Налоговый учет, его цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Налоговый учет является составной частью налоговой политики и обеспечивает ее реализацию. Любая налоговая реформа учитывает взаимозависимость налогового и бухгалтерского учета.
Налоговый учет - это система по сбору и обработке всей информации в отношении производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации итоговых налоговых обязательств. Целью налогового учета является определение размеров и срока текущих налоговых обязательств, поэтому он используется как инструмент отражения финансовых отношений между организацией и государством.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…. 3
Основная часть……………………………………………………………... 5
1. Система основных положений налогового учета……………..….. 5
2. Регистры налогового учета………………………………………… 11
3. Учет доходов и расходов предприятия…………………………… 15
Заключение………………………………………………………………… 19
Глоссарий…………………………………………………………………. 21
Список использованных источников……………………………………. 25
Список сокращений………………………………………………………. 28
Приложения……………………………

Файлы: 1 файл

Речкина Я.А.,гр. УЗЭ 1009-32,к.р. по бухгалтерскому учету.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Самарский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Бухгалтерский учет

Тема

Налоговый учет, его цели и задачи

Фамилия студента

Речкина

Имя студента

Яна

Отчество студента

Александровна

№ контракта

03911100209021


 

Содержание

Введение………………………………………………………………...….  3

Основная часть……………………………………………………………...   5

    1.    Система основных положений налогового учета……………..…..   5

    2.    Регистры налогового учета…………………………………………  11

    3.    Учет доходов и расходов предприятия……………………………   15

 Заключение…………………………………………………………………  19

 Глоссарий………………………………………………………………….    21

 Список использованных источников……………………………………. 25

 Список сокращений……………………………………………………….   28

 Приложения………………………………………………………………..   29

Введение

  Налоговый учет является составной частью налоговой политики и обеспечивает ее реализацию. Любая налоговая реформа учитывает взаимозависимость налогового и бухгалтерского учета.

Налоговый учет - это система по сбору и обработке всей информации в отношении производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации итоговых налоговых обязательств. Целью налогового учета является определение размеров и срока текущих налоговых обязательств, поэтому он используется как инструмент отражения финансовых отношений между организацией и государством.

В налоговую практику понятие "налоговый учет" было введено в 1995году, тогда были разделены подходы федеральных финансовых и налоговых ведомств к правовому регламенту учета суммы прибыли для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. С того времени показатель прибыли, отражаемой в системе учета для статистических органов, акционеров и инвесторов, стал отличаться от показателя прибыли, принимаемого для начисления налога на прибыль. Был установлен регламент формирования совокупного финансового результата в отчетном налоговом периоде, а налогоплательщикам было необходимо производить перерасчеты данной суммы "для целей налогообложения".

Вести специально организуемый, дополнительный учет, необходимый для расчета налогооблагаемых баз по отдельным налогам, методологией бухгалтерского учета и развивающими ее соответствующими стандартами не были предусмотрено, однако на протяжении 1990-1999 гг. предпринимались активные попытки введения в действие системы налогового учета.

Введение налогового учета преследовало следующие цели:

а) создание более понятной и прозрачной для налогоплательщика и налогового органа учетной системы налоговой базы;

б)  повышение эффективности функционирования налоговой службы в целом, в т.ч. и выполнения ее главной задачи - обеспечение доходной части бюджета.

Изменения, происходившие в российской налоговой системе, привели к тому, что для целей налогообложения одних только данных бухгалтерского учета стало недостаточно. Следующим этапом развития налогового учета явилось введение в действие с 1 января 2002 г. главы 25 НК РФ, вместе с которой была законодательно установлена обязанность организаций по ведению налогового учета в целях исчисления налога на прибыль.

Невзирая на то, что элементы налогового учета имели место по различным налогам и до введения главы 25 НК РФ, понятие налогового учета было дано только в статье 313 НК РФ.

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством.

Не обращая внимания на то, что элементы налогового учета применяются в расчете многих налогов, требованиями налогового законодательства налоговый учёт обязательно должен быть организован в отношении следующих налогов:

-налог на прибыль организаций;

-НДС;

-ЕСН;

-НДФЛ

-единый налог при упрощенной системе налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

1. Система основных положений налогового учета

 

     Налоговый учет, как учетная система, имеет свои объекты, цель, задачи и принципы.

Объектами налогового учета являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, которые формируют или оказывают влияние на формирование доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, которые осуществились налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, и, кроме того, обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для осуществления контроля по полноте, правильности и своевременности исчисления и уплаты  налога в бюджет.

И конечно, цель налогового учета определяется интересами пользователей информации, как внутренними , так и внешними.

Внутренним пользователем информации является администрация организации. В соответствии с данными налогового учета внутренние пользователи могут анализировать расходы, которые не обязаны учитываться для целей налогообложения (допустим, расходы в виде сумм материальной помощи). К примеру, уменьшив такие расходы вполне возможно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации  являются, конечно, налоговые службы и, кроме того, консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы  производят оценку, насколько правильно сделаны расчеты и сформирована налоговая база, контролирует поступление налогов в бюджет. Ну а консультанты по  вопросам налогообложения дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, тем самым определяют направления налоговой политики организаций.

Налоговым законодательством, для выполнения функций и задач, стоящих

перед налоговым учетом, определены специальные приемы и способы, образующие методологию (система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе) налогового учета.

К методам ведения налогового учета следует отнести:

-введение специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета;

-определение способов ведения  налогового учета;

-установление методики формирования налоговых показателей;

-установление специальных форм регистров налогового учета и других форм налогового учета.

