Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 10:20, реферат

Описание работы

Реформа системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных факторов и обстоятельств, характерных для переходного периода развития экономики страны. Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1.Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности …………………………………………………………………………………….4
1.1 .Закон о бухгалтерском учете……………………………………………..5
1.2.Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации………………………………………..7
1.3.Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций……………12
1.4.План счетов бухгалтерского учета……………………………………..15
1.5.Пояснительная записка………………………………………………….18
2.Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»…………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………24
Список используемой литературы…………………………………………26

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.59 Кб (Скачать файл)

В разделе IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.

В разд. V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разд. VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

Приведем перечень действующих российских ПБУ.

ПБУ 1/98 – "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н.

ПБУ 2/94 - "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", утвержденное приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167.

ПБУ 3/2000 - "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденное приказом Минфина России от 10 января 2000 г. № 2н.

ПБУ 4/99 - "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

ПБУ 5/01 - "Учет материально-производственных запасов", утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.

ПБУ 6/01 - "Учет основных средств", утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

ПБУ 7/98 - "События после отчетной даты", утвержденное приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 56н.

ПБУ 8/01 - "Условные факты хозяйственной деятельности", утвержденное приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н.

ПБУ 9/99 - "Доходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н.

ПБУ 10/99 - "Расходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

ПБУ 11/2000 - "Информация об аффилированных лицах", утвержденное приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н.

ПБУ 12/2000 - "Информация по сегментам", утвержденное приказом Минфина России от 27 января 2000 г. № 11н.

ПБУ 13/2000 - "Учет государственной помощи", утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н.

ПБУ 14/2000 - "Учет нематериальных активов", утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н.

ПБУ 15/01 - "учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию", утвержденное приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н.

ПБУ 16/02 - "Информация по прекращаемой деятельности", утвержденное приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н.

ПБУ 17/02 - "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно конструкторские и технологические работы", утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 115н.

ПБУ 18/02 - "Учет расчетов по налогу на прибыль", утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

ПБУ 19/02 - "Учет финансовых вложений", утвержденное приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н.

ПБУ 20/03 - "Информация об участии в совместной деятельности", утвержденное приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. № 105н.

Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.

Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер.

Международные стандарты разрабатываются комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Он создан с целью выработки единого международного языка общения бухгалтеров и пользователей отчетности. Кол-во стандартов пост меняется.

Стандарты не указывают предприятиям, какие выбирать счета, какую форму учета, какие составлять первичные документы и т.д., они не являются правилами ведения финансового учета. Международные стандарты финансовой отчетности построены таким образом, что выбор конкретного правила всегда обусловлен общепризнанными правилами учета, которые положены в основу составления финансовой отчетности. В соответствии с принципами целью составления финансовой отчетности является предоставление информации о финансовом положении и о результатах деятельности, а также об изменениях в финансовом положении широкому кругу пользователей.

Элементами финансовой отчетности МСФО являются:

• Баланс (активы, обязательства, капитал);

• Отчет о прибылях и убытках (доходы, расходы).

Методы оценки:

• фактическая стоимость приобретения;

• восстановительная стоимость;

• возможная цена продажи;

• дисконтированная стоимость.

При рассмотрении различных учетных систем выделяют 3 учетные группы:

1) британско-американская;

2) континентальная;

3) латиноамериканская (южноамериканская).

- Британско-американская (США, Канада, Индия):

а) ориентация финансовой отчетности на нужды инвестора;

б) регламентирование финансовой отчетности небольшим числом стандартов;

в) свобода учетных работников в технике ведения учета (отсутствие плана счетов, обязательной формы первичных документов, формы ведения учета).

- Континентальная (Германия, Франция):

- учетная система ориентирована  на правительственные органы, тесная  связь между бухгалтерским и  налоговым учетом.

- Латиноамериканская:

- ориентация на требования  плановых органов.

Приведем перечень Международных стандартов финансовой отчетности в порядке следования номеров стандартов.

 

Таблица 1. Международные стандарты финансовой отчетности

№ п/п

Наименование стандарта на русском языке

МСФО 1

Представление финансовой отчетности

МСФО 2

Запасы

МСФО 3

Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 27 и МСФО 28

МСФО 4

Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО16 и МСФО 38

МСФО 5

Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 1

МСФО 6

Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 15

МСФО 7

Отчеты о движении денежных средств

МСФО 8

Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки

МСФО 9

Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 38

МСФО 10

События, происшедшие после составления баланса

МСФО 11

Договоры на строительство

МСФО 12

Налоги на прибыль

МСФО 13

Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 1

МСФО 14

Сегментная отчетность

МСФО 15

Информация, отражающая влияние изменения цен

МСФО 16

Основные средства

МСФО 17

Аренда

МСФО 18

Выручка

МСФО 19

Вознаграждение работникам

МСФО 20

Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи

МСФО 21

Влияние изменений валютных курсов

МСФО 22

Объединение компаний

МСФО 23

Затраты по займам

МСФО 24

Раскрытие информации о связанных сторонах

МСФО 25

Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 40

МСФО 26

Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)

МСФО 27

Консолидированная и отдельная финансовая отчетность

МСФО 28

Инвестиции в ассоциированные организации

МСФО 29

Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции

МСФО 30

Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов

МСФО 31

Участие в совместной деятельности

МСФО 32

Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации

МСФО 33

Прибыль на акцию

МСФО 34

Промежуточная финансовая отчетность

МСФО 35

Прекращаемая деятельность

МСФО 36

Обесценение активов

МСФО 37

Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

МСФО 38

Нематериальные активы

МСФО 39

Финансовые инструменты: признание и оценка

МСФО 40

Инвестиционная недвижимость

МСФО 41

Учет в сельском хозяйстве


 

 

1.3.Методические  указания, инструкции, рекомендации  и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций

Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.

Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами.

Данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.

Первая группа включает:

- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. №18);

- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20 июля 1998г. №33н (в ред. Приказа Минфина России от 23 марта 2000г. №32н);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49;

- Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от21 марта 2000г. №29н;

- План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. №94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003г. №38н);

- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002г. № 135н.

Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включающих инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе, к ним можно отнести:

- документ по учетной политике предприятия;

- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации.

В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.

Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.

Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

 

1.4.План счетов  бухгалтерского учета

В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно - правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

С 1 января 2001 г. в России действуют новые План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н.

План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно - правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в России