Общие положения о кадровом потенциале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование теоретических и практических проблем, связанных с совершенствованием системы использования кадрового потенциала сотрудников организации.
Выполнение курсовой работы предполагает решение следующих задач:
раскрыть сущность кадрового потенциала;
изучить систему факторов, составляющих человеческий потенциал организации и влияющих на достижение ее цели;
провести анализ учета и использования факторов, составляющих трудовой потенциал организации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
3
1. Общие положения о кадровом потенциале……………………..……...…
5
1.1 Понятие и факторы конкурентных преимуществ ………………...….....
5
1.2 Сущность и показатели кадрового потенциала предприятия….………
11
1.3 Значение кадрового потенциала как источника формирования конкурентных преимуществ…..…………………...……………………………..


18
2. Исследование кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка №8600………………………………………………………...


21
2.1 Оценка кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка №8600………………………………………………………………..


21
2.2 Развитие кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка №8600…………………………………………………………….


26
3. Разработка направлений дальнейшего развития кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка №8600……………………...


31
3.1 Регулирование кадрового состава организации………...……………….
31
3.2 Кадровый потенциал: перспектива развития и совершенствования…..
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
44

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет путей   сообщения»

Забайкальский институт железнодорожного транспорта –

филиал федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения  высшего профессионального образования 

«Иркутский государственный университет  путей сообщения»

                                                                          

 

 

Кафедра «Экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Основы  управления персоналом»

 

на тему __________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                            Руководитель:

Вагин

 

 

 

 

 

 

 

г. Чита

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

3

1. Общие положения о кадровом потенциале……………………..……...…

5

1.1 Понятие и факторы конкурентных преимуществ ………………...….....

5

1.2 Сущность и показатели  кадрового потенциала предприятия….………

11

1.3 Значение кадрового  потенциала как источника формирования  конкурентных преимуществ…..…………………...……………………………..

 

 

18

2. Исследование кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка №8600………………………………………………………...

 

 

21

2.1 Оценка кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка №8600………………………………………………………………..

 

 

21

2.2 Развитие кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка №8600…………………………………………………………….

 

 

26

3. Разработка направлений дальнейшего развития кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка №8600……………………...

 

 

31

3.1 Регулирование кадрового состава организации………...……………….

31

3.2 Кадровый потенциал:  перспектива развития и совершенствования…..

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

44


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы бесспорна, так как на сегодняшний день в  России показатель использования кадрового  потенциала компании (полный пакет  профессиональных знаний и навыков, личностных демографических характеристик, деловых связей) очень низок. В  связи с этим возникает потребность  в проведении кадрового аудита, который  позволит определить: какой потенциал  кроется в специалистах, что из этого потенциала можно использовать в интересах компании, какие характеристики данного ресурса подлежат коррекции  и развитию, для того, чтобы кадры  являлись не просто ресурсом, но и конкурентным преимуществом компании.

В современных условиях неотъемлемой частью рынка является конкуренция, которую можно определить как  борьбу независимых экономических  субъектов за ограниченные экономические  ресурсы, также как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Наиболее значимые свойства, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия, представляют его конкурентные преимущества.

Одним из источников конкурентных преимуществ могут стать кадры  и кадровый потенциал предприятия, так как успешность развития бизнеса  непосредственно зависит от имеющегося персонала, его количественного  и качественного состава и  компетентности. Именно кадровые ресурсы  выступают как наиважнейшие ресурсы  организации, а потому руководство  компании должно иметь адекватное представление  о том, каким кадровым потенциалом  оно располагает.

Целью курсовой работы является комплексное исследование теоретических и практических проблем, связанных с совершенствованием системы использования кадрового потенциала сотрудников организации.

Выполнение  курсовой работы предполагает решение  следующих задач:

  • раскрыть сущность кадрового потенциала;
  • изучить систему факторов, составляющих человеческий потенциал организации и влияющих на достижение ее цели;
  • провести анализ учета и использования факторов, составляющих трудовой потенциал организации;
  • оценить эффективность использования и развития кадрового потенциала;
  • разработать рекомендаций по повышению конкурентных преимуществ фирмы за счет улучшения использования кадрового потенциала организации.

Объектом исследования в данной курсовой работе является анализ деятельности Читинского отделения сберегательного банка №8600.

В свою очередь предметом  исследования являются экономические, трудовые отношения, возникающие в процессе исследования кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка №8600.

Теоретическую основу курсовой работы составили работы ученых, таких, как А.Р. Алавердов, А.Ф. Андреев, Н.В. Гришина, С.Г. Лопатина, И.В.  Бизюкова, И.П. Вартанян, В.Р. Веснин, В.К. Гупалов, А.П. Егоршин, Е.Ф. Жуков, П.В. Журавлев, М.И. Королевский, А.В. Петров, Л.А. Попов, В.П. Пугачев, А.Б. Токарева, также ряд других авторов.

Структура и содержание курсовой работы были определены целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения о кадровом потенциале

1.1 Понятие и факторы  конкурентных преимуществ

В современных условиях жесткой  конкурентной борьбы и быстро меняющейся рыночной ситуации особо остро встает вопрос выживания, завоевания устойчивых позиций на рынке и обеспечения  дальнейшего развития предприятия – основного элемента рыночной экономики. Если в прошлом многие предприятия  могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные  с повышением эффективности использования  ресурсов в текущей деятельности, то сейчас исключительно важным становится осуществление такого управления, которое  направлено на адаптацию фирмы к  быстро меняющимся условиям ведения  бизнеса.