Методология налогового учета раскрывается в учетной политике для целей налогообложения.

Под учетной политикой организации для целей налогообложения следует понимать принятую совокупность методических и организационно-технических способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о налоговых обязательствах.

В процессе формирования учетной политики обосновываются и устанавливаются организационно-методические аспекты ведения налогового учета:

-порядок организации раздельного бухгалтерского учета по видам деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;

-принципы и порядок организации налогового учета видов деятельности, осуществляемой налогоплательщиком;

-способы ведения налогового учета;

-технология обработки налоговой информации;

-формы аналитических регистров налогового учета и другие аспекты, необходимые для ведения налогового учета;

-организация документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета.

Учетная политика для целей налогообложения  должна раскрывать подходы организации  к вопросам:

-определения налоговой базы  по налогу на прибыль и формированию налоговых обязательств перед бюджетом;

-оценки имущества с целью определения выручки от его реализации;

-распределения убытков между налоговыми периодами.

Налоговым кодексом РФ определены способы ведения налогового учета по следующим элементам учетной политики:

-классификация доходов и расходов;

-порядок признания доходов и расходов;

-методы оценки сырья и материалов;

-методы оценки покупных товаров;

-методы оценки остатков незавершенного производства;

-методы оценки остатков готовой продукции;

-метод начисления амортизации;

-порядок формирования резервов;

-порядок переноса убытка на будущее;

-периодичность уплаты в бюджет налога на прибыль.

Принятая учетная политика утверждается соответствующим распоряжением  руководителя организации. Выбранные организацией способы ведения налогового учета применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменения в учетную политику могут вноситься в случае изменения налогового законодательства либо способов налогового учета. Принятой в организации учетной политикой должны руководствоваться все ее подразделения.

Выбранная налоговая политика обязательно  должна быть согласована между главным  бухгалтером и руководителем  организации, так как именно они  несут полную ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет.

Учетная политика для целей налогообложения  должна быть отражена в документации организации как организационно-распорядительный документ.

Как правило, это приказ об учетной  политике организации.

Можно утвердить налоговую учетную  политику отдельным приказом, а можно в совокупности с учетной политикой для целей бухгалтерского учета. Первый вариант представляется более верным, так как в гл. 21 и 25 НК РФ прямо содержится требование о формировании специальной учетной политики для целей налогообложения.

Организация может выбрать один из двух вариантов составления учетной  налоговой политики:

-отразить отдельные вопросы по каждому налогу в соответствующих разделах единого приказа об учетной налоговой политике;

-составить для каждого налога отдельную учетную политику и утвердить их в качестве приложений к приказу об учетной политике для целей налогообложения.

Учетная политика организации для  целей налогообложения должна содержать  три основных момента:

1. Организационно-технические вопросы:

-организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии; путем создания отдельного специализированного подразделения и т.п.);

-разработка системы налоговых регистров для расчета налога на прибыль организаций;

-разработка системы документооборота для заполнения налоговых регистров и т.д.

Если у организации-налогоплательщика  есть филиалы, представительства или  другие обособленные подразделения, то в ее учетной политике следует  предусмотреть целый ряд вопросов, касающихся взаимодействия между головной организацией и ее подразделениями:

-сроки представления данных в головную организацию;

-порядок уплаты налогов;

-порядок ведения книг покупок и продаж;

-порядок выставления счетов-фактур и т.п.;

2. Выбор способа налогового учета из нескольких возможных. Это самая

главная часть налоговой учетной  политики.

3. Дополнительные разъяснения по  ряду важных вопросов исчисления налогов, по которым нормы налогового законодательства отсутствуют или не содержат определенного порядка действий.

Грамотное решение последнего вопроса  поможет избежать многих конфликтов с налоговой инспекцией. Если вдруг  спор с налоговым органом перейдет в судебную плоскость, то налоговая  учетная политика организации послужит серьезным аргументом в ее пользу. При этом следует помнить, что разработка налогоплательщиком своих собственных способов или методик налогового учета возможна только в тех случаях, когда нормы налогового законодательства или не определены вообще, или не допускают однозначного толкования (что зачастую приводит к конфликту с налоговиками).

Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена в нескольких главах НК РФ:

-гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" (ст. 167 НК РФ);

-гл. 25 "Налог на прибыль организаций" (ст. 313 НК РФ);

-гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" (п. 2 ст. 339 НК РФ);

-гл. 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" (п. 16 ст. 346.38 НК РФ).

Для изменения однажды принятой политики (по аналогии с бухгалтерским учетом) необходимо возникновение одного из следующих обстоятельств:

1) изменение применяемых методов учета;

2) существенное изменение условий деятельности организации;

3) изменение законодательства о налогах и сборах.

В первом и втором случаях изменения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. В первых двух случаях налогоплательщик добровольно изменяет учетную политику, а в последнем-в обязательном порядке.

По сравнению с налогом на прибыль законодательство по НДС  несколько

либеральнее. Изменение учетной  политики по этому налогу возможно с 1 января года, следующего за годом  ее утверждения. Другими словами, учетная  политика по НДС может меняться один раз в год.

Однако в учетной политике есть такие элементы, которые, будучи раз  принятыми, не изменяются ни при каких  обстоятельствах. Так, нельзя изменить метод определения количества добытого полезного ископаемого, который  установлен в гл. 26 НК РФ. Впрочем, и он может быть изменен, но только если поправки вносятся в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии их добычи. Вот тогда можно утвердить новый приказ об учетной политике или внести изменения в его прежнюю редакцию.

Информация о работе Налоговый учет, его цели и задачи