Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Финансовый (бухгалтерский ) учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы финансового учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. И Россия не оставалась в стороне от этой деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ…………………………………………………………………………………..6
Глава 2. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета……………....................................................................................................17
Глава 3. Стандарты и инструктивные документы, регламентирующие
организацию учета, организация бухгалтерского учёта в организациях.........29
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Бухучет Курсовая 2012.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ…………………………………………………………………………………..6

Глава 2. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета……………....................................................................................................17

Глава 3. Стандарты и инструктивные документы, регламентирующие

организацию учета, организация бухгалтерского учёта  в организациях.........29

Заключение……………………………………………………………………….37

Список литературы………………………………………………………………40 Приложения……………………………………………………………………...42 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время, каждый, кто занят  предпринимательской и хозяйственной  деятельностью, должен знать необходимые  ему основы права. Деятельность организации  в хозяйственном обороте невозможна без соблюдения многочисленных норм и правил.

     В современных условиях именно от знаний бухгалтера во многом зависит функционирование и благосостояние организации. Благосостояние самого бухгалтера также напрямую зависит  от багажа знаний, которыми он располагает.

     Для того чтобы продолжать нормальную работу, бухгалтер обязан владеть правовой терминологией, знать, как применяются  и действуют нормативные акты, кто может быть субъектом хозяйственных  отношений, как совершаются сделки и заключаются договоры, что такое имущество и интеллектуальная собственность, как регулируются трудовые отношения в организации и многое другое.

     Финансовый (бухгалтерский) учет - важный элемент  финансово-экономических отношений  в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:

  • звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
  • специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

     Финансовый (бухгалтерский ) учет как система  регистрации, контроля и анализа  хозяйственной деятельности людей  зародился много тысячелетий  тому назад. Он развивался и совершенствовался  одновременно с развитием человеческого  общества. Понятия и принципы финансового учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. И Россия не оставалась в стороне от этой деятельности.

     Любое коммерческое предприятие функционирует  в двух состояниях: как замкнутая  внутренняя система и как элемент  общей экономической системы  государства.

     В этом смысле можно говорить о внутренней и внешней среде предпринимательства. Рассмотрим внешнюю предпринимательскую среду. Она характеризуется следующими элементами, существенно влияющими на деятельность предприятия:

  • экономическое состояние и обстановка в обществе;
  • политическая ситуация;
  • правовая система государства;
  • социально-культурная среда;
  • технологическая сфера;
  • физическая и географическая среда;
  • партнерская финансово-техническая сфера.

     Правовая  система государства теснейшим  образом связана с двумя вышеназванными сферами воздействия на предприятие. Наличие развитой правовой основы коммерческой деятельности в совокупности с отработанным налоговым законодательством во многом способствуют динамичной и прибыльной работе коммерческих фирм и общему экономическому подъему государства. Именно поэтому считается данная тема актуальной.

     Предметом исследования в данной работе является система нормативного регулирования такого объекта, как финансовый учет.

     Цель  данной работы состоит в следующем: раскрыть содержание нормативного регулирования  – приведение правовой системы финансового  учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

     Для достижения данной цели поставлены задачи, такие как:

     • определение основных аспектов нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета России.

     • изучение теоретических предпосылок совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета.

     • предложения возможных альтернатив  нормативного регулирования финансового (бухгалтерского) учета в РФ.

     В настоящее время складываются благоприятные  условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

     Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов финансового (бухгалтерского) учета  и отчетности.

     В профессиональном сообществе накоплены  определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

     Общее методологическое руководство осуществляется правительством РФ.

     Кроме того, существуют органы, которым федеральным законом предоставлено право разрабатывать, и утверждать определенные документы.

     Данный  вопрос прорабатывался коллективом  авторов и специалистов в области  финансового учета, среди которых: А.С.Бакаев, В.Ю. Бакшинскас, Н.Г. Волков, В.И. Мещеряков, В.А.. Кашин, Н.П.. Кондраков, И.Н. Ложников, Е.В.Орлова и другие.

     Для выполнения курсовой работы были изучены  и использованы нормативные акты, Постановления Правительства РФ ит.д. использованы материалы экономических  Интернет – форумов, статистика.

     Практическая  значимость данной работы заключается  в том, что ее можно использовать не только с теоретической но и  практической стороны, как студентами ВУЗа, так и предпринимателями.

     Для реализации поставленных в данной работе задач были использованы следующие методы:

     - монографический, статистический, аналитический  (анализ документов). 

 

    ГЛАВА 1. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ

     В связи с осуществлением мероприятий  по переходу на рыночные условия хозяйствования произошли изменения в законодательстве Российской Федерации, функциях управления органов исполнительной власти различных уровней, степени их влияния на происходящие процессы. Важную роль в этой деятельности играет бухгалтерский учет. Он впитал в себя лучшие традиции и правила зарубежной практики ведения учета, сохраняя в целом национальную систему организации бухгалтерского учета. Переход на рыночные условия экономики потребовал разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации, а также определения роли государственных органов в ее создании. Нынешняя система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней.

     Первую  группу документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организации. Особое место в этом уровне системы должен занять Федеральный закон "О бухгалтерском учете". Очень важным документом первого уровня системы является Гражданский кодекс Российской Федерации. В его первой части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи аудиторского заключения; понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий); порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридического лица. 1

     К этой же группе документов можно отнести  Федеральный закон от 24.07.2007 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

     В настоящее время разработан Налоговый  кодекс Российской Федерации, в котором  установлены особые правила организации налогового учета, принципы которого резко отличаются от традиционных принципов бухгалтерского учета. 2

     Второй  уровень системы нормативного регулирования  составят положения по бухгалтерскому учёту. В этих документах будут обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

     Такое раскрытие должно осуществляться в документах третьего уровня - методических указаниях по ведению бухгалтерского учета, в т. ч. в инструкциях, рекомендациях и т. п. К этой группе документов относятся методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя и казначейские обязательства); а также методические указаний по бухгалтерскому учету, которые разрабатываются применительно к важнейшим отраслям народного

хозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.).

     Нормативное регулирование  бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

     Нормативное регулирование бухгалтерского учета  включает:

     1) нормативное правовое регулирование  - осуществляется нормами права,  содержащимися в соответствующих  нормативных правовых актах;

     2) методическое (нормативно-техническое)  регулирование - осуществляется  методическими (техническими) нормами,  содержащимися в соответствующих  актах методического (нормативно-технического) характера.

     Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Минфина России разъяснительного характера (актам толкования).

     К нормативным правовым актам относятся: Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и нормативные правовые акты Минфина России. Акты Минфина России приобретают значение нормативных правовых после их регистрации Минюстом России и опубликовании в "Российской газете", а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации.

     В соответствии с п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования  и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров".

     Следует отметить, что согласно ст. 3 Федерального закона "О бухгалтерском учете" регулирование бухгалтерского учета может осуществляться другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые также являются нормативными правовыми актами, но ввиду их незначительного объема в настоящей статье не рассматриваются.

     Под актом методического (нормативно-технического) характера понимается акт Минфина  России, который по результатам юридической  экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), поскольку носит методический (нормативно-технический характер). Таким образом, формулировка заключения Минюста России "в государственной регистрации не нуждается" - формальный признак того, что данный акт является актом методического (нормативно-технического) характера.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