Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Финансовый (бухгалтерский ) учет как система регистрации, контроля и анализа хозяйственной деятельности людей зародился много тысячелетий тому назад. Он развивался и совершенствовался одновременно с развитием человеческого общества. Понятия и принципы финансового учета отбирались, шлифовались и дополнялись все новыми и новыми поколениями. Все страны, эпохи, общества и государства внесли свой вклад в эту научно-практическую деятельность людей. И Россия не оставалась в стороне от этой деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ…………………………………………………………………………………..6
Глава 2. Законодательные акты, регламентирующие организацию учета……………....................................................................................................17
Глава 3. Стандарты и инструктивные документы, регламентирующие
организацию учета, организация бухгалтерского учёта в организациях.........29
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Бухучет Курсовая 2012.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

     Вторая  группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включающих инструкции по учету затрат и калькулированию  себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др.

     В системе нормативного регулирования  бухгалтерского учета рабочие документы  конкретной организации относят  к четвертой группе, к ним можно  отнести:

  • документ по учетной политике предприятия;
  • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  • графики документооборота;
  • утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
  • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

     Основы  формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации.

     В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.

     Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов. Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции. В мировой практике сложилось два подхода к установлению правил ведения бухгалтерского учета. В англо-американской системе регулирование осуществляется через профессиональные неправительственные организации. В континентально-европейской, к которой исторически относится и Россия, нормативные акты в области бухгалтерского учета издаются государственными органами власти. Последние мировые тенденции развития системы бухгалтерского законодательства отдают предпочтение профессиональному регулированию, итогом которого в 1973 г. стало создание Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Однако международные стандарты не имеют официального статуса и потому могут быть только рекомендованы к применению в конкретной стране, т.е. возможность их использования зависит от законодательного закрепления такой обязанности для субъектов хозяйствования.[ 14]

     В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в  ведении Российской Федерации,5 поэтому был разработан и принят Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране. Таким образом, «официальный» бухгалтерский учет регулируется только актами федерального уровня.[ 2].

     Основными целями законодательства о бухгалтерском  учете являются:

     • обеспечение единообразного ведения  учета имущества, обязательств и  хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

     • составление и представление  сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Закона 1996 г.).[ 2]

     Формулировка  первой цели нормативного регулирования, которую ставит перед собой законодатель, подчеркивает значимость информации, обобщаемой в системе бухгалтерского учета на макроэкономическом уровне. Единообразное ведение учета в данном контексте следует понимать, как обязанность субъектов по итогам отчетного периода формировать единые показатели. При этом обеспечение единообразия не означает унификацию и не предполагает каких-либо препятствий для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Более того, диспозитивный характер норм Федерального закона «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст. 13) позволяет организациям отступать от обязательных предписаний в случаях «когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации». Данная норма является следствием прямого заимствования основного постулата англо-американского подхода к бухгалтерскому законодательству – «истинного и справедливого представления» информации («true and fair»).[14 ].

     Вторая  цель ориентирована, в основном, на удовлетворение интересов внешних  пользователей, для которых бухгалтерский учет формирует информацию о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации. Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может разрешить все их информационные запросы в полном объеме и ориентируется на удовлетворение потребностей, являющихся общими для всех групп пользователей.

     Статья 4 Закона 1996 г. определяет, что законодательство о бухгалтерском учете распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. Отсюда любая организация, занятая предпринимательской деятельностью и зарегистрированная в установленном порядке в качестве юридического лица, подпадает под обязательное ведение бухгалтерского учета.6

     В соответствии со ст. 4 Закона 1996г. граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, выведены из-под действия законодательства о бухгалтерском учете и обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, также освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

     Общее методологическое руководство бухгалтерским  учетом в России осуществляется Правительством РФ (ст. 5 Закона 1996 г.).7

     В соответствии с действующим законодательством (ст. 3 Закона 1996г.) правовую основу бухгалтерского учета составляет многозвенная, иерархически выстроенная исходя из юридической силы и внутренней соподчиненности система источников, распространяющая свое действие на все организации, находящиеся на территории России. На данный момент действует четырех уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.8 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     При написании данной курсовой работы была поставлена цель исследования, а именно: раскрыть содержание нормативного регулирования – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

