Общие принципы учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение действующей методики и состоя-ния учета хозяйственного инвентаря и спецодежды. Для реализации цели нами поставлены следующие задачи, которые сводятся к изучению основных положений по учету и анализу хозяйственного инвентаря на предприятии:
1) рассмотреть экономическую сущность обеспеченности предприятия хо-зяйственным инвентарем, спецодеждой в процессе производства;
2) дать классификацию и оценку материалам;
3) отразить организацию учета хозяйственного инвентаря и спецодежды в бухгалтерском учете;
4) описать организацию складского учета хозяйственного инвентаря и спецодежды;
5) сделать обзор законодательных, нормативных и литературных источ-ников по учету инвентаря и спецодежды.

Содержание работы

Введение 3
1 Общие принципы учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 4
1.1 Классификация и оценка хозяйственного инвентаря и спецодежды 4
1.2 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников 9
1.3 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие методических аспектов учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды в учетной политике организации 12
2 Документальное оформление поступления и выбытия предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 14
2.1 Документальное оформление поступления и отпуска в производство хозяйственного инвентаря и спецодежды ..14
2.2 Организация складского учета хозяйственного инвентаря и спецодежды и контроль за их сохранностью 18
2.3 Документальное оформление выбытия предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 21
3 Учет предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды в бухгалтерии организации .23
3.1Аналитический учет предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 23
3.2Организация синтетического учета хозяйственного инвентаря и спец-одежды и порядок погашения их стоимости 26
3.3Проблемы и разработка рекомендаций по совершенствованию учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды 30
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Курсовая бух. доработанная 2.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

   При сортовом способе на каждый вид и сорт материалов бухгалтерия открывает карточки количественно-суммового учета (форма М-17), в которых на основании первичных документов отражается приход и расход материалов по количеству и сумме. По окончании месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги по приходу и расходу за месяц и определяют остатки материалов. По этим данным составляют оборотные ведомости аналитического учета материалов по материально ответственным лицам. Итоговые данные по оборотным ведомостям аналитического количественно-суммового учета должны совпадать с оборотами и остатками ценностей по соответствующим центрам материальной ответственности (материально ответственным лицам).

   При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе учета материалов работник бухгалтерии не реже одного раза в неделю проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью в проверенных карточках. В конце месяца заведующий складом переносит количественные данные об остатках на первое число по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов (форма М-17) (Приложение Д) в Ведомость учета остатков материалов (сальдовую ведомость). 

   Форма М-17 ведется по отдельным наименованиям материалов, записи делаются на основании следующих документов: по приходу материалов – формы № М-4, М-7; по расходу материалов- формы № М-11, М-8. [15, с.108]

   Материальный отчет (форма М-19п) составляется материально ответственным лицом подразделения. При небольшой номенклатуре материалов и небольших оборотах разрешается на всех или на отдельных складах (кладовых) организации и подразделений вместо карточек (книг) складского учета вести месячные материальные отчеты. При необходимости можно использовать вкладные листы к форме М-19п. В месячном материальном отчете отражаются данные (реквизиты), которые имеются в карточках складского учета, остаток материалов на начало месяца, приход и расход за месяц и остаток материалов на конец месяца. В месячных материальных отчетах отражается информация о движении материалов (приходе или расходе) в данном месяце. В этом случае на начало каждого квартала составляется сальдовая ведомость по всей номенклатуре материалов данного склада (кладовой). В месячных материальных отчетах указывается также стоимость (по приходу, расходу и остаткам) материалов. Стоимость материалов заполняется бухгалтерской службой организации или заведующим складом (кладовщиком). Месячные материальные отчеты с приложением всех первичных учетных документов представляются в бухгалтерскую службу в установленные в организации сроки. Перечень складов (кладовых), на которых ведутся месячные материальные отчеты, форма отчета, порядок его составления, представления и проверки определяются решением руководителя организации по представлению главного бухгалтера.

