Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексное исследование теоретических и практических проблем, связанных с совершенствованием системы использования кадрового потенциала сотрудников организации.
Выполнение курсовой работы предполагает решение следующих задач:
раскрыть сущность кадрового потенциала;
изучить систему факторов, составляющих человеческий потенциал организации и влияющих на достижение ее цели;
провести анализ учета и использования факторов, составляющих трудовой потенциал организации;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
3
1. Общие положения о кадровом потенциале……………………..……...…
5
1.1 Понятие и факторы конкурентных преимуществ ………………...….....
5
1.2 Сущность и показатели кадрового потенциала предприятия….………
11
1.3 Значение кадрового потенциала как источника формирования конкурентных преимуществ…..…………………...……………………………..
18
2. Исследование кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка №8600………………………………………………………...
21
2.1 Оценка кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка №8600………………………………………………………………..
21
2.2 Развитие кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка №8600…………………………………………………………….
26
3. Разработка направлений дальнейшего развития кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка №8600……………………...
31
3.1 Регулирование кадрового состава организации………...……………….
31
3.2 Кадровый потенциал: перспектива развития и совершенствования…..
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
44
Качественная характеристика кадрового потенциала направлена на оценку:
Характеристика качественной стороны кадрового потенциала также может быть произведена с использованием количественных показателей. Например, для оценки состояния здоровья применяются показатели частоты и тяжести заболеваний в расчете на 100 работников (т.е. состояние здоровья оценивается косвенно через уровень заболеваемости), для оценки уровня квалификации - средний разряд рабочих, уровня образования - среднее количество классов общеобразовательной школы, для оценки профессиональной подготовки - доля лиц, окончивших ПТУ, количество месяцев профессиональной подготовки и т.д. Следует отметить, что сбор такого рода информации, особенно в части получения качественных характеристик, затруднен и требует специальных исследований. Поэтому используется упрощенный подход, когда качественная характеристика трудового потенциала ограничивается данными, отражающими образовательный и квалификационный уровень, наличие специальной профессиональной подготовки и ее продолжительность, половозрастной состав.
Оценка кадрового потенциала
является одним из основных направлений кадровой работы. На результатах оценочных
мероприятий базируется ряд решений, связанных с управлением
Критерии оценки кадрового потенциала определяются в ходе совместной работы консультантов и руководства компании.
Можно наметить несколько аспектов оценки кадрового потенциала:
Используемые в практике обобщающие показатели
отражают не более двух-трех элементов кадрового
1.3 Значение кадрового потенциала как источника
Конкурентное преимущество достигается тогда, когда компания предлагает покупателю товар такой ценности, которую он вряд ли где-либо найдет. Создав преимущество, компания устанавливает более высокие цены на свой товар и получает высокую прибыль. Конкурентное преимущество может быть экономическим, психологическим или экономико-психологическим. Экономическое преимущество особенно важно для деловых рынков, на которых покупатели движимы стремлением увеличить прибыльность своей собственной компании.
К наиболее типичным источникам получения конкурентного
Однако без необходимых навыков и умений
настойчивость компании в формировании
конкурентных преимуществ результата
не даст, а только приведет к растрате ресурсов. Чтобы разрабатывать товары,
превосходящие по многим характеристикам продукцию
международных конкурентов, требуются
глубокие знания и способности к обучению.
Здесь требуется наличие знаний в двух областях.
Первая область связана с интересами и ценностями
потребителей, вторая – относится к технологическим навыкам,
необходимым для создания и предоставления
этих ценностей. В связи с этим основные
деловые способности
Персонал компании – это важнейший источник конкурентных преимуществ, особенно на рынках, ориентированных на услуги. Воспроизвести услуги высокого качества практически невозможно, поскольку они определяются культурой фирмы, а также умением ее руководителей наделить должными полномочиями и заинтересовать сотрудников "передовой линии". К основным качествам сотрудников, которые создают ценности посредством оказания услуг, относятся следующие:
Известно, что чем выше кадровый потенциал предприятия, чем выше потенциальные возможности нанятой рабочей силы, тем более сложные задачи могут решаться коллективом. Однако наличие таких преимуществ отнюдь не свидетельствует о том, что главная задача управления персоналом - максимальное наращивание кадрового потенциала. Здесь есть и ограничения, в частности появление рабочей силы, чей кадровый потенциал будет слишком завышенным для конкретных условий производства, не соответствовать его потребностям, являться «излишним». Такая ситуация нежелательна по нескольким причинам. Во-первых, набор или подготовка рабочей силы такого качества обходится предприятию слишком дорого. А во-вторых, этот кадровый потенциал не будет полностью использован, и средства, затраченные на рабочую силу, не окупятся. У самих работников это может вызвать неудовлетворенность работой на данном предприятии, зачем последует увольнение по собственному желанию. Несоответствие кадрового потенциала коллектива потребностям производства в условиях хозяйственной самостоятельности и инициативы трудовых коллективов представляется серьезной проблемой. В некоторых коллективах весьма болезненно воспринимаются программы реконструкции предприятий под новые высокоэффективные технологии, отсутствует серьезная заинтересованность в освоении новых профессий и специальностей, наблюдается апатия и безразличие к перестройке форм управления предприятием.
