Общие принципы учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение действующей методики и состоя-ния учета хозяйственного инвентаря и спецодежды. Для реализации цели нами поставлены следующие задачи, которые сводятся к изучению основных положений по учету и анализу хозяйственного инвентаря на предприятии:
1) рассмотреть экономическую сущность обеспеченности предприятия хо-зяйственным инвентарем, спецодеждой в процессе производства;
2) дать классификацию и оценку материалам;
3) отразить организацию учета хозяйственного инвентаря и спецодежды в бухгалтерском учете;
4) описать организацию складского учета хозяйственного инвентаря и спецодежды;
5) сделать обзор законодательных, нормативных и литературных источ-ников по учету инвентаря и спецодежды.

Содержание работы

Введение 3
1 Общие принципы учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 4
1.1 Классификация и оценка хозяйственного инвентаря и спецодежды 4
1.2 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников 9
1.3 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие методических аспектов учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды в учетной политике организации 12
2 Документальное оформление поступления и выбытия предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 14
2.1 Документальное оформление поступления и отпуска в производство хозяйственного инвентаря и спецодежды ..14
2.2 Организация складского учета хозяйственного инвентаря и спецодежды и контроль за их сохранностью 18
2.3 Документальное оформление выбытия предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 21
3 Учет предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды в бухгалтерии организации .23
3.1Аналитический учет предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 23
3.2Организация синтетического учета хозяйственного инвентаря и спец-одежды и порядок погашения их стоимости 26
3.3Проблемы и разработка рекомендаций по совершенствованию учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 30
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовая бух. доработанная 2.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

  В Инструкции № 133 выделены отдельные главы по особенностям бухгалтерского учета материалов, горюче-смазочных материалов, тары, отдельных предметов в составе средств в обороте, незавершенного производства и готовой продукции, а также по учету запасов на забалансовых счетах. Эта инструкция разработана с учетом проводимой политики сближения национального законодательства с МСФО.  В Инструкции № 133 также уточнен состав затрат, включаемых в фактическую себестоимость запасов.   Следует обратить внимание что из фактической себестоимости приобретаемых материалов были исключены затраты, связанные с приобретением иностранной валюты для расчетов с поставщиками или погашения кредитов за полученные материалы. Их следует отражать по дебету счетов учета затрат на производство. Проценты за пользование кредитами и займами, полученными для приобретения материалов, теперь однозначно нужно учитывать по дебету счета 91 "Операционные доходы и расходы".   Было уточнено, что курсовые разницы по обязательствам в иностранной валюте перед поставщиками за приобретенные материалы необходимо учитывать по дебету или кредиту счета 92 "Внереализационные доходы и расходы". Эта норма применялась и ранее на основании Декрета Президента РБ от 30.06.2000 № 15 и Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199.

  Были внесены изменения по применению способов оценки запасов: вместо метода ЛИФО (оценка отпускаемых запасов на производство по себестоимости последних по времени приобретения запасов) введен метод ФИФО (оценка отпускаемых запасов на производство по себестоимости первых по времени приобретения запасов).

   Для более реальной оценки запасов в бухгалтерском учете и отчетности Инструкцией № 133 предусмотрено создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей (далее – резерв). При образовании резерва следует сделать запись:

Д-т 91 – К-т 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей"

– на величину разницы между чистой стоимостью реализации и фактической себестоимостью запасов, если последняя выше чистой стоимости реализации. 
   В случае восстановления зарезервированной суммы в бухгалтерском учете нужно составить запись:

Д-т 14 – К-т 91.

  Резерв под снижение стоимости материалов, предназначенных для использования в производстве продукции, не следует формировать, если готовую продукцию, в состав которой они войдут, предполагают реализовать по цене, соответствующей себестоимости или выше себестоимости.

   Стоимость выявленных при инвентаризации излишков материалов может быть определена организациями самостоятельно исходя из прейскурантов, бюллетеней, каталогов и иных документов, определяющих стоимость аналогичных активов.

