Общие принципы учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение действующей методики и состоя-ния учета хозяйственного инвентаря и спецодежды. Для реализации цели нами поставлены следующие задачи, которые сводятся к изучению основных положений по учету и анализу хозяйственного инвентаря на предприятии:
1) рассмотреть экономическую сущность обеспеченности предприятия хо-зяйственным инвентарем, спецодеждой в процессе производства;
2) дать классификацию и оценку материалам;
3) отразить организацию учета хозяйственного инвентаря и спецодежды в бухгалтерском учете;
4) описать организацию складского учета хозяйственного инвентаря и спецодежды;
5) сделать обзор законодательных, нормативных и литературных источ-ников по учету инвентаря и спецодежды.

Содержание работы

Введение 3
1 Общие принципы учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 4
1.1 Классификация и оценка хозяйственного инвентаря и спецодежды 4
1.2 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников 9
1.3 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие методических аспектов учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды в учетной политике организации 12
2 Документальное оформление поступления и выбытия предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 14
2.1 Документальное оформление поступления и отпуска в производство хозяйственного инвентаря и спецодежды ..14
2.2 Организация складского учета хозяйственного инвентаря и спецодежды и контроль за их сохранностью 18
2.3 Документальное оформление выбытия предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 21
3 Учет предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды в бухгалтерии организации .23
3.1Аналитический учет предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 23
3.2Организация синтетического учета хозяйственного инвентаря и спец-одежды и порядок погашения их стоимости 26
3.3Проблемы и разработка рекомендаций по совершенствованию учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 30
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовая бух. доработанная 2.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

  В организацию УП «Минский мясокомбинат» спецодежда и оснастка поступают по товарно-транспортной накладной (Приложение А). В ней указывается грузоотправитель, грузополучатель, наименование товара, цена, количество получаемого товара, его стоимость без НДС и с учетом НДС. Она заверяется подписями  и оттисками печати.

   Далее поступившие ценности  передаются на Центральный материальный  склад. Поступление спецодежды и оснастки на склад оформляется приходным ордером (Приложение Б).  Дальнейшее перемещение спецодежды с Центрального склада на склады структурных подразделений оформляется накладной на внутреннее перемещение материалов (Приложение В).

   Накладная на внутреннее перемещение материалов (форма М-13п) используется для оформления отпуска материалов (их отдельных групп, видов, наименований) своим подразделениям в том случае, когда не указывается наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого отпускаются материалы, а также может использоваться в случаях, когда:

  • продукция, изготовленная подразделениями организации, используется для внутреннего потребления в организации или для дальнейшей переработки;
  • осуществляется возврат материалов подразделениями организации на склад или цеховую кладовую;
  • производится сдача отходов, образующихся в процессе производства продукции (выполнения работ), а также сдача брака;
  • осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации основных средств.

   Операции по передаче материалов из одного подразделения организации в другое оформляются накладными на внутреннее перемещение материалов.

Накладная на внутреннее перемещение материалов выписывается в двух экземплярах. Оригинал накладной на внутреннее перемещение материалов передается складу как основание для отпуска материалов, копия - получателю материалов.

   Выводы: согласно ст.9 Закона первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов РБ (для Нацбанка РБ, для банков - Нацбанком РБ), по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров РБ, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики; журнал учета поступающих грузов (форма М-1п) применяется для регистрации грузов, поступающих на склад организации; лимитно-заборная карта (форма М-8п) применяется для учета отпуска материалов цехам; требование-накладная на отпуск материалов (форма М-11п) применяется для учета поступления на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, а также для учета отпуска материалов и является основанием для списания материалов со склада; накладная на внутреннее перемещение материалов (форма М-13п) используется для оформления отпуска материалов (их отдельных групп, видов, наименований) своим подразделениям в том случае, когда не указывается наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого отпускаются материалы и в других случаях.

 

 

   2.2 Организация складского учета хозяйственного инвентаря и         спецодежды и контроль за их сохранностью

 

   Контроль за сохранностью продукции и материальных ценностей обеспечивается:

- обязательным их взвешиванием, измерением или пересчетом при принятии к учету и отпуске к расходованию;

- своевременным проведением инвентаризации и отражением ее результатов на счетах бухгалтерского учета;

- назначением материально ответственных лиц (заведующих складами, кладовщиков, старших рабочих складов и др.) с обязательным заключением с ними в установленном порядке договоров о материальной ответственности;

- определением перечня должностных лиц с правом подписывать документы на получение и отпуск со складов материальных ценностей и выдавать разрешение (пропуск) на их вывоз из сельскохозяйственной организации. Список этих лиц, а также образцы их подписей должны находиться в местах хранения продукции и материальных ценностей. Список лиц, имеющих право подписи на выдачу дефицитных и дорогостоящих материальных ценностей, а также их перечень устанавливаются приказом руководителя организации по представлению главного бухгалтера;

- согласованием с главным бухгалтером организации увольнения и перемещения материально ответственных лиц;

- установлением надлежащей системы документооборота по оформлению хозяйственных операций движения продукции и материальных ценностей.[9]

   Приобретенные производственные запасы или собственного изготовления материалы поступают на склад УП «Минский мясокомбинат». Передача их в эксплуатацию, минуя склад, не допускается. Складские помещения имеют сигнализацию, снабжены необходимым количеством стеллажей, ячеек, средствами механизации и весоизмерительными приборами. На складе каждая группа материальных ценностей храниться в определенном месте. Поступившие материальные ценности на склад сравниваются с данными сопроводительных документов по качеству и количеству. Затем после проверки полученных материалов поступившие первичные приходные документы заносятся в журнал учета поступивших ценностей, где регистрируются все необходимые данные для контроля за приобретенными материалами. В целях улучшения обеспечения сохранности на складе УП «Минский мясокомбинат» производится маркировка спецодежды, спецобуви, предохранительных приспособлений, производственного и хозяйственного инвентаря и других материальных ценностей до отпуска их в эксплуатацию. Перечень материалов, подлежащих маркировке, и ее порядок устанавливают министерства и ведомства. Маркировка содержит наименование предприятия или его символ.

   Учет обеспечивает точное и правильное отражение наличия материальных ценностей по их количеству в разрезе номенклатурных номеров по каждому лицу, ответственному за их сохранность. Новые их поступления, перемещения от одного ответственного лица к другому или за пределы данного хозяйственного подразделения, а также изменение их рабочего состояния вследствие перехода из запаса в эксплуатацию и обратно, ликвидация, порча и т.п. материальные ценности своевременно оформляются соответствующими документами и получают отражение в учете.

   Если не установлено расхождений между данными сопроводительных документов и фактическим наличием материалов, то составляется приходный ордер, в котором указываются разделы: наименовании организации поставщика, наименование материальной ценности, ее код, стоимость и количество, налог на добавленную стоимость.

   Если поступает некачественный груз, обнаружен бой, порча материалов, то составляется акт о приемке материалов, который является первичным документом для оприходования груза и составление приходного ордера в данном случае необязательно. Акт составляется в 2-х экземплярах - 1-ый - передается в бухгалтерию для учета поступления материалов; 2-ой - служит основанием для предъявления претензий поставщику.

   Учет материальных ценностей на складе ведется материально - ответственным лицом, то есть кладовщиком. Кладовщик на каждый номенклатурный номер материала открывает карточку складского учета материалов (форма М-17) (Приложение Г), заготовляемых бухгалтерией по мере поступления приходных документов и в соответствии с номенклатурой материалов и передаваемых материально ответственным лицам под расписку в реестре вместе с приходными документами. В полученных карточках складского учета кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места хранения материалов (стеллажи, ячейки и т.п.). На основании оформленных в установленном порядке первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных, товарно-транспортных накладных и т.п.) заведующий складом (кладовщик) делает записи операций по приходу и отпуску материалов в карточках складского учета в день совершения операций и ежедневно выводить на карточках остатки материалов (как правило, после каждой операции).

   Разноска из лимитно-заборных карт в карточки складского учета данных об отпуске материалов может производиться и по мере закрытия карт, но не позднее 1-го числа следующего за отчетным месяца. При этом порядке записей лимитные карты следует хранить вместе с соответствующими карточками складского учета. Лимитно-заборные карты на отпуск материалов в цехи сдаются в бухгалтерию не позднее первого числа следующего месяца. До сдачи лимитных карт их итоговые данные выверяются с аналогичными данными цеховых экземпляров лимитных карт, т.к. осуществляется ведение карт в двух экземплярах. Это делают работники складов, отпускавшие материалы, и цехов, получавшие их. Выверка подтверждается их подписями.

   Первичные документы со складов передают в бухгалтерию вместе с реестром, где указывается наименование и номер сдаваемых документов.

