Налоговое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 20:14, реферат

Описание работы

В таких странах как США, Япония, Германия, Франция и Великобритания подавляющую часть от общего количества предприятий составляют малые и средние. Их основными отличительными специфическими особенностями являются небольшие численность занятых (не более 500 человек) и размер основного капитала. Ими производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия, обеспечивают 75-80% новых рабочих мест по сравнению с крупными товаропроизводителями, у которых наблюдается сокращение численности работающих.

Файлы: 1 файл

налоговое_регулирование.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

1) органами  государственной власти Российской Федерации;

2) органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

3) органами  местного самоуправления.

В Налоговом кодексе РФ до 2011 г. не было предусмотрено прямых налоговых льгот для субъектов МСБ. Многие субъекты малого бизнеса подходили и подходят под возможность применения специальных налоговых режимов, таких как упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), однако право применения этих специальных режимов следовало не из определения «субъекта малого предпринимательства», а из особых положений и норм гл. 26 НК РФ (таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 Налоговые льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства

№ п\п

Нормативный

документ

Суть налоговой льготы

Налоговый эффект от применения льготы

1.

Федеральный закон от 07.03.2011 № 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и

среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки»

Субъектам МСБ может оказываться бесплатная и безвозвратная финансовая поддержка в виде субсидий за счет

средств региональных и местных бюджетов (п. 1 ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ).

С 2011 г. субсидии субъектам МСБ

учитываются в составе доходов пропорционально произведенным расходам в течение двух налоговых периодов (лет) с даты получения субсидий. При этом,

если по окончании двух налоговых периодов объем полученных средств превысит сумму расходов из государственного

дотационного источника, то налогом на прибыль (единым налогом) будет облагаться только разница между ними

Если организация получила субсидию до 01.01.2011 и не успела ее израсходовать до окончания года, то ей было необходимо включить данные средства в состав дохода. При этом средства субсидии включались в состав дохода в полном объеме, и организация должна была заплатить налог на прибыль (единый налог), поскольку никаких особенностей учета субсидий для субъектов МСБ Налоговый кодекс РФ не предусматривал.

Принятие поправок позволило МСБ начиная с 2011 г. избежать возникновения базы по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и единому налогу при УСН в случаях, когда получение финансовой поддержки и ее расход осуществляются в разные налоговые

периоды

2.

Федеральный закон от

28.12.2010 № 395-ФЗ 

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации

и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну РФ, субъектов РФ или органов местного самоуправления, не признаются объектом обложения НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ)

Принятие данной льготы по НДС позволит, по данным экспертов, увеличить на треть число субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих преимущественное право выкупа арендуемых государственных или муниципальных нежилых помещений, что создаст реальные предпосылки для сохранения налогоплательщиками оборотных средств, крайне необходимых в условиях выхода субъектов МСБ из кризиса

3.

Налоговый кодекс РФ

(часть вторая)

Субъектам малого предпринимательства дана возможность воспользоваться упрощенными правилами налогового учета, перейдя на специальные налоговые режимы:

— систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

— ЕСХН (гл. 26.1 НК РФ);

— УСН (гл. 26.2 НК РФ);

— ЕНВД для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ)

Использование специальных налоговых режимов предусмотрено для всех организаций, подпадающих под определенные критерии или виды деятельности, а не только для субъектов МСБ. Организация, перешедшая на УСН, освобождается от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов, которые ведутся в порядке, предусмотренном аконодательством

РФ о бухгалтерском учете


 

2. Особенности налогообложения различных групп налогоплательщиков

2.1. Налогообложение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

- прибыль (доход);

- стоимость  определенных товаров;

- добавленная  стоимость продукции (работ, услуг);

- имущество  юридических и физических лиц;

- передача  имущества (дарение, наследование);

- операции  с ценными бумагами;

- отдельные  виды деятельности;

- другие объекты, установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год). Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц, численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей     без     образования     юридического   лица,   и   численностью  граждан,    уплачивающих    подоходный    налог    по месту получения заработной платы.8

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

По доходам, полученным от занятия предпринимательской и иной деятельностью без образования юридического лица, а также частной практикой, от выполнения трудовых и иных приравненных к ним обязанностей, налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов независимо от размера дохода. К этой группе доходов относятся, в частности, заработная плата,  премии, вознаграждения за выполнение работ и оказание услуг по договорам гражданско-правового характера, авторские вознаграждения, доходы, полученные от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы, полученные от реализации, предоставления в аренду или иного использования имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и т.п.9

По данной группе доходов налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц уменьшается на сумму полагающихся налоговых вычетов. Установлены четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Физические лица, зарегистрированные в установленном действующем законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление налоговой базы и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности а частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующем законодательством порядке частной       практикой,   --  по       суммам    доходов,   полученных  от  такой     деятельности.

Индивидуальные предприниматели могут не только получать вышеназванные доходы, но и быть источником их выплаты, и выступать одновременно как в роли налогоплательщиков, так и налоговых агентов, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в соответствующий бюджет.

