Нормативно-правовая база проведения инвентаризации имущества и обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать общее представление об инвентаризации имущества и обязательств организации, сроках и порядке её проведения и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учёте.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие и нормативное регулирование проведения инвентаризации;
рассмотреть виды и порядок инвентаризации;
рассмотреть порядок регулирования инвентаризационных разниц.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..………...3
Теоретическая часть………………………………………………………………..…....4
Нормативно-правовая база проведения инвентаризации имущества и обязательств.……………………………………………………...……………......4
Документальное оформление инвентаризации имущества и обязательств.….11
Регулирование инвентаризационных разниц при инвентаризации имущества и обязательств ……………….…...............................................................................13
Расчетная часть……………………………………………………………………….….17
Заключение……………………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………………………………………...……34
Приложение 1……………………………………………………………………………36
Приложение 2…………………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая по БУ.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Содержание:

 



     Введение………………………………………………………………………..………...3

  1. Теоретическая часть………………………………………………………………..…....4
    1. Нормативно-правовая база проведения инвентаризации имущества и обязательств.……………………………………………………...……………......4
    2. Документальное оформление инвентаризации имущества и обязательств.….11
    3. Регулирование инвентаризационных разниц при инвентаризации имущества и обязательств ……………….…...............................................................................13
  2. Расчетная часть……………………………………………………………………….….17

Заключение……………………………………………………………………………….33

Список используемой литературы………………………………………………...……34

Приложение 1……………………………………………………………………………36

Приложение 2…………………………………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В данной курсовой работе рассматривается один из элементов метода бухгалтерского учета - инвентаризация. Данная тема очень актуальна, так как инвентаризация является эффективным методом контроля за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета, своевременным обнаружением и исправлением расхождений между фактическими данными, полученными в результате ее проведения.

Как метод бухгалтерского учета инвентаризация возникла в  той или иной форме много сотен лет тому назад. Сам термин “инвентаризация” впервые появился в 8-ом номере журнала “Вестник Академии наук” в 1931 году. До этого в бухгалтерском учете применялись термины “учет”, “переучет”, “пересчет”, “проверка”, “перепроверка” и т.п.

Инвентаризация (от лат. inventarium – опись имущества) представляет собой сверку фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации или индивидуального предпринимателя с данными бухгалтерского учета.

В процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имущества и обязательств, но так же их состояние и оценка. Из вышесказанного следует, что данные бухгалтерской отчетности должны быть адекватны фактическому положению дел. Инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни организации.  

 Результаты инвентаризации используются при составлении отчетности, а также при анализе структуры и размеров активов и пассивов организации. Для того чтобы инвентаризация могла стать действенным инструментом, помогающим вырабатывать и принимать управленческие решения, необходимо в совершенстве знать требования нормативных документов, регулирующих порядок проведения инвентаризаций и проверок.

Информационной базой при написании работы послужили законодательные акты по формированию и утверждению учетной политики организации, нормативно-справочная литература, статьи из периодической печати по теме исследования.

Цель работы – дать общее представление об инвентаризации имущества и обязательств организации, сроках и порядке её проведения и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учёте.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи курсовой работы:

  1. рассмотреть понятие и нормативное регулирование проведения инвентаризации;
  2. рассмотреть виды и порядок инвентаризации;
  3. рассмотреть порядок регулирования инвентаризационных разниц.

Курсовая работа содержит:

  1. введение, в котором определяются цели, задачи и актуальность данной темы;
  2. первую главу, содержащую теоретические основы проведения инвентаризации;
  3. вторую главу, содержащую расчетную часть;
  4. заключение, содержащее общие выводы по данной работе;
  5. список литературы;
  6. приложения;

Теоретические основы проведения инвентаризации имущества  и обязательств.

1.1 Нормативно-правовая  база проведения инвентаризации  имущества и обязательств. 
Инвентаризация —это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Согласно Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и  другие виды имущества, не принадлежащие  организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества  производится по его местонахождению  и материально-ответственному лицу.

Основными целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения в учете обязательств.1

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

    • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
    • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
    • при смене материально ответственных лиц; 
    • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; 
    • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; 
    • при реорганизации или ликвидации организации; 
    • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим  наличием имущества и данными  бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества  приходуется, и соответствующая  сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетных  и казенных учреждений приходуется  и отражается в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений")

б) недостача имущества  и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений списываются и отражаются в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)2

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем  организации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ  для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ  и наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих  инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания  результатов инвентаризации недействительными.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные  и расходные документы, приложенные  к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на "..." (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально-ответственные  лица дают расписки о том, что к  началу инвентаризации все расходные  и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом  наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или  акты инвентаризации не менее, чем в двух экземплярах.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие  имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель организации  должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные  сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей  может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных  лиц.

Инвентаризационные описи  могут быть заполнены как с  использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами  или шариковой ручкой четко и  ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых  ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи  указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей  и общий итог количества в натуральных  показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких  единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем  зачеркивания неправильных записей  и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

В описях не допускается  оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные  строки прочеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Информация о работе Нормативно-правовая база проведения инвентаризации имущества и обязательств