   По состоянию на  первое число каждого месяца  кладовщик переносит количественные остатки из карточек складского учета в «Ведомость учета остатков материалов » (форма М-14). Эта ведомость открывается бухгалтерией на год по каждому складу. Хранится в бухгалтерии и выдается кладовщику за день до окончания месяца. [10]

   При автоматизации учета данные о движении материалов, их остатках по складу формируются в виде машинограмм.

   Выводы: складской  учет обеспечивает точное и правильное отражение наличия материальных ценностей по их количеству в разрезе номенклатурных номеров по каждому лицу, ответственному за их сохранность; учет материальных ценностей на складе ведется материально - ответственным лицом, то есть кладовщиком; кладовщик на каждый номенклатурный номер материала открывает карточку складского учета материалов (форма М-17); На основании оформленных в установленном порядке первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных, товарно-транспортных накладных и т.п.) заведующий складом (кладовщик) делает записи операций по приходу и отпуску материалов в карточках складского учета в день совершения операций и ежедневно выводить на карточках остатки материалов; по состоянию на первое число каждого месяца кладовщик переносит количественные остатки из карточек складского учета в  «Ведомость учета остатков материалов »  (форма М-14).

   

2.3 Документальное  оформление выбытия предметов  хозяйственного инвентаря и спецодежды

 

   Выбытие средств индивидуальной защиты из эксплуатации на УП «Минский мясокомбинат» происходит в связи с истечением срока носки и непригодностью к дальнейшей эксплуатации; при увольнении работника (в случае если средства индивидуальной защиты не возвращены на склад); в результате их реализации на сторону. Законодательством Республики Беларусь предусмотрена ответственность работников за сохранность выданных им в пользование средств индивидуальной защиты. Согласно ст.404 Трудового кодекса работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба в следующих случаях: если заключен договор о полной материальной ответственности; когда ущерб причинен нанимателю недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей средств индивидуальной защиты и прочего имущества, выданных работнику нанимателем в пользование. Стоимость специальной одежды погашается исходя из срока ее службы. [11]

   При проведении  инвентаризации на складе специальной одежды выявлена недостача спецодежды по вине материально ответственного лица. Сумма выявленной недостачи взыскивается с виновного работника путем удержания стоимости спецодежды из заработной платы.

   Списание стоимости предметов на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг производится в следующем порядке: предметы стоимостью до двух базовых величин списываются единовременно, свыше двух базовых величин- в размере 50% стоимости предметов – при передаче их со склада в эксплуатацию, и оставшиеся 50% стоимости- при выбытии, по предметам, по которым установлены сроки службы – исходя из сроков службы.[12]

  При выдаче спецодежды и инвентаря на каждого работника заводится личная карточка (Приложение Д). В ней указывается фамилия, имя и отчество получателя, структурное подразделение, должность получателя, размер, наименование средства индивидуальной защиты, количество, степень годности при выдаче и возврате, стоимость, дата выдачи, заверяется подписями главного бухгалтера, специалистом отдела кадров, руководителя структурного подразделения, специалистом по охране труда и ответственным лицом за выдачу средств индивидуальной защиты. В УП «Минский мясокомбинат» для списания спецодежды и инвентаря руководствуются постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 мая 2003 года №68 и постановлением  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 сентября 2006 года № 110. В  постановлении № 68 утверждаются Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной  защиты  работникам  пищевой  промышленности и Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономик. В  постановлении № 110 устанавливается, что работники организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, профессии и должности которых предусмотрены в настоящих Типовых нормах, обеспечиваются указанными в них средствами индивидуальной защиты, если нормы выдачи средств индивидуальной защиты по этим профессиям и должностям не предусмотрены в соответствующих отраслевых нормах.[13]

   Выводы: при выдаче спецодежды и инвентаря на каждого работника заводится личная карточка; в УП «Минский мясокомбинат» для списания спецодежды и инвентаря руководствуются постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 мая 2003 года №68 и постановлением  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 сентября 2006 года № 110.

 

   3 Учет предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды в бухгалтерии организации

 

    3.1Аналитический учет предметов хозяйственного инвентаря и     спецодежды

 

   Аналитический учет- это учёт, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учёта, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счёта. [14]

   Аналитический учет материалов ведется по местам хранения материалов (материально ответственным лицам) и номенклатурным номерам, т.е. по наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).  Существует несколько способов ведения аналитического учета материалов в бухгалтерии: сортовой и оперативно бухгалтерский (сальдовый).

Информация о работе Общие принципы учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды