Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 20:14, реферат
В таких странах как США, Япония, Германия, Франция и Великобритания подавляющую часть от общего количества предприятий составляют малые и средние. Их основными отличительными специфическими особенностями являются небольшие численность занятых (не более 500 человек) и размер основного капитала. Ими производится почти половина объема выпускаемой продукции. Как правило, такие предприятия, обеспечивают 75-80% новых рабочих мест по сравнению с крупными товаропроизводителями, у которых наблюдается сокращение численности работающих.
В Российской Федерации в настоящее время деятельность хозяйствующих субъектов малого бизнеса регулируется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Для целей снижения налогового бремени Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает для малого и среднего бизнеса следующие преференции:
1. Возможность
применения специальных
– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 НК РФ);
– упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);
– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);
– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ);
– патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ).
2. Субъекты
малого бизнеса вправе
1. Освобождение
от обязанностей
2. Применение кассового метода определения доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций (ст. 273 НК РФ).
3. Особенности
уплаты налога на прибыль
В соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ организации, у которых доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 10 млн рублей за каждый квартал (равносильное условие – за предыдущие четыре квартала доходы от реализации в сумме не превышали 40 млн рублей), имеют право уплачивать только квартальные авансовые платежи.
4. Применение
индивидуальными
Налоговые преференции не всегда являются таковыми, если речь идет об условиях их применения. Например, освобождение от НДС является сомнительным преимуществом, а ограничения по выручке в значительной степени устарели и не соответствуют требованиям современной экономики. В России по данным Торгово-Промышленной Палаты РФ, компании и предприниматели, занимающиеся инновационной деятельностью, имеют средние показатели по выручке от 60 до 200 млн. рублей ежегодно. Такие показатели исключают возможность применения инновационными компаниями налоговых преимуществ, предусмотренных для малого бизнеса.16
Практика использования специальных налоговых режимов для целей незаконной налоговой оптимизации, и, как следствие, получения необоснованной налоговой выгоды, заставляет законодателей применять меры дополнительного контроля:
– с 1 января 2012 года введены новые правила контроля трансфертных цен, в соответствии с которыми в особую зону риска попадают сделки с компаниями, применяющими специальные налоговые режимы;
– с 1 января 2014 года в соответствии со ст. 169 НК РФ посредники, не являющиеся плательщиками НДС, в случае выставления или получения счетов-фактур обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. С 1 января 2015 года в соответствии с п. 5.2 ст. 174 НК РФ журнал учета необходимо будет представлять в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
В условиях бюджетного дефицита сохраняется приоритетное направление налоговой политики по обеспечению финансовой устойчивости в средне- и долгосрочном периоде, сочетанию преодоления последствий кризиса с созданием оптимальных условий для ускорения темпов экономического развития.
Дальнейшее налоговое стимулирование развития малого бизнеса должно развиваться в следующих направлениях:
1. продолжение
работы по совершенствованию
порядка применения
– рассмотрение вопросов о снижении ставки УСНО до 5% (при объекте обложения – «доходы»), и до 13% (при объекте обложения – «доходы, уменьшенные на расходы»);
– рассмотрение возможности повышения ограничения на применение УСНО по предельному объему годового оборота для некоторых категорий налогоплательщиков (например, для инновационных предприятий – до 200 млн. руб.);
– включение в перечень расходов, уменьшающих полученные доходы, при применении УСНО, расходов, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования;
– установление единого порядка учета сумм страховых взносов налогоплательщиками, применяющими УСНО, как при объекте обложения – «доходы», так и при объекте обложения – «доходы, уменьшенные на расходы»;
– увеличение числа привлекаемых работников по патентной системе до 15 человек, что также соответствует понятию «микро предприятия»;
– применение ускоренной амортизацию для инвестиций в инновации, природоохранные и энергосберегающие технологии.17
2. совершенствование
налоговой политики в сельском
хозяйстве в целях
– введение налоговых льгот для предприятий иных отраслей, инвестирующих в сельское хозяйство;
– увеличение числа сельхозтоваропроизводителей, применяющих повышающие коэффициенты амортизации;
– применение инвестиционных налоговых льготы для плательщиков ЕСХН;
– уменьшение налогооблагаемой базы на размер средств, инвестированных в природоохранные и энергосберегающие мероприятия;
3. решение «проблемы НДС»:
– предоставление плательщикам ЕСХН права выбора статуса плательщика/неплательщика НДС;
– понижение ставок НДС (16% и 8%, вместо 18% и 10%);
– обложение сельскохозяйственной продукции по ставке НДС – 0%;
– предоставление организациям, применяющим общий режим налогообложения, возможности учитывать «входящий» НДС при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных у налогоплательщиков применяющих ЕСХН и УСНО;
Важным видом государственной поддержки малого и среднего бизнеса все же остается создание специальных налоговых режимов (СНР). СНР как организационно-финансовая категория представляет собой особо (специфически) построенную систему налогов и налогообложения для ограниченных категорий налогоплательщиков, видов деятельности и отраслей, основанную на едином налоге в той или иной его форме и ограниченном количестве сопутствующих налоговых платежей, в целях упрощения процесса налогообложения, более полной реализации его принципов и достижения на этой основе наибольшего фискального и регулирующего эффекта.
