Общекультурологическое значение детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы является изучение феномена детства в истории культуры. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
- определить культурологическое значение детства как культурно-исторический феномен
- проанализировать различия поведенческих моделей для человека западной цивилизации и для представителя «доиндустриального» общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Общекультурологическое значение детства 5
2 Западная концепция детства 7
3 Культурно-антропологический подход в исследованиях
феномена детства 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУР.Детство.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте

1. Пубертатное развитие. В течение  относительно короткого периода,  занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные  изменения. Это влечет за собой  две основные задачи развития: 1) необходимость реконструкции телесного образа Я и построения мужской или женской "родовой" идентичности; 2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.

2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: развитием способности к абстрактному мышлению и расширением временной перспективы.

3. Преобразования социализации. Отрочество  также характеризуется важными  изменениями в социальных связях  и социализации, так как преобладающее  влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки; 2) постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

4. Становление идентичности. В течение  всего подросткового возраста  постепенно формируется новая  субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основные задачи развития: 1) осознание временной протяженности собственного Я, включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).

Выделяют три исторических типа детства:

1. Квазидетство - на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику (первобытное детство), что явилось исторической предпосылкой возникновения игры. Первые игры и игрушки долгое время выполняли одновременно и собственно игровую и ритуальную функции. Без включения ритуальных предметов - прообразов символической игрушки - в игры дальнейшее игровое употребление упрощенных орудий труда (Д.Б.Эльконин) было бы невозможным. Дети просто не смогли бы осмыслить общее значение данного действия.

2. Неразвитое детство — мир детства выделен, и перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Ролевая игра берет на себя функцию преодоления межпоколенного разрыва, выступая как способ моделирования смысловых оснований деятельности взрослых. Социализация происходит по мере освоения ребенком строго очерченного доля готовых смыслов деятельности. Пример — детство в Средние века и в Новое время.

3. Развитое детство (термин В.В. Давыдова) — складывается тогда, когда смыслы и мотивы деятельности взрослых не самоочевидны (современное детство). Образ взрослости, на который ориентируется ребенок, — принципиально неполный, незавершенный, И ребенок должен свободно и творчески «самоопределиться в куль туре». Современное «развитое» детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной системы. Продуктивный, творческий характер психического развития современного ребенка реализуется уже на ранних этапах в виде феноменов детской субкультуры, «умения ставить проблемы», «чувства комического», «коммуникативной инициативности» и т.д.

 

3 Культурно-антропологический  подход в исследованиях феномена  детства

 

В истории существовало ряд цивилизаций, культуру которых  можно считать традиционной. Речь идет о Древнем Египте, Древнем  Китае, Шумере, Ассирии, Древней Индии и пр. Данные традиционные общества воспроизводили существовавший образ жизни тысячелетиями, когда прошлое взрослых оказывалось будущим их детей. Гибель одних государств и возникновение на их месте других не меняло сам тип культуры. Основание культуры сохранялось, передавалось в качестве социальной наследственности, обеспечивая воспроизводство традиционного типа развития. Не только человек не ощущал разлада с обществом, но и природа органично взаимодействовала с данной культурой, многочисленными примерами доказывая с ней свое единство. К традиционной культуре можно отнести и культуру Самоа.

Mид Маргарет (1901-1978) - американский  антрополог, в течение 40 лет изучала  психическое развитие ребенка  в условиях примитивных культур  и сравнивали эти условия с американскими. В своих работах она делает вывод, что о подростковом периоде как о промежуточном между половым созреванием и началом взрослой жизнью имеет смысл говорить только в отношении промышленно развитых стран. Никакого кризиса развития у примитивных культур антропологи не обнаружили, а нашли и описали противоположное - гармоничное, бесконфликтное протекание подросткового периода.