     Были  решены поставленные задачи, такие  как:

     1) изучены теоретические предпосылки совершенствования нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

     Этими предпосылками являются:

    • неприемлемость существовавшей ранее системы бухгалтерского учета в новых условиях хозяйствования;
    • выход предприятий на международные рынки;
    • несовершенство налогового законодательства;
    • резкое расширение функций, выполняемых бухгалтерским учетом;
    • несовершенство балансовой информации;
    • отсутствие системы управления и регулирования бухгалтерского учета.

     2) определены основные аспекты нормативного регулирования бухгалтерского учета России.

    • формирование нормативной базы (стандартов);
    • методическое обеспечение (инструкций, методических указаний, комментариев);

     3) исследованы существующие международные стандарты бухгалтерского учета и возможности их применения при реформировании бухгалтерского учета.

     Были  проанализированы континентальное  и англо-американо- голландская модели бухгалтерского учета и выявлена, наиболее приемлемая к российской практике бухгалтерского учета, германская модель.

     4) проведено исследование методом сравнительного анализа способов перенесения стоимости основных средств нематериальных активов на себестоимость продукции.

     Обобщая все выше сказанное, можно сделать  следующий вывод:

     К нормативной базе бухгалтерского учета  относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов; на основании которых составляется бизнес-план, ведется начисление в фонды, отчисление налогов и выполняются другие расчеты. К ним относятся правовые, материальные, трудовые, денежные нормативы и нормативы отчислений в фонды и налоги.

     В России продолжается работа по совершенствованию  нормативной базы бухгалтерского учета  и отчетности во исполнение Программы  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.

     В результате в фактически сложившейся  системе нормативного регулирования  бухучета разные виды актов (нормативные  правовые, нормативные и методического  обеспечения) практически "перемешались" между собой, что создает соответствующие проблемы (противоречия, неясности) в регулировании бухгалтерского учета.

     Для качественного преодоления возникшей  ситуации необходимо внести изменения  в Федеральный закон "О бухгалтерском  учете". Прежде всего, дополнить его так называемыми коллизионными нормами, т.е. нормами определяющими порядок разрешения противоречий между разными видами актов, регулирующих бухгалтерский учет.

     Цель  преобразований системы отечественного бухгалтерского учета - привести ее в соответствие с требованиями рыночной экономики, а информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, - с требованиями, установленными международными стандартами финансовой отчетности. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней.

     1 уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления  Правительства, регламентирующие  прямо или косвенно организацию  и ведение бухгалтерского учета  в организации;

     2 уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

     3 уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии,  письма Министерства финансов  РФ и других ведомств;

     4 уровень - рабочие документы по  бухгалтерскому учету самой организации.

     Основы  построения системы бухгалтерского учета определяются Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России, которая одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету  при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.[13 ]. 

 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция  РФ, 12.12.1993г.

2. Закон  РФ «О бухгалтерском учете»  № 129-ФЗ от 21 ноября 1996г. (с изменениями  от 30.06.2003г.).

3. Положения  по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/2008) (утв. приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. N 167)

4. Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации (утв. приказом  Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).

5. Положение  по бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации" ПБУ  1/2008.

6. Положение  по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская  отчетность организации" ПБУ  4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99").

7. Положение  по бухгалтерскому учету "Учет  активов и обязательств, стоимость  которых выражена в иностранной  валюте" ПБУ 3/2006" (утв. приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. N 2н).

8. Положение  по бухгалтерскому учету "Информация  об аффилированных лицах" ПБУ  11/2000 (утв. приказом Минфина РФ  от 13 января 2000 г. N 5н с изм. и  доп. от 30 марта 2001 г).

9. Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2010 (утв. приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. N 11н).

10. Положение  по бухгалтерскому учету "Учет  государственной помощи" ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 92н)

11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н, с изм. и доп. от 7 мая 2003 г.).

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