Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 13:35, контрольная работа
Цель данной контрольной работы является изучение феномена детства в истории культуры. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
- определить культурологическое значение детства как культурно-исторический феномен
- проанализировать различия поведенческих моделей для человека западной цивилизации и для представителя «доиндустриального» общества.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Общекультурологическое значение детства 5
2 Западная концепция детства 7
3 Культурно-антропологический подход в исследованиях
феномена детства 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Таким образом, из сопоставления
концепции детства как «
Заключение
Библейская мудрость «Устами младенца глаголет истина» в наши дни перестает звучать чисто метафорически. Растерянное взрослое человечество, приведшее мир на грань вселенской катастрофы и не знающее, куда идти дальше, все чаще обращает свой взор к чистой культуре детства, к «вечно детскому», по выражению Л.С. Выготского. Лишь в конце второго тысячелетия взрослые открыли феномен Детства, ребенка «заметили», его перестали рядить во взрослые одежды, появилась индустрия для и идеология ради детей.
В конце прошлого века американская писательница Э. Кей писала: «XX век будет веком ребенка. Он будет им в двояком смысле: взрослые поймут, наконец, душу ребенка, и, кроме того, сами они будут как дети. И лишь тогда обновится социальный строй». С одной стороны это пророчество сбылось, если учитывать изменение общественного статуса ребенка, зафиксированного в международных документах и государственных законах, охраняющих права детей, и тот интерес к детской жизни, который можно обнаружить в различных сферах: науки, исследующей разнообразные стороны бытия ребенка, искусства, использующего детские образы, язык; а также в признаках «детоцентризма» в семейных отношениях и явлениях, подобных «детской дипломатии» в политике.
Если взглянуть на реальное положение детства в наше время, то сегодня, как и сто, и двести лет назад, дети бесправны, а детская душа так и не понята. И даже невзирая на международный закон - Конвенцию о правах ребенка, дети во всем мире остаются «молчащим, безмолвствующим большинством». Более того, именно в последнее десятилетие обнажились фактическое забвение мира детства и страшные злоупотребления в отношении детей: эксплуатация детского труда и циничное использование образов детства в целях бизнеса и рекламы, сиротство при живых родителях, сто тысяч беспризорников и сотни тысяч безнадзорных детей, насильственные преступления против детей, в том числе и сексуального характера, и в то же время -- детская проституция, наркомания и алкоголизм, рост психических заболеваний и инвалидности в детском возрасте и детские самоубийства.
Основная социальная функция детства состоит в подготовке подрастающего поколения к взрослой, самостоятельной жизни в обществе и производительному труду. В конечном счете, именно уровень социально-экономического и культурного развития общества определяет специфику возрастной дифференциации детства, его продолжительность и качественное своеобразие.
Культурология изучает не "подлинного", конкретного ребенка или старика, а их стереотипизированные образцы в той или иной культуре. Между реальными свойствами индивидов и их образами в культуре существует обратная связь: культурные стереотипы отражают свойства эмпирических индивидов и одновременно служат им ценностными ориентациями, образцами, которым люди стараются подражать или, напротив, их избегать.
Представлен анализ феномена детства в истории культуры. Рассмотрены важнейшие в развитии ребенка социальные общности - семья и детское сообщество в своем социогенетическом и онтогенетическом, проанализированы различия поведенческих моделей моделей для человека западной цивилизации и для представителя «доиндустриального» общества.
Можно сделать вывод: в ХХ веке в детстве увиден культурно-исторический феномен, без чего социокультурное целое в своем историческом развитии уже не представимо.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
http://www.ido.edu.ru/