   Материальный отчет (форма М-19п) составляется материально ответственным лицом подразделения. В отчете отражается движение материалов: остатки на начало месяца, поступление и расход, в том числе по объектам, и остаток на конец месяца. В материальном отчете перечисляют прилагаемые к отчету первичные документы по приходу и расходу материалов. Материальный отчет под роспись сдается в бухгалтерию. При необходимости можно использовать вкладные листы к форме М-19п.

   Ведомость учета остатков материалов на складе (форма М-20п) ведется в организациях, осуществляющих учет материалов по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу учета. Ведомость заполняется по данным карточек складского учета, проверенных бухгалтерией. Правильность перенесения остатков в ведомость подтверждается подписью проверяющего. При необходимости можно использовать вкладные листы к форме М-20п.

   Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (форма М-38п) применяется для учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование при автоматизированной обработке данных. Ведомость заполняется в двух экземплярах кладовщиком структурного подразделения. Оригинал ведомости передается в бухгалтерию, копия остается у кладовщика.[16]

   В бухгалтерии остатки материалов оцениваются по учетным ценам, и выводятся соответствующие суммы остатков на первое число. При наличии большого числа складов (кладовых) и когда номенклатура материалов небольшая, вместо ведомости остатков материалов могут использоваться месячные отчеты о движении ценностей по складу, представляемые материально ответственными лицами в бухгалтерию вместе с приложенными первичными документами.

   Основным регистром  учета движения материалов по  материально ответственным лицам является ведомость «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)». Данная ведомость позволяет осуществлять контроль сохранности материалов по местам их хранения, отражает поступление и остатки материалов в разрезе групп материалов (по учетным ценам и фактической себестоимости). Ведомость заполняется на основании реестров сданных документов по движению материалов и производственных отчетов цехов. [17, с.230]

   При использовании  компьютеров все необходимые  регистры (оборотные ведомости, ведомости остатков  и др.) составляются в виде специальных машинограмм.

    Выводы: аналитический учет- это учёт, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учёта, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счёта; существует несколько способов ведения аналитического учета материалов в бухгалтерии: сортовой и оперативно бухгалтерский (сальдовый); основным регистром учета движения материалов по материально ответственным лицам является ведомость «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)».

 

    3.2Организация синтетического учета хозяйственного инвентаря и спецодежды и порядок погашения их стоимости

 

  Cинтетический учет - обобщенное отражение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации на синтетических счетах бухгалтерского учета.

   На субсчете 10-10 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" отражается наличие и движение инструментов, инвентаря и хозяйственных принадлежностей со сроком полезного использования до 12 месяцев и в пределах стоимости, установленной законодательными положениями. Учетной политикой организации определяется порядок погашения стоимости соответствующих предметов.

   На субсчете 10-11 "Специальная одежда на складе" отражается наличие, поступление и выбытие специальной одежды, находящейся на складах организации и в других местах хранения.

   На субсчете 10-12 "Специальная одежда в эксплуатации" учитывают наличие и движение специальной одежды, используемой при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг и других целей. По кредиту данного субсчета отражается списание стоимости спецодежды в соответствии со сроками ее носки на себестоимость продукции, выполненных работ, оказанных услуг в корреспонденции с дебетом счетов по учету затрат на производство. При досрочном выбытии специальной одежды дебетуется счет 91 "Операционные доходы и расходы" в корреспонденции с кредитом субсчета 10-12 "Специальная одежда в эксплуатации" - на остаточную стоимость. (Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 14.08.2007 N 363).[18]

   В учетной политике организация должна установить порядок списания СИЗ (п. 107 Инструкции № 133). Он может быть:

1) общим, предусмотренным для списания любых предметов, находящихся в обороте, например:

  • в размере 50 % – при передаче в эксплуатацию и 50 % – при выбытии,
  • в размере 100 % – при передаче в эксплуатацию;
  • в размере 100 % – при выбытии из эксплуатации в связи с непригодностью;
  • для объектов, в т.ч. СИЗ, стоимостью до 2 базовых величин – единовременно по мере их передачи в эксплуатацию и др.;