Налоговое регулирование в форме специального налогового режима может проявляться: в виде упрощения общей системы налогов, налогообложения, учета и отчетности, ЕНВД и др. СНР должен быть построен таким образом, чтобы уже сам по себе перевод плательщиков на него представлял собой определенное налоговое послабление в виде упрощения налогообложения, сокращения трудозатрат на уплату налогов и установления налогового бремени на уровне, устраивающем и государство, и налогоплательщиков. Введение же внутрирежимных индивидуальных налоговых льгот ведет к нарушению принципов равенства, справедливости и всеобщности налогообложения.
Для малого бизнеса применяется и упрощенная система налогообложения (далее — УСН) на основе патента. Причем применение УСН на основе патента не является обязательным — индивидуальные предприниматели самостоятельно принимают решение о переходе на эту систему налогообложения: они могут платить налоги в общем порядке, предусмотренном УСН для остальных видов деятельности.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменениям // Под ред. Г.Ю. Касьяновой (7-е изд., перераб. и доп.). – М., 2009.
2 Андреев И. М. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // «Налоговый вестник». 2005. № 10. С.21-24.
3. Волконский В. А. О роли малого и среднего бизнеса в России и мире // Экономика и математические методы. 2005. Т. 41. № 1.С.43-48.
4. Дадашев А. Ресурсная эффективность малых предприятий // Экономист. 2006. № 6, с.30-35.
5. Грудицына Л. Ю., Климовский Р. В. Налогообложение малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения: юридический справочник. – М., 2006.
6. Фомин Г.П.
Математические методы и
Косолапов А.И. Специальные налоговые режимы: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2009.
7. Попова Л.В. и др. Специальные налоговые режимы: учеб.-метод. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2011.
8. Рыманов А.Ю. Налогообложение и поддержка российских сельскохозяйственных товаропроизводителей // Налоги. – 2011. – №3. – С. 23-26.
9. Черник Д.Г., Шмелев Ю.Д. Кризис и налоги. Учебное пособие. – М.: Экономика, 2011.
10. Чхутиашвили Л.В. Налогообложение малого предпринимательства в условиях рынка // Налоги и налогообложение. – 2010. – №8. – С. 26-30.
11. Чхутиашвили Л.В. Упрощенная система налогообложения как поддержка малого бизнеса // Налоги и налогообложение. – 2010. – №9. – С. 5-17.
1 Чхутиашвили Л.В. Налогообложение малого предпринимательства в условиях рынка // Налоги и налогообложение. – 2010. – №8. – С. 26-30
2 Грудицына Л. Ю., Климовский Р. В. Налогообложение малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения: юридический справочник. – М., 2006
3 Андреев И. М. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // «Налоговый вестник». 2005. № 10. С.21-24
4 Чхутиашвили Л.В. Налогообложение малого предпринимательства в условиях рынка // Налоги и налогообложение. – 2010. – №8. – С. 26-30
5 Грудицына Л. Ю., Климовский Р. В. Налогообложение малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения: юридический справочник. – М., 2006
6 Андреев И. М. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // «Налоговый вестник». 2005. № 10. С.21-24
7 Чхутиашвили Л.В. Налогообложение малого предпринимательства в условиях рынка // Налоги и налогообложение. – 2010. – №8. – С. 26-30
8 Грудицына Л. Ю., Климовский Р. В. Налогообложение малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения: юридический справочник. – М., 2006
9 Андреев И. М. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // «Налоговый вестник». 2005. № 10. С.21-24
10 Чхутиашвили Л.В. Налогообложение малого предпринимательства в условиях рынка // Налоги и налогообложение. – 2010. – №8. – С. 26-30
11 Грудицына Л. Ю., Климовский Р. В. Налогообложение малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения: юридический справочник. – М., 2006
12 Чхутиашвили Л.В. Налогообложение малого предпринимательства в условиях рынка // Налоги и налогообложение. – 2010. – №8. – С. 26-30
13 Андреев И. М. Налогообложение субъектов малого предпринимательства // «Налоговый вестник». 2005. № 10. С.21-24
14 Грудицына Л. Ю., Климовский Р. В. Налогообложение малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения: юридический справочник. – М., 2006
15 Чхутиашвили Л.В. Налогообложение малого предпринимательства в условиях рынка // Налоги и налогообложение. – 2010. – №8. – С. 26-30
16 Грудицына Л. Ю., Климовский Р. В. Налогообложение малого бизнеса по упрощенной системе налогообложения: юридический справочник. – М., 2006
17 Чхутиашвили Л.В. Налогообложение малого предпринимательства в условиях рынка // Налоги и налогообложение. – 2010. – №8. – С. 26-30