Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:35, контрольная работа
Цель данной контрольной работы является изучение феномена детства в истории культуры. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
- определить культурологическое значение детства как культурно-исторический феномен
- проанализировать различия поведенческих моделей для человека западной цивилизации и для представителя «доиндустриального» общества.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Общекультурологическое значение детства 5
2 Западная концепция детства 7
3 Культурно-антропологический подход в исследованиях
феномена детства 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Общекультурологическое
значение детства
2 Западная концепция
детства
3 Культурно-антропологический подход в исследованиях
феномена детства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Детство - неотъемлемая часть жизни как отдельного человека, так и человечества в целом. Взрослый человек не может вернуться в оставленную страну своего детства, но в то же время несет его наследие в себе и, даже при желании, не может от него освободиться.
Детство - это сложное социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу. В классических исследованиях показано, как складывалось понятие детства на протяжении исторического развития человечества и чем оно отличалось в разные эпохи. Историки проанализировали произведения живописи, литературные произведения, письма людей прошлых времен и пришли к выводу, что развитие общественной жизни, появление новых социальных институтов приводит к выделению возрастов человеческой жизни. Так, внутри семьи зарождается период раннего детства, связанный с «балованием» и «нежением» малыша.
Парадокс сегодняшней ситуации состоит в том, что, несмотря на множество исследований, единое понимание феномена детства отсутствует, также как отсутствует согласованное представление о современном ребенке, его психофизиологических особенностях и культурно-социальных потребностях, что сказывается, в конечном итоге, на качестве взаимодействия взрослого мира с миром детства – как в социальном, образовательном и других аспектах.
Прежде всего детство - это не только проблема целого спектра наук, не только проблема образовательного или профессионального сообщества. Детство – это культурно-исторический феномен, «от понимания того, как мы будем мыслить парадигму детства, в буквальном смысле слова зависит политическое развитие страны».
Сегодня взрослый мир отодвинулся от мира детства, что очень тревожно. Ребенок сегодня стал качественно другим. Знания, накопленные о детстве, устарели. Необходимо понять сегодняшнего ребенка. Для этого необходимы сравнительные исследования. Известно, что резко сдвинулись возрастные границы. Физиологические и нейрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что граница начала дошкольного возраста резко снизилась, а граница подросткового возраста поднялась.
Сегодня пространство ребенка, - это пространство Интернета, телевизора, компьютера, сотового телефона. Уже в два года ребенок виртуально открывает мир через Интернет, тогда как прежде светочем знаний был учитель. Изменилось взрослое сообщество, изменилось и детство. Необходимо понять, как оно изменилось.
Необходимо исходить из того, что дети являются полноправными участниками общественных отношений. Как когда-то было переосмыслено отношение к правам женщин, инвалидов, так сегодня следует изменить наши взгляды на детство.
Тема «Детства» будет вновь и вновь исследоваться специалистами и экспертами в области детства.
Цель данной контрольной работы является изучение феномена детства в истории культуры. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
- определить культурологическое значение детства как культурно-исторический феномен
- проанализировать различия поведенческих моделей для человека западной цивилизации и для представителя «доиндустриального» общества.
1 Общекультурологическое значение детства
Общекультурологических
концепций детства существует несколько.
Одна из них психокультурная теория
детства Л. Демоза и типология
культур в связи с
Создателем "психогенной" теории истории, согласно которой причины культурного развития коренятся во взаимоотношениях детей и родителей, является Л. Демоз. "Центральная сила исторического изменения, - пишет он, - не техника и экономика, а психогенные изменения в личности, происходящие вследствие взаимодействий сменяющих друг друга поколений родителей и детей". История детства представляет собой последовательный ряд все более тесных отношений между ребенком и родителями. Типы воспитания, распространенные в обществе, являются не просто одной из его особенностей, а главным условием воспроизводства и развития всех прочих элементов культуры.
Всю предшествующую историю в зависимости от стиля воспитания Л. Демоз делит на шесть периодов.
Первый период (с древности до IV в. н.э.) характеризуется инфантицидным стилем по отношению к ребенку, т.е. убийство ребенка не наказывалось и даже практиковалось в этот период.
Второй период (с IV в. до XIII в.) отмечен бросающим стилем, иначе говоря, стремлением сбыть ребенка кормилице, в монастырь или не замечать его присутствия и дома.
Амбивалентное (двойственное) отношение к ребенку характерно для периода с XIV по XVII в. Ребенку уже не отказывали во внимании, но не разрешали самостоятельно духовно развиваться. Педагогический образ эпохи - лепка характера из податливого материала.
В четвертый период (XVIII в.) преобладал навязчивый стиль - стремление контролировать не только поведение ребенка, но и его внутренний мир, что усиливало конфликты отцов и детей.
Период с XIX до середины XX в. отличается социализирующим стилем, целью воспитания становится подготовка ребенка к будущей жизни.
И наконец, во второй половине XX в. утвердился помогающий стиль, согласно которому ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни.
Концепция Л. Демоза - это оригинальный способ показать эволюцию культуры (правда, только европейской) через модели детства.
Под иным углом зрения подходила к типологии культуры в соответствии с особенностями детства М.Мид. Она выделяла три типа культур: "постфигуративный, где дети прежде всего учатся у своих предшественников, кофигуративный, где и дети и взрослые учатся у сверстников, и префигуративный, где взрослые учатся также и у своих детей".
