Общекультурологическое значение детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы является изучение феномена детства в истории культуры. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
- определить культурологическое значение детства как культурно-исторический феномен
- проанализировать различия поведенческих моделей для человека западной цивилизации и для представителя «доиндустриального» общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Общекультурологическое значение детства 5
2 Западная концепция детства 7
3 Культурно-антропологический подход в исследованиях
феномена детства 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУР.Детство.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, из сопоставления  концепции детства как «лучшего»  периода жизни (западная традиция) и  «худшего» периода жизни (культура Самоа), следует вывод об относительности  и историческом характере социокультурного феномена детства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Библейская мудрость «Устами младенца глаголет истина»  в наши дни перестает звучать  чисто метафорически. Растерянное  взрослое человечество, приведшее мир  на грань вселенской катастрофы и  не знающее, куда идти дальше, все чаще обращает свой взор к чистой культуре детства, к «вечно детскому», по выражению Л.С. Выготского. Лишь в конце второго тысячелетия взрослые открыли феномен Детства, ребенка «заметили», его перестали рядить во взрослые одежды, появилась индустрия для и идеология ради детей.

В конце прошлого века американская писательница Э. Кей писала: «XX век будет веком ребенка. Он будет им в двояком смысле: взрослые поймут, наконец, душу ребенка, и, кроме  того, сами они будут как дети. И лишь тогда обновится социальный строй». С одной стороны это пророчество сбылось, если учитывать изменение общественного статуса ребенка, зафиксированного в международных документах и государственных законах, охраняющих права детей, и тот интерес к детской жизни, который можно обнаружить в различных сферах: науки, исследующей разнообразные стороны бытия ребенка, искусства, использующего детские образы, язык; а также в признаках «детоцентризма» в семейных отношениях и явлениях, подобных «детской дипломатии» в политике.

Если взглянуть на реальное положение детства в наше время, то сегодня, как и сто, и двести лет назад, дети бесправны, а детская душа так и не понята. И даже невзирая на международный закон - Конвенцию о правах ребенка, дети во всем мире остаются «молчащим, безмолвствующим большинством». Более того, именно в последнее десятилетие обнажились фактическое забвение мира детства и страшные злоупотребления в отношении детей: эксплуатация детского труда и циничное использование образов детства в целях бизнеса и рекламы, сиротство при живых родителях, сто тысяч беспризорников и сотни тысяч безнадзорных детей, насильственные преступления против детей, в том числе и сексуального характера, и в то же время -- детская проституция, наркомания и алкоголизм, рост психических заболеваний и инвалидности в детском возрасте и детские самоубийства.

Основная социальная функция детства состоит в  подготовке подрастающего поколения  к взрослой, самостоятельной жизни  в обществе и производительному  труду. В конечном счете, именно уровень  социально-экономического и культурного развития общества определяет специфику возрастной дифференциации детства, его продолжительность и качественное своеобразие.

Культурология изучает  не "подлинного", конкретного ребенка  или старика, а их стереотипизированные образцы в той или иной культуре. Между реальными свойствами индивидов и их образами в культуре существует обратная связь: культурные стереотипы отражают свойства эмпирических индивидов и одновременно служат им ценностными ориентациями, образцами, которым люди стараются подражать или, напротив, их избегать.

Представлен анализ феномена детства в истории культуры. Рассмотрены  важнейшие в развитии ребенка  социальные общности - семья и детское  сообщество в своем социогенетическом  и онтогенетическом, проанализированы различия поведенческих моделей моделей для человека западной цивилизации и для представителя «доиндустриального» общества.

Можно сделать вывод: в ХХ веке в детстве увиден культурно-исторический феномен, без чего социокультурное  целое в своем историческом развитии уже не представимо.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Мид, М. Взросление на Самоа; Как растут на Новой Гвинее [Текст] / М. Мид // Культура и мир детства: избранные произведения /М. Мид. – М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1983. – С. 88-108, 116-122, 136-142, 147-171, 172-190.
  2. Стефаненко, Т. Г. Этнография детства; Отрочество и переход в мир взрослых [Текст] /Т. Г. Стефаненко // Этнопсихология: учебник для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. – М.: ИП РАН; Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – С. 107-113, 121-128.
  3. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С. Д. Смирнов. – М.: Академия, 2001. – С. 112-116.
  4. Психология подростка [Текст]: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – Или: [Электронный ресурс]. –

http://www.ido.edu.ru/psychology/age_psychology/ch9_4.html.

  1. Миллер, А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я [Текст] / А. Миллер. – М.: Академический проект, 2001. – 144 с.
  2. Кон, И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива [Текст] / И. С. Кон. – М.: Наука; Гл. ред. вост. лит., 1988.
  3. Кудрявцев, В. Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания [Электронный ресурс] / В. Т. Кудрявцев. – http://www.experiment.lv/rus.biblio/kudrjavc.htm.
  4. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков народов южной и юго-восточной Азии [Текст]. М., 1988.

 

 


Информация о работе Общекультурологическое значение детства