Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:24, курсовая работа
Целью данной работы является направления совершенствования кредитной политики и кредитного процесса в коммерческом банке.
Исходя из поставленной цели, выделяются следующие задачи данной работы:
1. Изучить сущность кредитной политики коммерческого банка.
2.Выявить факторы, определяющие формирование кредитной политики коммерческого банка.
3.Рассмотреть кредитный процесс как отражение взаимоотношений банка с клиентами .
4.Рассмотреть этапы кредитного процесса.
Введение 3
1.Теоретические основы формирования кредитной политики коммерческого банка 6
1.1.Сущность кредитной политики коммерческого банка 6
1.2.Факторы, определяющие формирование кредитной политики коммерческого банка 9
2.Кредитный процесс в коммерческом банке 16
2.1.Кредитный процесс как отражение взаимоотношений банка с клиентами 16
2.2.Этапы кредитного процесса 22
2.3.Риски, сопровождающие кредитные отношения с клиентами и их минимизация на этапах организации кредитного процесса 25
3.Направления совершенствования кредитной политики и кредитного процесса в коммерческом банке 31
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 39
Также одной из проблем, с которой сталкиваются многие банки, заключается в том, что заявки на кредит превышают предусмотренный законом предел величины кредита. Банк стоит перед выбором: либо заключить удовлетворительное соглашение с банком-корреспондентом, который возьмет на себя избыточную часть ссуды, либо отказать клиенту и поставить под угрозу свои взаимоотношения с ним, которыми банк, возможно, очень дорожит.
Государственная политика
по отношению к банковскому сектор
Поэтому в последние
годы наблюдается тенденция снижения
числа кредитных организаций, в
основном за счет ухода с рынка
небольших региональных банков, а
также укрупнение государственных
и федеральных частных коммерче
Поскольку российская банковская система находится на начальной стадии своего развития, усиление зависимости регионов от влияния крупных финансовых структур, пришедших их центра, негативно сказывается на формировании предпринимательской среды в субъектах федерации. Зачастую интересы крупных кредитных учреждений отличаются от социально-экономических задач развития конкретного региона.
Роль региональных банков в активах банковской системы достаточно высока. Еще выше значимость региональных банков в кредитовании малых предприятий. На малые и средние банки приходится порядка 2/3 всей кредитной задолженности в регионах.
Региональные банки способствуют экономическому развитию региона, формированию региональных целевых программ социально-экономической направленности, поскольку деньги не уходят в центр, а остаются в регионе.
Именно региональные банки способны обеспечить массовое кредитование малого и среднего бизнеса, так как не ориентированы на внешние рынки и не заинтересованы в переводе дополнительной ликвидности в валюту. Они способны обеспечить развитие экономически отсталых регионов, формируя предпринимательскую среду.
Для дальнейшего функционирования региональным небольшим банкам необходимо объединение и кооперация. Это реально позволит усилить позиции регионального банковского бизнеса.
Таким образом, в современных условиях для обеспечения устойчивого и гармоничного развития регионов и эффективного функционирования регионального рынка банковского капитала необходим учет региональных различий в структуре производства, инвестиционной привлекательности региона.
Процесс управления ссудными операциями коммерческого банка представляет собой составную часть процесса управления банком в целом. Управление ссудными операциями включает в себя такие элементы как, планирование ссудных операций, организация и осуществление ссудных операций. Контроль за ссудными операциями, мотивация кредитного персонала, а также координация и взаимодействие всех названных функций.
Планирование кредитного процесса включает: установление целей, ради которых осуществляется этот процесс.
В нашей стране подход к оценке управления кредитными операциями различен в зависимости от размеров, развитости кредитных связей и сроков деятельности банка.
Политика определяет стандарты, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Хорошо проработанная кредитная политика позволяет руководству избегать излишних рисков и верно оценивать возможности развития дела.
Банк должен определить количество кредитов каждого типа. А также, какие кредиты он будет предоставлять, каким заемщикам и при каких обстоятельствах. Эти важные решения требуют, чтобы целями политики банка было поддержание оптимальных соотношений между кредитами, различными видами обязательств и собственным капиталом банка. Разумная кредитная политика способствует повышению качества кредитов.
Кредитная политика должна охватывать следующие аспекты: элементы правового регулирования; специализацию банка; ресурсную базу; степень допустимого риска; структуру кредитного портфеля; структуру обязательств по срокам.