   На сумму излишков материалов в бухгалтерском учете, как и ранее, нужно сделать запись:

Д-т 10 "Материалы" – К-т 92 "Внереализационные доходы и расходы". 
Материалы, находящиеся в процессе таможенного оформления, можно учесть на счете 15

   Если организация импортирует материалы и они находятся в процессе таможенного оформления, то для их учета можно использовать счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей". Оприходование поступивших в организацию материалов после завершения таможенного оформления следует отражать записью:

Д-т 10 – К-т 15.

   Стоимость материалов, полученных организацией безвозмездно, в бухгалтерском учете необходимо отражать записью:

Д-т 10 – К-т 98 "Доходы будущих периодов".

   Суммы, учтенные на счете 98, нужно списывать в состав внереализационных доходов (в кредит счета 92) по мере списания стоимости использованных материалов на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию.

   Закрепленные Инструкцией № 133 нормы по учету предметов исключили излишнюю регламентацию порядка списания стоимости отдельных предметов в составе средств в обороте. Стоимость предметов, по которым установлены сроки службы (спецодежда, спецобувь и др.), временных (нетитульных) сооружений и приспособлений надо списывать на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию в порядке, закрепленном в учетной политике. Организации не ограничены в выборе вариантов. Можно использовать и те варианты, которые были закреплены постановлением № 41.[10]

   При обеспечении работников СИЗ необходимо руководствоваться следующими документами:

  • Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209;
  • Перечнем средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 15.10.2010 № 145;
  • Типовыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики, утвержденными постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.09.2006 № 110.[7]

   Выводы: определение состава запасов закреплено в Инструкции № 133; в этой инструкции выделены отдельные главы по особенностям бухгалтерского учета материалов, горюче-смазочных материалов, тары, отдельных предметов в составе средств в обороте, незавершенного производства и готовой продукции, а также по учету запасов на забалансовых счетах; в Инструкции № 133 также уточнен состав затрат, включаемых в фактическую себестоимость запасов; для более реальной оценки запасов в бухгалтерском учете и отчетности Инструкцией № 133 предусмотрено создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей; стоимость предметов, по которым установлены сроки службы (спецодежда, спецобувь и др.), временных (нетитульных) сооружений и приспособлений надо списывать на счета учета затрат на производство, расходов на реализацию в порядке, закрепленном в учетной политике.

 

   1.3 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие методических аспектов учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды в учетной политике организации

 

   Унитарное предприятие «Минский мясокомбинат» расположено на территории  Октябрьского района г. Минска по ул. Казинца, 46. Предприятие занимает площадь 16,71 га, площадь застройки – 6,36 га, плотность застройки – 38%, производственная площадь – 45195 кв. метра.

   Мясокомбинат относится к числу наиболее старых в республике из действующих мясокомбинатов. Предприятие  основано в 1922 году на базе хладобойни, где преобладал ручной труд, и производилось 10 тонн мяса и 8 тонн колбасных изделий в смену.

   УП «Минский мясокомбинат» неизменно становится победителем на различных международных и республиканских выставках-ярмарках и конкурсах за высокое качество продукции и культуру обслуживания. 

   За январь – декабрь 2012 г. произведено промышленной продукции в фактических отпускных ценах на сумму 557,2 млрд. рублей, темп роста к аналогичному периоду 2011 г. составил 127,8% (доведенное задание на 2012 год: ГУ «Минскгорпищепром» – 122 %, Администрация Октябрьского района – 127%).

   За 2012 год УП «Минский мясокомбинат» по объемам продукции в действующих ценах находится на 4-м месте среди мясоперерабатывающих предприятий Минсельхозпрода, впереди – Гродно, Береза, Витебск.

   В счет госзаказа получено 4144 тонны мяса свинины и говядины или 67,6% от доведенного задания, недопоставлено 1986 тонны.

  Из доведенных по  госзаказу на январь – декабрь 2012 г. поставок мяса на кости (1200 тонн) от предприятий Брестской области получено 396 тонн (33%), недопоставка – 804 тонны, от предприятий Гомельской области при госзаказе 2200 тонн поставка составила 808 тонн (36,7%), недопоставка – 1392 тонны.

    По импорту за 12 мес.2012 г. поступило мясного сырья 4,3 тыс. тонн, что больше на 0,3 тыс. тонн, чем в аналогичном периоде 2011 г. (за 12 мес. 2010 г. – 4,0 тыс. тонн).

   Структура поступления сырья на промышленную переработку на УП «Минский мясокомбинат» за 12 месяцев 2012 г. распределяется следующим образом:

  • мясо от поступления скота в живом весе – 62,9% (за 12 мес. 2011 г. – 53,2%);
  • завоз мяса от производителей республики – 21,8% (за 12 мес. 2011 г. – 36,3%);
  • импорт сырья – 15,3% (за 12 мес. 2011 г. –10,5%).

   За указанный период обеспеченность предприятия сырьем составила 79,4%. Объем производства продукции в натуральном выражении  по основной номенклатуре составил:

  • мясо и субпродукты 1к. – 17,9 тыс. тонн («минус» 2552 тонны, 87,6 % к уровню прошлого года);
  • колбасные изделия – 14,6 тыс. тонн (+ 373 тонны, 102,6 % к уровню прошлого года)
  • полуфабрикаты – 7,5 тыс. тонн (+ 819 тонн, 112,2 % к уровню прошлого года).

   По объемам производства колбасных изделий Минский мясокомбинат находится на 7-м месте среди предприятий Минсельхозпрода, среди предприятий Минской области – на 1-м месте.

   Соотношение  запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства в фактических ценах за 12 мес. 2012 г. составило 14,7% (задание – 19,0%).

   Что касается аспектов учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды в учетной политике организации, то предметы на счете 10 отражаются по фактическим затратам на их приобретение, сооружение, изготовление. Не включаются в фактическую себестоимость материалов, а относятся на расходы того отчетного периода, в котором они были осуществлены: проценты за пользование кредитами, вознаграждение банку, курсовые и др. Списание стоимости предметов на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг производится в следующем порядке: предметы стоимостью до двух базовых величин списываются единовременно, свыше двух базовых величин- в размере 50% стоимости предметов – при передаче их со склада в эксплуатацию, и оставшиеся 50% стоимости- при выбытии, по предметам, по которым установлены сроки службы – исходя из сроков службы. Для учета начислено износа к счету 10 «Материалы» используется субсчет 13 «Износ предметов». Учет поступления материалов ведется с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» по заготовке скота и приобретении материалов на центральный склад. Стоимость производственных запасов , списываемых в производство, включаются в состав себестоимости с использованием методов оценки запасов по средневзвешенным ценам.

     Выводы: в целях увеличения объемов производства и реализации продукции на мясокомбинате ведется работа по расширению имеющегося ассортимента выпускаемой продукции. При разработке новых видов продукции учитываются все факторы, которые содействуют тому, чтобы характеристики продукции соответствовали ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон. За 12 мес. 2012 г. освоено производство 157 новых видов продукции.

 

   2 Документальное оформление поступления и выбытия предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды

                                

   2.1 Документальное оформление поступления и отпуска в производство хозяйственного инвентаря и спецодежды

 

   Согласно ст.9 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями),далее Закон, факт совершения хозяйственной операции должен подтверждаться первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции.[8]

   Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее совершения. При оформлении первичных учетных документов необходимо прежде всего соблюдать требования, установленные ст.9 Закона.

   В частности, согласно ст.9 Закона первичные учетные документы  принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов РБ (для Нацбанка РБ, для банков - Нацбанком РБ), по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров РБ, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

   Вместе с тем при отсутствии  утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации организации позволено принимать к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование, номер документа, дату и место его составления; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи. 

