Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:27, курсовая работа
К сожалению, в современных российских условиях работа профессионалов в области учета (и управленческого в том числе) ориентирована только на ответственность. Необходимость независимости в профессиональных суждениях не слишком осознается даже самими специалистами, а тем более работодателями. Такая ситуация стала причиной того, что профессия и деятельность бухгалтера зачастую рассматривается работодателями как «ненужная», поскольку бухгалтер работает «на налоговую инспекцию». Тем яснее необходимость перемен в сознании членов профессионального сообщества перемен, связанных с осознанием значения учетной информации для процесса принятия управленческих решений внутри организации и роли бухгалтера-аналитика в подготовке и обосновании этих решений.
ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА…………………………
ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА…….
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА…………………………
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ФИНАНСОВОГО УЧЕТА………………………………………………
РОЛЬ БУХГАЛТЕРА – АНАЛИТЕКА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ…………………………………….................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………
2 Цели, функции и задачи управленческого учета
Анализ
современной российской учетной
литературы показывает, что большинство
ее авторов считают целью
Целью управленческого учета является подготовка и представление менеджерам организации достоверной, полной и своевременной информации для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей организации.
Система
управленческого учета в
Рис. 1.1. Функции управленческого учета
Среди функций, обеспечивающих организацию информационных потоков, можно выделить следующие:
Функции, определяющие содержание информационных потоков, это:
Цель
управленческого учета
Можно сформулировать
множество задач, решаемых в системе
управленческого учета в
Представление информации
1. Оценка запасов.
2. Обоснование продажных цен.
3. Исчисление прибыли.
4. Формирование
информационных файлов о
5. Разработка
и представление руководству
организации различных
Анализ
1. Определение путей наиболее эффективного использования ресурсов, в том числе ограниченных.
2. Выявление
возможности роста финансовой
результативности (внутренних резервов)
и межпериодная оптимизация
3. Подготовка
информации для принятия
4. Подготовка
информации для принятия
5. Разработка вариантов инвестирования.
Планирование
1. Прогнозирование будущих значений показателей.
2. Разработка
оперативных и тактических
3. Подготовка
информации для принятия
Мотивация
1. Мотивация сотрудников и менеджеров.
2. Разработка
способов участия сотрудников
и менеджеров в прибыли
3. Разграничение
сфер ответственности
4. Выработка
способов оценки эффективности
работы подразделений и
Координация
1. Координация
деятельности различных
2. Оптимизация структуры бизнеса.
3. Выработка
политики в области
4. Организация
текущего обмена информацией
между подразделениями и
Контроль
1. Организация
внутреннего финансового
2. Организация внутреннего аудита.
3. Сравнение
фактически достигнутых с
После внимательного
прочтения списка учетно-управленческих
задач может сложиться
Чрезмерное внимание только учетным данным в ущерб их управленческой полезности для организации чревато прежде всего тем, что манипулирование цифрами способно затмить саму проблему, ради которой ведутся расчеты. Примером этому может служить советская система исчисления себестоимости с ее сложными, многоступенчатыми расчетами, часто пересматриваемыми нормативами и многостраничными отчетами о себестоимости, которые никакой полезной для управления информации в себе не несли. Именно поэтому детально разработанная система, которая была знакома любому бухгалтеру, экономисту и плановику любого советского предприятия, так быстро «канула в Лету» в новых экономических условиях. Для принятия управленческих решений она была не нужна.
Менеджерам учетная информация необходима как информационная база для решения задач управления организацией. Необходимость решения этих задач заставляет собственников и менеджеров организации строить, поддерживать и развивать систему оборота учетно-управленческой информации, т. е. управленческий учет.
3 Принципы управленческого учета
Согласно сложившейся мировой практике основополагающей концепцией бухгалтерского учета является концепция достоверного и добросовестного отражения фактов хозяйственной жизни. Согласно этой концепции учетная информация должна представляться в такой форме, которая позволяла бы пользователю этой информации составить мнение о реальном положении дел в организации. Профессионал, действующий согласно этой концепции, должен быть не только правдивым, он не должен «передергивать факты». Информация,формируемая в системе бухгалтерского учета, должна быть не только подкреплена разного рода документальными свидетельствами (то есть быть достоверной), но и представляться в контексте общего положения вещей (это и означает быть представленной добросовестно). Следует отметить, что согласно российскому законодательству «достоверной считается отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации». Это в корне противоречит «настоящему», управленческому пониманию достоверности. В современной специальной учетной литературе много раз отмечалось это противоречие, поэтому нет нужды сейчас на нем останавливаться подробно. Достаточно сказать, что поскольку управленческий учет имеет дело с формами отчетности, законодательно не регулируемыми, то и понимать достоверность мы будем не как соответствие нормам закона, а как соответствие действительному положению вещей в организации.
Второй базовой концепцией бухгалтерского учета является концепция приоритета содержания над формой, которая провозглашает приоритет экономического содержания фактов хозяйственной жизни над их юридической формой при представлении разного рода информации в систему учета.
Две базовые
концепции формируют среду
Принципы, которые лежат в основе системы управленческого учета, те же самые, что и для финансового учета. Различные источники формулируют эти принципы по-разному, но главные среди них приведены в Законе о бухгалтерском учете и Положении о бухгалтерском учете. Следует, однако, отметить, что указанные нормативные акты описывают требования прежде всего к финансовому учету, ведущемуся в первую очередь для внешних пользователей. Поэтому, говоря об управленческом учете, следует прокомментировать эти принципы применительно к нашему предмету.
Принцип обособленности требует рассмотрения каждого экономического субъекта отдельно от других. В управленческом учете, при решении специфических задач, обособленно рассматривается не только предприятие в целом, но и отдельные его подразделения или сегменты, которые в некотором приближении тоже можно считать экономическими субъектами, а также отдельные управленческие проблемы.
Принцип полноты означает, что информация, касающаяся любой учетно-управленческой проблемы, должна быть максимально полной для того, чтобы решения, принятые на основе этой информации, были максимально эффективными.
Принцип непрерывности подразумевает необходимость формирования информационного поля учетных данных постоянно, а не время от времени.
С принципом
полноты тесно смыкается
Информация должна быть представлена тогда, когда она необходима в этом заключается принцип своевременности. Его отлично иллюстрирует русская пословица «дорога ложка к обеду».
Принцип сопоставимости в финансовом учете интерпретируется достаточно просто одинаковые показатели за разные периоды времени должны быть сформированы в соответствии с одними и теми же принципами. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации». В управленческом учете информация имеет гораздо более сложную структуру, и сравнения здесь используются несколько другие. Например, для того чтобы решить вопрос о начале выпуска какого-либо компонента продукции компании или его закупке на стороне, следует привести данные по этим двум вариантам действий в сопоставимый вид, найдя хотя бы один параметр, сравнением значений которого можно выделить лучший вариант. Для данной управленческой проблемы это может быть, например, себестоимость. Если же для одного варианта мы располагаем только техническими характеристиками, а для другого только стоимостными, такая информация не дает возможности для сравнения. Принимать решение на основании несопоставимой информации невозможно.
В соответствии с принципом понятности информация, представленная в любом учетном документе, должна быть понятна пользователю этого документа. В случае управленческого учета можно сказать, что информация, подготовленная для менеджера, который будет принимать по ней какие-либо решения, должна быть представлена в такой форме, чтобы менеджер понял, что же несет в себе этот документ. И разумеется, информация должна быть уместной относиться к интересующей менеджера проблеме и не быть перегружена излишними деталями.