Нормативно-правовая база проведения инвентаризации имущества и обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать общее представление об инвентаризации имущества и обязательств организации, сроках и порядке её проведения и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учёте.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие и нормативное регулирование проведения инвентаризации;
рассмотреть виды и порядок инвентаризации;
рассмотреть порядок регулирования инвентаризационных разниц.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..………...3
Теоретическая часть………………………………………………………………..…....4
Нормативно-правовая база проведения инвентаризации имущества и обязательств.……………………………………………………...……………......4
Документальное оформление инвентаризации имущества и обязательств.….11
Регулирование инвентаризационных разниц при инвентаризации имущества и обязательств ……………….…...............................................................................13
Расчетная часть……………………………………………………………………….….17
Заключение……………………………………………………………………………….33
Список используемой литературы………………………………………………...……34
Приложение 1……………………………………………………………………………36
Приложение 2…………………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Курсовая по БУ.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Описи подписывают все  члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные  лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества в случае смены  материально-ответственных лиц, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся  на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех случаях, когда  материально-ответственные лица обнаружат  после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т. п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно приложениям N 6 - 19 к настоящим Методическим указаниям, либо формы, разработанные министерствами, ведомствами. В частности, при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей, многолетних насаждений, питомников применяются формы, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации для сельскохозяйственных организаций.

По окончании инвентаризации могут  проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и  материально-ответственных лиц обязательно  до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация.

Результаты контрольных  проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных  проверок правильности проведения инвентаризаций.3

1.2 Документальное  оформление инвентаризации имущества и обязательств.

Оформление первичных  документов по результатам инвентаризации

Для проведения инвентаризации руководителем организации издается приказ.

Приказ регистрируют в книге  контроля за выполнением при-казов  о проведении инвентаризации.

Сведения о фактическом наличии  имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или  акты инвентаризации. Документы составляются не менее, чем в двух экземплярах. На каждой странице документов указывают прописью количество номенклатурных позиций материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от единиц измерения приведенного имущества. В документах не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Документы должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Все отклонения фактических данных от учетных, выявленные в результате инвентаризации имущества, отражаются в сличительных ведомостях(форма № ИНВ-19, см. приложение 1). Сличительные ведомости составляются по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных.  
    В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.  
    Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.  
    Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.  
    На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.  
    Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную. 

Выявленные суммы излишков и  недостач указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском  учете.4

Для оформления инвентаризации отдельных  видов имущества используются унифицированные  формы первичной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

По итогам инвентаризации имущества составляется «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26, см. приложение 2), утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 20.03.2000г. №26.

Комиссия  представляет на рассмотрение руководителю организации акт, инвентаризационные описи, сличительные ведомости и  объяснительные записки материально-ответственных  лиц. На основании этих документов руководитель компании принимает окончательное  решение по устранению недостатков в хранении и учете имущества и возмещению материального ущерба.

Если по результатам  инвентаризации были выявлены недостачи, то руководитель организации издает приказ на возмещение недостачи виновными  лицами, либо на ее списание на финансовые результаты по решению суда, если виновные лица не установлены. Организация должна хранить документы, подтверждающие факт проведения инвентаризации и обоснованность включения в учет результатов инвентаризации не менее пяти лет.

Результаты инвентаризации займов, кредитов, задолженности перед контрагентами отражают в едином акте по форме № ИНВ-17 и специальной справке, приведенной в Приложении к форме № ИНВ-17. В ходе инвентаризации нужно определить сроки возникновения дебиторской и кредиторской задолженностей и возможность их погашения.

3.1 Регулирование  инвентаризационных разниц при  инвентаризации имущества и обязательств.

Порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации 

1)Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:

  • основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у государственного (муниципального) учреждения с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)

  • убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у государственного (муниципального) учреждения. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)

  • Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
  • недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у государственного (муниципального) учреждения.

(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)

2) В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).

3) Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. 

О допущенной пересортице  материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. 

В том случае, когда  при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

Если конкретные виновники  пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как  недостачи сверх норм убыли и  списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в государственных (муниципальных) учреждениях - на уменьшение финансирования (фондов).

(в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 N 142н)

(см. текст в предыдущей редакции)

На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколахинвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

4) Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

5) Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

6) Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией(приложение 5).5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчетная часть.

Задание 1. Группировка  объектов бухгалтерского учета.

Имущество предприятия  по видам (вложениям) и по источникам образования (обязательствам).

На основании приведенных в таблице 1 данных об имуществе, капитале и обязательствах фирмы «Комет» по состоянию на 1.03.2000 г. произведите группировку объектов бухгалтерского учета по их составу и размещению и по источникам образования (обязательствам). Результаты группировки представьте в таблице 2 и 3.

Таблица 1.

Хозяйственные средства (имущество) и обязательства фирмы  «Комет» 

1 марта 201_г.

№ п/п

Хозяйственные средства и источники их образования

Сумма (руб.)

1

Основные материалы

150 000

2

Производственное оборудование в цехах

2 600 000

3

Здание управления фирмой

1 200 000

4

Готовая продукция на складе

840 000

5

Патенты

420 000

6

Здания цехов

3 200 000

7

Незавершенное производство

210 000

8

Касса

3 000

9

Уставный капитал

2 712 000

10

Долгосрочные кредиты  банков

1 600 000

11

Расчетный счет

800 000

12

Добавочный капитал

1 400 000

13

Здание и оборудования складов и других общехозяйственных подразделений

1 700 000

14

Авансы у подотчетных  лиц

28 000

15

Нераспределенная прибыль  отчетного года

600 000

16

Валютный счет

100 000

17

Задолженность по оплате труда

560 000

18

Краткосрочные кредиты  банков

700 000

19

Прочие дебиторы

110 000

20

Прочие кредиторы

230 000

21

Задолженность бюджету  по налогам

380 000

22

Задолженность по отчислениям  на социальное страхование и обеспечение

180 000

23

Топливо

25 000

24

Резервный капитал

200 000

25

Прочие материалы

90 000

26

Задолженность поставщикам  за приобретенные материальные ценности и услуги

280 000

27

Задолженность покупателей  за отгруженную продукцию

220 000

28

Амортизация основных средств

2 900 000

29

НДС по приобретённым  ценностям

46 000

Информация о работе Нормативно-правовая база проведения инвентаризации имущества и обязательств