Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 10:20, реферат
Реформа системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных факторов и обстоятельств, характерных для переходного периода развития экономики страны. Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.
Введение………………………………………………………………………….2
1.Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности …………………………………………………………………………………….4
1.1 .Закон о бухгалтерском учете……………………………………………..5
1.2.Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации………………………………………..7
1.3.Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций……………12
1.4.План счетов бухгалтерского учета……………………………………..15
1.5.Пояснительная записка………………………………………………….18
2.Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»…………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………24
Список используемой литературы…………………………………………26
В разделе IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.
В разд. V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.
В разд. VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.
Приведем перечень действующих российских ПБУ.
ПБУ 1/98 – "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н.
ПБУ 2/94 - "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", утвержденное приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г. № 167.
ПБУ 3/2000 - "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденное приказом Минфина России от 10 января 2000 г. № 2н.
ПБУ 4/99 - "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.
ПБУ 5/01 - "Учет материально-производственных запасов", утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.
ПБУ 6/01 - "Учет основных средств", утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.
ПБУ 7/98 - "События после отчетной даты", утвержденное приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 56н.
ПБУ 8/01 - "Условные факты хозяйственной деятельности", утвержденное приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н.
ПБУ 9/99 - "Доходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н.
ПБУ 10/99 - "Расходы организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
ПБУ 11/2000 - "Информация об аффилированных лицах", утвержденное приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н.
ПБУ 12/2000 - "Информация по сегментам", утвержденное приказом Минфина России от 27 января 2000 г. № 11н.
ПБУ 13/2000 - "Учет государственной помощи", утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н.
ПБУ 14/2000 - "Учет нематериальных активов", утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н.
ПБУ 15/01 - "учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию", утвержденное приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н.
ПБУ 16/02 - "Информация по прекращаемой деятельности", утвержденное приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н.
ПБУ 17/02 - "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно конструкторские и технологические работы", утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 115н.
ПБУ 18/02 - "Учет расчетов по налогу на прибыль", утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.
ПБУ 19/02 - "Учет финансовых вложений", утвержденное приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н.
ПБУ 20/03 - "Информация об участии в совместной деятельности", утвержденное приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. № 105н.
Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета.
Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер.
Международные стандарты разрабатываются комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Он создан с целью выработки единого международного языка общения бухгалтеров и пользователей отчетности. Кол-во стандартов пост меняется.
Стандарты не указывают предприятиям, какие выбирать счета, какую форму учета, какие составлять первичные документы и т.д., они не являются правилами ведения финансового учета. Международные стандарты финансовой отчетности построены таким образом, что выбор конкретного правила всегда обусловлен общепризнанными правилами учета, которые положены в основу составления финансовой отчетности. В соответствии с принципами целью составления финансовой отчетности является предоставление информации о финансовом положении и о результатах деятельности, а также об изменениях в финансовом положении широкому кругу пользователей.
Элементами финансовой отчетности МСФО являются:
• Баланс (активы, обязательства, капитал);
• Отчет о прибылях и убытках (доходы, расходы).
Методы оценки:
• фактическая стоимость приобретения;
• восстановительная стоимость;
• возможная цена продажи;
• дисконтированная стоимость.
При рассмотрении различных учетных систем выделяют 3 учетные группы:
1) британско-американская;
2) континентальная;
3) латиноамериканская (южноамериканская).
- Британско-американская (США, Канада, Индия):
а) ориентация финансовой отчетности на нужды инвестора;
б) регламентирование финансовой отчетности небольшим числом стандартов;
в) свобода учетных работников в технике ведения учета (отсутствие плана счетов, обязательной формы первичных документов, формы ведения учета).
- Континентальная (Германия, Франция):
- учетная система ориентирована на правительственные органы, тесная связь между бухгалтерским и налоговым учетом.
- Латиноамериканская:
- ориентация на требования плановых органов.
Приведем перечень Международных стандартов финансовой отчетности в порядке следования номеров стандартов.
Таблица 1. Международные стандарты финансовой отчетности
№ п/п |
Наименование стандарта на русском языке |
МСФО 1 |
Представление финансовой отчетности |
МСФО 2 |
Запасы |
МСФО 3 |
Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 27 и МСФО 28 |
МСФО 4 |
Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО16 и МСФО 38 |
МСФО 5 |
Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 1 |
МСФО 6 |
Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 15 |
МСФО 7 |
Отчеты о движении денежных средств |
МСФО 8 |
Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки |
МСФО 9 |
Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 38 |
МСФО 10 |
События, происшедшие после составления баланса |
МСФО 11 |
Договоры на строительство |
МСФО 12 |
Налоги на прибыль |
МСФО 13 |
Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 1 |
МСФО 14 |
Сегментная отчетность |
МСФО 15 |
Информация, отражающая влияние изменения цен |
МСФО 16 |
Основные средства |
МСФО 17 |
Аренда |
МСФО 18 |
Выручка |
МСФО 19 |
Вознаграждение работникам |
МСФО 20 |
Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи |
МСФО 21 |
Влияние изменений валютных курсов |
МСФО 22 |
Объединение компаний |
МСФО 23 |
Затраты по займам |
МСФО 24 |
Раскрытие информации о связанных сторонах |
МСФО 25 |
Больше не действует. Стандарт заменен на МСФО 40 |
МСФО 26 |
Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам) |
МСФО 27 |
Консолидированная и отдельная финансовая отчетность |
МСФО 28 |
Инвестиции в ассоциированные организации |
МСФО 29 |
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции |
МСФО 30 |
Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов |
МСФО 31 |
Участие в совместной деятельности |
МСФО 32 |
Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации |
МСФО 33 |
Прибыль на акцию |
МСФО 34 |
Промежуточная финансовая отчетность |
МСФО 35 |
Прекращаемая деятельность |
МСФО 36 |
Обесценение активов |
МСФО 37 |
Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы |
МСФО 38 |
Нематериальные активы |
МСФО 39 |
Финансовые инструменты: признание и оценка |
МСФО 40 |
Инвестиционная недвижимость |
МСФО 41 |
Учет в сельском хозяйстве |
1.3.Методические
указания, инструкции, рекомендации
и другие аналогичные
Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.
Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами.
Данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.
Первая группа включает:
- Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. №18);
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20 июля 1998г. №33н (в ред. Приказа Минфина России от 23 марта 2000г. №32н);
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49;
- Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина России от21 марта 2000г. №29н;
- План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000г. №94н (в ред. приказа Минфина России от 7 мая 2003г. №38н);
- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26 декабря 2002г. № 135н.
Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включающих инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др.
В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе, к ним можно отнести:
- документ по учетной политике предприятия;
- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
- графики документооборота;
- утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;
- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации.
В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.
Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.
Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.
1.4.План счетов бухгалтерского учета
В системе нормативного регулирования План счетов занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно - правового характера. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
С 1 января 2001 г. в России действуют новые План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н.
План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно - правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.
Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в России