У американских подростков кризис отрочества наполнен стрессами, тревогами и конфликтами. Большинство  же подростков включалось во взрослую жизнь, приспосабливая свое поведение к тем нормам и правилам, которые преобладали в разных социальных группах. Многие из них, однако, испытывали чувства страха, вины или подавленности, связанные с моральными и социальными запретами, которые характеризовали их сексуальную жизнь. В этом отношении работы М. Мид ясно продемонстрировали, как социальные институты конкретной культуры формируют содержание жизненного опыта подростка.

Сравнивая воспитание детей  в разных обществах, пришла к выводу, что во многих культурах нет подчеркивания контраста между взрослым и ребенком, который существует в американской системе воспитания. В этих культурах дети с малого возраста включены в труд взрослых, имеют обязанности, несут ответственность. С возрастом то и другое увеличивается, но постепенно. В отношениях взрослого и ребенка существует взаимосвязь. Поведение не поляризуется: одно для ребенка, другое для взрослого. Это позволяет ребенку с детства приобретать умение и представления, которые будут ему необходимы в будущем. В таких условиях переход от детства к взрослости протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статусов взрослого.

Иначе протекает переход  от детства к взрослости в условиях, когда важные требования к детям и взрослым не совпадают, являются противоположными (как, например, в обществах с высоким промышленным развитием). В результате этого складывается неблагополучная ситуация: в детстве ребенок усваивает то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего. Поэтому, он оказывается не подготовленным к нему при достижении “формальной” зрелости. В этих условиях возникают разные сложности в развитии и воспитании подростка. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что представление о кризисе как о явлении обусловленном биологически и генетически заданной программой развитии, факты не подтверждали.

Вся динамика возрастного  развития на Самоа зависит только от наличия определенных физических сил, необходимых для выполнения тяжелого физического труда, и чем более тяжелый труд может выполнять ребенок, тем взрослее он считается.

Если рассмотреть проблему выбора, например, относительно будущего профессионального самоопределения, то «все изолированные примитивные цивилизации и многие цивилизации нового времени отличаются от нашей по числу возможных выборов, дозволенных каждому индивидууму. В отличие от этого сам темперамент самоанской жизни не носит мучительного характера выбора, объясняя отсутствие конфликтов в ней М.Мид, обращается к различию «между простой, однородной, примитивной цивилизацией, которая изменяется так медленно, что каждому поколению она кажется статичной, и пестрой, разнообразной, гетерогенной цивилизацией».

Юноши и девушки в нашем индустриальном обществе располагаются «посередине» между детством и взрослостью, и растут в обществе, которое само по себе постоянно меняется. Именно это отличает разные типы культур и, соответственно разные типы взросления и развития.

«На Самоа сразу же после рождения ребенок теряет свою церемониальную значимость и обретает ее вновь только по окончании пубертатного периода. В большинстве самоанских деревень в честь девочки не устраивают никаких праздников до тех пор, пока она не выйдет замуж. ... Относительный возраст имеет большое значение, так как старший всегда может приказывать младшему, до тех пор, пока социальные различия между взрослыми не отменят этого правила. Фактический же возраст может быть полностью забыт».

Таким образом, взрослые в таком обществе это люди, которые не имеют между собой жесткой подчиненной связи, что опять таки относительно, потому что в их подчинении будут дети и будет ответственность за семью и за выполнение определенных обязанностей.  
В семнадцать лет самоанская девушка все еще не хочет выходить замуж. Ведь лучше жить девицей, не неся никакой ответственности, испытывая все богатство и разнообразие чувств. Учитывая систему взаимоотношений в самоанском обществе, можно увидеть, что это лучший период в ее жизни. Под нею столько же низших, которых она может обижать, сколько и высших над нею, тиранящих ее. Оказываясь, в такой, середине иерархии семьи самоанская девушка имеет богатые возможности для проявления крепнущего чувства собственной значимости.