Все это обусловливает необходимость постоянного
Таким образом, анализ теоретических
источников позволяет выявить тесную зависимость кадрового
Глава 2. Исследование кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка № 8600
2.1 Оценка кадрового потенциала Читинского отделения сберегательного банка №8600
Отделения Сбербанка в Чите – сеть городских офисов и операционных касс, которые входят в состав Байкальского банка Сбербанка России. В отчетном 2012 году кадровая политика и мероприятия по ее осуществлению в отделениях Сберегательного банка России, расположенных на территории Забайкальского края строились в соответствии с концепцией развития Сбербанка России до 2014 года и направлена на улучшение качества формирования кадрового потенциала и совершенствование механизма управления персоналом.
Большинство кадровых вопросов связанных с деятельностью учреждений Сбербанка России, расположенных на территории Забайкальского края по направлению работы с персоналом, а также решения кадровых вопросов, связанных с рекомендациями Байкальского банка Сбербанка России, рассматривались в 2010 году на заседаниях Совета Читинского головного отделения Сбербанка России, по которым выносились соответствующие решения. Использовалась практика проведения расширенных заседаний с приглашением руководителей отделений и ответственных специалистов по направлениям развития бизнеса.
Рост уровня замещения должностей специалистами с высшим образованием за отчетный год составил 3.6%, замещение должностей специалистами с высшим профильным образованием возросло на 5,9%. Всего замещено дипломированными специалистами соответствующими квалификационным требованиям 79,7% должностей, 85,0% должностей замещают работники с высшим образованием. Проведена определенная целенаправленная работа по улучшению качественного состава персонала по образовательному уровню среди работников бухгалтерского аппарата, отдела безопасности и защиты информации, расчетного центра и др., что позволило повысить замещаемость должностей специалистами с высшим и высшим профильным образованием в указанных подразделениях на 11,6%, 8,9%, 2,3% и 12,4%, 2,1%, 15,7% соответственно.
Плановое задание по приему выпускников 2005 года дневной формы обучения в Вузах выполнено в целом по краю на 130,0% (план 40 человек, факт – 49). В разрезе ОСБ план по выпускникам ВУЗов не выполнили, не смотря на наличие вакансий в отделениях в течение года.
Количественный состав работников учреждений Сбербанка России, расположенных на территории Забайкальского края на 01 января 2013 года составил 3091 человек. На отчетную дату штатная численность работников в целом по области составила 2976,5 единиц, что на 8,75 единиц меньше уровня 2010 года. Снижение численности связано с выполнением мероприятий по оптимизации численности персонала, установленных заданием бизнес-плана.
В динамике за 2011-2012гг. количественный состав персонала в разрезе отделений края характеризуется следующими данными:
Численность работающих в отделениях Сбербанка края (без учета МОП) составила 2955 человек, в их числе 730 (24,7%) работники в возрасте до 30 лет (на 01.01.12г. было 701 чел.), специалистов и операционно-кассовых работников пенсионного возраста работает 57 человек (1,9% от общей численности этой категории работающих).
В 2012 году в отделения Сбербанка края принято на работу 249 человек, из них 172 работника с высшим образованием (69,3%). На должности, подлежащие замещению специалистами с высшим образованием, принято 124 человека, из них соответствуют квалификационным требованиям 110, не имеют соответствующего образования десять работников (8%), без высшего профильного образования поступило на работу 2 сотрудника: