Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России и в международной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России и в международной практике.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть Российские стандарты финансовой отчетности;
- раскрыть международные аспекты финансовой отчетности;
- рассмотреть характеристику международного бухгалтерского учета;
- определить особенности и причины отличий Российских стандартов финансовой отчетности от международных;
- рассмотреть процесс внедрения МСФО в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Концепция и стандарты финансового учета в РФ…………………………..6
1.1. Понятие и значение бухгалтерской финансовой отчетности………6
1.2. Нормативное регулирование финансовой отчетности……………..8
2. Национальные и международные стандарты финансовой отчетности……16
2.1. Общие принципы международных стандартов
2.2. Краткая характеристика международных стандартов
2.3. Отличия Российской и западной практики учета
3. Совершенствование нормативного регулирования порядка составления и предоставления бухгалтерской финансовой отчетности в России…………..27
Заключение………………………………………………………………………38
Библиографический список…………

Файлы: 1 файл

МОЙ2222.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

 

 

Кафедра учета и налогообложения

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Бухгалтерская финансовая отчетность»

На тему: Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России и в международной практике

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка  4  курса

Волкова  Полина   Александровна            

Группа БХ-71, шифр bx-07-001

База курсовой работы:

 ЗАО «Клуб «Отдых»»                          

Руководитель:         

              _______________________________                            

      _______________________________

      _______________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Концепция и стандарты финансового учета в РФ…………………………..6

1.1. Понятие и значение бухгалтерской финансовой отчетности………6 

1.2. Нормативное регулирование финансовой  отчетности……………..8

2. Национальные и международные  стандарты финансовой отчетности……16

2.1. Общие принципы международных  стандартов

2.2. Краткая характеристика международных стандартов

2.3. Отличия Российской и западной практики учета

3. Совершенствование нормативного  регулирования порядка составления  и предоставления бухгалтерской  финансовой отчетности в России…………..27

Заключение………………………………………………………………………38

Библиографический список…………………………………………………….41

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бухгалтерский учет нередко называют языком бизнеса. И это действительно так, в бухгалтерском учете и отчетности обобщаются результаты деятельности и текущее состояние каждого предприятия.

Переход к рыночным отношениям и включение российской экономики в мировые хозяйственные отношения выдвинули в число актуальных вопрос совершенствования бухгалтерского учета и его приближения к международным  стандартам  финансовой  отчетности.

Западные страны считают,  что  бухгалтерский учет  и  отчетность  в  России не отвечают международным стандартам, концепциям, постулатам и  принципам  бухгалтерского  учета,  принятым  в  странах  с  развитой рыночной  экономикой.  В  то  же  время  в  мире   трудно  найти  хотя  бы одну  страну, которая  построила бы свою  национальную систему  бухгалтерского учета, основываясь полностью только на международных стандартах.  Чаще  всего это компромисс между международными стандартами бухгалтерского учета и особенностями национальных бухгалтерских школ тех стран, представители которых участвуют в разработке международных стандартов.

Последнее время мнения специалистов по поводу использования международных стандартов в бухгалтерском учете России расходятся. Их можно условно разделить на три направления:

• первое - рекомендовать целиком и полностью использование международных стандартов  в  бухгалтерском  учете;

• второе - отказаться вообще от использования международных стандартов и разработать только свои национальные, российские;

• третье - разработать российские стандарты путем приспособления международных  стандартов  к  национальным  бухгалтерским  требованиям.

Как показывает практика, последнее мнение в России считается наиболее правильным. Это обуславливается следующими причинами:

Во-первых, следует принять во внимание национальные традиции, накопленный  положительный  опыт  бывшего  СССР  и  России в организации и ведении бухгалтерского учета, а также нормативные документы, не противоречащие  международным стандартам учета.