Исходя из этого исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится индивидуальными предпринимателями как по суммам доходов, полученных ими от осуществления предпринимательской или иной деятельности, так и по суммам доходов, начисляемых и выплачиваемых ими физическим лицам в случае, если они являются источником выплаты доходов для других физических лиц.10

Исчисление налоговой базы индивидуальными предпринимателями - налоговыми агентами производится на основе данных о начисленных (выплачиваемых) - физическим лицам доходов, подлежащих налогообложению и содержащихся в Книге учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.11

 При определении  налоговой базы физических лиц, которым индивидуальные предприниматели  выплачивают доходы, суммы таких  доходов уменьшаются на сумму  полагающихся стандартных, а в  некоторых случаях и профессиональных  налоговых вычетов, предусмотренных  подпунктом 2 статьи 221 Налогового Кодекса  Российской Федерации.

Сумма налога при определении налоговой базы в отношении доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Согласно части 2 Налогового  Кодекса РФ  затраты группируются по  видам:

- материальные  расходы;

- расходы  на оплату труда;

- суммы  начисленной  амортизации;

- прочие затраты.

Указанные элементы затрат образуют себестоимость продукции (работ, услуг) и сгруппированы в соответствии с их экономическим содержанием.

В составе расходов индивидуального предпринимателя не учитываются следующие виды затрат:

- убытки прошлых  лет, понесенные физическим лицом;   

- на личные  нужды индивидуального предпринимателя  и его семьи;

- по уплате  налогов, лицензионных и иных  сборов, не включаемых предприятиями  и организациями в себестоимость  продукции (работ, услуг);

- по уплате  штрафов;

- по уплате  членских взносов, платежей по  страхованию, за исключением случаев,   когда  указанные   расходы   непосредственно   связаны  с  осуществлением   деятельности  и  обязанность уплаты которых  предусмотрена законом.12

 

2.2. Налогообложение юридических лиц

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с  иностранными  инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с  законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль. В этой связи  важным  моментом  является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).13

Налог на прибыль предприятия относится к числу, наиболее употребимых и значимых видов налогов в мировой практике налогообложения. Он обеспечивает сегодня более 30% всех налоговых поступлений в бюджет.14

Налог на имущество предприятия.

Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая  банки и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранными  инвестициями,  являющиеся  юридическими  лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и  другие  обособленные подразделения  иностранных  фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ.

Объектом налогообложения при установлении налога на имущество предприятий является стоимость основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, находящихся на балансе предприятия в стоимостном выражении. Для целей налогообложения  определяется  среднегодовая  стоимость  имущества предприятия.

Налогом  на  имущество  предприятий не облагаются имущество бюджетных учреждений и организаций,  адвокатов;  предприятий  по производству  и  хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и другого городского хозяйства и т.д.

Ставки налога на имущество предприятий определяются в зависимости от видов их деятельности. Однако предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать  1%  от налогооблагаемой базы. Не разрешается устанавливать ставку налога для отдельных предприятий.

Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного платежа  в  бюджет (республики, края, области) в первоочередном порядке с отнесением на финансовые результаты деятельности  предприятия.

Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренным законодательством при фактически произведенных  затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на суммы:

- направленные  на финансирование капитальных  вложений производственного и  непроизводственного назначения  при условии полного использования  предприятиями сумм начисленного  износа (амортизации) на последнюю  отчетную дату;

- в размере 30% от капитальных вложений  на  природоохранительные мероприятия;

- затрат (по  нормативам местных органов власти) на содержание находящихся на  балансе предприятий объектов  здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных  учреждений,  лагерей отдыха, домов  престарелых и инвалидов, жилищные  фонды, а также затрат на эти  цели при долевом участии;

- взносов  на благотворительные цели, в  различные фонды  социально-культурные  и оздоровительные, на восстановление  объектов культурного и природного  наследия, переквалификацию военнослужащих  и  другие с учетом установленных  ограничений по отношению к  облагаемой налогом прибыли.15

Особые  льготы помимо общих установлены для малых предприятий, не превышающих 200 человек:

- исключаемая  из налоговой базы прибыль, которая  направляется  на строительство, реконструкцию и обновление основных  производственных фондов, освоение новой техники и технологии, но не более 50% суммы налога, исчисленного по полной ставке;

- освобождение  на первые два года работы  от  уплаты  налога на  прибыль  предприятий по производству  и переработке сельскохозяйственной  продукции, производству товаров  народного  потребления, строительных  ремонтно-строительных и по производству  строительных материалов - при условии, если выручка от указанных  видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации  продукции (работ, услуг).

Правовой статус налогоплательщика — налогового резидента того или иного государства применительно к отношениям, складывающимся в области международного налогообложения, определяется налоговым законодательством данного государства и его международными договорами.

Правовое регулирование статуса и хозяйственной деятельности юридических лиц регламентируется нормами национального гражданского права. Если юридическое лицо вступает в хозяйственные взаимоотношения с иностранными субъектами и становится участником внешнеэкономической деятельности, его правовое положение подлежит регулированию нормами международного частного права соответствующей страны (коллизионное регулирование). Основная цель коллизионного регулирования статуса юридических лиц — участников международного оборота — это определение того национального права, по которому будет определяться гражданско-правовой статус юридического лица и которое будет применимо к деятельности юридического лица в его отношениях с иностранным элементом.

Информация о работе Налоговое регулирование