Дети Непала рано вовлекаются в трудовой процесс. Уже в три года различные обязанности занимают до десяти процентов времени ребенка, а к девяти годам он работает до трети своего внешкольного времени. Выделяются три категории работ: уход за детьми; все категории работ, кроме ухода за детьми и оплаченного труда (домашняя работа и труд по поддержанию существования); общий показатель детского труда. В третью категорию входят две первые и, кроме того, оплачиваемая работа, товарный труд. В соотношении натурального и товарного труда последнему отводится подчиненная роль, и на его долю остается мало времени.

Во всех примитивных  культурах существуют ритуальные церемонии, отмечающие переход к новой ступени  взросления или к новому социальному  статусу. Роль этих "обрядов перехода" состоит в указании смены одного социального состояния другим, а их функции - в облегчении этого перехода.

Функция подобных обрядов - обеспечение переходов от подросткового  статуса к социально признанному взрослому статусу. Этот переход включает три последовательных этапа: ритуал отлучения от прежнего статуса, обусловливающий разграничение ролей и разрыв с прежней группой, переходный период, или период досуга, который готовит участников к новому статусу, и ритуал приема нового члена в общество взрослых, роль которого состоит в публичном признании участника инициации отныне полноценным взрослым.

По Харту (Hart, 1975), инициация  представляет собой исключительно  важный "институт воспитания" у  примитивных народов, которые затрачивают  много времени и сил, чтобы  превратить подростка в социализированного в данной культуре взрослого. Правила проведения обряда очень строго определены, одинаковы для всех и должны неукоснительно соблюдаться. Обряд инициации отрывает подростка от семьи, на попечении которой он до сих пор находился и которая была ответственна за обучение способам охоты, рыбной ловли и т.д. С наступлением пубертата о "школе инициации" начинают заботиться посторонние люди, умножая запреты и табу, регулирующие усвоенные в семье формы поведения. "Программа обучения" в школе инициации состоит исключительно из тех знаний, которые определяют культуру племени, - мифов, верований, социальных ценностей в целях превращения подростка в "гражданина", социализированное существо, каковым он ранее не был. Примитивные народы изобрели превосходный аппарат "гражданского воспитания" подростков в рамках своей культуры, по сути забросив обучение навыкам, направленным на обеспечение выживания, таким, как производство пищи, овладение сельскохозяйственной техникой, навыки охоты и рыбной ловли. В отличие от западного общества, примитивные народы несмотря на тяжелые условия существования и частую угрозу вымирания, гораздо больше заботятся о воспитании "граждан", которые смогут "вписаться" в культуру, чем о "работниках", которые могли бы изучить и преумножить способы добывания пиши.

Организация социальной жизни на Самоа кажется призванной уменьшить все виды глубоких эмоциональных  привязанностей между людьми: ребенок  очень рано отдаляется от семьи и  вступает в разветвленную сеть родственных  отношений, которые гораздо шире семейного круга; верность между влюбленными и супругами не является обязательной. Это сильно отличается от западной модели семейной жизни, которая протекает в ограниченном семейном кругу, большое значение придает любви, а также отношениям привязанности и зависимости. На Самоа царит атмосфера беззаботности: отсутствуют экономический и социальный прессинг; главное же, нет необходимости социального, морального и профессионального самоопределения (Взросление на Самоа", М.Мид с.144,145)

Мифологическая ориентация психолого-педагогических наук имеет  и более глубокие объективно-исторические основания. Дело отнюдь не только в  том, что социум проецировал свои мифы о развитии на реалии детства, а психология, педагогика и др. «онаучивали» и достраивали их. Объективным источником мифа служит «привязанность» человека к определенным циклам воспроизводства его жизни - внешним и внутренним. Так, для архаического и средневекового человека это были природные циклы, зависимость от которых смогла преодолеть научно-промышленная революция Нового времени. Для промышленной цивилизации зависимость от природных циклов перестала быть абсолютной. Но развитие промышленности вовлекло человека в новые циклы воспроизводства жизни - технические и технологические, включая социальную технику и технологию.

Информация о работе Общекультурологическое значение детства