  В зависимости от характера  хозяйственных операций и системы  обработки данных в первичные учетные документы могут включаться дополнительные реквизиты.  Закон также требует, чтобы первичный учетный документ был составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, - непосредственно после ее совершения. Методологические основы и порядок формирования в бухгалтерском учете информации о запасах в коммерческих и некоммерческих организациях определены. Журнал учета поступающих грузов (форма М-1п) применяется для регистрации грузов, поступающих на склад организации. Записи в журнале производятся на основании транспортных документов, отгрузочных документов, приходных ордеров, актов о приемке материалов. По мере поступления материалов на склад организации в журнале делается отметка о номерах приходных ордеров (или актов о приемке) и датах поступления или по запросам, связанным с розыском непоступивших грузов. В графе "Примечание" делаются отметки об оплате счета, отказе от акцепта или сумме частичного акцепта и др. В журнале отмечаются также запросы, связанные с розыском непоступивших грузов. Журнал ведется отделом (службой) снабжения и предназначен для контроля за поступлением и оприходованием материалов. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и заверен подписями начальника структурного подразделения, занимающегося снабжением организации материалами, а также главным бухгалтером (лицом, на то уполномоченным). Акт о приемке материалов (форма М-7п) применяется для оформления приемки материалов, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика. Составляется также при приемке материалов, поступивших без документов. Акт составляется в 2 экземплярах приемочной комиссией с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Лимитно-заборная карта (форма М-8п) применяется для учета отпуска материалов цехам (объектам и др.) складского хранения, расходуемых в производстве в течение месяца (квартала) многократно, и служит оправдательным документом для списания материалов со склада. Лимитно-заборные карты выписываются в 2 экземплярах на одно или несколько наименований материалов и, как правило, на один шифр заказа (в организациях) сроком на один месяц: оригинал - для получателя (цеха, объекта, бригады и др.), копия - для склада, отпускающего материалы. При небольших объемах отпуска материалов они могут выписываться на квартал. Лимитно-заборная карта может выписываться в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карточках складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материала со склада. По лимитно-заборной карте может производиться также возврат неиспользованных материалов на склад. На каждой лимитно-заборной карте на основании данных оперативного месячного плана указывается количество материалов, необходимых на месяц (квартал) на заданный объем работ (лимит). При отсутствии указания лимита лимитно-заборные карты используются как заборные карты. Отпуск материалов цехам (объектам и др.) производится с того склада, который обозначен в лимитно-заборной карте. Отпуск материалов в производство должен осуществляться складом только при предъявлении получателем своего экземпляра лимитно-заборной карты и строго в пределах установленных лимитов. Записи в карточку складского учета по соответствующему номенклатурному номеру о выдаче материала и остатке материала на складе кладовщик должен производить после каждой выдачи материала получателю либо по мере закрытия лимитно-заборных карт, но не позднее 1-го числа, следующего за отчетным месяцем. По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется. Сдача складом лимитно-заборных карт в бухгалтерию для учета движения материалов производится после использования лимита. В начале месяца сдаются все карты за прошлый месяц независимо от использования лимита. Если лимитно-заборная карта была выдана на квартал, она сдается в начале следующего квартала. До сдачи лимитно-заборных карт их данные сверяются с экземплярами лимитно-заборных карт, заполняемых подразделениями организации (при ведении лимитно-заборных карт в двух экземплярах). Сверка подтверждается подписями заведующего складом (кладовщика) и ответственного работника подразделения организации, получавшего материалы. Требование-накладная на отпуск материалов (форма М-11п) применяется для учета поступления на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, а также для учета отпуска материалов и является основанием для списания материалов со склада. Требование-накладная выписывается в трех экземплярах: оригинал передается в бухгалтерию, копии остаются на складе и у цеха-изготовителя.

Информация о работе Общие принципы учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды