Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Аудирование или слушание, как его ещё называют, - это деятельность по восприятию и распознанию речевого сообщения на слух. Стоит также заметить, что аудирование как действие, является неотъемлемой частью любого устного общения: производственного, бытового и личного. Из этого следует, что без этого вида речевой деятельности невозможно осуществление свободного речевого общения. Современное положение иностранных языков в обществе требует качественного овладения этим видом речевой деятельности. Ведь ученик не имеющий аудитивных навыков и умений просто не способен воспринимать обращённую к нему речь.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Особенности аудирования как вида речевой деятельности и способа речевого общения

1.1 Лингвопсихологическая характеристика аудирования

1.2 Механизмы аудирования и факторы, обеспечивающие успешность понимания иноязычного текста на слух

Выводы по главе

Глава 2. Аудирование в системе обучения иностранному языку в средней школе

2.1 Цели и содержание обучения аудирования в средней школе

2.2 Требования к аудиотекстам для средней школы

2.3 Этапы работы над аудиотекстом и задачи каждого из этапов

Выводы по главе

Глава 3. Технология обучения аудированию в средней школе

3.1 Система упражнений для обучения аудированию

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Обучение аудированию на уроках иностранного языка.docx

— 50.19 Кб (Скачать файл)

 

1) опознание звукового  потока;

 

2) восприятие значения  аудируемых единиц;

 

3) выявление значимой  информации в аудируемом тексте (И.А. Зимняя) В зависимости от конкретных учебных задач и по признаку полноты понимания информации различаются два вида аудирования:

 

§ аудирование с полным пониманием;

 

§ аудирование с пониманием основного содержания текста (И.Л. Бим).

 

В.П. Кузовлёв выделяет как отдельный вид выделяет аудирование с целью понимания не полной, а лишь интересующей и необходимой информации.

 

Для того, что бы выделить основные цели аудирования в средней школе обратимся к существующим рабочим программа учителей средней школы:

 

Рабочая программа для 7 класса 6 года обучения, написанная по учебнику И.Л. Бим , «Deutsch Schritte3», 2009 год, а также рабочей тетради и аудиодиска к учебнику Бим И.Л., „Deutsch, Schritte 3“, и дополнительных пособий: для учителя - «Книга для учителя» И.Л. Бим 2007 г.,[17]

 

Аудирование

 

Школьники учатся:

 

1. Воспринимать на слух  и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом  материале и включающие отдельные  незнакомые слова, о значении  которых можно догадаться.

 

2. Воспринимать на слух  и понимать основное содержание  небольших текстов, содержащих значительное  число незнакомых слов.

 

3. Воспринимать на слух  и добиваться понимания основного  содержания небольших сообщений, содержащих значительное число  незнакомых слов, путем переспроса, просьбы повторить, объяснить.

 

Рабочая программадля 8 класса, разработанная по учебнику „Deutsch“ Klasse 6 (авторы , Бим И.Л., Голотина ,А.А. «Немецкий язык» - М., Просвещение, 1990);[18]

 

Aудирование

 

· понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;

 

· понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;

 

· использовать переспрос, просьбу повторить;

 

Рабочая программа для 6 класса(2 год обучения), за основу взят учебник „Deutsch“ Klasse 6 (авторы И.Л. Бим, Л.И. Рыжова);[19]

 

Обучение аудированию

 

Аудирование занимает на втором году обучения весьма значительное место. Оно служит важным средством обучения, так как в процессе аудирования учащиеся часто знакомятся с новым лексическим и грамматическим материалом, тренируются в узнавании и припоминании уже известного, готовятся к ведению беседы по прослушанному и в связи с ним. Обучение аудированию является также одной из основных целей обучения. В 6-м классе развиваются и совершенствуются сформированные в 5-м классе навыки и умения этого вида речевой деятельности. Помимо текстов, содержащих только знакомый материал или явления, о значении которых можно догадаться, ученикам предлагаются тексты, содержащие незнакомые слова, раскрыть значение которых ученики должны, активно запрашивая дополнительную информацию (например: Was bedeutet dieses Wort, dieser Satz? Bedeutet das Wort...? и т. д.). Длительность звучания текста, как правило, до 1 минуты.

 

На основе приведённых выше примеров программ обучения аудированию на иностранном языке в качестве основной цели обучения слушанью выдвигается развитие у учащихся способности понимать на слух:

 

§ Иноязычную речь, построенную на программном материале с допущением некоторого количества незнакомой лексики в условиях непосредственного общения в различных ситуациях общения;

 

§ Учебные и аутентичные аудиотексты с разной степенью и глубиной проникновения в их содержание (в рамках программных требований);

 

§ Основную информацию (глобальное понимание);

 

§ Нужную информацию (селективное понимание);

 

§ Полную информацию (детальное понимание).

 

Познакомимся с этими видами аудирования более подробно.