2) отдельным, предусмотренным только для СИЗ, – ежемесячно, исходя из сроков службы СИЗ. [7] 

В УП «Минский мясокомбинат» списание стоимости предметов на затраты по производству и реализации продукции, товаров, работ, услуг производится в следующем порядке: предметы стоимостью до двух базовых величин списываются единовременно, свыше двух базовых величин- в размере 50% стоимости предметов – при передаче их со склада в эксплуатацию, и оставшиеся 50% стоимости- при выбытии, по предметам, по которым установлены сроки службы – исходя из сроков службы.

   Для учета производственных запасов, отражаемых на счете 10 "Материалы", предназначены журнал-ордер формы N 10-АПК и ведомость учета материальных ценностей, товаров и тары (ф. N 46-АПК).

   Учет движения материалов осуществляют в других журналах-ордерах. Так, учет материалов, поступивших от поставщиков, отражают в журнале-ордере формы N 6-АПК; приобретенных подотчетными лицами - в журнале-ордере формы N 7-АПК.

   Учет наличия и движения производственных запасов в денежном выражении по местам хранения ведут в Ведомости учета материальных ценностей, товаров и тары (ф. N 46-АПК). Ее открывают на месяц к синтетическому счету 10 "Материалы" по субсчетам или группам материалов. Записи в ней производят на основании отчетов движения продуктов и материалов (ф. N П3 - 12, П3 - 13) и других аналогичных документов, предоставляемых заведующими складами и руководителями производственных подразделений.

   Ведомость учета материальных ценностей, товаров и тары (ф. N 46-АПК) используют для распределения израсходованных материалов по направлениям затрат.

   В первом разделе формы N 46-АПК отражают стоимость поступивших ценностей по учетным ценам, а также в специальном расчете суммы отклонений фактической себестоимости оценки по учетным ценам.

   Во втором разделе ведомости формы 46-АПК по строкам 1 - 17 графы "Б" записывают номер склада либо фамилию, имя, отчество материально ответственного лица или учетные группы материальных ценностей, по которым выделяют отклонения от стоимости по учетным ценам.

   В графе 1 по строкам 1 - 17 показывают остатки производственных запасов на начало месяца по каждому складу, материально ответственному лицу или группе материалов по учетным ценам, а по строке 18 - итог в целом по предприятию. По этим же строкам в графах 2 - 5 записывают итоговые данные по приходу материальных ценностей в оценке по учетным ценам, а по строке 20 - их фактическую себестоимость приобретения (производства) в разрезе кредитуемых счетов. При этом используют показатели других журналов-ордеров, данные которых нашли отражение в разделе 1 ведомости по строкам 1 - 6.По графе 7 ведомости необходимо выделить внутренний оборот, то есть возврат из производства, со складов отделений, перемещение из других складов и т.п. В графе 19 показывается отпуск материалов с центрального и других складов на склады бригад, ферм, отделений и других подразделений. Данные о внутреннем перемещении по приходу и расходу по каждому субсчету счета 10 "Материалы" должны быть равны. В графе 8 по строкам 18 - 20 записывают итог поступления материальных ценностей по всем складам или учетным группам (без внутреннего перемещения с остатком на начало месяца, которые в обобщенном виде должны быть отражены также по строке 9 раздела 1 ведомости. Указанные данные используют для определения среднего процента отклонений фактической себестоимости по учетным ценам. Общий итог остатка материальных ценностей на начало отчетного месяца записывают в разделе 1 по строке 8 из раздела 2 (графа 1, строки 18 - 20).В разделе по строкам 1 - 20 (графа 1) отражают остатки из ведомости по соответствующему субсчету за предшествующий отчетному месяцу из графы 21 по строкам 1 - 20.По графе 9 - 17 записывают итоговые данные о расходе производственных запасов из отчетов материально-ответственных лиц в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат на производство, реализации и другим, которые должны быть равны данным соответствующей графы производственного отчета, составленного по всем производственным подразделениям организации в части производственных затрат по соответствующей статье расходов. После подсчета общей суммы расходов по графе 20 выводят остаток на конец месяца и отражают его по графе 21.По данным фактической себестоимости материалов, оставшихся на начало месяца и поступивших в отчетом месяце, и их стоимости по учетным ценам устанавливают процент и сумму отклонений. На основе выявленного таким образом процента отклонений определяют сумму отклонений, относящихся к израсходованным материальным ценностям и надлежащую ежемесячному списанию на счета затрат, реализации или другие пропорционально стоимости этих ценностей по учетным ценам в целом по организации. Отклонения, приходящиеся на остаток материалов на конец отчетного месяца, учитывают в следующем месяце при расчете отклонений. По строке 19 в графы 9 - 17 записывают суммы отклонений от учетных цен как результат произведения данных строки 18 (графы 9 - 17) на показатель строки 11 раздела 1. Общая сумма по строке 19 графы 18 должна равняться показателю строки 13 раздела 1.