Постфигуративная культура - это классический вариант традиционного общества. Каждое изменение протекает в ней настолько медленно и незаметно, что "деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого". Прошлое взрослых - схема будущего для их детей. Без письменных и иных форм фиксации прошлого люди постфигуративных культур были вынуждены включать всякое изменение культуры в свое сознание и хранить его в памяти вместе с различными формами действий. Определяющую роль в таких культурах играло старшее поколение. Оно служило законченным образцом жизни, символом культуры. Данный тип культуры основан на реальном присутствии в обществе представителей трех поколений, на чувстве вневременности всепобеждающего обычая и предполагает успешную передачу из поколения в поколение неистребимых штампов определенных культурных форм.
Кофигуративной называется культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение их современников. Идеалом для подражания становится уже не прошлое, а настоящее. Кофигурация предполагает непосредственную передачу знаний, научений от представителей актуально действующего поколения. В самом простейшем виде кофигуративная культура - это общество, в котором отсутствует третье поколение (деды и бабушки). Они не проживают совместно с внуками, и поэтому нет преемственности поколений. Более того, становится частью культуры установка на то, что дети, повзрослев, вне влияния родителей самостоятельно выработают свой стиль жизни. Кофигуративная культура предполагает изменения в образе жизни и не исключает изменения места жительства, в том числе в новом культурном окружении. Задача выработки моделей поведения и стиля становится функцией средств массовой информации. Для кофигуративной культуры характерны контркультура и субкультура молодежи (тинэйджеры).
По мнению М.Мид, в 60-е годы родилась новая культура, которую она назвала префигуративной. Особенность такой культуры - неизвестность будущего ввиду ускоренного развития общества. Разница в форме передачи культурных знаний будет настолько велика даже в рамках двух поколений, что не исключено, что дети будут передавать полученные знания родителям. М.Мид была не только создателем учения о трех типах культур, она участвовала в разнообразных исследованиях, посвященных анализу различных аспектов детства как феномена культуры [1].
2 Западная концепция детства
Чтение этнографического материала по обрядам инициации вызывает у западного читателя два рода чувств. Описание некоторых исключительно суровых обрядов, во время которых подростки подвергаются лишениям, опасным испытаниям, калечатся сексуально, питаются тошнотворной пищей и т.д., вызывает у западного читателя отвращение к этим варварским обычаям и укрепляет в нем чувство превосходства цивилизованного человека. С другой стороны, все это вызывает у него ностальгию по утерянному раю: представитель примитивной культуры неразрывно связан с природой, от которой цивилизация оторвала человека Запада; он умеет внимательно слушать ритмы природы и космоса. Всякое сравнение этих двух миров тщетно, т.к. между западной цивилизацией и первобытной культурой существует много контрастов и непримиримых противоречий. Однако всеобщность подростковых обрядов у первобытных народов и их исчезновение в нашем обществе вновь ставят исключительно важный вопрос связи поколений в нашей культуре.
Западная концепция детства - "Детские дети" (И.С. Кон) - вовсе не дети, а такие же условные символы некоего идеального мира, как "счастливые дикари" XVIII в. Детская невинность и непосредственность противопоставляются "извращенному" и холодному миру рассудочной взрослости. Но в романтических стихах и рассуждениях фигурирует не реальный, живой ребенок, а отвлеченный символ невинности, близости к природе и чувствительности, недостающих взрослым [6].
В обществах первичной формации социализация детей осуществляется совместными усилиями всей общины, главным образом путем последовательного практического включения детей, по мере их роста, в различные формы игровой, общественно-производственной и ритуальной деятельности, которые еще недостаточно отделены друг от друга, так что все древнейшие институты социализации, например: возрастные группы, выполняют одновременно трудовые, социально-организационные и ритуальные функции.
По мере урбанизации и индустриализации общества значение общественных институтов и средств социализации неуклонно возрастает. Воспитание становится непосредственно общественным, общенациональным делом, требующим планирования, управления, систематической координации усилий отдельных институтов, среди которых наиболее важны семья, школа, общество сверстников и средства массовой коммуникации. Взаимоотношения между этими институтами нередко приобретают конфликтный характер.
Чрезвычайно важный факт, доказывающий условность возрастных границ и периодизации жизненного цикла зависело от свойственной каждой данной культуре символики чисел. Хотя все народы имеют свои излюбленные "священные числа", числа эти не всегда совпадают. Так например, греко-римской традиции, воспринятой позже в средневековой Европе, одним из главных священных чисел было 7.
Для понимания возрастного символизма особенно важен вопрос, означает ли данный ритуал только переход индивида из одной стадии жизни в другую или же появление новой социальной идентичности, т.е. переход в другую возрастную степень, класс или группу. Ван Геннеп изучая так называемые "пубертатные инициации", столкнулся с тем, что физиологическое половое созревание и "социальный пубертат" качественно различны и очень редко совпадают по срокам.
Средневековая иконопись
изобилует изображениями
В гл. 3 библейской Книги Бытия (повествующей об истории грехопадения первых людей) заданы:
а) причинно-следственное объяснение цикла человеческой жизни через общую идею греха: рождение - познание - наказание - смерть;
б) связь между выбором и ответственностью за него.
Эта мифологема обусловила научное представление о кризисном переходном (подростковом) возрасте (социально-психологическом феномене), который зачастую некорректно отождествляется с пубертатным периодом (феноменом по преимуществу биологическим).
Культурология основывается на своих мифах (как и любая другая наука), тем более, что в них схватывается определенный аспект реальности. В данном случае - это объективный момент повторяемости в развитии.
Детство подразделяется на три периода: период вскармливания, раннее детство и школьный возраст.
Отрочество - период жизни, лежащий между детством и взрослостью. Это кажущееся простым определение содержит проблему, особенно если речь заходит о конечной точке отрочества. Несомненно, что пубертат представляет собой его легко определяемое начало, а постепенное половое созревание значительно меняет процесс взросления, но с окончанием отрочества, совпадающим с включением индивида в общество взрослых, все обстоит иначе.
Достижение пубертата