Нормативное регулирование проведения судебно-бухгалтерской экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:46, реферат

Описание работы

С целью укрепления законности и правопорядка правоохранительные органы применяют при рассмотрении уголовных и гражданских дел судебные экспертизы, которые поручают экспертам как на стадии предварительного расследования, так и на стадии судебного рассмотрения дел.
В общем смысле слова экспертиза – это исследование и решение опытными специалистами вопросов, которые требуют специальных знаний в области науки, техники, экономики, искусства или ремесла.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, цели и задачи судебно – бухгалтерской экспертизы 4
2. Правовое регулирование судебно – бухгалтерской экспертизы в России 7
3. Правовые основы судебно – бухгалтерской экспертизы
по уголовным делам 9
4. Правовые основы судебно – бухгалтерской экспертизы по арбитражным
делам 17
5. Правовые основы судебно – бухгалтерской экспертизы по гражданским и
административным делам 20
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

экспертиза.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим обязательный для всех субъектов порядок производства по гражданским делам, является Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14.11 02 № 138-Ф3 (далее - ГПК  РФ).[3]

Гражданский процесс - это  урегулированная нормами гражданско-процессуального  закона деятельность суда, лиц, участвующих  в деле, иных участников процесса, а  также органов исполнения судебных постановлений, направленная на возбуждение, рассмотрение и разрешение гражданско-правовых споров и иных дел.

Стадии гражданского судопроизводства:

Производство в суде первой инстанции:

Возбуждение гражданского дела.

Подготовка к судебному  разбирательству.

Судебное разбирательство.

Апелляционное или кассационное обжалование.

Надзорное производство.

Производство по пересмотру решений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Исполнительное производство.

Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда), постановлений других органов.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное  рассмотрение и разрешение гражданских  дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и  законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Правосудие по гражданским  делам, подведомственным судам общей  юрисдикции, осуществляется только этими  судами по правилам, установленным  законодательством о гражданском  судопроизводстве. Суд возбуждает гражданское  дело по заявлению лица, обратившегося  за защитой своих прав, свобод и  законных интересов.

Рассмотрение и разрешение гражданских дел осуществляют следующие  суды:

Верховный Суд Российской Федерации, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции;

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, которые в пределах своей компетенции  рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам:

районный суд, который  в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные  федеральным конституционным законом;

военные суды в соответствии с законом о военных судах  и ГПК РФ.

Суды обязаны разрешать  гражданские дела на основании Конституции  Российской Федерации, международных  договоров Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, нормативных правовых актов  Президента РФ и нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных  правовых актов органов государственной  власти субъектов РФ, нормативных  правовых актов органов местного самоуправления.

Суды разрешают гражданские  дела исходя из обычаев делового оборота  в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Как и в арбитражном  или уголовном процессе, при рассмотрении и разрешении гражданских дел  нередко возникает необходимость  применения специальных познаний. Поэтому  при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих  специальных знаний в различных  областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

Экспертиза может быть назначена по инициативе суда и по ходатайству сторон: истцов, ответчиков, третьих лиц, прокурора. Суд может  назначить экспертизу и по своей  инициативе в любой стадии рассмотрения дела до вынесения по нему решения, а также назначить дополнительную или повторную экспертизу.

Порядок проведения СБЭ в  гражданском процессе во многом схож с порядком ее проведения в арбитражном  процессе.

Статус эксперта (в частности, эксперта-бухгалтера) не отличается от статуса эксперта в других видах процесса и регламентируется, в частности, Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

ГПК РФ также выделяет четыре процессуальных вида экспертиз: комиссионную, комплексную, дополнительную и повторную (об этих видах экспертиз см. ст.82, 83, 87 ГПК).

Регулирование, касающееся порядка назначения, проведения экспертизы, содержится в следующих статьях  ГПК РФ:

Статья 18. Основания для  отвода прокурора, секретаря судебного  заседания, эксперта, специалиста, переводчика.

Статья 79. Назначение экспертизы.

Статья 80. Содержание определения  суда о назначении экспертизы.

Статья 81. Получение образцов почерка для сравнительного исследования документа и подписи на документе.

Статья 82. Комплексная экспертиза.

Статья 83. Комиссионная экспертиза.

Статья 84. Порядок проведения экспертизы.

Статья 85. Обязанности и  права эксперта.

Статья 86. Заключение эксперта.

Статья 87. Дополнительная и  повторная экспертизы.

Необходимость обращения  к эксперту-бухгалтеру может возникнуть и при производстве по делам об административных правонарушениях.

Порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения таких  дел определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).

Производство по делам  об административных правонарушениях  имеет следующие стадии:

возбуждение дела об административном правонарушении;

рассмотрение дела уполномоченным органом по существу;

обжалование вынесенного  решения;

исполнение решения по делу об административном правонарушении.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях  являются всестороннее, полное, объективное  и своевременное выяснение обстоятельств  каждого дела, разрешение его в  соответствии с законом, обеспечение  исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и  условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Необходимо иметь в  виду, что законодательство об административных правонарушениях в силу указания ст.72 Конституции РФ отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Разграничение предметов ведения  регулируется ст.1.3 КоАП.

К ведению Российской Федерации  в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

общих положений и принципов  законодательства об административных правонарушениях;

перечня видов административных наказаний и правил их применения;

административной ответственности  по вопросам, имеющим федеральное  значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации;

порядка производства по делам  об административных правонарушениях, в том числе установление мер  обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях;

порядка исполнения постановлений  о назначении административных наказаний.

В соответствии с законодательством  о судебной системе КоАП РФ определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

В соответствии с установленной  структурой федеральных органов  исполнительной власти КоАП РФ определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных  КоАП, федеральным органам исполнительной власти.

До направления определения  для исполнения судья, орган, должностное  лицо, в производстве которых находится  дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право  заявлять отвод эксперту, право просить  о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить  вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.

Эксперт дает заключение в  письменной форме от своего имени. В  заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Заключение эксперта не является обязательным для судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится  дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением  эксперта должно быть мотивировано.

 

 

 

Заключение

              С помощью судебно-бухгалтерской экспертизы можно: проверить правильность результатов проведения документальных ревизий, аудиторских проверок, документального оформления операций по приему, сохранности, реализации товарно-материальных ценностей и денежных средств; выявить наличие фактических данных, связанных с недостачей либо излишками товарно-материальных ценностей и суммой материального ущерба; определить соответствие отражения в бухгалтерских документах хозяйственных операций требованиям бухгалтерского учета и отчетности и действующим нормативным актам; установить документальную обоснованность оприходования, отпуска и списания материалов, готовой продукции, товаров, размеров и стоимости неучтенной продукции, определенных с учетом заключений технологов, товароведов и других специалистов; констатировать документальную обоснованность размеров сумм по искам, разрешаемым в порядке гражданского судопроизводства; конкретизировать круг лиц, за которыми, по документальным данным, в период образования недостачи либо излишков числились товарно-материальные ценности или денежные средства, а также лиц, обязанных обеспечивать выполнение требований бухгалтерского учета и контроля, несоблюдение которых установлено в ходе производства экспертизы; установить условия, способствовавшие совершению злоупотреблений, и разработать предложения, направленные на борьбу с ними .

                На практике вопрос о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы возникает в том случае, когда в ходе предварительного расследования возникает необходимость в специальных познаниях в бухгалтерском учете, налогообложении, экономическом анализе, финансах. Судебно-бухгалтерская экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения суда или постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора.

Список использованной литературы

 

1. Гражданский кодекс  РФ.

2. Налоговый кодекс РФ.

3. Уголовно-процессуальный  кодекс РФ.

4. Кодекс РФ об административных  правонарушениях.

5. Уголовный кодекс РФ.

6. Федеральный закон "Об  аудиторской деятельности" от 30.12.08 № 307-ФЗ.

7. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12. 11 № 402-ФЗ.

8. Федеральный закон "О  государственной судебно-экспертной  деятельности в Российской Федерации"  от 31.05.01 № 73-Ф3.(ред. от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ)

9. Аксенова Т.П. Судебно-бухгалтерская  экспертиза: Учеб. пособие. - Хабаровск, 2008.

10. Атенесян Г.А., Голубятников С.П. Судебная бухгалтерия: Учебник. - М.: Юридическая литература, 2009.

11. Белуха Н.Т. Судебно-бухгалтерская  экспертиза: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2010.

12. Голубятников С.П., Леханова Е.С. Аудит в юридической практике: Учеб. пособие. - М.: Юридическая литература, 2009.

13. Дмитриенко Т.А., Чаадаев  С.Г. Судебная (правовая) бухгалтерия:  Учебник. - М.: Проспект, 2008.

14. Дубоносов Е.С., Петрухин  А.А. Судебная бухгалтерия: Учеб. пособие. - М.: ЮИМВД РФ, Книжный мир, 2008.

 


Информация о работе Нормативное регулирование проведения судебно-бухгалтерской экспертизы