Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа
Налоговый учет является составной частью налоговой политики и обеспечивает ее реализацию. Любая налоговая реформа учитывает взаимозависимость налогового и бухгалтерского учета.
Налоговый учет - это система по сбору и обработке всей информации в отношении производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации итоговых налоговых обязательств. Целью налогового учета является определение размеров и срока текущих налоговых обязательств, поэтому он используется как инструмент отражения финансовых отношений между организацией и государством.
Введение………………………………………………………………...…. 3
Основная часть……………………………………………………………... 5
1. Система основных положений налогового учета……………..….. 5
2. Регистры налогового учета………………………………………… 11
3. Учет доходов и расходов предприятия…………………………… 15
Заключение………………………………………………………………… 19
Глоссарий…………………………………………………………………. 21
Список использованных источников……………………………………. 25
Список сокращений………………………………………………………. 28
Приложения……………………………
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Самарский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Бухгалтерский учет |
Тема |
Налоговый учет, его цели и задачи |
Фамилия студента |
Речкина |
Имя студента |
Яна |
Отчество студента |
Александровна |
№ контракта |
03911100209021 |
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
1. Система основных положений налогового учета……………..….. 5
2. Регистры налогового учета………………………………………… 11
3. Учет доходов и расходов предприятия…………………………… 15
Заключение…………………………………………………
Глоссарий……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………. 25
Список сокращений………………………………
Приложения…………………………………………………
Налоговый учет является составной частью налоговой политики и обеспечивает ее реализацию. Любая налоговая реформа учитывает взаимозависимость налогового и бухгалтерского учета.
Налоговый учет - это система по сбору и обработке всей информации в отношении производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации итоговых налоговых обязательств. Целью налогового учета является определение размеров и срока текущих налоговых обязательств, поэтому он используется как инструмент отражения финансовых отношений между организацией и государством.
В налоговую практику понятие "налоговый учет" было введено в 1995году, тогда были разделены подходы федеральных финансовых и налоговых ведомств к правовому регламенту учета суммы прибыли для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. С того времени показатель прибыли, отражаемой в системе учета для статистических органов, акционеров и инвесторов, стал отличаться от показателя прибыли, принимаемого для начисления налога на прибыль. Был установлен регламент формирования совокупного финансового результата в отчетном налоговом периоде, а налогоплательщикам было необходимо производить перерасчеты данной суммы "для целей налогообложения".
Вести специально организуемый, дополнительный учет, необходимый для расчета налогооблагаемых баз по отдельным налогам, методологией бухгалтерского учета и развивающими ее соответствующими стандартами не были предусмотрено, однако на протяжении 1990-1999 гг. предпринимались активные попытки введения в действие системы налогового учета.
Введение налогового учета преследовало следующие цели:
а) создание более понятной и прозрачной для налогоплательщика и налогового органа учетной системы налоговой базы;
б) повышение эффективности функционирования налоговой службы в целом, в т.ч. и выполнения ее главной задачи - обеспечение доходной части бюджета.
Изменения, происходившие в российской налоговой системе, привели к тому, что для целей налогообложения одних только данных бухгалтерского учета стало недостаточно. Следующим этапом развития налогового учета явилось введение в действие с 1 января 2002 г. главы 25 НК РФ, вместе с которой была законодательно установлена обязанность организаций по ведению налогового учета в целях исчисления налога на прибыль.
Невзирая на то, что элементы налогового учета имели место по различным налогам и до введения главы 25 НК РФ, понятие налогового учета было дано только в статье 313 НК РФ.
Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.
Не обращая внимания на то, что элементы налогового учета применяются в расчете многих налогов, требованиями налогового законодательства налоговый учёт обязательно должен быть организован в отношении следующих налогов:
-налог на прибыль организаций;
-НДС;
-ЕСН;
-НДФЛ
-единый налог при упрощенной системе налогообложения.
Налоговый учет, как учетная система, имеет свои объекты, цель, задачи и принципы.
Объектами налогового учета являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, которые формируют или оказывают влияние на формирование доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.
Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, которые осуществились налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, и, кроме того, обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для осуществления контроля по полноте, правильности и своевременности исчисления и уплаты налога в бюджет.
И конечно, цель налогового учета определяется интересами пользователей информации, как внутренними , так и внешними.
Внутренним пользователем информации является администрация организации. В соответствии с данными налогового учета внутренние пользователи могут анализировать расходы, которые не обязаны учитываться для целей налогообложения (допустим, расходы в виде сумм материальной помощи). К примеру, уменьшив такие расходы вполне возможно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.
Внешними пользователями информации являются, конечно, налоговые службы и, кроме того, консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы производят оценку, насколько правильно сделаны расчеты и сформирована налоговая база, контролирует поступление налогов в бюджет. Ну а консультанты по вопросам налогообложения дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, тем самым определяют направления налоговой политики организаций.
Налоговым законодательством, для выполнения функций и задач, стоящих
перед налоговым учетом, определены специальные приемы и способы, образующие методологию (система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе) налогового учета.