 

Особенность глобального аудирования в том, что слушающего интересует, лишь общее содержание информации, его основная тема. При прослушивании текста, нам важно ответить только на вопросы общего характера (Что? Где? Когда?). При этом мы обращаем внимание только на понятое. Глобальное аудирование - это лишь общая, первичная ориентация в аудиотексте.

 

В случае когда слушающего могут заинтересовать некоторые подробности, детали, например имена, количественные данные и т.п. мы пользуемся детальным (изучающим) аудированием. Детальное и глобальное аудирование протекают одновременно, потому что детальное понимание не возможно без понимания того о каком событии повествует текст. В целях обучения необходимо отделить эти процессы друг от друга: при первом прослушивании должно осуществляться глобальное понимание, при втором - детальное. Этот вид аудирования удобен в диалоге, дискуссии, на лекции. Но в реальной ситуации он применяется крайне редко. Ошибка многих учителей заключается в том, что они почти каждый текст предлагают слушать учащимся детально. Чаще всего в аудиотексте нас интересует все - таки какая - то конкретная информация.

 

Глобальное и селективное аудирование самые «экономные» аудитивные стратегии, постоянно используемые и в родном языке.

 

Содержание обучения аудирования включает в себя лингвистический (в том числе лингвострановедческий и социокультурный) компонент[17], т.е. языковой и речевой материал, страноведческие, лингвострановедческие и социокультурные знания; психологический компонент, представляющий собой психофизиологические механизмы и действия по их использованию в процессе аудирования, коммуникативные навыки и умения; методологический компонент - комплекс учебных и компенсирующих умений, которые в совокупности с речевыми составляют стратегию понимания аудиотекста.

 

Как уже отмечалось выше, лингвистический компонент содержания обучения составляет языковой и речевой материал - лексический, грамматический, фонетический. Однако наибольший интерес представляет материал на уровне текста. Поэтому следует более подробно рассмотреть вопрос о требованиях к отбору текста.

 

Психологический компонент содержания обучения - это действия обеспечивающие функционирование механизмов аудирования, а также некоторые операции с языковым и речевым материалом, который благодаря упражнениям превращается в навыки и умения. Выделяют следующие 6 основных умений аудирования:

 

v Отделять главное от второстепенного;

 

v Определять тему сообщения;

 

v Членить текст на смысловые связи;

 

v Устанавливать логические связи;

 

v Выделять главную мысль;

 

v Воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной деятельности, до конца без пропусков.

 

v Также выделяют несколько  другую группу умений :

 

v Воспринимать, сегментировать (разделять) поток речи и дифференцировать (различать) воспринимаемые звуки и комплексы;

 

v Интегрировать (объединять) их в смысловые блоки;

 

v Удерживать их в памяти во время слушания;

 

v Осуществлять вероятностное прогнозирование (языковое и смысловое);

 

v Исходя из ситуаций общения, понимать воспринимаемое.

 

Общеучебные и компенсирующие умения, составляющие методологический компонент содержания обучению аудированию, включают в себя умение вести записи во время аудирования, пользоваться опорами, обходить трудности, использовать информацию, предворяющую аудирование (картинки, план, ключевые слова), а также опора на свой жизненный опыт, на знание предмета сообщения. Все эти умения комплексные. Они базируются на синхронной работе многих механизмов и на структуре аудирования как вида речевой деятельности. [12,c.245]

 

Вывод:

 

Таким образом, главная цель обучения аудированию - это развитие у учащихся способностей понимать на слух учебные и аутентичные тексты с разной глубиной проникновения в их содержание. Содержание обучения аудированию включает в себя три компонента: лингвистический, психологический и методологический.

 

2.2 Требования к аудиотекстам для средней школы

 

аудирование текст школа обучение

 

При определении трудностей текста учитывается способ передачи главной мысли - индуктивный или дедуктивный, форму предъявления - аудитивная, аудиовизуальная. Принимаются во внимание, кроме того, отнесенность текста к определенному стилю и жанру, сфера общения.

 

С учетом вышеизложенного можно выделить три группы текстов, отличающихся той или иной степенью сложности:

 

легкие тексты

 

· составленные (учебные) и полуаутентичные тексты разговорно - литературного, научно - популярного и художественного стилей в жанре сообщения или фабульного повествования с простым последовательным изложением;

 

· основная идея выражена эксплицитно в начале текста;

 

· сфера общения: неофициальная, в форме несложного монолога или диалога - сообщение/запрос информации;

 

· языковые и структурные особенности: известная грамматика; 2-3% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться; структура изложения простая с информативным и номинативным заголовками;

 

тексты средней трудности:

 

· аутентичные и полуаутентичные тексты разговорно - литературного, научно - популярного или художественного стиля в жанре беседы, сообщения, описания с последовательным и простым изложением;

 