Никакая организация не сможет успешно функционировать в конкурентной среде, если она не имеет четко  определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она  стремится, его она хочет достичь  в своей деятельности. Целевое  начало в деятельности организации  возникает не только потому, что  нужно иметь ориентиры, чтобы  не погибнуть в изменяющемся окружении, а уже потому, что организация  есть объединение людей, преследующих определенные цели. Установление целей  и определение миссии организации  является одной из основных задач  высшего руководства. Выполнение миссии и достижение целей обеспечивается стратегией поведения, разработка которой  составляет важную часть стратегического  управления.

С другой стороны, чтобы выжить в конкурентной среде фирма должна быть конкурентоспособной и иметь  преимущества по сравнению с другими  конкурентами – конкурентные преимущества.

Таким образом, конкурентное преимущество – это отличие в выгодную сторону торгового предложения  одной компании от предложений фирм-конкурентов, благодаря которому потребители целевых рынков делают выбор в его пользу. Преимущество достигается благодаря созданию товаров, по характеристикам или уровню сопутствующего обслуживания превосходящих продукцию конкурентов или предлагаемых по более низким ценам. Когда фирме удается сформировать конкурентные преимущества, она завоевывает большую долю рынка, получает высокую прибыль и имеет возможность отразить атаки конкурентов.

Конкурентные преимущества удовлетворяют четырем критериям:

  • предоставляют выгоды для потребителей. Покупатели рассматривают отличие как предлагающее им существенную выгоду или блага;
  • уникальны. Предоставляемые выгоды или блага невозможно получить у других поставщиков;
  • устойчивы. Преимущество должно быть невоспроизводимо конкурентами. Необходимо установить барьеры на входе: препятствия в приобретении необходимых знаний и опыта, достижение экономии, обусловленной ростом масштаба производства, а также в виде патентов;
  • прибыльны для фирмы. Компания предлагает товар или услуги, структура цены, затраты и объем производства которых позволяют получать прибыль.

Поиск конкурентных преимуществ  начинается с выявления тех благ и выгод, которые особенно высоко оцениваются потребителями. Ценность для покупателей – это полезность или полное удовлетворение, которое  они получают при использовании  товара, а также минимальные цена и операционные издержки в течение  всего срока службы продукта.

Компания-поставщик должна изучить факторы, составляющие функцию  предполагаемой полезности, ценовую  эластичность, а также оценку потребителями основных операционных издержек.

Конкурентное преимущество достигается тогда, когда компания предлагает покупателю товар такой  ценности, которую он вряд ли где-либо найдет.

Создав преимущество, компания устанавливает более высокие  цены на свой товар и получает высокую  прибыль. Конкурентное преимущество может быть экономическим, психологическим или экономико-психологическим. Экономическое преимущество особенно важно для деловых рынков, на которых покупатели движимы стремлением увеличить прибыльность своей собственной компании.

Конкурентное преимущество получают не те, кто располагает  неограниченными ресурсами, а те, кто конструктивно мыслит. Далеко не всегда условием долгосрочного роста  компании является высокая норма  возврата инвестиций.

Поддержание конкурентных преимуществ  определяется концентрацией усилий на основных компетенциях в ограниченной области рынка и технологий.

Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как  фирма организует и выполняет  отдельные виды деятельности. Например, агенты по продаже ведут телефонные переговоры, а финансисты наращивают капитал.

Посредством этой деятельности фирмы создают определенные ценности для своих клиентов. Конечная ценность, созданная фирмой, определяется тем, сколько клиенты готовы заплатить  за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Если эта сумма превышает  совокупные расходы на всю необходимую  деятельность, фирма рентабельна. Чтобы  получить конкурентное преимущество, фирма должна либо давать покупателям  примерно такую же ценность, как  и конкуренты, но производить товар  с меньшими издержками (стратегия  меньших издержек), либо действовать  так. Чтобы давать покупателям товар  с большей ценностью, за который  можно получить большую цену (стратегия  дифференциации).

Все виды деятельности, входящие в цепочку ценности, вносят свой вклад в потребительскую стоимость. Их можно условно разделить на две категории: первичная деятельность (постоянное производство, сбыт, доставка и обслуживание товара) и вторичная (обеспечение компонентами производства, как-то: технологией, людскими ресурсами  и т.д., или обеспечение функций  инфраструктуры в поддержку другой деятельности), то есть поддерживающая деятельность. Для каждого вида деятельности требуются покупные «компоненты», людские ресурсы, сочетание тех или иных технологий, а в основе лежит инфраструктура фирмы, например менеджмент и финансовая деятельность.

Избранная фирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым  фирма выполняет отдельные виды деятельности, и всю цепочку ценности. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют разные значения для достижения конкурентного преимущества.

Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы  выполнения деятельности, внедряя новые  технологии или исходные компоненты производства. Цепочка ценности фирмы - это система взаимозависимых видов деятельности, между которыми существую связи. Эти связи возникают, когда метод какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других.

Наличие связей также требует  согласования разных видов деятельности. Чтобы не сорвать сроки поставки, например, нужно, чтобы производство, обеспечение поставок сырья и  комплектующих, вспомогательная деятельность. Четкое согласование обеспечивает своевременную  поставку товара заказчику без необходимости  иметь дорогостоящие средства доставки. Согласование связанных друг с другом видов деятельности снижает расходы  при заключении сделок, дает более  четкую информацию (что облегчает  управление) и позволяет замещать дорогостоящие операции в одном  виде деятельности более дешевыми операциями в другом виде. Это также действенный  способ сократить общее время, необходимое  для выполнения разных видов деятельности, что имеет все большее значение для конкурентного преимущества.

Информация о работе Общие положения о кадровом потенциале