К методам ведения налогового учета следует отнести:
-введение специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета;
-определение способов ведения налогового учета;
-установление методики формирования налоговых показателей;
-установление специальных форм регистров налогового учета и других форм налогового учета.
Методология налогового учета раскрывается в учетной политике для целей налогообложения.
Под учетной политикой организации для целей налогообложения следует понимать принятую совокупность методических и организационно-технических способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о налоговых обязательствах.
В процессе формирования учетной политики обосновываются и устанавливаются организационно-методические аспекты ведения налогового учета:
-порядок организации раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;
-принципы и порядок организации налогового учета видов деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;
-способы ведения налогового учета;
-технология обработки налоговой информации;
-формы аналитических регистров налогового учета и другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета;
-организация документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета.
Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации к вопросам:
-определения налоговой базы по налогу на прибыль и формированию налоговых обязательств перед бюджетом;
-оценки имущества с целью определения выручки от его реализации;
-распределения убытков между налоговыми периодами.
Налоговым кодексом РФ определены способы ведения налогового учета по следующим элементам учетной политики:
-классификация доходов и расходов;
-порядок признания доходов и расходов;
-методы оценки сырья и материалов;
-методы оценки покупных товаров;
-методы оценки остатков незавершенного производства;
-методы оценки остатков готовой продукции;
-метод начисления амортизации;
-порядок формирования резервов;
-порядок переноса убытка на будущее;
-периодичность уплаты в бюджет налога на прибыль.
Принятая учетная политика утверждается соответствующим распоряжением руководителя организации. Выбранные организацией способы ведения налогового учета применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменения в учетную политику могут вноситься в случае изменения налогового законодательства либо способов налогового учета. Принятой в организации учетной политикой должны руководствоваться все ее подразделения.
Выбранная налоговая политика обязательно должна быть согласована между главным бухгалтером и руководителем организации, так как именно они несут полную ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет.
Учетная политика для целей налогообложения
должна быть отражена в документации
организации как
Как правило, это приказ об учетной политике организации.
Можно утвердить налоговую учетную политику отдельным приказом, а можно в совокупности с учетной политикой для целей бухгалтерского учета. Первый вариант представляется более верным, так как в гл. 21 и 25 НК РФ прямо содержится требование о формировании специальной учетной политики для целей налогообложения.
Организация может выбрать один из двух вариантов составления учетной налоговой политики:
-отразить отдельные вопросы по каждому налогу в соответствующих разделах единого приказа об учетной налоговой политике;
-составить для каждого налога отдельную учетную политику и утвердить их в качестве приложений к приказу об учетной политике для целей налогообложения.
Учетная политика организации для целей налогообложения должна содержать три основных момента:
1. Организационно-технические
-организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии; путем создания отдельного специализированного подразделения и т.п.);
-разработка системы налоговых регистров для расчета налога на прибыль организаций;
-разработка системы документооборота для заполнения налоговых регистров и т.д.
Если у организации-
-сроки представления данных в головную организацию;
-порядок уплаты налогов;
-порядок ведения книг покупок и продаж;
-порядок выставления счетов-фактур и т.п.;
2. Выбор способа налогового учета из нескольких возможных. Это самая
главная часть налоговой учетной политики.
3. Дополнительные разъяснения по
ряду важных вопросов
Грамотное решение последнего вопроса поможет избежать многих конфликтов с налоговой инспекцией. Если вдруг спор с налоговым органом перейдет в судебную плоскость, то налоговая учетная политика организации послужит серьезным аргументом в ее пользу. При этом следует помнить, что разработка налогоплательщиком своих собственных способов или методик налогового учета возможна только в тех случаях, когда нормы налогового законодательства или не определены вообще, или не допускают однозначного толкования (что зачастую приводит к конфликту с налоговиками).
Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена в нескольких главах НК РФ:
-гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" (ст. 167 НК РФ);
-гл. 25 "Налог на прибыль организаций" (ст. 313 НК РФ);
-гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" (п. 2 ст. 339 НК РФ);
-гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" (п. 16 ст. 346.38 НК РФ).
Для изменения однажды принятой политики (по аналогии с бухгалтерским учетом) необходимо возникновение одного из следующих обстоятельств:
1) изменение применяемых методов учета;
2) существенное изменение условий деятельности организации;
3) изменение законодательства о налогах и сборах.
В первом и втором случаях изменения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. В первых двух случаях налогоплательщик добровольно изменяет учетную политику, а в последнем-в обязательном порядке.
По сравнению с налогом на прибыль законодательство по НДС несколько
либеральнее. Изменение учетной политики по этому налогу возможно с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Другими словами, учетная политика по НДС может меняться один раз в год.
Однако в учетной политике есть такие элементы, которые, будучи раз принятыми, не изменяются ни при каких обстоятельствах. Так, нельзя изменить метод определения количества добытого полезного ископаемого, который установлен в гл. 26 НК РФ. Впрочем, и он может быть изменен, но только если поправки вносятся в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии их добычи. Вот тогда можно утвердить новый приказ об учетной политике или внести изменения в его прежнюю редакцию.