Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:58, курсовая работа
Налоговый учет является составной частью налоговой политики и обеспечивает ее реализацию. Любая налоговая реформа учитывает взаимозависимость налогового и бухгалтерского учета.
Налоговый учет - это система по сбору и обработке всей информации в отношении производственной и непроизводственной деятельности организации для правильного исчисления и оптимизации итоговых налоговых обязательств. Целью налогового учета является определение размеров и срока текущих налоговых обязательств, поэтому он используется как инструмент отражения финансовых отношений между организацией и государством.
Введение………………………………………………………………...…. 3
Основная часть……………………………………………………………... 5
1. Система основных положений налогового учета……………..….. 5
2. Регистры налогового учета………………………………………… 11
3. Учет доходов и расходов предприятия…………………………… 15
Заключение………………………………………………………………… 19
Глоссарий…………………………………………………………………. 21
Список использованных источников……………………………………. 25
Список сокращений………………………………………………………. 28
Приложения……………………………
Важно учесть, что налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений - как уже существующих, так и тех, которые будут созданы в будущем. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п. 12 ст. 167 НК РФ.
Основными задачами налогового учёта являются:
-формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;
-обоснование применяемых льгот и вычетов;
-формирование полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;
-обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;
-обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.
Принципы налогового учета несколько отличаются от принципов бухгалтерского учета.
Так, фундаментальным в бухучете является принцип двойной записи, который обосновывает бухгалтерское уравнение, увязывающее активы организации с
источниками их образования. В налоговом учете такое правило не применяется.
В главе 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учета:
1) принцип денежного измерения, т.е. в налоговом учете отражается информация о доходах и расходах, прежде всего в денежном выражении;
2) принцип имущественной обособленности - т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества;
3) принцип непрерывности деятельности организации - учет должен вестись непрерывно с момента ее регистрации организации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации. Если организация в течение какого-либо календарного месяца ликвидирована или реорганизована, то амортизация имущества не начисляется с 1-го числа месяца, в котором завершена ликвидация или реорганизация;
4) принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления) (ст. 271, 272 НК РФ);
5) принцип последовательности применения норм и правил налогового учета - т.е. нормы и правила налогового учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;
6) принцип равномерности признания доходов и расходов - предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчетном (налоговом периоде, что и доходов, для получения которых они были произведены.
Ведение налогового учёта является обязательным для всех юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Налоговый учет на предприятии организуется самостоятельно налогоплательщиком. Порядок ведения налогового учёта устанавливается в учётной политике для целей налогообложения,
утверждаемой соответствующим приказом руководителя.
Налоговый учет определен как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, определенном НК РФ. Согласно ст. 313 налоговый учет представляет собой систему, организованную по принципу последовательности применения норм и правил налогового учета. Под принципом последовательности понимается последовательное применение норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. Таким образом, внесение изменений в нормы и правила налогового учета возможно только в начале очередного календарного года. Из содержания ст. 313 вытекает, что нормы и правила ведения налогового учета составляют систему ведения налогового учета, а систему и порядок ведения налогового учета законодатель использует как идентичные понятия.
Нормы и правила ведения налогового учета налогоплательщики отражают в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя организации. Необходимо понимать, что учетная политика, также как и налоговый учет, утверждается налогоплательщиками на весь налоговый период, равный календарному году, а необходимость дополнения новыми положениями и корректировка принятых норм может возникнуть до истечения налогового периода в процессе заключения налогоплательщиками новых сделок. Однако возможность изменения системы налогового учета предусмотрена только в случае изменения законодательства или применяемых методов учета.
Целью налогового учёта является определение налогооблагаемой базы на предприятии, причем предусматривается ведение налогового учета, как на бумажных носителях, так и в электронном в виде, например на дискетах, флэш-картах, или на любых других машинных носителях. Перед налогоплательщиками встает задача обеспечения сохранения данных налогового учета и защиты от несанкционированных исправлений. Конечно, это потребует от налогоплательщиков продуманного подхода и создания специальной системы ведения налогового учета, приспособленного к электронным (или машинным) носителям.
Трудоемкость задачи заключается в том, что согласно положению ст. 314 правильное отражение хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечиваются лицами, составившими и подписавшими их, а это требование выполнить не так уж и просто.
Все выше сказанное приводит к тому, что налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Осуществление налогового учета производится в целях формирования наиболее полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также информирование внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. [1]
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогам.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1.
первичные учетные документы
(включая справку бухгалтера);
2.
аналитические регистры
3. расчет налоговой базы. [1]
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период,
сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, без распределения (отражения) их по счетам бухгалтерского учета. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
- наименование регистра;
- период (дату) составления;
-
измерители операции в
-
наименование хозяйственных
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров. [1]
Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
Для формирования данных налогового учета предполагается непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде или любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.[9]
При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибок в регистре налогового учета должны быть обоснованы и подтверждены подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Если порядок учета и группировки объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку отражения и группировки в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета. Как следствие, объекты будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве о налогах и сборах.
Организация при разработке методики ведения налогового учета вполне может применить принцип "приход-расход" с ведением книги доходов и расходов (в принципе применяющейся и сейчас в упрощенной системе бухгалтерского учета) или принцип двойной записи с использованием "налогового" плана счетов и разработкой "налоговых" проводок. [7]
Первый способ гораздо лучше для небольших организаций, количество операций в которых не такое большое множество, и которые будут определять доходы и расходы по кассовому методу. Для других организаций больше подошел бы второй способ, однако он очень трудоемок.
Но можно пойти и по третьему пути - внедрить для налогового учета действующий План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н, пересмотрев порядок аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и вести в одном плане счетов и бухгалтерский, и налоговый учет. Но из-за частого несовпадения сумм доходов и расходов (причем одних и тех же) и времени (дат) их принятия к учету, в бухгалтерском и налоговом учете не представляется возможным
совместить два учета в одном.
Именно такой точки зрения часто придерживаются бухгалтера организаций, которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Они обосновывают свою позицию тем, что их работа контролируется только налоговыми органами, а они, в свою очередь, интересуются насколько правильно исчислены налоги, ну и вследствие этого, нет смысла загружать сотрудников бухгалтерии ведением классического бухгалтерского учета, который становится ненужным.
Однако согласно ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных аналитического и синтетического учета бухгалтерскую отчетность и представлять ее:
а) учредителям;
б) участникам организации или собственникам ее имущества;
в) территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.
Помимо этого, бухгалтерский учет должен отражать реальное финансовое положение организации, что представляет собой интерес не только для менеджеров, но и для акционеров и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.
Существует мнение, что можно использовать для налогового учета дополнительно вводимые "налоговые" счета к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов и расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ. Обороты и остатки в разрезе этих счетов не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. И для примера бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета. Конечно, это будет удобно бухгалтерам, которые ведут учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ.
Им, скорее всего, придется добавить в алгоритм проведения некоторых хозяйственных операций дополнительные записи по счетам налогового учета и
составить новые алгоритмы в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.[7]
Для государства достаточно важно поддерживать стабильный уровень налоговых поступлений в течение всего финансового года и пресечение возможных налоговых нарушений в виде неполной уплаты или неправомерной задержки уплаты
налогов. Для целей налогообложения, одним из традиционных инструментов, позволяющих решить указанную задачу, является временный критерий признания доходов и расходов (по методу начисления либо по кассовому методу). На протяжении целого ряда лет этот критерий в обязательном порядке накладывался на правила ведения бухгалтерского учета, зачастую значительно искажая результаты бухгалтерской отчетности.
Введение в действие гл. 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса РФ и изменения, внесенные Федеральным законом РФ от 29.05.02 № 57-ФЗ в гл. 21 “Налог на добавленную стоимость” НК РФ, позволяют полностью освободить бухгалтерский учет от этого критерия признания, оставляя правило признания доходов и расходов по временному признаку только при исчислении налоговой базы НДС и налога на прибыль организаций (т.е. в налоговом учете).
Отдельное ведение налогового учета повышает качество работы бухгалтера, и позволяет избежать целого ряда ошибок как при отражении в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной деятельности, так и при расчете налогов. Бухгалтера утверждают, что объемы работ и специфика бухгалтерской отчетности не позволяют уделять достаточное внимание налоговой литературе и законодательству. Как следствие этому является лишь формальное соблюдение правил, установленных в налоговом законодательстве. В этой ситуации бухгалтер иногда теряет контроль над происходящим и не может оптимизировать налоговое бремя собственной организации. В то же время сама идея налогового учета позволяет решить данную проблему.