· основная идея выражена в начале или в середине текста;

 

· сфера общения: официальная и неофициальная; монолог - описание/повествование; диалог - распрос/объяснение; полилог с ограниченным количеством сюжетных линий;

 

· языковые и структурные сложности: грамм материал известен; 2-3% незнакомых слов, не являющихся ключевыми; все типы заголовков;

 

· способы презентации: беседа и рассказ учителя; озвученные диафильмы и кинофильмы, в которых аудитивная информация превалирует над зрительной; фонозапись или грампластинка с визуальным подкреплением;

 

трудные тексты:

 

· аутентичные тексты публицистического, научно - популярного и художественного стилей в жанре беседы, интервью, репортажа, описания;

 

· основная идея выражена в конце текста или эксплицитно не выражена;

 

· сфера общения неофициальная, полилог с разнообразными сюжетными линиями, монолог в диалоге.

 

· языковые и структурные особенности: имеются незнакомые грамматические явления, 4-5% незнакомых слов; структура изложения осложнённая; заголовки рекламные; эмоционально апеллятивные или отсутствие таковых;

 

· формы презентации: грампластинки и фонозапись без зрительного подкрепленияб контактное общение с носителем языка.

 

Гальскова Н.Д. рекомендует так же обратиться к экспериментальным данным Смирновой Л.П., 1982. [1,c.176-179]

 

Вывод: Аудиотексты делятся на три уровня сложности: легкие, средней трудности, и трудные. Трудность текста зависит от содержания в нем неизвестных\известных грамматических материалов, от наличия определённого процента незнакомых лексических единиц и от формы презентации (со зрительным подкреплением или без него).

 

2.3 Этапы работы над  аудиотекстом и задачи каждого из этапов

 

Вся работа с аудиотекстом в условиях состоит из трёх этапов: предтекстового, текстового и послетекстового.

 

Предтекстовый. На этом этапе возможна работа с доской, раздаточными материалами и фрагментами аудиотекста, а также живое учебное общение.

 

Основная цель этапа: снятие языковых трудностей аудиотекста, а так же направление внимания учащихся на дальнейшее прослушивание аудио материала. Возможно использование тренировочных упражнении на базе текста для развития контекстуальной догадки или упражнении для обучения вероятностному прогнозированию.

 

Предтекстовая ориентировка на восприятие аудиотекста состоит в постановке предтекстовых вопросов, предложении озаглавить текст, попросить учеников догадаться о чём будет текст, по заголовку(если он есть), по словам, по иллюстрации. Дать учащимся задание подтвердить или опровергнуть предлагаемые учителем утверждения насчёт предстоящего прослушивания. Предтекстовый этап очень важен если речь идёт о тексте средней трудности или о трудном аудиотексте , так как используя предтекстовые ориентиры, обучаемые могут лучше воспринимать поступающую информации на слух. А также предтекстовый этап помогает направить внимание учеников на предстоящее прослушивание.

 

Текстовый этап включает прослушивание всего текста? в случае возникновения затруднений возможно повторное прослушивание. Текстовый этап исключает многократного прослушивания текста, допустимое количество - два раза, очень важно каждый раз перед учениками ставить новые задачи. Это могут быть следующие задания: 1. Подбор к абзацу заглавия. 2. Ответы на поставленные перед во время предтекстового этапа вопросы. 3. Заполнение таблицы.

 

Послетекстовый этап включает контроль понимания прослушанного текста.

 

Существует несколько уровней понимания : уровень фрагментного понимания, уровень общего понимания, уровень полного понимания, уровень критического понимания. [1, 188] Послетекстовые упражнения выбираются в зависимости от цели, которую мы ставили перед собой и учениками перед началом прослушивания.

 

Если нашей целью было общее понимание текста следует включить в работу такие упражнения как:

 

- Ответы на вопросы  общего характера;

 

- Выполнение тестов множественного  выбора;

 

- Передача основного содержания  на родном \ иностранном языке;

 

- Перечисление основных  фактов в той последовательности, в которой они даны в тексте;

 

- Определения типа текста  и основной темы;

 

- Соотнесение заголовка \ иллюстрации с содержанием текста;

 

Уровень полного понимания:

 

- Ответы на вопросы  не только общего, но и детального  понимания;

 

- Составление развёрнутого  плана;

 

- Составление схем, таблиц, изображение предметов\деталей;

 

- Пересказа на иностранном  языке с опорой на картину(рисунок, схемы, ключевые слова или план)

 

- Оценки поступков действующих  лиц;

 

- Заполнения пропусков

 

Уровень критического понимания(данный уровень предполагает наличие хорошо сформированных технических навыков и достаточно богатого речевого опыта):

 

- Составление рецензии \ оценка прослушанного текста;

 

- Составление аннотации \ реферата;

Информация о работе Обучение аудированию на уроках иностранного языка в средней школе