Порядок предоставления
кредита предусматривает следую
Отношения кредитного обслуживания между банком и клиентом строятся на договорной основе. На основании этого договора осуществляется кредитование заемщика. В соответствии со ст.113 Основ гражданского законодательства договор кредитования является разновидностью договора займа.
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные данные о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение. Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. В состав пакета сопроводительных документов входят: баланс, счет прибылей и убытков за последние 3 года, отчет о движении кассовых поступлений, прогноз финансирования, налоговые декларации, бизнес-планы. Заявка поступает к кредитному работнику, который проводит беседу с руководством предприятия. Он должен точно определить уровень руководства и порядок ведения дел, обговорить тонкости выполнения обязательств[5, c. 79].
Заявку на кредит от физического лица по западному стандарту оценивают по двадцати характеристикам. Наличие счета в банке; продолжительность кредита; кредитная история клиента по ведению счета в банке и область использования кредита; сумма кредита и сумма на счетах банка; продолжительность работы на одном месте; частичная уплата от представленной суммы; семейное положение и возможности поручителей; продолжительность проживания на одном месте; финансовое состояние и возраст клиента; долги у клиента и характеристика квартиры; число прежних кредитов в банке; специальность и число лиц на содержании клиента; наличие телефона; принадлежность к жителям или гостям.
Для каждой характеристики используется от двух до одиннадцати градаций. Например, для 2 характеристики используется 10 градаций в зависимости от продолжительности кредита: градация 1 - до 6 мес.; градация 2 - от 6 до 12 мес. и т.д.
Если после интервью решено продолжить работу с клиентом, то документы передаются в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика, при этом экспертам предоставляются очень широкие полномочия.
Для получения кредита заемщики предоставляют в банк следующие документы:
Все документы, предоставленные клиентом-заемщиком. В том числе ответы на запросы банка и документы, подтверждающие перечисление средств по кредиту, помещаются в досье клиента. В досье помещается также кредитный договор и сопутствующие ему документы.
Досье хранится не менее 5 лет, после чего передается в архив.
Кредитный договор регулирует весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ, кредитный договор должен соответствовать определенным требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому в зарубежной практике существуют типовые формы кредитных договоров применительно к различным видам кредитов; в обработке структуры кредитных договоров, формулировок всех его пунктов активное участие принимают юристы. Внесение изменений или дополнений в кредитный договор осуществляется по согласованию с юристами, а для филиалов банков - с их головными учреждениями.
В соответствии со ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в требуемой форме. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для данного вида договора. А также все условия, относительно которых, по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Следуя норме права о
В экономическом отношении кредитные договора зачастую отличаются формализмом. Они не отражают специфики взаимоотношений банка с клиентом в зависимости от качества ссуды, не содержат набора эффективных мер по обеспечению целевой направленности и возвратности ссуд. В кредитных договорах практически не предусматриваются обязательства клиентов по поддержанию финансовых коэффициентов на определенном уровне; отсутствуют нормы, регулирующие формы контроля банком за финансовым положением или состоянием обеспечения у заемщика.
Согласно гражданскому законодательству договор о кредитовании должен быть заключен в письменной форме. Способом обеспечения обязательств по договору о кредитовании является: залог (любое имущество, которое может быть отчуждено залогодателем); банковская гарантия; поручительство.
Если формой обеспечения кредита являются гарантии и поручительства, то, как правило, имущественную ответственность несет третье лицо: финансово устойчивые предприятия, банки, то есть субъекты, выдавшие гарантию и поручительство. Широкое распространение имеют гарантии, выдаваемые одним банком другому, при выдаче последним кредита клиенту первого банка, если у первого банка отсутствуют свободные ресурсы или требуется крупная сумма кредита, что нарушит ликвидность баланса. При выдаче гарантии банк не утрачивает связи с клиентом. Итак, нашему клиенту ссуду выдает другой банк, а наш выдает гарантию. Эти операции находятся под контролем ЦБ РФ, который ограничил общую сумму выдаваемых коммерческому банку гарантий объемом его собственных средств. Гарантии оформляют обычно специальным документом - гарантийным письмом или надписью на векселе.
Контроль за ходом погашения ссуды и выплаты процентов по ней служит важным этапом всего процесса кредитования. Он заключается в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок.