Направления совершенствования кредитной политики и кредитного процесса в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является направления совершенствования кредитной политики и кредитного процесса в коммерческом банке.
Исходя из поставленной цели, выделяются следующие задачи данной работы:
1. Изучить сущность кредитной политики коммерческого банка.
2.Выявить факторы, определяющие формирование кредитной политики коммерческого банка.
3.Рассмотреть кредитный процесс как отражение взаимоотношений банка с клиентами .
4.Рассмотреть этапы кредитного процесса.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретические основы формирования кредитной политики коммерческого банка 6
1.1.Сущность кредитной политики коммерческого банка 6
1.2.Факторы, определяющие формирование кредитной политики коммерческого банка 9
2.Кредитный процесс в коммерческом банке 16
2.1.Кредитный процесс как отражение взаимоотношений банка с клиентами 16
2.2.Этапы кредитного процесса 22
2.3.Риски, сопровождающие кредитные отношения с клиентами и их минимизация на этапах организации кредитного процесса 25
3.Направления совершенствования кредитной политики и кредитного процесса в коммерческом банке 31
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 39

Файлы: 1 файл

план итог.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Также одной из проблем, с которой сталкиваются многие банки, заключается в том, что заявки на кредит превышают предусмотренный  законом предел величины кредита. Банк стоит перед выбором: либо заключить  удовлетворительное соглашение с банком-корреспондентом, который возьмет на себя избыточную часть ссуды, либо отказать клиенту и поставить под угрозу свои взаимоотношения с ним, которыми банк, возможно, очень дорожит.

Государственная политика по отношению к банковскому сектору в настоящее время направлена на укрупнение и централизацию капитала. Центральный Банк РФ принял решение об увеличении минимального собственного капитала кредитных организаций с 1 января 2012г. капитал коммерческого банка должен быть не менее 180 млн. рублей, а с 1 января 2015 года уже 300 млн. руб.

Поэтому в последние  годы наблюдается тенденция снижения числа кредитных организаций, в  основном за счет ухода с рынка  небольших региональных банков, а  также укрупнение государственных  и федеральных частных коммерческих банков.

Поскольку российская банковская система находится на начальной  стадии своего развития, усиление зависимости  регионов от влияния крупных финансовых структур, пришедших их центра, негативно  сказывается на формировании предпринимательской  среды в субъектах федерации. Зачастую интересы крупных кредитных учреждений отличаются от социально-экономических задач развития конкретного региона.

Роль региональных банков в активах банковской системы  достаточно высока. Еще выше значимость региональных банков в кредитовании малых предприятий. На малые и средние банки приходится порядка 2/3 всей кредитной задолженности в регионах.

Региональные банки  способствуют экономическому развитию региона, формированию региональных целевых  программ социально-экономической направленности, поскольку деньги не уходят в центр, а остаются в регионе.

Именно региональные банки способны обеспечить массовое кредитование малого и среднего бизнеса, так как не ориентированы на внешние  рынки и не заинтересованы в переводе дополнительной ликвидности в валюту. Они способны обеспечить развитие экономически отсталых регионов, формируя предпринимательскую среду.

Для дальнейшего функционирования региональным небольшим банкам необходимо объединение и кооперация. Это  реально позволит усилить позиции регионального банковского бизнеса.

Таким образом, в современных  условиях для обеспечения устойчивого  и гармоничного развития регионов и  эффективного функционирования регионального  рынка банковского капитала необходим  учет региональных различий в структуре производства, инвестиционной привлекательности региона.

 

2. Кредитный процесс в коммерческом банке

2.1 Кредитный процесс как отражение взаимоотношений банка с клиентами

Процесс управления ссудными операциями коммерческого банка  представляет собой составную часть процесса управления банком в целом. Управление ссудными операциями включает в себя такие элементы как, планирование ссудных операций, организация и осуществление ссудных операций. Контроль за ссудными операциями, мотивация кредитного персонала, а также координация и взаимодействие всех названных функций.

Планирование кредитного процесса включает: установление целей, ради которых осуществляется этот процесс.

В нашей стране подход к оценке управления кредитными операциями различен в зависимости от размеров, развитости кредитных связей и сроков деятельности банка.

Политика определяет стандарты, которыми должны руководствоваться  банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Хорошо проработанная кредитная политика позволяет руководству избегать излишних рисков и верно оценивать возможности развития дела.

Банк должен определить количество кредитов каждого типа. А также, какие кредиты он будет  предоставлять, каким заемщикам  и при каких обстоятельствах. Эти важные решения требуют, чтобы целями политики банка было поддержание оптимальных соотношений между кредитами, различными видами обязательств и собственным капиталом банка. Разумная кредитная политика способствует повышению качества кредитов.

Кредитная политика должна охватывать следующие аспекты: элементы правового регулирования; специализацию банка; ресурсную базу; степень допустимого риска; структуру кредитного портфеля; структуру обязательств по срокам.

Порядок предоставления кредита предусматривает следующие процедуры: обработку заявки на кредит; кредитный анализ; одобрение кредита; оформление кредитного дела; перечисление кредитных средств заемщику; наблюдение за кредитом.

Отношения кредитного обслуживания между  банком и клиентом строятся на договорной основе. На основании этого договора осуществляется кредитование заемщика. В соответствии со ст.113 Основ гражданского законодательства договор кредитования является разновидностью договора займа.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные данные о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение. Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. В состав пакета сопроводительных документов входят: баланс, счет прибылей и убытков за последние 3 года, отчет о движении кассовых поступлений, прогноз финансирования, налоговые декларации, бизнес-планы. Заявка поступает к кредитному работнику, который проводит беседу с руководством предприятия. Он должен точно определить уровень руководства и порядок ведения дел, обговорить тонкости выполнения обязательств[5, c. 79].

Заявку на кредит от физического  лица по западному стандарту оценивают по двадцати характеристикам. Наличие счета в банке; продолжительность кредита; кредитная история клиента по ведению счета в банке и область использования кредита; сумма кредита и сумма на счетах банка; продолжительность работы на одном месте; частичная уплата от представленной суммы; семейное положение и возможности поручителей; продолжительность проживания на одном месте; финансовое состояние и возраст клиента; долги у клиента и характеристика квартиры; число прежних кредитов в банке; специальность и число лиц на содержании клиента; наличие телефона; принадлежность к жителям или гостям.

Для каждой характеристики используется от двух до одиннадцати градаций. Например, для 2 характеристики используется 10 градаций в зависимости от продолжительности кредита: градация 1 - до 6 мес.; градация 2 - от 6 до 12 мес. и т.д. 

Если после интервью решено продолжить работу с клиентом, то документы  передаются в отдел по анализу  кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика, при этом экспертам предоставляются очень широкие полномочия.

Для получения кредита заемщики предоставляют в банк следующие  документы:

  • Устав и учредительный договор;
  • Бухгалтерскую и статистическую отчетность;
  • Бизнес-план, ТЭО и подтверждающие его документы;
  • Карточка с образцами подписей (если кредитор обслуживается в ином банке);
  • Свидетельство о регистрации предприятия;
  • Кредитную заявку;
  • Другие документы по усмотрению банка.

Все документы, предоставленные  клиентом-заемщиком. В том числе ответы на запросы банка и документы, подтверждающие перечисление средств по кредиту, помещаются в досье клиента. В досье помещается также кредитный договор и сопутствующие ему документы.

Досье хранится не менее 5 лет, после  чего передается в архив.

Кредитный договор регулирует весь комплекс взаимоотношений банка  с клиентом. Как правовой документ, кредитный договор должен соответствовать  определенным требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому в зарубежной практике существуют типовые формы кредитных договоров применительно к различным видам кредитов; в обработке структуры кредитных договоров, формулировок всех его пунктов активное участие принимают юристы. Внесение изменений или дополнений в кредитный договор осуществляется по согласованию с юристами, а для филиалов банков - с их головными учреждениями.

В соответствии со ст.432 ГК РФ договор  считается заключенным, если между  сторонами, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в  требуемой форме. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для данного вида договора. А также все условия, относительно которых, по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 

Следуя норме права о заключении договора, необходимо определить существенные условия для договора о кредитовании, поскольку признание договора не заключенным влечет за собой последствия  недействительности сделки. К существенным условиям относятся: предмет договора, цель кредитования, размер кредита, срок, на который предоставляется кредит; условия выдачи и погашения кредита, процентные ставки за пользование кредитом, способы обеспечения кредитного обязательства.

В экономическом отношении кредитные договора зачастую отличаются формализмом. Они не отражают специфики взаимоотношений банка с клиентом в зависимости от качества ссуды, не содержат набора эффективных мер по обеспечению целевой направленности и возвратности ссуд. В кредитных договорах практически не предусматриваются обязательства клиентов по поддержанию финансовых коэффициентов на определенном уровне; отсутствуют нормы, регулирующие формы контроля банком за финансовым положением или состоянием обеспечения у заемщика.

Согласно гражданскому законодательству договор о кредитовании должен быть заключен в письменной форме. Способом обеспечения обязательств по договору о кредитовании является: залог (любое имущество, которое может быть отчуждено залогодателем); банковская гарантия; поручительство.

Если формой обеспечения  кредита являются гарантии и поручительства, то, как правило, имущественную ответственность  несет третье лицо: финансово устойчивые предприятия, банки, то есть субъекты, выдавшие гарантию и поручительство. Широкое распространение имеют гарантии, выдаваемые одним банком другому, при выдаче последним кредита клиенту первого банка, если у первого банка отсутствуют свободные ресурсы или требуется крупная сумма кредита, что нарушит ликвидность баланса. При выдаче гарантии банк не утрачивает связи с клиентом. Итак, нашему клиенту ссуду выдает другой банк, а наш выдает гарантию. Эти операции находятся под контролем ЦБ РФ, который ограничил общую сумму выдаваемых коммерческому банку гарантий объемом его собственных средств. Гарантии оформляют обычно специальным документом - гарантийным письмом или надписью на векселе.

Контроль за ходом  погашения ссуды и выплаты  процентов по ней служит важным этапом всего процесса кредитования. Он заключается  в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка, оценке состояния ссуд и проведении аудиторских проверок.

2.2 Этапы кредитного процесса

Процесс предоставления банковской ссуды называется кредитным процессом или процессом кредитования. Процесс кредитования предприятий коммерческим банком включает пять основных этапов. 
Рассмотрение заявки на получение ссуды. Для получения кредита Заемщик обращается в банк с обоснованным ходатайством, в котором указывается: целевое направление кредита, его сумма, срок пользования кредитом, включая конкретные сроки погашения, предлагаемое обеспечение, а также прилагается краткая характеристика кредитуемого мероприятия и расчет экономической эффективности от его осуществления. 
Вместе с ходатайством Заемщик представляет для рассмотрения следующие материалы:

- устав  и учредительный договор;

- техникоэкономическое  обоснование кредитуемого мероприятия:  копии контрактов, договоров и  других документов, относящихся  к осуществлению этого мероприятия,  с расчетами ожидаемых поступлений, за счет которых предполагается погасить испрашиваемый кредит;

- бухгалтерские  и статистические отчеты в  динамике, включая отчеты о финансовых  результатах, декларации о доходах,  а также заключения аудиторских  организаций для подтверждения его финансового положения. 
Кроме того, предоставляются документы, подтверждающие обеспечение возврата кредита в одной или одновременно нескольких формах. Банк может потребовать от Заемщика и другие, не указанные выше документы и сведения, связанные с выдачей кредита.

Анализ  и оценка кредитоспособности заемщика, т. е. его способности погасить ссуду  и проценты по ней в соответствии с кредитным договором. При обращении заемщика 100 в банк для получения ссуды банк должен до заключения кредитного договора тщательно проанализировать его кредитоспособность, с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему кредита, определения перспективы его своевременного возврата.

Источниками анализа служат данные баланса предприятия, отчет о прибылях и убытках, кредитные заявки, информация о кредитной истории клиента. Немаловажно знать репутацию заемщика, своевременность погашения им ранее полученных ссуд и выполнения других обязательств, в том числе и в других банках. Выдаче кредита предшествует тщательная и всесторонняя оценка кредитного риска - риска неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся банку в установленный в кредитном договоре срок.

Информация о работе Направления совершенствования кредитной политики и кредитного процесса в коммерческом банке