21)
5 257 302 (0,23) 35 843 (0,00) 46 004 972 (2,03) 697 503 834 (30,70) 28 246 077 (1,24) |
Прочие доходы |
751 9247 378 (33,10) |
Итого доходов |
2 271 669 948 (100,00) |
Как видно из приведенных
данных, в России основными по объемам
были неналоговые доходы. На долю налогов
приходилось менее 33% обыкновенных
доходов. Наиболее значительными из
числа неналоговых доходов
До введения винной монополии с 1895 г. спирт и иная алкогольная продукция подвергались акцизному обложению. Еще до выведения винной монополии в 1886 г. доля питейных акцизов в общем объеме доходов российского бюджета составляла 37,6%
В Российской империи в конце XIX – начале ХХ века основной формой обложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог из двух основным компонентов:
Информация о работе Налоговая система России и её историческое развитие