   При отнесении суммы отклонении  на счета производственных затрат ее включают в сводный производственный отчет, составляемый по всем подразделениям организации и выводят общую сумму стоимости использованных материальных ценностей. В производственных отчетах подразделений стоимость отпущенных им материалов записывают по учетным ценам, а в сводном отчете в целом по отрасли или организации сумму отклонений включают в фактические расходы по использованным материальным ценностям.

   По строке 20 ведомости формы 46-АПК записывают фактическую  себестоимость производственных запасов по всем кредитуемым и дебетуемым счетам в целом по предприятию.

   Общие суммы остатков  материальных ценностей, учитываемых  на синтетическом счете 10 "Материалы", по всем складам, показанные по строке 20 на начало и конец месяца соответственно в графах 1 и 21, должны соответствовать Главной книге по этому счету.

   Данные об остатках материальных  ценностей используют для проверки  правильности показателей соответствующих  сальдовых ведомостей. При обнаружении расхождений сверяют данные первичных документов и отчетов материально ответственных лиц.

   Сложившуюся фактическую  себестоимость использованных (реализованных) материальных ценностей из строки 20 (графе 18) ведомости форма 46-АПК записывают в журнал-ордер формы 10-АПК по кредиту счета. При ведении ведомости по субсчетам или группам материальных ценностей перед занесением кредитового оборота в журнал-ордер формы 10-АПК данные отдельных ведомостей предварительно обобщают в целом по синтетическому счету.

   Обобщенные в журнале-ордере N 10-АПК и ведомостях формы 46-АПК о движении материальных ценностей по организации в целом сверяют с соответствующими показателями в других регистрах. В конце месяца после сверки оборотов по каждому синтетическому счету кредитовые обороты по ним в корреспонденции с другими счетами из журнала-ордера N 10-АПК переносят в Главную книгу.[19]

   При ведении бухгалтерского учета в УП «Минский мясокомбинат» используется журнально-ордерная форма учета с элементами автоматизированной обработки информации и программным обеспечением.

   Главная книга ведется на ПЭВМ с применением программного обеспечения, ежемесячно распечатывается оборотный баланс.

   Выводы: синтетический учет - обобщенное отражение активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации на синтетических счетах бухгалтерского учета;   в учетной политике организация должна установить порядок списания СИЗ; для учета производственных запасов, отражаемых на счете 10 "Материалы", предназначены журнал-ордер формы N 10-АПК и ведомость учета материальных ценностей, товаров и тары (ф. N 46-АПК); учет движения материалов осуществляют в других журналах-ордерах: учет материалов, поступивших от поставщиков, отражают в журнале-ордере формы N 6-АПК; приобретенных подотчетными лицами - в журнале-ордере формы N 7-АПК.

Информация о работе Общие принципы учета предметов хозяйственного инвентаря и спецодежды