Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 10:20, реферат

Описание работы

Реформа системы бухгалтерского учета подвержена влиянию объективных факторов и обстоятельств, характерных для переходного периода развития экономики страны. Существенным объективным фактором, влияющим на процесс реформирования бухгалтерского учета, является его административный характер: высокая степень государственной регламентации бухгалтерского учета, а также выполнение функции обеспечения постоянно меняющихся фискальных интересов государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
1.Нормативное регулирование формирования бухгалтерской отчетности …………………………………………………………………………………….4
1.1 .Закон о бухгалтерском учете……………………………………………..5
1.2.Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации………………………………………..7
1.3.Методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций……………12
1.4.План счетов бухгалтерского учета……………………………………..15
1.5.Пояснительная записка………………………………………………….18
2.Основные нормативные предписания, предусмотренные ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»…………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………24
Список используемой литературы…………………………………………26

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.59 Кб (Скачать файл)

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета.

Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.

В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов - в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте.

І раздел. Внеоборотные активы. Основные средства и другие долгосрочные вложения. Включает счета, на которых ведется учет основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений, оборудования к установке, капитальных вложений.

ІІ раздел. Производственные запасы. Объединяет счета для учета предметов труда. В него включены счета для учета материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, заготовления и приобретения материалов, отклонений в стоимости материалов.

ІІІ. раздел. Затраты на производство Представлен счетами предназначенными для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Этот раздел представлен счетами для учета затрат в основном и вспомогательном производствах, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, брака в производстве, выпуска продукции, работ и услуг.

ІV раздел. Готовая продукция. Включает счета для учета продуктов труда (готовая продукция, товары отгруженные, коммерческие расходы, реализация товаров).

V раздел. Денежные средства. Объединяет счета для учета  денежных средств предприятия (касса, расчетный счет и т.д.).

VІ раздел. Расчеты. Включает  счета для учета дебиторской  и кредиторской задолженности (расчеты  с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками по  авансам выданным и т.д.).

VІІ раздел. Капитал и  резервы. Включает счета для учета  собственных источников формирования  средств (уставный капитал, резервный  капитал, добавочный капитал).

VІІІ раздел. Финансовые  результаты. Представлен счетами, предназначенными для учета финансового результата и текущего использования прибыли (прибыли и убытки, использование прибыли, доходы будущих периодов).

Таким образом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отражено по разделам по принципу ликвидности - от трудно реализуемого к легко реализуемому.

Обязательства организации отражены в разделе VI. В последующих разделах отражены капитал и финансовые результаты организации (разд. VII, VIII).

Забалансовые счета нужны для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении. У забалансовых счетов шифр трехзначный.

001 Арендованные основные  средства; 002 Товарно-материальные ценности  принятые на ответственное хранение; 003 Материалы, принятые в переработку; 004 Товары, принятые на комиссию; 005 Оборудование, принятое для монтажа; 006 Бланки строгой отчетности; 007 Списанная в убыток задолженность  неплатежеспособных дебиторов; 008 Обеспечения  обязательств и платежей полученные; 009 Обеспечения обязательств и  платежей выданные и т.д.

 

 

1.5.Пояснительная  записка

Пояснительная записка - это самостоятельная часть бухгалтерской отчетности (п.5 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"), но почему-то ей традиционно не уделяется должного внимания, хотя от достоверности информации, содержащейся в ней, напрямую зависит то, какие выводы сделают заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности о предприятии.

Как правило, пояснительная записка составляется к годовому отчету. Но в случае необходимости раскрытия дополнительной информации для внутренних или внешних пользователей можно составлять пояснительную записку и к промежуточной отчетности. Это может быть сделано по требованию учредителей, в силу отдельных законодательных актов либо по инициативе организации (п.49 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации").

Составлять пояснительную записку должны все организации, кроме бюджетных; общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг, п.2 ст.13 Закона о бухгалтерском учете); субъектов малого предпринимательства, не обязанных проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ (п.3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07. 2003 № 67н). Имеют право не вести бухгалтерский учет и не представлять пояснительную записку организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Это предусмотрено пунктом 3 статьи 4 Закона о бухгалтерском учете.

Если у фирмы имеются дочерние и зависимые общества, то нужно составить сводную отчетность и пояснительную записку к ней (п.91 Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина России от 29.07. 1998 № 34н).

Подписывается пояснительная записка руководителем и главным бухгалтером организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Если фирма обязана проходить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности, но не составила пояснительную записку, в аудиторском заключении будет написано, что бухгалтерская отчетность составлена не в полном объеме. Что касается штрафов, то максимум, насколько могут оштрафовать фирму - это 50 рублей по статье 126 НК РФ. А главбуху может грозить штраф от 300 до 500 рублей по статье 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В отличие от других форм бухгалтерской отчетности (№№ 1 - 6) шаблоны или какие-либо рекомендуемые формы пояснительной записки в нормативном порядке не утверждались. Она составляется в произвольной форме, но ряд положений по бухгалтерскому учету содержит требования о представлении в ней определенной информации.

Основные требования к содержанию пояснительной записки изложены в пункте 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете. Существует объем информации, которую представляет в записке любая организация. Обязательно представляются основные сведения об организации и ее собственниках, информация об основных положениях применяемой учетной политики, даются краткая характеристика деятельности, пояснения к существенным статьям бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, приводятся решения учредителей о распределении прибыли.

Существует информация, которая в Пояснительной записке представляется не всеми организациями, а только теми, у которых есть некоторые особенности в деятельности. Например, нигде в других формах отчетности, а только исключительно в составе пояснительной записки представляется информация об аффилированных лицах, информация по сегментам и информация по прекращаемой деятельности. Но она представляется только теми организациями, которые имеют несколько видов деятельности или ведут ее в нескольких регионах, намерены часть деятельности прекратить или имеют аффилированных лиц. Раздел "Информация о событиях после отчетной даты" заполняется, только если в следующем наступившем году произошли события, которые существенно отразились на финансовом положении организации. Такой же спецификой обладает и раздел "Информация об условных фактах хозяйственной деятельности".

Некоторые организации в силу своей специфики (например, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, эмитирующие ценные бумаги и т.п.) должны представлять бухгалтерскую отчетность по определенным правилам. Тогда в пояснительную записку включаются разделы, отражающие специфические показатели деятельности организации.

Каждая организация самостоятельно определяет объем информации, а также форму ее подачи: в виде текста, таблиц, схем, диаграмм и т.п. (п.1 и 3 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07. 2003 № 67н).

 

2.Основные нормативные  предписания, предусмотренные ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»

ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Положение включает четыре раздела:

І. Общие положения;

II. Формирование учетной  политики;

III. Раскрытие учетной  политики;

IV. Изменение учетной политики.

В разд. I "Общие положения" дано определение учетной политики и указана сфера его применения.

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

Раздел II "Формирование учетной политики". Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований.

Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении деятельности.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Раздел III "Раскрытие учетной политики". Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся следующие способы:

- амортизация основных средств, нематериальных и иных активов;

- оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

- признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Раздел IV "Изменение учетной политики". Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в России