Общехозяйственные расходы: понятия, классификация, учёт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе мы раскрываем теоретические аспекты, а именно: экономическую сущность затрат, классификации расходов в управленческом учёте. Во второй главе курсовой работы мы анализируем различные методики учёта общехозяйственных расходов, их распределение, выбор базы распределения. В заключение курсовой работы сделаны выводы по результатам исследования.
Цель курсовой работы – раскрыть особенности распределения общехозяйственных расходов.

Содержание работы

Введение 3
1. Затраты и расходы как объект управленческого учёта 5
1.1. Понятие затрат. Учётная политика организации для целей управленческого учёта 5
1.2. Классификация затрат и её использование в управленческом учёте 7
2. Учёт общехозяйственных расходов 13
2.1. Особенности учёта и распределения общехозяйственных расходов в управленческом учёте 13
2.2. Решение комплексной задачи (вариант 2) 20
Заключение 30
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа по упр..doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

Предельные  затраты представляют собой дополнительные затраты в расчёте на единицу продукции.

Таким образом, обе категории  затрат появляются в результате изготовления дополнительной продукции, одни в расчёте на единицу, а другие – на весь выпуск.

4. Вменённые затраты присутствуют лишь в управленческом  учёте.  Их добавляют при принятии решений в случае ограниченности ресурсов, но в реальности их может и не быть. Они характеризуют возможности по  использованию производственных ресурсов, которые либо потеряны, либо ими жертвуют в пользу другого альтернативного решения. Если ресурсы не ограничены, вменённые затраты равны нулю.

5. Безвозвратные затраты – это истёкшие затраты, которые не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Обычно они не учитываются при принятии управленческих решений.

6. Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчёт при оценках.

При принятии управленческих решений предполагается сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов. Исходя из этого, затраты можно разделить на те, величина которых изменятся при принятии альтернативного варианта – релевантные издержки, и на те, величина которых останется неизменной – нерелевантные издержки.

 

Рассмотренные выше классификации  затрат не всегда решают всех задач  по контролю за ними. Поэтому рассмотрим ещё одну классификацию затрат, которая  позволяет контролировать затраты.

1. Контролируемые затраты поддаются контролю со стороны субъектов управления, а неконтролируемые не зависят от деятельности управленческого персонала.

2. Эффективные затраты – в результате этих затрат получают доходы от реализации тех видов продукции, для выпуска которых были произведены эти затраты.

Неэффективные затраты – расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, т. к. не будет произведен продукт. Другими словами, неэффективные затраты – это потери в производстве (от брака, простоев, недостач, порчи ценностей).

 

2. Учёт общехозяйственных  расходов

2.1. Особенности  учёта и распределения общехозяйственных  расходов в управленческом учёте

 

Учёт общехозяйственных  расходов – процесс использования  затрат, которые ориентированы на развитие предприятия.

Виды структура затрат, которые включаются в состав общехозяйственных расходов, определяются в соответствии с отраслевыми указаниями по планированию и учёту себестоимости продукции (работ, услуг).

Выбор метода учёта общехозяйственных  расходов зависит от особенностей технологии и организации производства и должен быть закреплён в учётной политике организации.

Общехозяйственные расходы  предприятия связаны с управлением, организацией и обслуживанием предприятия  в целом.

В состав общехозяйственных  расходов включаются:

- затраты на оплату труда административно-управленческого и общехозяйственного персонала (с отчислениями на социальные нужды);

- арендная плата, амортизация,  затраты на текущий ремонт  зданий, сооружений и инвентаря  общефирменного и управленческого  назначения;

- затраты на охрану;

- расходы на подготовку  кадров и подбор персонала;

- представительские расходы;

- затраты на оплату  услуг связи;

- коммунальные расходы;

- канцелярские и почтово-телеграфные расходы;

- затраты на охрану труда.

 

В основе учёта и распределения  общехозяйственных расходов лежит  классификация этих расходов. Исходя из этого, общехозяйственные расходы могут быть: прямыми, накладными и косвенными. Соответственно, методы учёта общехозяйственных расходов будут разными.

При этом, прослеживая тенденцию  предыдущих лет, можно сделать вывод, что доля накладных расходов в  общей сумме затрат организации  постоянно возрастает. Но до сих  пор анализу накладных расходов не уделяется достаточного внимания. [10]

Можно лишь провести анализ динамики накладных затрат, а также их место  в структуре всех затрат организации. Вся остальная информация, касающаяся управленческих расходов, является коммерческой тайной.

Оценить эффективность всех расходов, в том числе и управленческих, можно, используя внутренний экономический анализ. Он позволяет определить, где находятся основные резервы снижения затрат, а также повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

Если общехозяйственные расходы  выступают как постоянные, т.е. не зависят напрямую от объёма производства, и как неконтролируемые затраты, т.е. их величина остаётся неизменной, несмотря на то, какую продукцию выпускает предприятие, то применяется методы полного учёта затрат и директ-костинг.

  1. Метод полного учёта затрат.

Применяется если необходимо проанализировать рентабельность выпускаемой  продукции, сформировать оптимальный  товарный ассортимент или разработать  ценовую политику.

Данный метод представляет собой  систему учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции, согласно которой все прямые производственные затраты и все косвенные затраты включаются в себестоимость продукции.

Прямые расходы относятся  на конкретный вид продукции экономически обоснованным способом. Общая сумма  косвенных затрат распределяется по видам продукции пропорционально выбранным коэффициентам распределения.

Выбор коэффициентов распределения  зависит от отраслевых особенностей, размеров предприятия, его организационной  структуры, ассортимента выпускаемой  продукции и других факторов. Чем больше затрат в структуре расходов предприятия являются прямыми, тем более точной оказывается величина себестоимости конкретных видов продукции.

  1. Директ-костинг.

Применение данного  метода необходимо тогда, когда нужно принять внутреннее управленческое решение. Современная система директ-костинг предлагает два варианта учёта:

1) простой директ-костинг (в составе  себестоимости учитываются только  прямые переменные затраты);

2) развитой директ-костинг (в  составе себестоимости учитываются  прямые переменные, косвенные переменные общехозяйственные расходы).

Учёт себестоимости ведётся  в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом  по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли.

В процессе применения этого  метода определяется маржинальный доход  и чистая прибыль. Изменение величины маржинального дохода характеризует  влияние продажных цен и переменных издержек на себестоимость единицы  продукции. Величина прибыли зависит  от суммы постоянных затрат.

Выбор одного из двух методов  влияет на значение себестоимости продукции, а также на финансовую отчётность предприятия.

 

Далее рассмотрим методы учёта общехозяйственных расходов, когда они выступают в качестве накладных.

Основной особенностью накладных расходов является невозможность их точной оценки при производстве продукции, потому что невозможно проследить участие каждого конкретного элемента косвенных расходов в процессе производства конкретных видов продукции (работ, услуг). [3]

Накладные расходы включают в себя множество различных калькуляционных статей, которые различны по поведению и уровню затрат, поэтому контролировать их сложнее. Они оказывают значительное влияние на себестоимость продукции (работ, услуг), поэтому требуют особого внимания со стороны управленческого учёта.

В целях формирования управленческой информации о накладных  расходах, необходимо проанализировать их содержание и особенности. Общехозяйственные  расходы могут выступать в  качестве: непроизводственных накладных расходов, т.е. возникать вследствие содержания администрации и общего управления её деятельностью.

В свою очередь непроизводственные накладные расходы могут быть условно-постоянными. Учёт этих расходов возлагается на менеджеров конкретных подразделений, в которых они формируются, на основе принятых в организации нормативных значений данных затрат.

Также общехозяйственные  расходы могут быть дискреционными постоянными расходами (расходы  на рекламу, на заработную плату управленческого  персонала, расходы на научные исследования, представительские расходы и т.д.) Их уровень планируется на определённый период в виде лимитируемых сумм на различные цели. [3]

Затем рассмотрим методы учёта общехозяйственных расходов, когда они выступают в качестве косвенных.

Как правило, косвенные расходы распределяют сначала по видам (направлениям) деятельности, а затем по видам выпускаемой продукции (внутри каждого вида деятельности).

Если цель использования  данного метода состоит в точном расчёте себестоимости и установлении цены продукта, то данная информация носит конфиденциальный характер. [9]

 

 

 

Существует три основных метода распределения косвенных  затрат:

1) Метод прямого распределения затрат.

Данный метод применяется  тогда, когда непроизводственные центры ответственности не оказывают друг другу услуги.

При использовании данного  метода, расходы по каждому обслуживающему подразделению относятся на производственные подразделения напрямую, минуя прочие обслуживающие подразделения. Этот метод очень прост и не составляет особого труда, но у него есть недостаток - он ведёт к серьёзным искажениям при определении реальной себестоимости различных видов продукции.

2) Пошаговый (последовательный) метод.

Применяется в тех  случаях, когда непроизводственные подразделения оказывают друг другу  услуги в одностороннем порядке. Процесс распределения непроизводственных затрат между производственными подразделениями осуществляется поэтапно:

Шаг 1. Определение затрат по подразделениям (учитываются все затраты подразделения).

Шаг 2. Определение базовой  единицы (базовая единица - единица объёма предоставляемых вспомогательным подразделением услуг, используя которую, можно легко определить потребление этих услуг другими подразделениями).

Шаг 3. Распределение затрат (выполняется на основе выбранной  базы распределения). Общий порядок распределения – от непроизводственных подразделений к производственным. В результате чего, все затраты непроизводственных подразделений должны быть присвоены производственным центрам затрат. После распределения затрат одного вспомогательного подразделения оно больше не учитывается и в дальнейшем исключается из процесса пошагового распределения, т.е. затраты других вспомогательных подразделений на его счёт не распределяются.

 

3) Метод взаимного распределения затрат.

Этот метод отражает суть производственных отношений между центрами ответственности. Он применяется в тех случаях, когда между непроизводственными подразделениями происходит обмен внутрифирменными услугами. Однако вручную без использования программного продукта его можно применить лишь при наличии двух непроизводственных подразделений.

Далее рассмотрим основные этапы методики, которые наиболее часто используются на предприятиях:

1) распределение косвенных  затрат между производственными  и обслуживающими подразделениями  организации;

2) перераспределение  косвенных расходов  обслуживающих  подразделений на производственные;

3) расчёт цеховых ставок  распределения косвенных затрат  для каждого производственного  подразделения.

Чтобы принять управленческое решение, необходимо грамотно распределять общехозяйственные расходы. Выбор и обоснование базы распределения является одной из самых сложных задач калькулирования себестоимости.

База для распределения  косвенных расходов выбирается организацией самостоятельно, она должна зависеть от характера производства (трудоёмкий, капиталоёмкий, материалоёмкий) и от отраслевой принадлежности предприятия.

Если характер производства трудоёмкий, то общехозяйственные расходы  следует распределять по видам продукции, взяв за основу показатели, которые  связаны с потребление трудовых ресурсов.  Также можно использовать фактические затраты труда, количество персонала, задействованного в технологическом процессе.

Если характер производства является капиталоёмким, то общехозяйственные  расходы распределяются по видам продукции, пропорционально показателям, связанным с использование основных средств. В качестве базы распределения могут быть: фактические часы работы оборудования, амортизационные отчисления по видам продукции и т.д.

И наконец, если характер производства является материалоёмким, то за базу распределения можно взять: фактические прямые затраты сырья и материалов.

Если же характер производства нельзя определить, то лучше всего  взять комбинированную базу распределения, которая рассчитывается на основе двух или более видов ресурса.

  1. распределение накладных расходов на изделие.

 

2.2. Решение комплексной  задачи (вариант 2)

 

Таблица 2. 1. Журнал регистрации хозяйственных операций за отчётный месяц

Информация о работе Общехозяйственные расходы: понятия, классификация, учёт