Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:06, контрольная работа
Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
Потребность в выработке общих принципов и требований к бухгалтерскому учету и возможности осуществления контроля за их выполнением обуславливает необходимость формирования системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Так как регулированию подлежат вопросы разной степени сложности, система регулирования бухгалтерского учета должна быть многоступенчатой - на более высоких уровнях устанавливаются общие принципы, на более низких - эти принципы детализируются.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА……..4
Закон РФ о бухгалтерском учете……………………………………………………………….7
Положения бухгалтерского учета……………………………………………………………....7
Основные требования к ведению бухгалтерского учета…………………………………….14
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ МИНФИНА РОССИИ………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...……….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА……..4
Закон РФ о бухгалтерском
учете……………………………………………………………….
Положения бухгалтерского учета……………………………………………………………..
Основные требования к ведению бухгалтерского учета…………………………………….14
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ МИНФИНА РОССИИ………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Ведение бухгалтерского учета в России осуществляется в соответствии с различными нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.
Потребность в выработке
общих принципов и требований
к бухгалтерскому учету и возможности
осуществления контроля за их выполнением
обуславливает необходимость
Так как регулированию
подлежат вопросы разной степени
сложности, система регулирования
бухгалтерского учета должна быть многоступенчатой
- на более высоких уровнях
От знания законов, содержания нормативных документов, регулирующих бухгалтерский учет, зависит достоверность бухгалтерской отчетности и как, следствие, успех фирмы. В связи с этим вызывает интерес рассмотрение современного состояния и перспектив развития нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. С момента введения в действие Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно по сути дела говорить о начале формирования подотрасли права - системы законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Принятие Закона способствовало «уравниванию в правах» норм бухгалтерского учета с нормами других отраслей права, повышению статуса норм бухгалтерского учета, поставило бухгалтерский учет на одну ступень с налогообложением, которое изначально формировалось на основе федеральных законов.
1. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Действующие нормы основаны
на единообразии ведения бухгалтерского
учета имущества, обязательств и
хозяйственных операций, составлении
и представлении сопоставимой и
достоверной информации об имущественном
положении, доходах и расходах организации,
необходимой пользователям
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на государственном уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов, которое осуществляет разработку и утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации.
Другие органы, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.
Одни из утверждаемых нормативных актов обязательны к применению (законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В настоящее время в
отечественной практике учета сложилась четырехуровнев
1-й уровень - законодательные
акты, указы Президента РФ и
постановления правительства,
2-й уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3-й уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;
4-й уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.
Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным актом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
К первому уровню системы
также следует отнести
Федеральный закон «О бухгалтерском
учете» занимает центральное место
в системе нормативного регулирования
бухгалтерского учета и отчетности,
поскольку: определяет юридический
статус норм бухгалтерского учета для
коммерческих и некоммерческих организаций,
закрепляет обязанность юридических
лиц по ведению бухгалтерского учета,
определяет ответственность за организацию
учетной работы. В Законе дано определение
бухгалтерского учета, названы его
объекты (имущество организации, ее
обязательства и хозяйственные
операции), обозначены задачи бухгалтерского
учета, приведены основные понятия,
используемые в бухгалтерском учете
(синтетический и
В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» изложены требования к ведению бухгалтерского учета в организациях, к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен учетными стандартами.
Учетный стандарт представляет собой свод основных правил, устанавливающих порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности.
Основным нормативным документом второго уровня является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н. Данный документ конкретизирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и занимает по своей значимости второе место.
Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:
- название и номер ПБУ;
- сфера применения
- основные определения и понятия по соответствующему объекту учета;
- способы оценки, применяемые по данному объекту;
- порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта
учета;
-данные, подлежащие раскрытию
в составе информации по
В системе нормативного регулирования
План счетов относится к документам
второго уровня. В практической деятельности
бухгалтерских служб Плану
План счетов бухгалтерского
учета представляет собой систему
регистрации и группировки
План счетов и Инструкция
по его применению утверждены приказом
Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. На
основании Плана счетов и Инструкции
по его применению организации утверждают
рабочий план счетов бухгалтерского
учета, содержащий полный перечень синтетических
и аналитических счетов (включая
субсчета). Для учета специфических
операций организации могут по согласованию
с Минфином России вводить в План
счетов дополнительные синтетические
счета, используя свободные коды
счетов. Субсчета, предусмотренные
в Плане счетов, используются организацией
исходя из требований управления организацией,
анализа, контроля и отчетности. Организация
может при необходимости
Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документамтретьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, с учетом отраслевых и иных особенностей.
Основными нормативными документами третьего уровня являются:
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 г. №49;
- Методические указания
по бухгалтерскому учету
- Методические указания
по бухгалтерскому учету
- Методические указания
по бухгалтерскому учету
В системе нормативного регулирования
бухгалтерского учета рабочие документы
конкретной организации относят
к четвертому уровнюнормативно-
Основными рабочими документами конкретной организации являются:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем
формы первичных учетных
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем
рабочий план счетов
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».
Учетная политика организации
формируется главным
Закон РФ о бухгалтерском учете
Основным законодательным актом, регулирующим организацию и ведение бухгалтерского учета, является Закон о бухгалтерском учете.
Закон о бухгалтерском учете регулирует следующие вопросы:
* определяет объекты и
основные задачи
* устанавливает права
и обязанности должностных лиц
организаций за организацию
* устанавливает общие принципы оценки имущества и обязательств организации;
* устанавливает сроки
и общие требования к
* определяет сроки, адреса
и порядок представления
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерского учета