Во-вторых, в настоящее  время, в  России   капитализм считается построенным, однако, как утверждает большинство либеральных интеллектуалов - «не тот капитализм», поэтому переносить и использовать западные категории капитализма (в том числе и стандарты) в России не всегда возможно. 1

Следовательно, при   разработке стандартов бухгалтерского учета    в России необходимо учитывать специфику финансовой и денежно-кредитной системы, особенности налогообложения, структурные соотношения  различных форм собственности, состояние экономики страны и т.д.

Межведомственная  правительственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой  отчетности  во  исполнение  Программы  реформирования  бухгалтерского  учета в  соответствии с международными стандартами  финансовой  отчетности подготовила  ряд  стандартов.

В последние годы  часть  из  них  опубликована  в виде  положений.  В качестве примеров  можно привести   Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в  РФ, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», Положение  по  учету основных средств,  Положение   по бухгалтерскому  учету «Учет   материально-производственных запасов», Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты»,  Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности», Положения по бухгалтерскому учету «Доходы   организации»  и «Расходы организации» и т.д.

Цель курсовой работы – изучить нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России и в международной практике.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть Российские стандарты финансовой отчетности;

- раскрыть международные аспекты финансовой отчетности;

- рассмотреть характеристику международного бухгалтерского учета;

- определить особенности и причины отличий Российских стандартов финансовой отчетности от международных;

- рассмотреть процесс внедрения МСФО в России.

 

 

 

 

 

 

 

1. Концепции и стандарты  финансового учета в РФ

1.1. Понятие и значение  бухгалтерской финансовой отчетности

В этом параграфе будет рассмотрен вопрос о понятии и назначении бухгалтерской финансовой отчетности и ее основные цели, которые помогают предпринимателю.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результате ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.2 Иными словами бухгалтерская (финансовая) отчетность является источником информации об имущественном положении и финансовых результатах организации.

Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом статистическом учете, для анализа деятельности предприятия, планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности. Если следовать второму определению бухгалтерской финансовой отчетности, которое было дано выше, целью бухгалтерской отчетности – предоставление пользователям своевременной, полной и достоверной информации.

Пользователи бухгалтерской отчётности делятся на внутренних и внешних.

К внешним относятся:

-инвесторы;

-поставщики и покупатели;

-кредиторы;

-различные юридические и физические лица, предоставившие займы организации;

-государственные органы и другие.

К внутренним пользователям относятся:

- администрация организации;

- ее работники и другие пользователи.

Потребности пользователей информации различны. Информационные потребности зависят от категории пользователя.

Собственники заинтересованы, как используются средства, которые они доверили организации.

Инвесторы заинтересованы в информации о доходности организации.

Коммерческие клиенты - поставщики и покупатели заинтересованы в информации о стабильности связей организации, ее способности полно и своевременно осуществлять расчеты и выполнять контрактные обязательства.

Государственные органы интересует информация об уплате налогов, объеме производства, для формирования данных о ВВП.

Работники организации заинтересованы в её стабильности, в информации об уровне заработной платы в системе премиальных вознаграждений и социальных льгот.

Администрация организации использует данные бухгалтерской отчётности для анализа  и выработки управленческих решений.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод что, финансовая отчетность помогает предпринимателям наиболее эффективно управлять хозяйственной деятельностью, удовлетворять запросы потребителей продукции, выполнять работы и оказывать услуги, оценить положение предприятия на рынке.

Так же для правильного составления финансовой отчетности следует не забывать про логику построения отчетности, которое определяется, прежде всего, необходимостью дать развернутую характеристику экономического и финансового потенциала организации и эффективности его использования. Часто финансовое состояние называют анализом баланса, так как значение данного баланс настолько велико. И это дает возможность:

  • получить значительный объем информации о предприятии;
  • определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами;
  • установить, за счет, каких статей изменилась величина оборотных средств;
  • оценить общее финансовое состояние даже без расчетов аналитических показателей.

 

1.2 Нормативное регулирование  финансовой отчетности

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить – в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета.

Несколько статей Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»; Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ, например постановление «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. № 283. Эти документы прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важными нормативными актами первого уровня являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности – это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 20 положений по бухгалтерскому учету.

Информация о работе Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России и в международной практике